Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологическое строение деятельности




Раздел 3. ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ

Тема 9. Деятельность и общение как факторы развития личности

План

Психологическая теория деятельности

Общее понятие деятельности

Психологическое строение деятельности

Понятие внутренней деятельности

Общение

Деловое общение

Общение как перцепция

Общение как коммуникация

Вербальная коммуникация

Совершенствование навыков вербального общения

Невербальная коммуникация

Общение как интеракция

Психологическая теория деятельности

Психологическая теория деятельности (ПТД) была создана в советский период (к.20 – н.30-х гг.). Ее основные представители Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин и многие другие психологи и педагоги Отечественной научной школы.

Психологическая теория деятельности опирается на основной принцип диалектического материализма: не сознание определяет бытие человека, а наоборот, бытие, деятельность человека определяют его сознание; на признание неразрывного единства сознания и поведения.

Деятельность – это исходная реальность, а психика ее производная и одновременно неотъемлемая сторона. Психика не может рассматриваться вне деятельности, а деятельность – без психики. Психические процессы – это особые формы деятельности.

Исходя из перечисленных положений психология определяется как наука о законах порождения и функционирования психического отражения индивидом объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животного.

ПТД нашла применение в решении фундаментальных психологических проблем:

- предмет психологии;

- происхождение и развитие психики в фило- и онтогенезе;

- происхождение человеческого сознания;

- природа личности;

Теория занимает значимое положение в Отечественной психологии.

Во-первых: деятельность играет решающую роль в происхождении сознания и развитии психики человека.

Во-вторых: деятельность играет роль в проявлении психических феноменов человека, в том числе и сознания. Судить о человеке, о его особенностях личности в основном можно лишь по результатам его деятельности.

Дальнейшее рассмотрение вопросов касающихся деятельности в изучаемой теме представлено в основном в русле этой теории.

 

Понятие деятельности

В 1940 г. С.Л. Рубинштейн отмечал, что понятие «деятельность» употребляется в очень широком и неоднозначном смысле: говорят о психической деятельности сплошь и рядом отождествляя, по существу, деятельность и активность.

Можно зафиксировать 4 смысла:

1. Деятельность как совокупность результатов и последствий – продуктов, достижений, произведений и т.п. в этом понимании деятельность предстает как производство.

2. Деятельность как процесс преодоления трудностей, как решение проблем и задач, как средство их решения. В этом смысле деятельность предстает как труд в истинном смысле этого слова.

3. Деятельность как процесс самоизменения человека в ходе изменения обстоятельств своей жизни. Так понимаемая деятельность – это самодеятельность.

4. Деятельность как таковая, вне еерезультативности, как способ отношения к условиям своей жизни, как деяние. Здесь деятельность – это практика.

Именно практика выступает предметом философского анализа.

Определения деятельности:

Деятельность это взаимодействие человека и мира, в процессе которого человек целенаправленно и сознательно преобразует мир (Философская точка зрения);

Деятельность это способ существования и развития общества и человека, всесторонний процесс преобразования им окружающей природы и социальной реальности (включая его самого) в соответствии с его потребностями, целями и задачами (Л.П. Буева);

Деятельность – это специфическая человеческая активность, регулируемая сознанием, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внутреннего мира и человека (Классическое);

Деятельность – это система процессов, осуществляющих взаимодействие организма именно с предметной средой. Деятельность всегда предметна (А.Н. Леонтьев).

А.Н. Леонтьев называет эту деятельность деятельностью 2-го рода, в отличие от предметно не направленной, или поисковой, активности, которая проявляется, например, в ауторитмических движениях новорожденных – эта активность, идущая «навстречу» среде, не побуждается непосредственно воздействием среды и не отвечает предмету потребности до тех пор, пока он не обнаружен.

Значение деятельности:

В процессе деятельности происходит развитие человека, формирование отношения человека к миру.

• «Психика, сознание формируются в деятельности, в поведении, и лишь через поведение, деятельность они объективно познаются

• специфическая особенность человеческой деятельности в том, что она сознательна и целенаправленна…

• вместе с тем, в деятельности и через деятельность индивид реализует и утверждает себя как субъект, как личность. Как субъект – в своем отношении к объектам им порожденным, как личность – в своем отношении к другим людям, на которых он в своей деятельности воздействует и с которыми, он через нее вступает в контакт.

В деятельности все психические свойства личности не только проявляются, но и формируются». (С.Л. Рубинштейн)

Деятельность – это не внешнее делание, а позиция – по отношению к людям, к обществу, которую человек всем своим существом, в деятельности проявляющемся и формирующимся, утверждает.

Основная единица деятельности действие;

Основная единица поведения поступок.

На каждом этапе своего развития общество предъявляет определенный социальный заказ к проекту личности, следовательно, чтобы деятельность привела к запроектированному «проекту»: ее деятельность необходимо организовать и разумно направить; и необходимо направленность извне сочетать с активностью личности.

По направленности выделяют деятельность:

- познавательную

- общественную

- спортивную

- художественную

- техническую

- ремесленническую

- гедоническую (получение удовольствий)

- общение

Деятельность может быть активной и пассивной. Нормально развивающийся младенец уже активен, но в дальнейшем под влиянием среды и воспитания активность повышается или понижается.

Продуктивное развитие человека может быть обеспечено только активной эмоционально-окрашенной деятельностью, в которую человек вкладывает душу, где он самореализуется как личность.

Вывод: для развития личности важна не столько деятельность как таковая, сколько активность личности в этой деятельности проявляющаяся.

«Ученик должен учится сам, а педагог дает ему материал для учения и руководит этим процессом» (К. Ушинский).

Активность личности носит избирательный характер и ее развитие происходит под воздействием лишь тех влечений, которые выражают потребность самого человека.

«Главное дело воспитания личности как раз и заключается в том, чтобы тысячами нитей связать человека с жизнью так, чтобы со всех сторон перед ним вставали задачи для него значимые притягательные» (С.Л. Рубинштейн).

Таким образом, активность личности не только предпосылка, но и результат воспитания.

 

Психологическое строение деятельности

 

1 уровень Особенных деятельностей (или особых видов деятельности)

2 уровень Действий

3 уровень Операций

4 уровень Психофизиологических функций

 

2,3,4 уровни – операционально-технические аспекты деятельности

1 уровень – мотивационно - личностные аспекты деятельности

4 уровень:

Под психофизиологическими функциями в теории деятельности понимаются физиологические обеспечения психических процессов.

Выделяют по причине «организмического» характера. Достаются субъекту от природы, он ничего не должен делать, чтобы их иметь, он находит их в себе готовыми к использованию.

Это необходимые предпосылки и средства деятельности:

- сенсорная функция – способности к ощущению;

- мнемическая функция – способности к образованию и фиксации прошлого опыта (воздействий);

- моторнаяфункция двигательная способность;

+ врожденные механизмы, закрепленные в морфологии нервной системы, и те, которые созревают в течение 1-х месяцев жизни.

Пример:

Когда человек ставит перед собой цель что-то запомнить, то он часто использует приемы или действия, которые называются мнемическими (это логический анализ материала, ассоциирование с чем-то знакомым, повторение и т.д.), но ни одно не привело бы к желаемому результату, если бы субъект не обладал мнемической функцией.

3 уровень:

Операцией называется способ выполнения действия (например, перемножить два числа, вдеть нитку в иголку)

Характер операций зависит от условий, в которых совершается деятельность. Если действие отвечает цели, то операция отвечает условиям (внешние обстоятельства, возможности или внутренние средства субъекта).

Цель, данная в определенных условиях в теории деятельности называется задачей. Описывая процесс решения задачи необходимо указывать и действия, и операции, реализующие их. О действии без операций, абстрагированном от операций, возможно говорить, пожалуй, только на этапе планирования.

 

Планируемое действие Ц → Д

Осуществляющееся действие Ц (Условие) → Д (Операция)

{Задача}

Психологическая характеристика операций:

1). Мало осознаются – этим отличаются от действий, которые предполагают и сознаваемую цель, и сознательный контроль за протеканием действия. По сути, уровень операций заполнен автоматическими действиями и навыками.

Бывают 2-х родов:

- одни возникают путем прилаживания, адаптации, непосредственного подражания;

- другие возникают из действий путем их автоматизации.

2). Операции первого рода практически не осознаются и не могут быть вызваны в сознании даже при специальных усилиях. Операции второго рода находятся на грани сознания.

3). Всякое сложное действие состоит из слоя действий и «подстилающих» их операций.

Движение на границе «сознаваемое-несознаваемое»:

Вверх: укрупнение единиц деятельности (превращение некоторых действий, в основном наиболее элементарных, в операции);

Вниз: дробление деятельности на более мелкие единицы (превращение операций в действия).

Пример:

Предположим, в ходе дискуссии у вас возникла мысль, и вы ее высказали, заботясь о содержании, а не способе выражения.

Вы совершили действие, которое было обеспечено многими операциями – умственными, речевыми, артикуляционными. Вместе они реализовали действие – высказывание мысли.

Но предположим:

- вы не смогли сразу подобрать для выражении мысли нужного слова: граница сдвинулась вниз – то, что раньше происходило на уровне операций (подбор слова), стало действием.

- произнося слово, сделали оговорку, тогда вы его повторяете, следя за правильным произношением: граница еще ниже – действием стал еще более мелкий акт, собственно артикуляция слова, который, как правило, лежит еще в более глубинных слоях операций.

Данный анализ позволяет узнать насколько человек продвинулся в обучении, насколько и чем загружено его сознание, находится ли он в состоянии утомления или эмоционального возбуждения (при которых происходит дробление действий).

Наиболее точный признак, различающий действия и операции – осознаваемость / неосознаваемость

✓ 2 уровень:

Действие – основная единица анализа деятельности – это процесс, направленный на реализацию цели.

Цель – это образ желаемого результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения действия.(Говорить о «сознательной цели» не имеет особого смысла: цель всегда сознательна, образ результата всегда удерживается в сознании).

Характеристики действия:

1). Действие включает как необходимый компонент акт сознания в виде постановки и удержания цели, но данный акт сознания не замкнут в самом себе, как это фактически утверждала психология сознания, а «раскрывается» в действии («размыкание» круга сознания).

2). Действие – это одновременно и акт поведения (теория деятельности сохраняет достижения бихевиоризма делая объектом изучения внешнюю активность животных и человека), но в неразрывном единстве с сознанием (принцип единства сознания и поведения). Движение без цели – это несостоявшееся поведение, чем подлинная сущность.

3). Через понятие «действие» теория деятельности утверждает принцип активности (противопоставление принципу реактивности): активное начало в субъекте в форме цели, а не во внешнем стимуле. Для человека слишком типичны действия, которые подчиняются не логике внешних воздействий, а логике его внутренней цели.

4). Понятие действия «выводит» деятельность человека в предметный и социальный мир («Представляемый результат» (цель) действия не столько биологический – получение пищи, избегание опасности, самосохранение, – это прежде производство материального продукта, установление социального контакта, получение знаний и т.д.) (принцип предметности человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности).

✓ 1 уровень:

Совокупность действий, которые вызываются одним мотивом («ради» чего-то человек, как правило, производит много разных действий), называется деятельностью, а конкретнее, особенной деятельностью или особенным видом деятельности.

Примеры: игровая, учебная, трудовая, общение -за этими формами активности закрепилось слово «деятельность».

На протяжении первых семи лет ребенок последовательно осваивает несколько видов деятельности. Среди них выделяют три основных, ведущих вида деятельности: общение, предметную деятельность и игру. Эти виды деятельности выступают как определяющие условия развития ребенка.

9.2.2. Понятие внутренней деятельности

 

А.Н. Леонтьев исходил из различения внешней и внутренней деятельности.

Внешняя деятельность – это чувственно-предметная, материальная деятельность.

Внутренняя – это деятельность по оперированию образами, представлениями о предметах или идеальная деятельность сознания (внутренняя работа).

Внутренняя деятельность вторична: она формируется на основе внешней предметной деятельности.

Процесс перехода внешней предметной во внутреннюю психическую деятельность обозначается в психологии термином «интериоризация».

Интериоризация состоит не в простом перемещении внешней деятельности во внутренний план сознания, а в формировании самого этого сознания.

Обратный переход от внутренней к внешней – «экстериоризация». Опредмечивание наших представлений, создание предмета по заранее разработанному плану – примеры экстериоризации.

Примеры внутренней деятельности: умственная работа, проигрывание действий в уме – практических и обдумывания поступков, размышления.

Функции:

- Внутренние действия подготавливают внешние действия.

- Экономизируют человеческие усилия, давая возможность достаточно быстро выбрать нужное действие.

- Дают возможность избежать грубых ошибок, иногда роковых.

Особенности:

- Внутренняя деятельность как активность – это деятельность, которая имеет принципиально то же строение (побуждается мотивами, сопровождается эмоциональными переживаниями, имеет свой операционально-технический состав), что и внешняя, и отличается только формой протекания, и вместо реального продукта получается мысленный результат.

- Внутренняя деятельность произошла из внешней, практической деятельности путем процесса интериоризации, т.е. при переносе соответствующих действий в умственный план (для успешного воспроизведения какого-то действия в уме нужно обязательно освоить его в материальном плане и получить сначала реальный результат).

- Весь процесс протекает намного быстрее.

 

 

Общение

В психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.

Рассматривая образ жизни различных высших животных и человека, можно выделить две стороны:

 

контакты с природой и контакты с живыми существами

       
   


Деятельность Общение

Общение – одна из основных сфер человеческой жизни. Виды и формы общения очень многообразны:

- Непосредственное («лицом к лицу») и опосредованное (письма, телефон, телеграф и т.д.);

- Включенное в контекст той или иной профессиональной деятельности или дружеское;

- Субъект-субъектное (диалогическое, партнерское) или субъект-объектное (монологическое).

Наиболее простая модель общения (Рис. 9.1) представлена двумя субъектами общения.

В качестве субъектов общения может выступать как индивидуум, так и группа.

Русский мыслитель Петр Чаадаев (1794–1856), подчеркивая важность общения в жизни человека, остроумно заметил: «Лишенные общения с другими созданиями, мы щипали бы траву, а не размышляли о своей природе».

 

Деловое общение

Хотя человеческое общение всегда лежало в основе социального бытия, прямым объектом психологического и социально-психологического анализа оно стало только в 20 в.

Если рассмотреть, по поводу чего и для чего люди общаются, и выделить все возможные функциональные ситуации, то оказывается, таких ситуаций может быть четыре:

- цель общения находится вне самого взаимодействия субъектов;

- цель общения заключена в нем самом;

- цель общения состоит в приобщении партнера к опыту и ценностям инициатора общения;

- цель общения – приобщение самого его – инициатора – к ценностям партнера.

Первый вид общения – деловое общение. Предметом общения является дело.

Особенности делового общения заключаются в том, что:

- партнер в деловом общении выступает как личность, значимая для субъекта;

- общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела;

- основная задача делового общения – продуктивное сотрудничество.

Прагматичный Дж. Рокфеллер, хорошо понимая значение общения для деловой деятельности, говорил: «Умение общаться с людьми – такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире».

Что значит уметь общаться?

Это значит уметь разбираться в людях и на этой основе строить свои взаимоотношения с ними, что предполагает знание основ психологии общения.

В процессе общения люди воспринимают друг друга, обмениваются информацией и взаимодействуют.

Отсюда три стороны общения: общение как восприятие (перцепция), общение как коммуникация и общение как взаимодействие (интеракция).

 

Общение как перцепция

 

Общение как перцепции – это восприятие и понимание в процессе общения.

Термин «социальная перцепция», т.е. социальное восприятие был введен американским психологом Дж. Брунером. Назвав восприятие «социальным», он обратил внимание на то, что, несмотря на все индивидуальные различия, существуют какие-то общие, вырабатываемые в общении, в совместной жизни социально-психологические механизмы восприятия. Брунер провел целую серию экспериментов по изучению восприятия и показал, что восприятие, как предметов, так и других людей зависит не только от индивидуально – личностных, но и от социокультурных факторов.

Социальная значимость или не значимость объекта может восприниматься неадекватно. Так, дети из бедных семей воспринимают размеры монеток больше их реальных размеров, чем дети из богатых семей. Такой же деформации подвергаются и образы людей: эксперимент П. Уилсона по определению роста человека, которого последовательно представляли в разных студенческих аудиториях как лаборанта, преподавателя, доцента, профессора: чем выше становился его статус, тем более высоким он воспринимался.

Общение определяется тем представлением о партнере, которое складывается в восприятии. Под восприятием в социальной психологии понимается целостный образ другого человека, формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения.

Психологические исследования показали, что в основе восприятия не знакомых ранее людей и людей, с которыми уже имеется определенный опыт общения лежат разные психологические механизмы – это

- Механизмы межгруппового общения;

- Механизмы межличностного общения

К 1 механизмам относится процесс социальной стереотипизации, суть которого заключается в том, что образ другого человека строится на базе тех или иных типовых схем. Наиболее известны этнические или национальные стереотипы – о вежливости англичан, легкомысленности французов или о загадочной славянской душе.

Формирование образа другого человека осуществляется тоже путем стереотипизации. Вопрос, насколько точным является первое впечатление, далеко непрост.

С одной стороны, почти каждый человек, имеющий опыт общения, способен по внешности человека, его манере говорить и поведению достаточно точно определить его социально психологические характеристики: психологические черты, возраст, социальный слой, примерную профессию. Но эта точность бывает только в нейтральных ситуациях. Чем менее нейтральны ситуации, чем более люди заинтересованы друг в друге, тем больше вероятность ошибок.

Эти ошибки обусловлены следующими факторами:

А - фактор превосходства,

В - фактор привлекательности,

С - фактор отношения к нам.

А. При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем было бы, если бы он нам был равен. Или недооцениваем его, если превосходим сами. Причем превосходство фиксируется по какому-то одному фактору, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам. Эта схема восприятия начинает работать не при всяком, а только при действительно важном, значимом для нас неравенстве.

Информация о превосходстве так или иначе закладывается в одежду, манеру поведения, в них всегда есть элементы, свидетельствующие о принадлежности человека к той или иной социальной группе.

Б. Действие фактора привлекательности при восприятии человека заключается в том, что под его влиянием какие-то качества человека переоцениваются или недооцениваются другими людьми. Ошибка здесь в том, что если человек нам нравится (внешне!), то одновременно мы склонны считать его более умным, интересным и т.д. опять таки переоценивая многие его личностные характеристики. В эксперименте учителям были предложены для оценки «личные дела» учеников и ставилась задача определить уровень интеллекта, планы на будущее, отношения со сверстниками. Секрет эксперимента состоял в том, что для оценки давалось одно и то же дело, но с разными фотографиями – красивых и некрасивых детей. Красивые дети получали более высокую оценку своих возможностей. Эти данные подтверждены и в эксперименте американского психолога А. Миллера, который, применив метод экспертных оценок, отобрал фотографии людей «красивых», «обыкновенных», и некрасивых. Затем он показывал эти фотографии испытуемым. В их оценке красивые превосходили некрасивых по всем параметрам.

Итак, чем больше внешне привлекателен для нас человек, тем он кажется лучше во всех других отношениях. Знаком привлекательности являются усилия человека выглядеть социально-одобряемым.

В. Люди хорошо к нам относящиеся, оцениваются выше тех, которые к нам плохо относятся. Знаком отношения к нам, запускающим соответствующую схему восприятия, является все, что свидетельствует о согласии или несогласии партнера с нами. Психологи Карри и Кени, выявив мнения испытуемых по ряду вопросов, знакомили их с мнениями по тем же вопросам, принадлежавших другим людям, и просили их оценить эти мнения. Оказалось, что чем ближе чужое мнение к собственному, тем выше оценка высказавшего это мнение человека. Убежденность в этом предполагаемом «родстве душ» была настолько велика, что разногласий с позиций привлекательности лица испытуемые просто не замечали.

Задачей первого впечатления является быстрая ориентировка в межгрупповом общении. Для людей как социальных существ, главное – определение вопроса о групповой принадлежности партнера. Поэтому можно сказать, что первое впечатление почти всегда правильно. Ошибкой же является то, что стереотипизация вызывает определенную оценку и неизвестных еще пока свойств и качеств, что может привести к неадекватному общению в дальнейшем.

✓ К 2 механизмам относятся:

А. идентификация,

В. эмпатия,

С. рефлексия

В постоянном общении становится важным более глубокое и объективное понимание партнера – его актуального эмоционального состояния, намерений, динамики его отношений к нам.

А. Наиболее простой способ понимания другого человека обеспечивается идентификацией – уподоблением себя ему. При идентификации человек как бы ставит себя на место другого и определяет как бы он действовал в подобных ситуациях. Методика Д. Карнеги (1888–1955) «Как оказывать влияние на людей» основана на этом механизме.

Б. Эмпатия – это понимание на уровне чувств, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека. Ситуация другого человека не столько продумывается, сколько прочувствуется. К. Роджерс (1902–1982) определял эмпатическое понимание как «умение войти внутрь личного мира значений другого человека и увидеть правильно ли мое понимание». Эмпатическое понимание возможно в отношении немногих, поскольку составляет тяжелую нагрузку для психики.

В. Процесс понимания опосредован процессом рефлексии. В социальной психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению – это уже не просто знание другого, но знание того, как другой понимает меня, т.е. своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения друг друга.

Общение как рефлексивный процесс был описан еще в к.19 в. Дж. Холмсом, который, исследуя общение двух субъектов, показал, что в этой ситуации наличествуют не двое, а шесть субъектов. Он выделил ситуацию общения неких условных Джона и Генри. И три позиции Джона и три позиции Генри:

1. Джон каков он есть сам по себе

2. Джон, каким он сам видит себя

3. Джон, каким его видит Генри

Впоследствии Г. Ньюком и Ч. Кули усложнили ситуацию:

4. Джон, каким ему представляется его образ в сознании Генри

Соответственно у Генри тоже 4 позиции и схема общения будет выглядеть следующим образом (Рис. 9.2)

Есть два субъекта общения: А и Б. Между ними устанавливаются коммуникации:

Кроме того, у А и Б есть представление о самих себе: у А – А1, у Б – Б1, а также представление о другом: у А – Б2, у Б – А2.

Взаимодействие в процессе общения осуществляется следующим образом А (в качестве А1) обращается к Б2, Б реагирует (в качестве Б1) на А2. Насколько это близко к реальным А и Б, еще надо исследовать, ибо ни А ни Б не знают, что имеются несовпадающие с реальностью А1, Б1, А2, Б2, и при этом между А и А2, Б и Б2 нет каналов коммуникации. Ясно, что успех общения будет максимальным при минимальном разрыве в линиях А-А1-А2 и Б-Б1-Б2 [53].

Если выступающий (А) имеет неверное представление о себе (А1), о слушателях (Б2), и главное, о том, как его воспринимают слушатели (А2), то его взаимопонимание с аудиторией будет исключено.

Общение как коммуникация

Коммуникация – это процесс двухстороннего обмена идеями и информацией, ведущий к взаимному пониманию (от лат. - общее, разделяемое со всеми).

Коммуникация должна быть эффективной, способствовать достижению целей участников общения, что предполагает выяснение следующих вопросов:

- каковы средства коммуникации и как правильно ими пользоваться в процессе общения;

- как преодолеть коммуникативные барьеры непонимания и делать коммуникацию успешной.

Средства общения делятся на две группы:

Вербальные (словесные)

Невербальные

На первый взгляд может показаться, что невербальные средства не так важны, как словесные. А. Пиз, в своей книге «Язык телодвижений», приводит данные, полученные А. Мейерабианом. Согласно которым, передача информации происходит за счет только слов – на 7 %, звуковых средств (тон голоса, интонация) – на 38%, а за счет невербальных средств – на 55%. К таким же выводам пришел профессор Бердвиссл – словесное обращение в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации передается с помощью невербальных средств.

Вербальная коммуникация

При вербальном общении содержание информации передается при помощи языка.

При передаче информации нужно возникшую идею, мысль сначала словесно оформить во внутренней речи, затем перевести из внутренней во внешнюю, т.е. высказать. Это высказывание должно быть услышано и понято.

Рассмотрим потери информации (Рис. 9.3):

Величина этих потерь определяется общим несовершенством человеческой речи, невозможно полно и точно воплотить мысль в словесные формы, о чем образно сказал русский поэт Ф. Тютчев: «Мысль изреченная есть ложь», а также наличием или отсутствием доверия к собеседнику, личными целями и устремлениями (когда желаемое принимается за действительное), совпадением или несовпадением словарного запаса, и многим, многим другим.

В психологии разработаны демонстрационные модели, облегчающие понимание процесса общения. Одна из таких моделей предложена Ш.Фон Туном, и учитывает как содержание сообщения, так и его личностный смысл (Рис. 9.4).

Эффективной коммуникация будет тогда, когда получатель правильно расшифрует все его четыре стороны. Если не способен расшифровать или реагирует не на ту его сторону, то возникает непонимание.

Пример из «Ревизора»Гоголя:

Существо дела

Самораскрытие Я собрал Вас господа, чтобы сообщить Призыв

пренеприятное известие:

К нам едет ревизор.

Отношение

Существо дела понятно: едет ревизор. Что еще хотел сказать городничий? Каково его отношение к чиновникам? Очевидно:

- Знаю я вас, подлецов!

- Держитесь!

Отношение передается невербальными средствами. Большинство конфликтов возникают при неправильной расшифровке отношения. Часто воспринимают не существо дела, а отношение, и реагируют именно на него.

На стороне самораскрытия можно предположить следующее:

- Мне страшно!

- Я чувствую себя неуверенно.

- Я выбит из обычной колеи

- Я обескуражен.

Четвертая сторона сообщения содержит призыв или обращение. Отправитель информации своим посланием хочет чего-то добиться. В нашем примере обращение может выглядеть так:

- Помогите в этой неприятной ситуации

- Не выдайте, братцы

- Давайте спасаться вместе.

Как услышать то, что действительно сообщается?

Максимальное сближение между передающим и воспринимающим информацию возможно тогда, когда задается достаточно много вопросов, когда отправителю информации возвращается посланный им «мяч», и он может узнать, что получатель действительно воспринял. Необходимы обратные связи: «Я правильно понял, что…», «Вы, значит, думаете, что…» и т.д.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...