Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Фокус Покус (Hocus Pocus) –Владеющий Телом.




 

Как и полагается великому фокуснику, Гудини окружил свою жизнь густой завесой мистификаций. Родился он не в американской глубинке, как говорится во многих справочниках, а в Будапеште. Он вовсе не Гарри Гудини, а Эрих Вейс, пятый сын раввина Майера Самуэля и его жены Цецилии. Вскоре после рождения Эриха семья отправилась в Америку в поисках лучшей доли. В небольшом городке Эплтон (штат Вирджиния) и прошло детство Эриха. По воспоминаниям Гудини, первым толчком к овладению секретами иллюзионного искусства оказалась... любовь к кондитерским изделиям. Отец, отчаянный скопидом, лично запирал на ключ варенье и домашнее печенье. Это и стало стимулом в карьере будущего фокусника: семилетний Эрих с помощью изогнутой проволоки научился отпирать различные запоры и замки, которые придумывал отец.

Дальнейшее развитие таланты мальчика получили, когда ему в руки попалась книжка «Воспоминания посла, волшебника и фокусника Робера Гудина». По его книге маленький Эрих научился многим фокусам, которые сделали его кумиром окрестной детворы. Например, подвешенный за ноги мальчик ухитрялся собирать рассыпанные на полу булавки с помощью бровей и ресниц.

С 16 лет Эрих решил зарабатывать на жизнь самостоятельно, вместе с братом Тео ушел из дома и отправился в Нью-Йорк, где они и пристроились в бродячем цирке. Эрих взял себе звонкий псевдоним, соединив фамилию своего обожаемого Гудина с именем случайного соседа по гостинице, научившего юношу основам «работы с отмычкой».

В 1894 г. Гарри вновь отправился в Нью-Йорк, где встретил в одном цирке молодую шансонетку Бесси Раннер, которая через месяц стала его женой. Тео и прочие родственники были против брака Гарри с католичкой. С того времени Бесси стала его рекламным агентом, режиссером и имиджмейкером. Всю оставшуюся жизнь Гарри хранил верность своей единственной любимой и почти каждый день писал ей письма. Их брак, к сожалению, оказался бездетным из-за болезни Гарри.

Гудини интересовали только новые, все более опасные трюки, при виде которых даже у повидавших всякое репортеров волосы вставали дыбом. Связанного Гудини кладут в гроб, запирают на замок и опускают на дно реки, а через две минуты он появляется на поверхности. Вниз головой, со скованными руками его спускают с крыши небоскреба на веревке — на этот раз освобождение от оков занимает 5 минут. Так же быстро он избавляется от наручников под крылом летящего аэроплана. В Детройте он прыгнул с моста в скованную льдом реку и, снесенный течением, не мог найти спасительную полынью. В тот раз ему удалось найти под слоем льда воздушную пробку и дождаться помощи, пробыв под водой 8 минут.

В 1903 г. в Петербурге комендант Петропавловской крепости лично запер Гудини в одной из камер, тщательно перед этим обыскав. Каково же было удивление генерала, когда через 20 минут маг появился в его кабинете, галантно приподняв арестантскую шапочку. Для чистоты эксперимента Гарри выдали казенное платье. Через много лет выяснилось, что «безутешная » Бесси в прощальном поцелуе через решетку передала супругу крошечную отмычку.

Для многих загадкой остается другой трюк Гудини. Только однажды маг проходил сквозь стену в Нью-Йорке. Прямо на сцене рабочие выстроили стену толщиной 30 см, по бокам встали добровольцы из публики. Гудини, заслоненный холщовым экраном, время от времени говорил: «Прохожу, прохожу!» Наконец произнес: «Вот и я» — и возник с другой стороны сцены. Этот номер так поразил зрителей, что самая известная книга о Гудини называется «Человек, который проходит сквозь стену».

В чем секрет? Когда настоящие каменщики строили стену, им «помогали» ассистенты Гудини, которые подложили еще один тяжелый камень в конструкцию. Этот камень был полый, и на каждой его стороне имелась потайная дверка, хотя снизу к нему присоединен другой камень, чтобы одурачить каменщиков.

Лишь только экран был поставлен на место, скрывая фокусника и стену, Гудини открыл потайные дверки в фальшивом камне, протиснулся через него, закрыл потайную дверку снаружи и вышел к зрителям поклониться.

Гарри Гудини любил оригинальность, посему для себя изобрел новую цирковую профессию. Гудини называл себя не фокусником, а «эскапистом», от слова «escape» — «избавляться».

В самом деле, Гудини избавлялся от веревок, цепей, наручников, выходил из запертых камер, сейфов, вылезал из гроба. Его главным секретом была сверхчеловеческая ловкость. При помощи долгих тренировок он научился «раздувать мышцы», когда на них надевали оковы. Потом «сдувал» их, и цепи с веревками сваливались. Запертый в гробу, он ухитрялся повернуться и извлечь из тайника спрятанный там ключ. Гудини превосходно знал технические устройства, особенно замки. Он всю жизнь собирал коллекцию замков и наручников. В ней не было замка, которого он не мог бы открыть.

Мастерское владение телом подкреплялось филигранным искусством слесаря-ювелира. Гудини мог с закрытыми глазами открыть любой замок. Ни один хитроумный сейф не мог устоять перед ним. Миниатюрные «отмычки» — стальные проволочки, пружинки он проносил в самых укромных частях своего тела. Из трещинки на мозоли извлекал полоску металла толщиной чуть ли не в миллиметр и с ее помощью открывал самый замысловатый замок. Складные отмычки прятал в пищеводе, привязав их ниткой к зубу.

Трюк «Секрет ключа Гарри Гудини» дошел до нашего бремени и вошел в репертуар фокусников-«микромагистров» (любителей показывать фокусы на столах). Тут требуется особое мастерство. Попробуй-ка, утаи свои секреты под пристальным взглядом критически настроенного зрителя. Выручает сверхловкость рук. При правильном исполнении трюк «Секрет ключа Гарри Гудини» производит на зрителей ошеломляющее впечатление. Фокусник показывает небольшую бархатную коробочку, в которой обычно хранятся драгоценные украшения. Медленно открывает и демонстрирует «волшебный» ключ. Потом вытаскивает его и показывает со всех сторон. Фокусник говорит, что ключ изготовил великий маг Гудини, он с секретом, и начинает медленно проворачивать бородку ключа вокруг стержня; затем фокусник добавляет, что это может делать только человек, знающий тайну Гудини. С этими словами он передает ключ зрителям. Естественно, никому не удается сдвинуть бородку даже на миллиметр. Фокусник забирает ключ, легко возвращает бородку на место, кладет ключ в коробку и медленно ее закрывает.

Уловок у Гудини было чрезвычайно много. Например, осматривая ключ от камеры, куда его собирались заточить, он в одной руке прятал маленький листик — идеальное приспособление для снятия отпечатка с ключа.
Существовал, кроме отмычек, другой способ, простой и остроумный. Гарри научился ему у силовых жонглеров. Можно было, хотя и с посторонней помощью, разорвать цепи, напрягая пресс.
Перед началом спектакля край цепи вставлялся в тиски, и необходимо было расшатать соединения при помощи плоскогубцев. Тогда при чуть большем натяжении металлическое звено лопалось, поскольку сталь была усталой.

Английские наручники можно было отомкнуть с помощью легкого постукивания особым образом о твердую поверхность. Перед тем как работать с английскими наручниками, Гарри прикреплял на бедро «столп филистимлян» — свинцовую ленту, ударяя о которую он мог снимать наручники этого типа.

Трюки «Выходы из тюрем» требовали большой сноровки. Один из самых гениальных способов Гарри Гудини изобрел во время своего первого турне по тюрьмам Европы. Он заметил, что тюремные врачи, которые осматривали его, всегда были одеты в черные сюртуки из тонкого сукна. Гарри сшил себе миниатюрную сумочку из такого же материала. Он клал в нее инструменты и незаметно прикреплял ее доктору на спину перед осмотром, а потом снимал, дружески хлопая врача по спине.

Секрет ключа остроумен и прост. Бородка приваривается к ключу перпендикулярно к ушку на расстоянии 15 мм. В этом главный секрет. В таком виде ключ можно отдавать на проверку зрителям, не боясь разоблачения. В фокусе же используют магнитную бородку, которая двигается по стержню и вращается во всех направлениях. В это время большим и указательным пальцами фокусник держит ключ и одновременно прячет бородку ключа. Магнитную бородку подводит к приваренной и, забирая ключ в правую руку, оставляет ее в левой руке, зажимая большим и указательным пальцами. Фокусник следит за тем, чтобы накладывание магнитной бородки на приваренную было бесшумным.

Никто не понимал, как Гудини делает свои трюки. Его обвиняли в использовании хитроумной техники, в гипнотизировании публики, даже в связях в нечистой силой. Многие коллеги по иллюзионному цеху вполне серьезно утверждали, что Гарри научился своим фокусам из древних книг Каббалы. Сам же Гудини никогда не скрывал; что все дело в ловкости рук. «Да, я отличаюсь от других, — признавал он. — Но лишь тем, что развил в себе дарованные каждому таланты». За 100 тысяч долларов он предлагал всем желающим повторить любой из своих трюков, но деньги так и остались невостребованными.

Злопыхатели старались разгадать секрет Гудини, усиленно распространяя версию о его мистической связи с потусторонними силами. «Господа, — устало опустив веки, отвечал тот, — ну какая мистика, на улице XX век!»

Когда же окровавленными руками Гудини ставил отрезанную голову добровольца на прежнее место, люди в ужасе восклицали: «Если это не мистика, то что же?!»

«Я отрицаю любую мистику, — говорил Гудини. — В любой ситуации ничто не дает человеку шансов на победу, кроме его воли. Моя воля помогает мне преодолевать боль, страх, позволяет выходить из положений, которые другие считают безвыходными».

Самый эффектный трюк прославленного маэстро — «Освобождение из сейфа». Гудини бросил вызов знаменитой лондонской фирме: он готов освободиться из любого ее сейфа. Фирма вызов приняла. Правда, волшебник поставил одно условие: сейф должен стоять на сцене мюзик-холла ровно за 24 часа до начала представления, поскольку он должен внимательно изучить его.

— Наш сейф можно доставить хоть за неделю, — ответил представитель фирмы. — Ваша затея, Гудини, бесполезна, поскольку мы не сообщим вам код.

В день представления зал был полон. Медленно и торжественно поплыл тяжелый занавес, и на сцене открылся огромный металлический шкаф. Даже полсцены пришлось подпереть снизу, уж слишком тяжелой была эта металлическая махина. Многие думали, что Гудини не появится, испугавшись стального монстра.

Однако он вышел на сцену в купальном костюме. Для контроля эксперимента иллюзионист попросил подняться на сцену представителей фирмы.

По просьбе Гудини члены комиссии подошли к массивному ящику, ощупали его снаружи, простучали изнутри, тщательно осмотрели повторно и сказали, что, по их мнению, выбраться отсюда невозможно.

— Теперь обыщите меня, — попросил фокусник. — Со мной войдут внутрь сейфа два человека и устроят мне медицинский осмотр. Дверь сейфа предлагаю оставить полуоткрытой.

Три человека вошли в мрачную полость сейфа. Вскоре вышли также втроем. Проверяющие сообщили, что на теле Гудини не найдено ничего.

Иллюзионист поблагодарил и попросил засечь время, вошел в сейф и закрыл за собой тяжеленную дверь. Представитель фирмы запер его на ключ, затем сейф загородили ширмой, сделанной из непрозрачного полотна.

Прошло долгих сорок пять минут. Некоторые зрители заволновались и затребовали администратора. Они желали прекратить опыт, боясь, что Гудини может задохнуться.

И в этот момент из-за ширмы вышел спокойный Гудини. Зал взорвался аплодисментами. Остолбеневшие члены комиссии несколько секунд смотрели на иллюзиониста, затем бросились к сейфу. Здесь их ожидало разочарование — огромная дверь оказалась запертой.
Как же «король цепей» освободился?

Его коллега Дж. Кэннелл высказал свою гипотезу.

Многие думают, что все фокусы делаются просто. Это не совсем верно. Простым оказывается объяснение трюка, а не его выполнение. Это правило действовало и в случае «освобождения из сейфа».

Просьба Гудини предоставить в его распоряжение сейф на 24 часа была не такой уж безобидной. За это время Гудини и его опытные слесари извлекли из хитрого замка мощные упругие пружины, а на их место поставили свои собственные, из мягкого металла, а также изготовили специальную отмычку, которая подходила для данного замка. Дело оставалось за малым — получить эту отмычку перед входом в полость сейфа.

На фотографиях Дж. Кэннеллу показался очень подозрительным бородатый старик, который пожимает руку Гудини последним. Дж. Кэннелл долго и внимательно вглядывался в лицо старика под шляпой. Потом направился в библиотеку, где составил список демонстраторов и исследователей жанра, которые поддерживали с Гудини дружеские отношения. Вскоре секрет раскрылся — под бородатой личиной скрывался человек средних лет — Уилл Гольдстон (псевдоним Вольфа Гольдстона). Это был известный летописец сценических загадок. Именно он передал своему другу стальную проволочную отмычку с двумя зубцами на конце.

Почему же Гудини не вышел сразу, а ожидал целых сорок пять минут?

— Интуиция, — отвечал он. — Золотое чувство. Я ощущаю зал и всегда знаю, когда наступает зрительская кульминация в ожидании результата трюка. Я работаю между «недо-» и «пере-».

Великий маг Нового Света преодолевал любую преграду, которую могла придумать изобретательная фантазия человека, но смерть обмануть так и не смог. Ходили слухи, что Гудини однажды не смог выбраться из своего «волшебного сундука». Но все было иначе: во время гастролей в Монреале к нему подошли трое студентов, кстати, поклонники спиритов, и начали спрашивать, правда ли, что он может выдержать любые удары. Смертельно уставший после представления Гудини, сидевший в это время на кушетке, машинально кивнул головой. Тут же один из студентов, чемпион по боксу, без всякого предупреждения начал бить его в живот. Один из ударов привел к разрыву аппендицита. Когда Гарри спустя трое суток возвратился в Штаты, врачи оказались бессильны. Они отвели магу всего сутки жизни. Правда, он снова обманул всех — прожил еще неделю. Гарри Гудини умер 31 октября 1926 г., успев прошептать жене и Тео: «Я устал бороться. Это сильнее меня».

Прошло много лет со дня смерти Гарри Гудини, но его слава не меркнет.

 





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.