Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Марксистская социология в России




В 1840-50-е годы марксизм в России был малоизвестен русской интеллигенции. Лишь с конца 60-х и в 70-х годах он набирает силу и становится авторитетным среди широкого круга сочувствующих радикальным социальным идеям, а затем приобретает значительное влияние и как радикальная политическая доктрина, имеющая программное значение для социал-демократической партии. Первоначально были популярны экономические идеи и материалистическое понимание истории, позднее стала активно входить в употребление философская концепция диалектического материализма. Одна из основных причин растущей влиятельности марксистской теории, безусловно, заключалась в ее однозначной социально-политической направленности на изменение типа общественного устройства через структуры власти. Традиции социологии только закладывались, но их разнообразие уже тогда строилось вокруг ключевой темы, как и в каком направлении должно развиваться российское общество.

Альтернативы в развитии социологии в то время были тождественны различным перспективам, стоявшим перед страной. Выбор путей и способов модернизации стопорился не только закосневшими социальными и властными институтами, но и многообразием перспектив.

Марксистская социология на русской почве с самого начала получила оригинальное развитие, весьма сложное и противоре­чивое. Идеи Маркса усваивались, как правило, в трансформиро­ванном виде, что определялось многими объективными и субъ­ективными обстоятельствами. Ход развития марксистской мыс­ли может быть прослежен по работам таких авторов, как Н. И. Зибер, Г. В. Плеханов, В. И. Ленин, Л. Б. Троцкий, Н. И. Бухарин, И. В. Сталин и другие, а также целой группы представителей «легального» марксизма.

На рубеже XIX и XX русский марксизм не только обретает свою социальную базу, но и утверждается как теория, способная осмысливать в научных категориях конкрет­ные явления российской действительности. Среди социальных проблем, оказавшихся на ост­рие марксистской полемики с идейными противниками, были такие, как пути завоевания свободы и демократии в интересах народных масс, социальная структура общества, роль интелли­генции в революционных процессах (в связи с чем ставился вопрос о формировании новой, социалистической интеллиген­ции).

Русские интеллигенты-демократы усваивали идеи Маркса в народнической окраске. Понятие пролетариата ими воспринима­лось как чистая абстракция, и они старались наполнить его по­нятным для них содержанием. При первых попытках применить в условиях России эту привлекательную социальную теорию на­чинается отождествление пролетариата с русским крестьянст­вом, изменение терминологии создавало иллюзию адекватности теории Маркса российским социальным условиям.

Две ветви марксизма:

Неортодоксальный (легальный марксизм) развился в 90 г. 19 века. Петр Беригардович Струве (1870-1944) – наиболее видный представитель, Сергей Николаевич Булгаков (1871 – 1944), Николай Александрович Бердяев (1874 – 1948), Михаил Иванович Туган-Барановский. Выступили против народничества, использовали из марксизма его отдельные социологические и экономические идеи, не признавали диалектический материализм. Хотели использовать идеи неокантианства для перестройки марксизма. Отвергали классовый подход к государству (имеет надклассовый характер), капитализм ведет к прогрессу общества, они также были против теории классовой борьбы и теории революции (нужны экономические и социальные реформы). Как следствие, переход к идеализму – религиозная философия – христианское учение.

Ортодоксальный марксизм (Богданов, Бухарин) – первый классический русский марксизм. Плеханов, Ленин.

На самом деле первые свои шаги марксизм в России сделал не в сфере политики, а прежде всего как теория экономическая и социологическая, и в этом качестве он начал свое развитие еще до появления на полити­ческой арене такого видного теоретика марксизма и крупного социолога, каким был Г. В. Плеханов. Пионером марксистской социологии в России явился профессор политэкономии Киевско­го университета Н. И. Зибер.

 

Н. И. Зибер (1844-1888). Первый комментатор и пропагандист «Капитала» в русской литературе.

Работа: «Очерки первобытной экономической культуры» (проблемы общинной собственности, возникновение частной собственности, вопрос о крупном и мелком производстве в земледелии).

Марксизм Зибера не имел конкретного революционного смысла. Отрицание им организованного революционного движения основыва­лось на твердом убеждении в неопровержимости действия объ­ективных законов истории, которые, как он полагал, не нужда­ются для своего осуществления в каком-либо сознательном вмешательстве. Он излагал только экономические учение Маркса. В целом Зибер перевел много работ Маркса и Энгельса, его задача была познакомить общество с их идеями. Зибер не признавал диктатуры пролетариата, будущее – за мелким производством.

 

Г.В. Плеханов (1856-1918). Известен в русской и мировой науке как крупный мыслитель-марксист, деятель мирового революционного движения, пропагандист учения Маркса, один из основателей социал-демократической партии России. Плеханова принято считать ортодоксальным марксистом.

Начало его революционного вхождения пришлось на господство народнических идей, он пережил их внутренне, переболел ими. Близкое знакомство с жизнью рабочих, пропаганда среди них идей борьбы с правительством, перерождение народничества из революционного в либеральное, знакомство с марксизмом привели его к убеждению в ложности народнической идеологии.

За свою революционную активность Плеханов дважды подвергался арестам. Жизнь в России становилась все менее безопасной и с 1880 г. он вынужден жить за границей, во Франции. Швейцарии, Италии, где внимательно изучал марксово учение и где раскрылся его огромный талант публициста, лектора, переводчика, издателя. В конце 80-х годов лично знакомится с Энгельсом и окончательно меняет, если можно так выразиться, свои идейные вехи, т.е. переходит на позиции марксизма. В 1883 г. в Женеве он вместе с В. И. Засулич, Л. Г. Дейчем, П. Б. Аксельродом и В. Н. Игнатовым создает первую русскую организацию марксистов "Освобождение труда", ставшую базой для распространения в России марксистских идей и формирования российской социал-демократии.

Основные работы: "Социализм и политическая борьба", "К вопросу о развитии монистического взгляда на историю". "Наши разногласия", "К вопросу о роли личности в истории", "Материалистическое понимание истории". "Критика наших критиков", "О материалистическом понимании истории", "О мнимом кризисе марксизма", "Материализм или кантианизм", "Основные вопросы марксизма"

Душой его мировоззрения был марксизм, в котором он находил путеводитель истинного понимания хода исторического развития и нравственное оправдание необходимости вершить судьбы общественного прогресса. Принципы марксистской диалектики: материализм, монизм, историзм и принцип практики – стали основой его методологических установок. Эмпирической базой его исследований явилась масса исторических фактов, наблюдений, накопленная к тому времени статистика. Вместе с тем следует заметить, что нередко Плеханов явно тенденциозно группирует фактические данные в целях обоснования объективной законосообразности анализируемых им явлений. Эта историческая закономерность трактовалась им весьма целенаправленно, как утверждение правоты марксистской парадигмы.

Ядро его социологической концепции составляют:

· во-первых, классовая модель общества, в которой выделены экономическая доминанта (базис) и основанная на нем классовая структура российского общества;

· во-вторых, нацеленность на радикальное изменение социального порядка и на исключительно революционный способ смены общественного строя:

· в-третьих, подчиненный социальной среде статус личности и зависимость личности от производительных сил и социальных институтов.

В основе социального прогресса – производительные силы (человек + средства производства), они и создают экономические отношения. Экономика – следствие функционирования производительны сил.

Цель социальной революции состоит прежде всего в устранении тормозящих развитие производительных сил общества имущественных отношениях. Сама логика вещей выдвинет рабочих на путь политической борьбы и захвата политической власти. Надежды Плеханова связаны с действительным положением рабочего класса. Пролетариат создается одновременно "развитием крупной промышленности, он создается ею, тогда как другие классы приходят в упадок и уничтожаются с развитием" крупной промышленности.

Вместе с тем, Плеханов отдает должное и другому факторугеографическому, так как "только благодаря некоторым особенным свойствам географической среды наши антропоморфные предки могли подняться на ту высоту умственного развития, которая была необходима для превращения их в toolmaking animals. И точно также только некоторые особенности той же среды могли дать простор для употребления в дело и постоянного усовершенствования этой новой способности "делания орудий Воздействуя на природу вне его, человек изменяет свою собственную природу. Это один из ключевых моментов в марксистской концепции взаимообусловленного единства природы, общества и человека. Последний развивает все свои способности, а вместе с ними и способность к "деланию орудий". Но в каждое данное время мера этой способности определяется мерой уже достигнутого развития производительных сил.

Плеханов вслед за Марксом утверждает что, свойства общественного человека определяются в каждое данное время степенью развития производительных сил, потому что от степени развития этих сил зависит весь строй общественного союза. Таким образом, это строение определяется в последнем счете свойствами географической среды, дающей людям большую или меньшую возможность развития их производительных сил. Но раз возникли известные общественные отношения, дальнейшее их развитие совершается по своим внутренним законам, действие которых ускоряет или замедляет развитие производительных сил, обусловливающее историческое развитие человечества. Зависимость человека от географической среды из непосредственной превращается в посредственную. Географическая среда влияет на человека через общественную.

Начинать анализ любых массовых движений он считал необходимым не с толпы, а со скрепленных классовыми интересами коллективов, которые и есть основные общественные образования.

Классовые коллективы – не образования низшего порядка; по отношению к культурной личности они, как считал Плеханов, представляют более высокий тип организации, поскольку каж­дая личность в своих характерных чертах есть прежде всего ре­зультат общеклассового развития, а не простое индивидуальное явление. Отвечая на распространенный в то время тезис своих идейных противников, считавших, что общинность губительна для развития индивидуальности, он доказывал, что, напротив лишь в условиях единения, союза происходит укрепление ума и воли человека. Коллектив формирует основные типы индивиду­ального поведения, влияет на ускорение, увеличивает интенсив­ность действий людей; между переживаниями и поведением индивидов в условиях их пребывания в коллективе и вне его име­ется существенное качественное различие

В противоположность утверждениям представителей субъектив­ного метода он не придает личности значения главной движу­щей силы истории, а видит в ней элемент общественно-истори­ческого процесса, начинающий играть в нем существенную роль «лишь тогда и постольку, где, когда и поскольку ей позволяют это общественные отношения». Личность не способна устранить существующие экономические отношения, если они находятся в соответствии с состоянием производительных сил; она не в си­лах менять общее направление исторического движения, а мо­жет лишь вызвать изменения частного характера, влиять на «индивидуальную физиономию событий, некоторые частные, их последствия»

Система связей, структура сложивших­ся экономических, правовых, нравственных и т.д. отношений, конкретные условия каждого общества определяют возможности реализации личностью заложенных в нее природой способно­стей. Крупные личности, чьи имена входят в историю, выдвига­ются и поддерживаются общественной силой. Но это определяет­ся не только их особыми талантами, мощью внутреннего потен­циала, но и, главное, наличием необходимых объективных усло­вий для перехода возможности в действительность (условий, которые способствуют проявлению свойств личности, отвечаю­щих данному состоянию общества, и которые позволяют кон­кретной личности перешагнуть порог, отделяющий возможность от действительности). Под этим углом зрения обсуждается тема героя, приобретающая особую остроту в момент взрыва массо­вых движений и участившихся социальных катаклизмов.

Роль личности: личность – продукт развития производительных сил в определенное время, в ней отражены классовые интересы, она может подняться над ними. Плеханов против подхода субъективной школы о ключевой роли выделяющихся личностей. Влиятельные личности не могут изменять общее направление истории, понятие «великий» относительно. Коммунистическая формация в России невозможна без развития степени завершенности капитализма.

В связи с разработкой основ теории личности Плеханов дал определение одной важной закономерности, получившей у него название случайности второй степени: уникальные черты лично­стей, в силу объективных обстоятельств оказывающихся выдви­нутыми в центр исторических событий, определяют конкретное лицо этих событий. Их влияние формирует вкусы и настроения в обществе, систему ценностей и приоритетов, существенных для развития определенных сфер жизни, не первостепенных с точки зрения объективного хода истории.

Идея самобытного развития России, ставшая камнем преткновения между западниками и славянофилами, а также между марксистами и народниками всецело отвергается Плехановым.

Г. В. Плеханов вошел в историю социологии как первый теоретик-марксист, предпринявший серьезно аргументирован­ную критику идеологии народничества.

Критика Плехановым идеализма и позитивизма:

· утопическое отношение к общественной науке присутствует на каждой странице сочинении "субъективных" социологов. "Мир должного, мир истинного и справедливого" стоит у них вне всякой связи с объективным ходом исторического развития.

· Подвергнул критике закон Конта о трех фазисах эволюции названный им "бесконечным движением в безвыходном круге"

· Критика «формулы прогресса» Михайловского. Он называет ее "гигиеническим рецептом", или "физиологией" желательного общества, в которой применение "субъективного метода" очень облегчает работу "исследователя". Чтобы выйти из неизвестности, надо перейти от изучения природы человека к изучению природы общественных отношений.

· Крайне негативно оценивает "субъективный метод" в социологии Михайловского, называя его величайшей нелепостью. Поскольку критерий истины лежит не во мне, а в отношениях, существующих вне меня, постольку истинны взгляды, правильно представляющие эти отношения и ошибочны взгляды, их искажающие.

Плеханов был по убеждениям и по всему складу мировоззрения правоверным марксистом. Он считал своей задачей не только борьбу за чистоту марксизма, но практическое использование его в социальном познании, потому что, по его мнению, объективно верная теория служит единственно правильным ориентиром для социального действия и выбора личной позиции.

 

В. И.Ленин (Ульянов) (1870-1924).

1887 – поступил на юридический факультет Казанского университета, в этом же году был отчислен за революционные взгляды, примкнул к марксизму, жил в Самаре под надзором полиции. 1891 г. – сдал экстерном государственные экзамены за полный курс юридического факультета Петроградского университета. За границей познакомился с Плехановым, три года провел в Восточной Сибири (ссылка). 1900 г. – пять лет жил в Мюнхене, Лондоне и Женеве, издавал газету «Искра» (стал использовать псевдоним Ленин) вместе с Плехановым, Засулич и Аскельродом. Становится лидером большевиков, создатель и руководитель Советского Союза (1917).

Основные работы: "Что делать?" (1901). " О государстве ",«Государство и революция»,

"Последние статьи и письма" (1922-23), Одна из первых работ – " Развитие капитализма в России " (1899), написана на основе уникальной земской статистики. Русское крестьянство расслоилось на буржуазные и пролетарские слои, дал типологию крестьянства: кулаки, середняки и бедняки. Это имело практическое значение, так как была опора на крестьянство во время революции – коллективизация.

Данное Лениным понимание социологии состав­ляет полную противоположность ее позитивистской трактовке как науки «надклассовой»: «Материализм включает в себя, так сказать, партийность, обязывая при всякой оценке события пря­мо и открыто становиться на точку зрения определенной обще­ственной группы».

Понимание социологии, господ­ствовавшее в России на рубеже столетий, он считал консерва­тивным, поэтому довольно скептически относился к самой нау­ке. Он считал, что обобщения, которые делали такие крупные русские социологи, как М. М. Ковалевский, П. Н. Милюков и др., не отражают серьезных преобразований, происходящих в российской действительности. Не разделял он и взглядов за­падных социологов (О. Конта, Г. Спенсера, М. Вебера) прежде всего из-за отрицания ценностного аспекта социального позна­ния, сциентистской трактовки рациональности как средства регулирования общественных процессов на основе научных ре­комендаций. Для Ленина рационализация общества – прежде всего результат самодеятельности масс. Он был против социо­логии, которая превращалась в совокупность абстрактных схем; предостерегал от вредных голых фраз при анализе слож­ных явлений духовной жизни.

Марксизм, по мнению Ленина, – это не догма, а руководство к действию (теория классовой борьбы и социалистической революции), партия должна применять насилие, так как любое действие в интересах пролетариата оправданы, общеклассовой нравственности нет. Нет национальной культуры – нужен интернационализм через мировую революцию и построение социализма в отдельной стране.

· критиковал принцип солидарности и сотрудничества классов, отрицание необходимости классовой борьбы

· критика абстрактности изложения у субъективистов, недопустимость умозрительности в науке об обществе.

Главные установки марксистской социологии, сформулированные в работах Лени­на: конкретный анализ конкретных ситуаций; всесторонность рассмотрения социальных явлений; учет всех связей и опосредований исследуемого объекта; выделение главного, ведущего в изучаемых связях; познание глубинных механизмов общест­венных процессов для объяснения движущих сил и тенденций развития. Исследуя массовые процессы общественных движе­ний,

Капитализм, по Ленину, переходит в империализм (монополистический капитализм). Труд «Империализм как высшая стадия капитализма».

В социологии: принцип партийности – не может быть беспристрастности, всегда нужно вставать на точку зрения пролетариата, выставлять вперед свою классовую позицию, использовать конкретно-исторический способ исследования фактов и событий. По Ленину, социализм – первая фаза коммунистической формации. Основа производственных отношений – общественная собственность на средства производства, диктатура пролетариата. Коммунизм – более высокий вид общества

 

Суть теоретических расхождений Плеханова и Ленина в вопросах практики проведения революции в России заключалась в том, что Плеханов считал, что после свержения самодержавия Россия должна пройти длительный путь развития капитализма, чтобы в стране созрели экономические и культурные условия для социализма. Должен сформироваться класс пролетариата. Социалистическая революция должна произойти только тогда, когда будут сформированы все предпосылки для неё. Форсирование социалистической революции Плеханов, в отличие от Ленина, считал недопустимым. Соответственно, Октябрьскую революцию Плеханов не принял, считая ее нарушением всех исторических законов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...