Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дифференциация твердых и мягких согласных звуков




Характерной особенностью системы согласных звуков русского языка является наличие в ней пар твердых и мягких звуков. По артикуляторным признакам мягкие согласные звуки отличаются от твердых подъемом средней части спинки языка к твердому нёбу. Звуки т', д', н кроме подъема средней части спинки языка меняют и основную артикуляцию. При произнесении твердых звуков т, д, н передняя часть спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами, средняя часть спинки языка опущена. При произнесении мягких звуков т', д', н' кончик языка опускается за нижние зубы, передняя и средняя части спинки языка поднимаются к твердому нёбу.

В русской графике смягчение обозначается на письме двумя способами:

1. Если согласный произносится мягко, после него пишутся буквы и, я, е, ё, ю; если же согласный произносится твердо, пишутся ы, а, э, о, у: рад — ряд, мал — мял, лук — люк, мол — мёл, был — бил. Слова мал — мял в произношении различаются по первому звуку. В слове мал звук м твердый, а в слове мял звук м мягкий. На письме эти слова различаются по второй букве. Когда звук м твердый (в слове мал), пишется а, а когда звук м мягкий (в слове мял), пишется я.

2. Второй способ обозначения мягкости согласного на письме — это написание мягкого знака в конце слога: конь, коньки, письмо и т. п.

Дети должны хорошо различать твердые и мягкие звуки, тогда им будет легче овладеть правописанием. Начинать отработку навыков дифференциации твердых и мягких звуков целесообразно со звуков т — т', так как на них легче показать детям различие в артикуляции.

Звуки т — т’

I этап работы

(проводится как часть занятия)

Тема. Дифференциация звуков т — т' изолированных и в слогах.

Цель. Добиваться от детей умения различать твердый и мягкий звуки (т — т') на слух. Показать разницу в их артикуляции.

Предшествующая работа. В средней и старшей группах отрабатывались мягкие звуки с', з', л', р', так что представление о твердых и мягких звуках у детей уже есть.

Подготовительная работа. Воспитатель подбирает картинки с изображением вагона и птички.

Игра «Угадай, кто поет»

Воспитатель рассказывает: «Поехал поезд в далекий путь. Едет, а колеса недовольны, что им придется далеко ехать, и они сердитую песню поют: «т-т-т». Проезжает поезд мимо леса, а на кусте птичка сидит. Услышала, что колеса сердитую песню поют («т-т-т»), и решила спеть свою песню. А песня получилась ласковая: «т'-т'-т'».

Как пели колеса вагона? А как пела птичка? Что делал кончик языка, когда мы пели песню колес? А что делал кончик языка, когда мы пели песню птички? Какая песня у колес поезда? А какая песня у птички? Теперь, дети, вы будете слушать разные песенки и показывать мне одну из ваших картинок. Если песенка ласковая, мягкая, надо показать картинку с птичкой, а если сердитая, твердая, надо показать картинку с вагоном». Воспитатель поочередно, не спеша, многократно произносит слоги, где т и т' сочетаются с разными гласными (ты-ты-ты, ти-ти-ти; тё-тё-тё, то-то-то; ту-ту-ту, тю-тю-тю; та-та-та, тя-тя-тя), а дети показывают соответствующие картинки. Потом воспитатель показывает картинки, а ребенок поет соответствующую песенку.

Методические указания. Обращать внимание детей на положение кончика языка при произнесении звуков т, т', а также на их звучание. Следить, чтобы при произнесении звука т' не слышался звук с, для этого надо произносить т' кратко.

II этап работы

(проводится как часть занятия)

Тема. Дифференциация звуков т — т' в словах.

Цель. Научить детей различать звуки т — т' в словах.

Предшествующая работа. Проведена дифференциация звуков т — т' изолированных и в слогах.

Подготовительная работа. Воспитатель подбирает картинки, в названиях которых имеется звук т (твердый или мягкий), например: тапочки, тыква, танк, автомат, боты, бант, батон, телефон, теленок, ботинки, аптека, тюлень и др.

Игра «Найди место своей картинке»

Педагог раздает картинки. Дети по очереди выходят к его столу, показывают и называют свою картинку и кладут в кармашек под картинку-символ — «Вагон» или «Птичка».

Методические указания. В случае необходимости воспитателю следует помочь детям произнести требуемое слово 3 слегка замедленном темпе, выделив твердый или мягкий звук.

III этап работы

(проводится как целое занятие)

Тема. Дифференциация звуков т — т' в предложениях.

Цель. Упражнять детей в правильном произношении звуков т — т' во фразовой речи.

Подготовительная работа. Педагог готовит картинки и подбирает чистоговорки на звуки т и т'.

Игра «Кто лучше придумает?»

По предметным картинкам, которые использовались на предыдущем этапе работы, дети составляют предложения. Если ребенок затрудняется, педагог задает соответствующий вопрос. Воспитатель отмечает наиболее полные предложения.

Затем дети с помощью воспитателя разучивают и проговаривают чистоговорки:

Тя-тя-тя

Тё-тё-тё —

Моем мы полы шутя.

Отложили мы шитье.

Та-та-та —

То-то-то —

У нас дома чистота.

Стали мы играть в лото.

Ты-ты-ты —

Ать-ать-ать —

Сметану съели всю коты.

Мы идем гулять.

Ти-ти-ти —

Ат-ат-ат —

Съели кашу всю почти.

Возьмем с собою самокат.

Методические указания. Добиваться, чтобы дети составляли интересные предложения и правильно произносили звуки т — т'.

Вопросы и задания

Чем характеризуется речь детей в период от шести до семи лет?

На что следует обратить внимание при обследовании речи детей седьмого года жизни?

На что направлена работа по усвоению правильного произношения в подготовительной к школе группе?

Какими знаниями и навыками должен владеть ребенок к началу работы по дифференциации звуков?

Покажите преемственность работы в разных возрастных группах над твердыми и мягкими звуками и их дифференциацией.

Литература

Беккер К.-П., Совак М. Логопедия.—М., 1981.

Волкова Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников.— М., 1983.

Волкова Г. А. Логопедическая ритмика.— М., 1985.

Выготская И. Г., Пеллингер Е. Л., Успенская Л. П. Устранение заикания у дошкольников в игре.— М., 1984.

Дошкольная педагогика / Под ред. В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохина.— М., 1986.

Ермакова И. И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков.— М., 1984.

Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников.— М., 1985. Заикание j Под ред. Н. А. Власовой, К.-П. Беккера.— М., 1983.

Игры в логопедической работе с детьми /Ред.-сост. В. И. Селиверстов.— М., 1987.

Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи.— М., 1985.

Кольцова М. М. Ребенок учится говорить.— М., 1979.

Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом.— М., 1985.

Методика развития речи детей дошкольного возраста.—М., 1984.

Негнезицкая Е. И., Шахнарович А. М. Язык и дети.—М., 1981. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной.— М., 1968.

Правдина О. В. Логопедия.— М., 1973.

Практикум по дошкольной логопедии /Под ред. В. И. Селиверстова.— М., 1988.

Федоренко Л. П. Закономерности усвоения родной речи.— М., 1984.

Филичева Т. Б., Чевелева Н. А. Логопедическая работа в специальном детском саду.— М., 1987.

Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. А. Основы логопедии.— М., 1989.

Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения.— М., 1981.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...