Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внешняя торговля РФ по группам стран в 2005 г.,




Млрд. долларов США

Группы стран Экспорт Импорт ВТО
1. СНГ 32,6 18,9 51,5
2. ЕВРАЗЭС 17,3 9,2 26,5
3. ОЭСР 152,6 60,0 212,6
4. ЕС 133,4 43,6 177,0
5. АТЭ 29,9 25,3 55,2
6. ОПЕК 3,7 0,6 4,3

 

Данная группировка дает наглядное представление о том, с какими группами стран Россия преимущественно ведёт торговые отношения. Одной из важнейших в статистике внешней торговли является группировка по товарным группам. Группировочным признаком в этом случае является «наименование товарной группы».

Такая группировка позволяет наглядно представить распределение экспорта, импорта и внешнеторгового оборота по укрупнённым товарным группам, выявить те из них, которые преобладают в экспорте или импорте страны. На основе данной группировки можно построить и изучить струк-

туру внешней торговли РФ.

Таблица 3

Группировка экспорта и импорта РФ по товарам в торговле

Со всеми странами за 2005 г., млрд. долларов США

Код и наименование товарной группы Экспорт Импорт
01-24 Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё (кроме текстильного) 3,9 16,3  
25-27 Минеральные продукты 150,3 2,9
28-40 Продукция химической промышленности, каучук 13,6 15,8
41-43 Кожевенное сырьё, пушнина и изделия из них 0,3 0,2
44-49 Древесина и целлюлозно-бумажные изделия 8,1 3,1
50-67 Текстиль, текстильные изделия и обувь 0,7 3,1
71 Драгоценные камни, драгоценные металлы и изделия из них 6,8 0,2  
72-83 Металлы и изделия из них 32,8 6,8
84-90 Машины, оборудование и транспортные средства 12,3 41,3
68-70, 91-97, 99 Другие товары 2,4 3,2
Итого 231,2 92,9

 

Все рассмотренные выше группировки являются типологическими, то есть позволяют изучать различные экономические типы единиц в составе общей совокупности. Как правило, эти группировки строятся по атрибутивным признакам.

Кроме типологических в статистике внешней торговли часто используются вариационные (структурные) группировки. В отличие от них вариационные группировки могут быть построены только по количественным признакам. Кроме изучения структуры совокупности по группировочному признаку вариационные группировки позволяют изучать вариацию признака в совокупности единиц. Примером вариационной (структурной) группировки служит:

 

Таблица 4

Распределение европейских стран – партнёров по объёму импорта

РФ в 2001 г., млн. долларов США

 

Группы стран Европы по объёму импорта РФ Число стран
До 100  
От 100 до 500  
От 500 до 900  
900 и выше  
Итого  

 

 

Основные показатели таможенной статистики внешней

Торговли

 

Статистические группировки позволяют получить сводные данные по экспорту, импорту и внешнеторговому обороту, как по каждой выделенной группе, так и по всей совокупности в целом. Эти сводные характеристики называются статистическими показателями внешней торговли.

Основными показателями статистики внешней торговли являются:

- внешнеторговый оборот (ВТО);

- экспорт;

- импорт;

- сальдо внешнеторгового оборота.

Первые три показателя имеют как натурально-вещественное, так и стоимостное выражение. Сальдо внешнеторгового оборота, представляющее собой разность стоимости экспорта и стоимости импорта страны, имеет только стоимостное выражение.

Натурально-вещественный объём показателей внешней торговли рассчитывается по весу «нетто» в килограммах или тоннах. Стоимостной объём указанных показателей рассчитывается по статистической стоимости, которая является статистической оценкой учёта экспорта и импорта товаров. Начиная с 1992 г. статистическая стоимость определяется путём пересчёта стоимости товаров в доллары США по курсу Центрального Банка России на день принятия ГТД к таможенному оформлению (подробнее см. лекция 7 вопрос 1).

Для более подробного изучения внешней торговли указанные четыре показателя недостаточны. Их необходимо дополнить показателями структуры

внешней торговли, например, удельным весом (долями) экспорта или импорта в общем объёме внешнеторгового оборота, долями той или иной товарной группы в объёмах экспорта или импорта, долями той или иной страны в общем объёме внешнеторгового оборота и т.д. Система показателей внешней торговли будет неполной, если в ней не будут отражены индексные показатели. Например, индексы стоимости, физического объёма и цен внешней торговли, а также индексы, отражающие условия внешней торговли страны, такие как индексы общих условий торговли, индексы реальных условий торговли, индексы покупательной способности экспорта и др. Важное значение в статистике

внешней торговли имеют средние величины, которые также являются обобщающими характеристиками изучаемой совокупности, прежде всего это средние цены конкретных товаров, средние объёмы, приходящиеся на единицу совокупности и т.п.

Для решения специальных задач в таможенной статистике внешней торговли используются специальные виды статистических показателей, такие как абсолютные и относительные показатели размеров вариации, показатели формы распределения, центра распределения, показатели динамики, колеблемсти, показатели тесноты и силы связи, аппроксимации и др. При анализе внешней торговли важное значение имеет комплексный подход к формированию системы показателей, в которую должны быть включены разные виды показателей. Их сочетание резко расширяет аналитические возможности каждого показателя в отдельности и системы в целом.

 

 

ТЕМА 3. ИЗУЧЕНИЕ ВАРИАЦИИ В СТАТИСТИКЕ

ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

Задачи изучения вариации в статистике внешней торговли.

Ряды распределения, их виды, порядок построения и графического

Отображения

 

Методы анализа вариации (вариационных рядов распределения) в ТС внешней торговли в основном используются для:

1) анализа закономерностей формирования цен на товары;

2) решения вопросов о типичности средней контрактной цены на конкретный товар;

3) решения вопросов об однородности совокупности контрактов по значению контрактных цен;

4) выявления формы распределения контрактов по величине контрактной цены;

5) определения тех контрактов, цены по которым являются аномальными для изучаемой совокупности контрактов.

Указанные вопросы также необходимо решать в тех случаях, когда во внешней торговле изучаются связи статистического характера и для их изучения применяются методы корреляционного и регрессионного анализа (подробнее см. тему «Статистические методы изучения стохастических связей во внешней торговле», лекции 9,10).

Рядом распределения называется перечневая таблица, в которой приведён перечень объектов (единиц совокупности) и указаны значения изучаемого признака у каждой из них. Если объекты (единицы совокупности) располагаются в порядке убывания или возрастания значений признака, ряд распределения называют ранжированным. При большом объёме совокупности ряд распределения удобнее представлять в сгруппированном виде – в виде вариационного ряда. Вариационный ряд – это таблица, в подлежащем которой выделены группы по значению варьирующего признака, а в сказуемом указано число единиц в каждой группе (частоты), или их число в процентах к итогу (частости). При этом интервалы вариационного ряда должны быть равны по величине, а распределение частот (частостей) должно носить моновершинный характер. Вариационный ряд представлен в табл. 5.

 

Таблица 5

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...