Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Использование «Hand-теста» для предсказания рецидивизма среди правонарушителей




Исследования в этом направлении были начаты авторами «Hand-теста» и продолжены их учениками и коллегами.

Психологическая дифференциация случайных правонарушителей от рецидивистов имеет важное практическое значение. Это сделало бы более эффективными профилактические воспитательные программы, так как позволило бы сконцентрировать усилия на группе риска.

В исследовании Н. Wetsel 1967 года [9] был проведен статистический анализ по всем правонарушителям, привлеченным к ответственности в 1963 году. Была выявлена группа правонарушителей, которые задерживались и в последующем (381 чел.). Затем были сформированы две группы для исследований: рецидивисты и нерецидивисты, по 25 человек в каждой. Испытуемые отбирались в индивидуальном порядке с учетом возраста, пола, умственного развития, характера первого преступления. Затем были извлечены из архива психологической службы протоколы «Hand-теста» этих испытуемых («Hand-тест» входит в батарею тестов, которые проводятся с правонарушителями при задержании).

Было выдвинуто предположение, что показатель «I», отражающий склонность к открытому агрессивному поведению, а также количество ответов категории «Agg», будут значительно выше в группе рецидивистов.

Результаты исследования соответствовали априорным предположениям. Средние показатели «I» двух групп различались на 5% уровне значимости. Пороговая величина «I» (+1) правильно дифференцировала 33 испытуемых из 50 (66%). Максимальный критический показатель «Agg» (+2) правильно дифференцировал 34 из 50 испытуемых (68%). При этом прогностические показатели «I» и «Agg» оказались более эффективными в выделении группы нерецидивистов (80% испытуемых из этой группы показали | <, 0 и 72% имели Agg < 1).

Описанные результаты отражают возможность предсказания рецидивизма среди правонарушителей средствами психологического тестирования. Тем не менее, прогноз в каждом конкретном случае содержит определенный риск и должен даваться только в контексте всего протокола «Hand-теста», а также с учетом всей информации, имеющейся в распоряжении диагноста.

Аналогично описанному исследованию в других работах были доказаны прогностические возможности «Hand-теста» в дифференциации агрессивных (совершающих правонарушения с нанесением телесных повреждений - избиение, изнасилование, нападение с ножом и др.) и неагрессивных (совершающих правонарушения без нанесения телесных повреждений: угон автомашин, кражи, побег из дома и т. д.) делинквентов, а также прогностические возможности теста в выявлении среди умственно отсталых индивидов лиц, склонных к насильственному и деструктивному поведению [7, 8].

Исследования, проведенные в нашей стране в рамках специализации «Юридическая психология» на факультете психологии Санкт-Петербургского Государственного университета, охватившие 600 правонарушителей, совпали по своей психологической сущности с американскими исследованиями и подтвердили высокую диагностическую и прогностическую ценность «Hand-теста», Так, выборке отечественных правонарушителей также свойственно не столько большое количество агрессивных тенденций, сколько недоразвитие корпоративных тенденций. Лица, привлеченные к уголовной ответственности за хулиганские действия, имели значимо более высокий показатель «I», чем привлеченные к уголовной ответственности по другим статьям. Показатель «I» и сумма ответов «Agg» и «Dir» были достоверно выше у рецидивистов по сравнению с другими правонарушителями. Кроме того, были получены психологические (личностные) профили разных категорий правонарушителей, а также разные личностные профили в рамках одной категории правонарушителей. Причем «Hand-тест» позволил уловить существенные психологические различия, которые нельзя было измерить другими диагностическими средствами Полученная информация была использована для разработки индивидуальных подходов в психокоррекционной работе с различными категориями правонарушителей [3].

 

 

Использование «Hand-теста» для уточнения клинической картины различных форм психопатологии

С целью уточнения клинической картины различных психических заболеваний авторы методики исследовали распределение ответов различных категорий «Hand-теста» у представителей разных форм психопатологии и проводили сравнительный анализ с данными «нормальной» выборки и выборки заключенных. Полученные результаты приведены в таблицах 5 и 6.

Таблица 5 Среднее количество ответов каждой категории для отобранных групп

Группы Agg Dir F Aff Com Dep Ex Crip Act Pas Des I
«Нормальные» 1.8 2.1 0.6 2 4 2.1 1.8 1.2 1.0 8.3     -3.0
Невротики 1.1 1 8   1 2 1 3 1 3 0.5 0 5   2 1   -1 4
Шизофреники   1 7 0.7 1.1 0.3 1 1 0.4 0.5 4.0   0 6 0.8
Заключенные 1.4 1.5 0.01     0.5 0 3 0.7 3.5   0 2 1.5
Органики   - 0.2 1 7 - 2.0 0.2 0.7 1.2 2.2 0.2 -3.2
Эпилептики   2 7 -     1.0 0.2 1 0   1.8 - 4.5

I = (Agg + Dir) - (F + Aff + Com + Dep)

Таблица 6 Средний процент ответов каждой категории для отобранных групп

Группы Ago Dir F Aff Com Dep Ex Crip Act Pas Des I
«Нормальные»                       -13
Невротики                       -10
Шизофреники                        
Заключенные                        
Органики                       -34
Эпилептики   t5                    

Приложения

Приложение 1. Пример обработки протокола

Приложение 2. Примеры интерпретации протоколов

Приложение 3. Нормативные таблицы

 

 

Приложение 1 Пример обработки протокола

БЛАНК ФИКСАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ

ф. И. O. __________________________________________________

Возраст _________ Дата____________ Пол____________

 

ПРОТОКОЛ ОТВЕТОВ

№ карты Латент время Ответы Оцен. Кат.
I 6" /. Объясняет что-то жестом, подчеркивает что-то. Com
II 8" 1. Мужчина или женщина, в страхе поднявшие руки, пытаясь защититься 2. Дает приказ' •Садитесь'':, «Бросьте курить'' 3. Или высказывает ультиматум. 4. Большой палец жесткий   F Dir Dir Pas
III 3" 1. Высмеивание, показывание пальцем. 2. Дает указания 3. Подчеркивает только что сказанное 4. Настаивает на чем-то: «Возьми это или оставь это» 5. Управляет краном. Agg Dir Com   Dir Dir
IV 8" 1. Просит милостыню. 2 Готов обменяться дружеским рукопожатием. Dep Aff
V 3" 1 Выглядит уставшим, оперся на ограду, отдыхает. Pas
VI 3" 1 Подчеркивает какой-то факт или момент 2 Может быть рассержен, рука сжата Может ударить кого-то Com Agg
VII 10" 1. Пожимает руку? Но ведь для пожатия не протягивают левую руку, 2. Возможно, ударит кого-нибудь в лицо или еще куда-нибудь, если это ребенок. 3. Просто вытянута вперед, большой палец нежесткий. 4. Или неожиданный удар в запястье ребенка Aff   Agg   Des   Agg
VIII 10" 1, Дает милостыню ребенку, 2. Держит карандаш. 3 Пишет ручкой 4 Отдыхает, не напряженная, не злая. Aff Act Act F
IX 3" 1. Подчеркивает обсуждаемый момент. 2. Стоп. 3 Или «Не бейте меня». Com Dir F
X 4" 1 Пациент хватается за нос: «Я шучу, не пишите это». 2. Останавливает машину Agg   Dep

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ

Оцен. кат. Agg Dir Aff Com Dep F Ex Crip Des Ten Act Pas Bas Fail X отв.
Кол-во отв.                              
%                              

I = (Agg + Dir) - (Aff + Com + Dep) =11 - 9 = 2

MAL = Ten + Crip + F =0 + 0 + 3 = 3

WITH = Des + Bas + Fail =1+ 0 + 0=1

PATH = MAL + 2 WITH =3 + 2x1=5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Психолог

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...