Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема «Качественные признаки частей тела»




Громова О.Е., Соломатина Г.Н.

Г87 Лексические темы по развитию речи детей 3—4 лет: Мето-; дическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 128 с. — (Логопед вДОУ). ISBN 5-89144-651-0

В книге впервые представлены конспекты логопедических занятий по развитию речи детей раннего и младшего дошкольного возраста для про­ведения в условиях детских садов, яслей-садов, домов ребенка и детских домов. Содержание занятий соответствует основным требованиям к раз­витию речи детей с задержкой речевого развития и является логическим продолжением методики логопедической работы по формированию на­чального детского лексикона О.Е. Громовой.

В зависимости от уровня психического и речевого развития данные занятия могут быть адресованы также и детям раннего возраста с нор­мальным речевым онтогенезом.

Книга предназначена педагогам, методистам, логопедам дошколь­ных образовательных и медицинских учреждений.

ББК 74.102

Громова Ольга Евгеньевна Соломатина Галина Николаевна

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ТЕМЫ

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ

Методическое пособие

Главный редактор В.В. Дремова

Редактор Е.А. Львова

Художник обложки Е.В. Кустарова

Корректоры Т.Н. Николаева, Л.Б. Успенская

Компьютерная верстка С.Н Гамзиной

Оригинал-макет и диапозитивы текста

изготовлены в «ТЦ Сфера»

Гигиенический сертификат № 77.99.02.953.Д.000876.02.05. от 28.02.2005 г.

Подписано в печать 20.10.05. Формат 60 х 90'/|6.

Усл. печ. л. 8,0. Тираж 6000 экз. Заказ № 5655.

Издательство «ТЦ Сфера».

Москва, Сельскохозяйственная ул., 18, корп. 3.

Тел.: (095) 656-75-05, 656-72-05, 107-59-15

Отпечатано с готовых диапозитивов на ФГУП ордена «Знак Почета»

Смоленская областная типография им. В. И. Смирнова.

214000, г. Смоленск, просп. им. Ю. Гагарина, 2

ISBN 5-89144-651-0 © ООО «ТЦ Сфера», 2005


От автора

В последние годы наиболее перспективным направлением развития логопедии является совершенствование методов оказания логопедической помощи детям раннего и младшего дошкольного

возраста.

Представленные в книге конспекты логопедических занятий от­ражают разработанную С.А. Мироновой систему развития речи де­тей раннего и младшего дошкольного возраста в условиях детских садов, яслей-садов, домов ребенка и детских домов.

Задачи развития речи на логопедических занятиях решаются па­раллельно с задачами ознакомления с окружающим миром, по­скольку окружающая действительность является источником не толь­ко познания, но и развития речи детей. Организация коррекционно-логопедической работы способствует также развитию всех психических процессов.

Конспекты занятий по развитию речи детей раннего и младшего возраста разрабатывались на основе общедидактических и специфи­ческих принципов обучения. Одним из основных принципов явля­ется воспитывающий характер обучения. Занятия по развитию речи формируют у детей не только различные нравственные качества, такие как добросовестность, усидчивость, способность работать в коллективе, но и приучают их к дисциплине, общепринятым нор­мам поведения. Принцип доступности обучения определяет посту­пательный характер педагогического процесса и означает, что обу­чение должно быть на таком уровне трудности, который находился бы в «зоне ближайшего развития». Одним из наиболее важных прин­ципов является принцип индивидуального подхода. В работе с деть­ми необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, которые определяются на основе предварительного обсле­дования. Для его проведения в логопедических группах отводится специальное время — первые две недели сентября.

Основой обучения детей в раннем и младшем дошкольном воз­расте является принцип наглядности и практической деятельности с реальными предметами, занимающий особое место при решении коррекционных задач. Наглядный материал должен быть достаточно крупным, свободным от лишних деталей. Практическая деятель­ность детей с реальными предметами способствует более прочному усвоению речевого материала.


Принцип целостного построения коррекционно-воспитательного работы предполагает такую организацию, при которой отработке определенных умений и навыков проводится во всех видах детское деятельности.

Принцип коррекционно-развивающего обучения заключается в том, что в условиях специального коррекционного обучения необ­ходимо развивать познавательную деятельность детей. Обучение де­тей с речевой патологией не должно сводиться к выработке меха­нических, рефлекторных речевых навыков.

Коммуникативно-деятельностный подход к развитию речи учи­тывает постепенное усложнение речевых задач от однословных отве­тов до развернутых высказываний, направленных на развитие уме­ния детей взаимодействовать с окружающими.

Основные задачи, решаемые на занятиях по развитию речи — развитие словаря, формирование грамматического строя речи, раз­витие связной речи.

Развитие словаря происходит за счет обогащения (количествен­ного накопления слов, неизвестных детям), уточнения значений слов (наполнения содержанием слов, известных детям) и активиза­ции словаря (перевода лексики из пассивного в активный словарь детей). Основной принцип проведения словарной работы состоит в том, что наименования изучаемых предметов и явлений вводятся в сначала в пассивную, затем в активную речь детей в процессе сис­тематического ознакомления их с окружающим миром. Словарный запас детей обогащается за счет разнообразных частей речи, прежде всего за счет существительных, глаголов и прилагательных. В сло­варь детей постепенно вводятся слова, обозначающие элементарные родовые понятия, что возможно только при овладении детьми прак­тическими навыками группировки изучаемых объектов.

При обучении детей с речевой патологией особого внимания требует глагольный словарь. Для этого на каждом занятии уделяется внимание упражнениям, направленным на активизацию наиболее употребительных глаголов.

Задачи формирования грамматического строя речи решаются в процессе многосторонней речевой практики детей. Поэтому в систе­му обучения включены разнообразные упражнения, закрепляющие понимание и употребление доступных для детей грамматических конструкций. Такими являются упражнения на согласование различных частей речи, образование наиболее продуктивных словооб­разовательных моделей, построение простых предложений.

Для развития связной речи необходимо формировать у детей умение понимать обращенную речь, вступать в диалог со взрослы­ми и сверстниками, отвечать на вопросы. Для детей раннего и млад-


шего дошкольного возраста наиболее доступна диалогическая речь, поскольку в естественных условиях воспитания овладение языком идет именно на основе диалога, который является частью совместной деятельности ребенка со взрослым и при помощи взрослого (А.М. Леушина, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец и др.). Поэтому осо­бое место в системе работы по развитию речи детей этого возраста занимают литературные произведения устного народного творче­ства, писателей и поэтов России. В содержание занятий включены упражнения, приучающие слушать и следить за развитием действия в литературном произведении, понимать и устанавливать причин­но-следственные связи.

Логопедические занятия, представленные в данной работе, были апробированны в дошкольных учреждениях Москвы. Авторы выра­жают глубокую благодарность администрации и педагогическим кол­лективам ГОУ № 58 (заведующий Л.В. Купцова), ГОУ № 815 (заве­дующий Р.И. Тюркина), ГОУ № 1708 (заведующий Т.Н. Новикова), ГОУ № 1880 (заведующий А.Е. Бармина), Центра медико-социаль­ного сопровождения «Малыш» (заведующий О.В. Гундарева).


Срок   Темы занятий  
проведения      
       
Сентябрь, 3-я неделя   Семья  
    Тема «Состав семьи» Тема «Я и моя семья» Тема «Занятия членов семьи»
 
    Цель: расширение пассивного и активного словаря, формирование простого предложения Цель: активизация словаря по теме, формирование простого предложения Цель: расширение глагольного словаря и активизация словаря при- знаков «большой» — «маленький», практиче­ское использование простого предложения
 
 
 
 
Сентябрь, 4-я неделя   Человек. Части его тела
    Тема «Я и моя кукла» Тема «Части тела и их действия» Тема «Качественные признаки частей тела»
 
    Цель: активизация словаря по теме, развитие зрительного и слухового восприятия, фор­мирование элемен­тарных математи­ческих представле­ний о парных час­тях тела Цель: активизация глагольного словаря по теме, практическое усвоение простого предло­жения Цель: активизация словаря признаков по теме, практическое усвоение простого предложения
 
 
 
Октябрь, 1 -я неделя Дом
    Тема «Дом и его части» Тема «Какие бывают дома» Тема «Теремок»
 
    Цель: знакомство с названиями частей дома, формирование простого предложения Цель: активизация словаря по теме, практическое употребление существительных в правильной грам­матической форме Цель: обучение детей внимательно слушать сказку и отвечать на вопросы по ее содержанию.
 
 
 
 

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Занятия проводятся не реже трех раз в неделю в групповой форме. Поэтому на изучение каждой темы отводится три занятия. На первом занятии происходит знакомство с предметом. При этом широко при­меняются наглядные методы обучения — демонстрация предметов и их изображений, действия с предметами, а также игры-занятия типа «Оденем куклу на прогулку», «Угостим кукол чаем» и т.п.

На следующих двух занятиях происходит углубление знаний де­тей о предметах, ознакомление с их качествами и свойствами. Дети получают целостное представление о предмете, его назначении, ви­довых особенностях.

Для комплексного решения задач развития речи предлагается комплекс разнообразных приемов, адекватных раннему и младше­му дошкольному возрасту.

1. Выполнение действий с предметами — основной прием обуче­ния, поскольку, действуя с предметом, ребенок опирается на раз­личные анализаторы (тактильный, вибрационный, кинестетический), что облегчает усвоение речевого материала. Отработанные действия дети переносят в самостоятельные игры, что также способствует закреплению речевых навыков.

2. Выполнение просьбы, поручения не только помогает прове­рить понимание ребенком обращенной речи и способствует активи­зации собственной речи детей, но и способствует формированию у детей ориентировки в окружающем мире.

3. Многократное проговаривание речевого материала использует­ся для того, чтобы привлекать внимание детей к изменению слов в различных словосочетаниях и в разных формах.

4. Комментирование действий используется для развития вос­приятия речи детьми. Многократно слушая речь педагога, ребенок готовится к последующей ступени речевого развития, например построения предложений более сложной конструкции, составления рассказа.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

ДЕТЕЙ 3—4 ЛЕТ

 

       
Октябрь, 2-я неделя   Детский сад. Игрушки
Тема «Хорошо у нас в саду» Тема «Игрушки» Тема «Магазин «Игрушки»
Цель: формирование представлении с помещениях детского сада, их на­значении; обучение употреблению при­тяжательных прила­гательных и лично­го местоимения «мой» Цель: развитие пассивного и активного словаря по теме, формирова­ние простого пред­ложения Цель: закрепление на- званий игрушек, формирование простого предложения
Октябрь, 3-я неделя   Мебель
Тема «Предметы мебели» Тема «Расположение мебели в ком­нате» Тема «Назначение мебели»
Цель: знакомство с названиями предметов мебели, уточнение назначения мебели; согласование слов «один», «много» с сущест­вительными в един­ственном и множе­ственном числе Цель: расширение и активизация словаря по теме; обучение употреблению предлогов «около» и «рядом» по образцу Цель: расширение и активизация словаря по теме, работа над пони- манием значений относительных прилагательных
Октябрь, 4-я неделя   Чайная посуда
Тема «Чаепитие с друзьями» Тема «Чайная по- суда из разных сервизов» Тема «Чайная посуда, ее свойства»
Цель: знакомство с названием предметов из чайного сервиза, закрепление согласования качественных прилагательных с существительными Цель: закрепление названии и сравнение однородных предметов чайной посуды по форме, раскраске, размеру; закрепление согласования качествен­ных прилагатель­ных с существительными Цель: закрепление на- звании и назначения посуды; закрепление понятии «один» — «много» в сочетании с именами существительными женского и среднего рода
         

 

       
Ноябрь, 1 -я неделя     Столовая посуда
Тема «Готовимся к обеду» Тема «Кукла ждет гостей» Тема «Столовая посуда»
Цель: знакомство с названиями предметов столовой посуды, их фор- мой, цветом; обу- чение употребле- нию качественных прилагательных Цель: закрепление употребления на- званий предметов столовой посуды в единственном и множественном числе Цель: закрепление на- званий предметов сто- ловой посуды; согласо- вание прилагательных «грязный», «чистый» с существительными, обучение пониманию прошедшего и настоя­щего времени глаголов
Ноябрь, 2-я неделя     Кухонная посуда
Тема «Экскурсия на кухню» Тема «Учим куклу готовить» Тема «Обед для трех медведей»
Цель: знакомство с названиями предметов кухонной посуды, уточнение и закрепление назначения предметов кухонной по- суды, обучение употреблению пре­восходной степени прилагательных Цель: закрепление названий предметов кухонной по- суды, их назначения; обучение употреблению сравнительной степени прилагательных Цель: уточнение и за- крепление понятий «маленький» — «большой» — «очень большой» применительно к предметам кухонной посуды; обучение употреблению превосходной степени прилага­тельных
Ноябрь, 3-я неделя   Домашние животные. Кошка
Тема «Наша кошка» Тема «Игрушечные кошки» Тема «Неизвестный зверь»
Цель: уточнение характерных при- знаков внешнего вида кошки, активизация соответствующей лексики, согласование су­ществительных с глаголом настоя­щего времени Цель: закрепление характерных при- знаков внешнего вида кошки, закрепление понятий «один» — «много», употребление уменьшительно-ласкательной фор­мы существитель­ных (кошечка, ки­сонька, котенок, котеночек) Цель: формирование умения вслушиваться в содержание прозаического текста, понимать его обучение однословным ответам на вопросы

       
Декабрь, 3-я неделя     Зимние забавы  
Тема «Снежная Тема «Зимние Тема «Зимние забавы»
баба» игры»  
Цель: ознакомление с русской народной зимней забавой «лепить снежную бабу», закрепление употребления предлога «на» Цель: формирование элементарных представлений о зимних спортивных играх, закрепление употребления предлога «на» Цель: закрепление знаний о зимних играх; обучение ответам на вопросы распространенным предложением с предлогами «на» и «в»
   
Декабрь, 4-я неделя     Новогодний праздник
Тема «Скоро праздник» Тема «Подготовка к празднику» Тема «Новогодний праздник»
Цель: формирование элементарных представлений о новогоднем празднике, обучение согласованию личного местоимения с глаголом прошедшего времени 1 -го лица Цель: закрепление знаний об атрибутах новогоднего праздника, обучение согласованию качественного прилагательного с существительным Цель: закрепление в активной речи лексики по теме, закрепление употребления грамматически правильных форм слов в автоматизированной речи
 
Январь, 2-я неделя     Зимняя одежда  
Тема «Наша одежда» Тема «Кукольная одежда» Тема «На прогулку»
Цель: уточнение назначения одежды, практическое усвоение правильных форм названий предметов предметов одежды Цель: ознакомление с предметами кукольной одежды, ее деталями, рисунком, цветом; активизация глагольной лексики по теме в предложении Цель: обучение самостоятельным ответам на вопросы по картине
 
         
Ноябрь, 4-я неделя Домашние животные. Собака  
Тема «Наша собака» Тема «Игрушечные собаки» Тема «Кто сказал «мяу?» (по рассказу В. Сутеева)  
Цель: уточнение характерных при- знаков внешнего вида собаки, активизация соответствующей лексики, обучение однословным ответам на вопросы Цель: закрепление характерных при- знаков внешнего вида собаки, употребление уменьшительно- ласкательной формы существительных (собачка, пе­сик, щеночек) Цель: формирование умения вслушиваться в содержание прозаического текста, понимать его; обучение однословным ответам на вопросы  
   
Декабрь, 1-я неделя   Дикие животные. Заяц  
Тема «Заяц в лесу» Тема «Игрушечные зайцы» Тема «Заяц зимой»  
Цель: уточнение характерных при- знаков внешнего вида зайца, активизация соответствующей лексики, обучение одно- словным ответам на вопросы Цель: закрепление характерных при- знаков внешнего вида зайца, закрепление понятий «один» — «много»; употребление уменьшительно- ласкательной фор­мы существитель­ных (зайчик, зай­чишка, зайчонок) Цель: формирование умения вслушиваться в содержание прозаического текста, понимать его; обучение ответам на вопросы словосочетанием или предложением  
Декабрь, 2-я неделя       Деревья. Лес    
Тема «Дерево» Тема «Елка» Тема «Зимний лес»  
Цель: ознакомление со строением дерева, с названиями его основных частей; обучение ответам на вопросы простым предложением Цель: ознакомление с особенностями строения елки, с многозначным словом «иголка»; обучение ответам на вопросы слово- сочетанием или простым предло­жением Цель: формирование элементарных представлений о характерных признаках леса, обучение ответам на вопросы словосочетанием или простым предложением  
   
   
   
   
   


 

 

 

 

 

 

 

 

 

       
Февраль, 2-я неделя Зимующие птицы. Воробей, ворона
Тема «Воробей» Тема «Ворона» Тема «Кормушка для птиц»
Цель: знакомство с характерными внешними призна­ками воробья, с осо­бенностями его жиз­ни в зимних услови­ях; составление ко­роткого предложе­ния по картинке Цель: знакомство с характерными внешними призна­ками вороны, с осо­бенностями ее жиз­ни в зимних услови­ях; обучение срав­нению двух птиц по словесному образцу Цель: развитие умения отвечать на вопросы по содержанию сюжетной картины
Февраль, 3-я неделя Домашние животные. Корова
Тема «Корова с теленком» Тема «Игрушечная корова» Тема «Пастух и корова»
Цель: знакомство с характерными при­знаками внешнего вида коровы, с час­тями ее тела; обу­чение ответам на вопросы простым предложением Цель: закрепление характерных внешних призна­ков коровы, со­ставление коротко­го рассказа-описания Цель: развитие понима­ния текста потешки, умения отвечать на вопросы по содержа­нию
Февраль, 4-я неделя Родная страна
Тема «Моя Роди­на» Тема «Защитники Родины» Тема «Праздник нашей армии»
Цель: знакомство с названием нашей страны, столицы; обучение ответам на вопросы по со­держанию рассказа Цель: формирова­ние элементарных представлений об армии, обучение ответам на вопро­сы по содержанию рассказа Цель: формирование элементарных пред­ставлений о празднике 23 февраля, обучение ответам на вопросы по содержанию сюжетной картины
Март, 1 -я неделя Женский день
Тема «Готовимся к празднику» Тема «Праздник "Женский день"» Тема «Моя мама»
Цель: дифференци­рование понятий «мужчина» и «женщина», их роли в семье; употребле­ние уменьшитель­но-ласкательной формы существи­тельных «мама», «бабушка» Цель: обучение выделению главно­го при рассматри­вании картины, развитие умения отвечать на вопро­сы распространен­ным предложением Цель: формирование эмоционально-экспрессивной лексики, употребление ее в пра­вильной грамматиче­ской форме
       
Январь, 3-я неделя   Дикие животные. Лиса
Тема «Лиса» Тема «Лиса с лисятами» Тема «Лиса и колобок»
Цель: знакомство с характерными внешними признаками лисы, частями ее тела; закрепление согласования качественных прилагательных с су­ществительными Цель: знакомство с детенышами и жилищем лисы, употребление существительных в уменьшительно- ласкательной форме Цель: развитие умения отвечать на вопросы, заданные по содержанию сказки «Колобок» словосочетанием в правильной грамматической форме
Январь, 4-я неделя   Дикие животные. Медведь
Тема «Бурый мед- ведь» Тема «Белый мед- ведь» Тема «Игрушечные медведи»
Цель: знакомство с характерными при- знаками внешнего вида медведя, уточнение знаний о частях его тела; обучение самостоятельным ответам на вопросы Цель: закрепление в активной речи знаний о внешних признаках медведя, употребление в речи уменьшительно- ласкательной формы существительных Цель: уточнение значений слов, обозначающих цвет и размер; обучение распространению предложения однородными прилагательными
Февраль, 1-я неделя Дикие животные. Волк
Тема «Серый волк» Тема «Игрушеч­ный волк» Тема «Волки»
Цель: уточнение характерных при- знаков волка (серый, голодный, злой, зубастый, сердитый), обучение ответам на вопросы распространенным предложением Цель: закрепление характерных внешних признаков волка, обучение составлению короткого рассказа-описания   Цель: знакомство с содержанием песенки «Жил-был у бабушки серенький козлик...»; формирование умения устанавливать причинно - следственные связи, отвечая на вопросы: Почему?», «Зачем?»


 


       
Апрель, 4-я неделя     Фрукты
Тема «Фрукты» Тема «Качественные признаки фруктов» Тема «Фруктовый сад»
Цель: уточнение названий фруктов, воспитание слухового внимания, обучение ответам на вопросы распространенным предложением Цель: уточнение качественных при- знаков фруктов и употребление их в активной речи в правильной грамматической форме Цель: самостоятельное составление предложений по сюжетной кар- тине
Май, 1-я неделя     Транспорт
Тема «Машины на улице» Тема «Игрушечные машины» Тема «Разные машины»
Цель: знакомство с внешним видом и названием легко- вых и грузовых машин, их частями, окраской, формой; обучение ответам на вопросы об уви- денном распро- страненным пред- ложением Цель: уточнение названий игрушеч- ных машин и их окраски, формиро- вание понятия «гру- зовая машина»; обучение ответам на вопросы по содер- жанию короткого стихотворения без опоры на наглядный материал Цель: уточнение знаний о том, что перевозят на грузовых машинах; закрепление знаний о внешнем виде и назна- чении машин; обучение сравнению двух машин по образцу
Май, 2-я неделя   Домашние птицы. Петушок с семьей
Тема «Петух, курица и цыплята» Тема «Рассказ К.Д. Ушинского "Ходит по двору петушок"» Тема «Игрушечный петушок с семьей»
Цель: знакомство с внешним видом, повадками птиц (клюют зерна, пи- щат, кукарекают, ходят); уточнение названий частей тела; закрепление навыка сравнения двух птиц по образцу Цель: уточнение представлений о внешнем виде, повадках, названиях частей тела; закрепление умения отвечать на вопросы по содержанию рассказа Цель: формирование умения действовать с предметами в соответствии со словесными инструкциями; побуждение к самостоятельным высказываниям, грамматически правильно оформленным
       
Mай, 3-я неделя   Насекомые. Жук, бабочка
Тема «Жук» Тема «Бабочка» Тема «Жук и бабочка»
Цель: ознакомле­ние с внешними признаками жука, особенностями его строения, окраски, питания;активное употребление лек­сики по теме в самостоятельных высказываниях в правильной грам­матической форме Цель: ознакомле­ние с внешними признаками бабоч­ки, особенностями ее строения, окра­ски, питания; ак­тивное употребле­ние лексики по теме в самостоя­тельных высказы­ваниях в правиль­ной грамматиче­ской форме Цель: обучение сравне­нию двух насекомых по образцу, закрепление активного использова­ния названий цветов в правильной граммати­ческой форме
Май, 4 я неделя   Полевые цветы. Одуванчик, ромашка
Тема «Одуванчик» Тема «Ромашка» Тема «Собираем букет»
Цель: знакомство с характерными при­знаками полевого цветка — одуван­чика, закрепление лексики по теме в самостоятельных высказываниях в правильной грам­матической форме Цель: уточнение характерных при­знаков ромашки, закрепление уме­ния сравнивать два цветка с выделени­ем общих и отли­чительных призна­ков; составление сложных предло­жений по образцу Цель: закрепление уме­ния отвечать на вопро­сы по содержанию сю­жетной картины

 


 

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

СЕМЬЯ

Приблизительный пассивный и активный словарь: мама, папа, де душка, бабушка, сын, дочь, брат, сестра, внук, внучка, имя, сидит, стоит, спит, рисует, шьет, варит, гладит, чинит, стирает, играет, убирает, рассказывает, плачет, смеется, дружит, помогает, идет большой, маленький, старший, младший, ласковый, любимый.

Занятие 1 Тема «Состав семьи»

Цель: расширение пассивного и активного словаря, формирова­ние простого предложения.

Оборудование: сюжетная картинка, изображающая семью, семей­ные фотографии.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Детям предлагается назвать свои имена.

2. Знакомство с составом семьи каждого ребенка.

Громко назовите имя ребенка, к которому я подойду.

Дети должны громко и четко назвать имя ребенка. Названному ребенку задаются вопросы.

У тебя есть мама (папа, брат, сестра, бабушка, дедушка)! Давайте познакомимся с фотографиями Ваниной семьи.

Детям последовательно показывают фотографии разных членов семьи названного ребенка. Например, показывают фотографию папы и спрашивают ребенка: «Это мама?» Ребенок должен ответить: «Нет. Это папа». Затем всем детям задается вопрос: «Кто это?» На одном занятии желательно рассмотреть фотографии членов семьи двух-трех детей. При рассматривании фотографий членов семьи другого ребенка ему задается вопрос: «Кто это?» Упрощенный вариант этого задания — альтернативный вопрос: «Это мама или папа?»


Рассматривание сюжетной картинки.

Посмотрите на картину. Здесь нарисована семья. Помо-гите мне правильно назвать всех членов семьи. Вот... (папа, мима, дочка, сын, бабушка, дедушка).

 

Затем предлагается дать имена детям (мальчику и девочке), изоб­раженным на картине, например Коля и Маша.

4. Выяснение родственных отношений в семье (задание по картине).

Для мамы Маша дочка. Для папы Маша... кто? Помогите мне... (Дочка.) Для мамы Коля кто? Помогите мне... (Сын.) Для папы Коля...? (Сын.) Мама (папа) говорит о Маше: Маша — моя дочка». Мама (папа) говорит о Коле: «Коля — I мой сын». Как говорит мама о Коле (о Маше)?Как говорит Папа О Коле (о Маше)! Для Маши Коля брат. Для Коли Маша сестра. Как зовут Колину сестру? Как зовут Машиного брата? Коля говорит о Маше: «Маша — моя сестра». Маша гово­ри го Коле: «Коля — мой брат». Как Коля говорит о Маше? Как Маша говорит о Коле? У Маши есть бабушка и дедушка. А у Коли есть бабушка и дедушка?

Затем детям предлагается подумать, как бабушка скажет о Маше, О Коле. Как дедушка скажет о Маше, о Коле?

5, Итог.

О ком мы сегодня говорили? (О семье.)

Каждому ребенку предлагается назвать членов семьи: «Ваня, назови членов твоей семьи».

Занятие 2 Тема «Я и моя семья»

Пул (..активизация словаря по теме, формирование простого пред­ложения.

Оборудование: сюжетная картина «Семья»; отдельные картинки, Изображающие членов семьи в действии; предметы: портфель, сумка,. фартук, машинка, кукла, книга, очки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Оргмомент.

Детям предлагается назвать имена мамы и папы. В случае затруд­нения можно использовать альтернативный вопрос: «Твою маму зовут Катя или Света?»

Рассматривание картинок.


 




Детям раздаются картинки, на которых изображены члены всей семьи в действии, и предложить их рассмотреть. При этом необходимо комментировать действия каждого члена семьи, называя их: «Boт папа. Папа стоит. Вот мама. Мама сидит. Вот дедушка. Дедушка спит. Вот сын. Сын играет» и т.д. Затем дети отвечают на вопросы: «Кто сидит? Кто играет? Кто стоит? Кто спит?»

3. Рассматривание сюжетной картинки «Семья».

Дети, посмотрите на картину. Здесь нарисована семья. Кто! это? (Мама.) Что делает мама? (Мама сидит.)

Каждый ребенок составляет простое предложение про одного члена семьи. В результате получается небольшой рассказ.

4. Ролевая игра «Семья».

На столе располагаются предметы: портфель, сумка, фартук, машинка, кукла, книга, очки. Детям предлагается поиграть в «се­мью», распределив роли.

Боря будет папой. Боря, кто ты? (Я папа.) Лена будет мамой. Лена, кто ты? (Я мама.) Ира будет дочкой. Ира, кто ты? (Я дочка.) Саша будет сыном. Саша, кто ты? (Я сын.) Дима будет дедушкой. Дима, кто ты? (Я дедушка.) Света будет бабушкой? Света, кто ты? (Я бабушка.)

Дети, кто у нас папа? (Боря.) Боря, возьми со стола один предмет, который нужен папе, чтобы отнести бумаги на работу.

Каждый играющий выбирает нужный его персонажу предмет.

Утром папа и мама идут на работу. Боря, покажи, как папа идет на работу. Дети, что делает папа? (Папа идет.) Лена, покажи, как мама идет на работу. Дети, что делает мама? (Мама идет.) Ира, покажи, что делает дочка. Дети, что делает дочка? (Дочка играет.) Саша, покажи, что дела­ет сын. Дети, что делает сын? (Сын играет.) Света, пока­жи, что делает бабушка. Дети, что делает бабушка? (Бабуш­ка готовит еду.) Дима, покажи, что делает дедушка. Дети, что делает дедушка? (Дедушка читает.) Вечером родители возвращаются с работы. Кто идет домой? (Папа идет домой. Мама идет домой.)

5. Итог.

Давайте, дети, вспомним, кто был папой (мамой, бабуш­кой и т.д.)?


Занятие 3 Тема «Занятия членов семьи»

Цель: расширение глагольного словаря и активизация словаря признаков «большой» — «маленький», практическое использование простого предложения.

Оборудование: картинки с изображением всех членов семьи, вы­полняющих новые действия (рисует, шьет, варит, гладит, чинит, стирает, играет, убирает, рассказывает, плачет, смеется, дружит, помогает); предметные картинки с изображением членов семьи.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Дети вспоминают, кто есть кто в семье. На наборное полотно выставляются картинки с изображением всех членов семьи.

2. Рассматривание картинок с изображением членов семьи в действии.

Поочередно детям показываются картинки, на которых изображением члены семьи в действии, и затем выставляются на наборное полотно. При этом необходимо рассказывать, комментируя изображаемые действия каждого члена семьи.

Вот папа. Папа чинит. И это папа. Папа смеется. А тут папа

рисует. Вот мама. Мама гладит. И это мама. Мама стирает. Вот дедушка. Дедушка спит. А тут дедушка рассказывает. Вот бабушка.

Бабушка шьет. А тут бабушка варит. Вот сын. Сын играет. Тут сын рисует. А тут сын помогает папе. Вот дочка. Дочка плачет. А тут дочка убирает. Вот дочка помогает маме.

Затем дети отвечают на вопросы по картинкам, составляя предложения из двух слов: «Кто чинит?» (Папа чинит.) «Кто рисует?» (Сын рисует.) «Кто гладит?» (Мама гладит.)

Рассматривание «парных» картинок. Детям предлагаются картинки с изображением папы и сына.

Пана большой, а сын маленький. Кто большой? (Папа.) Кто маленький? (Сын.) Папа какой? (Папа большой.) Сын какой? (Сын маленький.)

Детям показываются картинки с изображением мамы и дочки.

Кто большая? (Мама.) Кто маленькая? (Дочка.) Мама какая? (Мама большая.) Дочка какая? (Дочка маленькая.)

Выставляются все картинки, изображающие членов семьи.


Кто большой? (Папа большой. Дедушка большой.) Кто большая? (Мама большая. Бабушка большая.) Кто маленький? (Сын маленький.) Кто маленькая? (Дочка маленькая Кто в вашей семье большой, а кто — маленький?

4. Итог.

Сегодня м

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...