Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность социальной политики




Л. В. Константинова


       
 
 
   

ЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

, социальной политики


УДК (04(075) I.I.K 6О..56и71 К 65


Печатается по решению редакционно-издателъского совета ПАГС


ВВЕДЕНИЕ


 


Константинова Л.В.

К 65 Теоретические основы социальной политики: Учеб. пособие. — ('ара юн: Поволжская академия государственной службы им. П.А. Сто­лыпина, 2006. - 76 с. ISBN 5-8180-0220-9

Учебное пособие посвящено концептуальным вопросам современной социальной политики. Рассматриваются теоретические основы формиро-вания и реализации социальной политики, место социальной политики в системе общественных отношений, ее государственные и негосударствен­ные субъекты, типологические модели, понятия социальной безопаснос­ти и социальной ответственности. В конце каждой главы приводятся клю­чевые слова, контрольные вопросы и практические задания, а также спи­сок рекомендуемой литературы. В представленном глоссарии формули­руются основные термины и понятия.

Для студентов специальностей «Государственное и муниципальное управление», «Решоноведение», «Связи с общественностью», «Приклад­ная информатика (в управлении)», слушателей профессиональной пере­подготовки и повышения квалификации, а также для всех интересующих­ся вопросами социальной политики и социального управления.

УДК 304(075) ББК 60.56я73

Рецензенты:

доктор социологических наук, профессор Ю.И. Тарский; доктор социологических наук, профессор В.В. Маркин

Рекомендует к печати

кафедра социологии, социальной политики

и регионоведения ПАГС

> ФГОУ ВПО «Поволжская академия
государственной службы

им. П.А. Столыпина», 2006

> Константинова Л.В., 2006

ISHN 5-8180-0220-9


Вопрос о сущности социальной политики - один из наиболее дис­куссионных в отечественной общественной науке и социально-управ­ленческой практике, ввиду того что социальная политика считается на­иболее значимой сферой интересов современного общества и важней­шей частью деятельности современного государства. Однако, несмотря на осознание высокой степени значимости социальной политики, ее четкая концептуальная проработка пока отсутствует.

Особенности реализации социальной поли гики в современной Рос­сии выражаются в процессах выбора наиболее эффективной модели. Эти процессы осуществляются интенсивно, болезненно и противоре­чиво, так как они связаны с переходом от государственной социальной ответственности к социальной ответственности индивидуального и сме­шанного типа. Институциальные трансформации, предполагающие де­централизацию социальной политики, пока не привели к ощутимым результатам в плане повышения качества жизни населения и стабилиза­ции социальной ситуации в обществе. Они неоднозначно отражаются на уровне реальных социальных практик. Пока не достигнуто соответ­ствия между задаваемыми структурно-организационными преобразова­ниями в сфере социальной политики и стратегиями социального пове­дения, ценностными ориентациями граждан. Это связано с тем, что трансформации социальной политики осуществляются при отсутствии ее системного видения, понимания ее комплексного характера, а изме­нения в социальной деятельности государства не сопровождаются адек­ватными преобразованиями в сфере социальной самоорганизации рос сийского общества. В результате интеграционный и развивающий по­тенциал социальной политики не востребуется в полной мерс как важ­ный ресурс осуществляемых реформ. При наличии многочисленных исследований эмпирического характера по отдельным направлениям социальной политики слабо разработана ее теория, способная предста­вить социальную политику как целостную систему с универсальными параметрами и особым предназначением в условиях социальных т ране


формаций. Практические действия в области социальной политики, ре-ализуемые в отсутствие теории, приобретают противоречивый, запаз-дывающий и малоэффективный характер.

Особенность предлагаемого учебного пособия состоит в том, что в нем рассматриваются теоретические, концептуальные основы социальной по­литики как важнейшего феномена современной социально-управленчес­кой пракгики. Их изучение представляется необходимым для последую­щего освоения организационных и управленческих аспектов социальной политики. Кроме того, анализ сущностных, универсальных параметров социальной политики осуществляется в рамках предметного поля социо­логической науки, что позволяет выявить принципиально важные, фунда­ментальные основания социальной политики, ее общественное предназ­начение и роль в системе регулирования социальных отношений.

В учебном пособии подробно рассматриваются основные научные подходы к пониманию социальной политики в их исторической эволю­ции, выделяются ее наиболее значимые характеристики, дается ее ком­плексное определение, анализируется взаимосвязь социальной полити­ки и социальной безопасности.

Отличительной чертой данного учебного пособия можно назвать то, что социальная политика исследуется как система взаимодействия госу­дарственных и общественных институтов, при этом раскрывается содер­жание феномена социальной ответственности, подробно характеризуют­ся государственные и негосударственные субъекты социальной политики. Особое внимание уделяется анализу социального государства, обществен­ной") сектора, предприятий-работодателей, местного сообщества, семьи и межсемейной кооперации как субъектов социальной политики. Систем­ный характер социальной политики раскрывается через представление ее моделей, выделяемых с учетом наиболее существенных оснований.

Материал учебного пособия базируется на разработках классиков социологической мысли, а также на трудах современных отечествен­ных и зарубежных исследователей. Теоретические разделы оснащены методическим сопровождением в виде вопросов и заданий по каждой теме, списка рекомендуемой литературы. Завершается пособие глосса­рием, который содержит определения ключевых терминов и понятий.

Данное учебное пособие предназначено для студентов специальнос­ти «Государственное и муниципальное управление», а также других специальностей управленческого, экономического, социального и по­литического профиля, слушателей профессиональной переподготовки, соискателей и аспирантов, а также специалистов-практиков в области социальной политики и социального управления.


Глава 1

СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

1.1. Подходы к пониманию социальной политики

Вопрос о сущности социальной политики - один из наиболее дис­куссионных в общественной науке и социально-управленческой прак­тике, ввиду того что социальная политика принадлежит к наиболее зна­чимым сферам интересов современного общества и признается важней­шей частью деятельности современного государства.

Дискуссии о том, что представляет собой социальная политика, про­должаются уже более ста лет. Они связаны с ростом масштабов госу­дарственного вмешательства в общественные процессы, происходившим на протяжении XIX-XX вв., и с выделением социальной политики в самостоятельное направление общественного регулирования, охваты­вающее своим влиянием специфическую сферу человеческой жизнеде­ятельности. Появление самого понятия «социальная политика» связано с формированием в Европе во второй половине XIX в. теории и практи­ки социального государства. Новые функции государства, возникшие в связи с его социализацией и получившие системный и качественно оп­ределенный характер, были объединены под термином «социальная политика». С этого времени вопросы определения сущности социаль­ной политики находятся в центре обсуждения ученых, политиков и об­щественных деятелей разных стран.

В качестве сферы деятельности государственных и общественных институтов социальная политика появляется во второй половине XIX в. в связи с институциализацией экономической и социологической тео­рий как самостоятельных областей научного знания. Вслед за призна­нием объективной природы общественных явлений и возможностей их научного изучения встал вопрос о правомерности использования иолу ченного научного знания на практике для управления общественными процессами, то есть вопрос о прикладной направленности данных наук. К примеру, П. Сорокин полагал, что социальная политика должна 6i,n i.


четвертым разделом социологии наряду с учением об обществе, соци-плыюй механикой и социальной генетикой. Этот раздел по своему ха­рактеру и целям следует считать чисто практическим и прикладным. Его задача - формулировка рецептов, указание средств, пользуясь кото­рыми можно и должно достигать цели улучшения общественной жизни и человека. Исходя из этого, ученый иначе называл социальную поли­гику социальной медициной или учением о счастье, поскольку она мо­жет и должна использовать данные теоретической социологии для прак­тического применения в сфере общественной жизни в целях ее улучше­ния, увеличения культурных ценностей и ускорения общечеловеческо­го прогресса1.

В 1912 г. С. Булгаков в работе «Философия хозяйства» указывал на необходимость официального возведения социальной политики в ранг пауки. По его мнению, социальная политика представляет собой соци­альную науку в момент ее практического действия или социальную тех­нику'. Как и любая научная сфера, социальная политика имеет свою особую область и свой собственный объект: «совокупное социальное ii-iio», который постоянно расширяется, так как «в государственной, соцшнп.по-жономической, общекультурной области растущее обобще-iviiuieiinc жниш и осознание этой обобществленное™ непрерывнорас-шпрмил н упрочинакп компетенцию социальной политики»1.

II начале XX и II. Иомбарт в работе «Идеалы социальной полити­ки» стиинт иопрос о сущности социальной политики в рамках госу-цмретенной деятельности, И широком смысле он отождествляет со-шшиьную попишку и пну i рентою полигику государства; в узком смыс-щ' и pi и и ми нос in и им ei социальную поли гику индивидуальной поли-пни- п нредшн an понимать под пей «тс мероприятия экономической i юл in и кн, ко трыс имеют целью сох ранение, содействие развитию или уничтожению определенной 'жопомической системы или ее состав­ных частей»'1, ю есть мероприятия, влияющие на характер «социаль-iiiiiо строя»'.

Существенный вклад и разработку концептуальных основ социаль­ной поли i ики на стадии ее первоначального формирования внесла группа

1 См.: Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 29-30.

2 См.: Булгаков СИ. Философия хозяйства. М., 1990. С. 207.
J Там же. С. 208.

* Замбарт В Идеалы социальной политики. СПб.. 1905. С. 13. 'Там же. С. 15.


немецких исследователей — экономистов, государствоведов и социоло­гов, объединившихся в последней четверти XIX в. в «Кружок по изуче­нию социальной политики» (Vereinfur Sozialpolitik). Несмотря на то что в рамках данного объединения универсальной трактовки социальной политики выработано не было, труды участников кружка способствова­ли привлечению внимания общественности разных стран к проблема­тике государственного участия в регулировании социальных процессов и решении наиболее острых социальных проблем реформаторскими средствами. В то же время в ходе полемики были выработаны основные подходы к пониманию социальной политики, которые не теряют своей актуальности, сторонников и apj-ументации и в современных условиях. Как это ни парадоксально, сегодня в нашем обществе и ходе идущих дискуссий воспроизводятся аналогичные точки зрения и подходы к по­ниманию сущности социальной политики. Эти подходы тесно перепле­таются с теорией и практикой нынешнего этапа реализации социально-экономических реформ. Среди них можно выделить следующие интер­претации социальной политики:

социальная политика как общественная политика и совокупность взаимоотношений между социальными группами общества;

социальная политика как деятельность по улучшению положения трудящихся и как область регулирования социально-трудовой сферы;

социальная политика как система государственной социальной по­мощи малообеспеченным слоям населения;

социальная политика как сфера регулирования доходов и преодоле­ния бедности;

социальная политика как средство регулирования благосостояния населения;

социальная политика как детерминанта определенной экономичес­кой системы и «социального строя».

Поливариативность содержательной интерпретации социальной по­литики, существовавшая в истории науки и воспроизводящаяся сего­дня, свидетельствует о сложности и многоаспектное™ данного фено­мена. В силу междисциплинарного характера реальной социальной по­литики попытки ее теоретического обоснования осуществляются в ме­тодологиях различных общественных наук, что также осложняет про­цесс ее концептуальной унификации и формирует разновекторное про­странство экспликаций.

К примеру, в парадигме экономических наук социальная поли тика определяется как перераспределение финансовых ресурсов общее та


между различными группами населения и отраслями народного хо-зяйства посредством использования механизмов налоговой и бюджет­ной систем. В аспекте финансирования социальная политика в пер­вую очередь анализируется с точки зрения возможностей консолиди­рованного бюджета по обеспечению социальных мероприятий и эко­номической эффективности социальных затрат. Экономика труда в качестве ядра социальной политики рассматривает социально-трудо­вую сферу, где в процессе взаимодействия между работниками и рабо­тодателями достаточно тесно переплетаются трудовые и социальные отношения.

С точки зрения политических наук социальная политика выступа­ет как один из видов политической деятельности государства и дру­гих элементов политической системы общества (партий, движений, объединений и иных ассоциированных групп), связанной либо с от­стаиванием и реализацией интересов определенных социальных групп, либо с обеспечением компромисса между различными группа­ми интересов.

Методология правовых наук в контексте выявления сущности соци­альной политики акцентирует внимание на вопросах обеспечения все­общих равных прав человека, реальных гражданских прав и свобод, политического равенства, социальной справедливости. В соответствии с этим социальная политика рассматривается как реализация совокуп­ности правовых норм и институтов, посредством которых государство способно обеспечить всем своим членам некий стандарт благосостоя­ния, стабильность и безопасность существования, а также свободу вы­бора и поведения.

В парадигме управленческих наук, в частности в теории админист-1>>м миной) уиршиюнин, социальная поли гика предстает как функциональ-ihiii I'orimiiiHioMiiDi сипгмы госудпрстпениого управления и местного' |'нмнуп|ш111|1чши, HMt'iuiiiiiH oiipivu'iu'iiHor и u'O'uii тесине, оргапичаци-hiiiihiv HM'i|inimi ItfNIHMIHl ii'Ipi ком hi|iii|imiii line, pm мргисиисмми и плане пи шмммчми mi #..is ри).ш'нншн v|MHiiiHMM i hi U'Mi.i уирмилепин и пред-liiHiiiiHintii hi нпн (пимими |uiHii№iih iHimiiOiiii уириипеп'кчишх) hoi

4*ПМВ1М Hit MIIIHiWIItlH |Н-Й И Mill II

1|!)1И|НП||1|| Н'ПрНН I IHMM IMIOli pillllllLI l |1

АЯ 1ШЛИ- tt-i n* нНншН tfttHIVNt i и i lit H'Mii координат, которые и мтфяи'Ичшш it. н|нм|нн i ними n.iioii деятельности социаль-МШШкМЙ и ишернннримни» пштлнемне используемых в ней со-мннчнш» immihhihH В формате социологической науки интерпретация социальной поли­тики осуществляется с точки зрения взаимоотношения социальных групп, регуляторов социального поведения и социальных процессов. К примеру, Ф. Бородкин трактует социальную политику как деятельность определенных общественных групп по установлению, воспроизводст­ву и изменению системы социальных неравенств в обществе для макси­мально возможного удовлетворения потребностей и в интересах этих групп6. По мнению П. Кулакова, «посредством социальной политики регулируется социальная структура общества и социальные отноше­ния»7. О. Шкаратан полагает, что «социальная политика в любом обще­стве — это деятельность по установлению и поддержанию неравного положения социальных групп»8. С точки зрения В. Ярской, «реально социальная политика - это наука не только о макро- и микроэкономиче­ских процессах, но и об отношениях человека с социальным окружени­ем, о стратегиях ресурсного восполнения ограниченных возможностей»9. По определению И. Григорьевой, «социальная политика - это деятель­ность государства и / или общества (общественных институтов) по со­гласованию интересов различных социальных групп и социально-тер­риториальных общностей в сфере производства, распределения и по­требления, позволяющая согласовать интересы этих групп с интереса­ми человека и долговременными целями общества»10. Таким образом, дискурсивное пространство социальной политики весьма насыщенно и разнородно. Современные отечественные подхо­ды к пониманию социальной политики отражают ее наиболее проблем­ные зоны, свидетельствуют о ее междисциплинарном характере и во многом воспроизводят точки зрения, существовавшие в дискуссионном режиме более века назад за рубежом, что свидетельствует об опреде­ленном параллелизме эпох, этапов общественного развития и эволю­ции социальной мысли. 'См.: Нородкип Ф.М. Социальная полигика: власть и перестройка // Постижение. Социология. Социальная политика. Экономическая реформа. М., 1989. С. 246. 'Кулаков П.А. Социальная политика в России (социологический анализ). Новоси­бирск, 1998. С. 11. 8 Шкаратан О.И. Декларируемая и реальная социальная политика // Мир России. 2001. №2. С. 6. 4Ярская В.И. Социальная политика, социальное государство и социальный менедж­мент: проблемы анализа//Журнал исследований социальной политики. 2003. № 1. С. 19. 10 Григорьева И.А. Социальная политика и социальное реформирование в России в 90-х годах. СПб., 1998. С. 20-21. 1.2. Социальная политика В системе общественных отношений I [оскольку социальная политика, как объект исследования, находит­ся в поле зрения различных научных дисциплин, то ее смысловое на­полнение каждый раз оказывается в зависимости от конкретной пред­метной области и исследовательской позиции, а в реальной практике — еще и от конкретных экономических и политических интересов. Одна­ко в настоящий момент и в теоретической, и в практической сфере очень остро ощущается потребность в выявлении существенных и универсаль­ных параметров социальной политики, ее функционального предназна­чения и места в системе общественных отношений. По этой причине социологическая интерпретация социальной политики оказывается спо­собной претендовать на комплексный и системный анализ ее природы. Это связано с тем, что непосредственной сферой реализации социаль­ной политики является сфера социального. Доминантные цели и резуль­таты социальной политики фокусируются именно в этой сфере, преоб­разуя и видоизменяя существенные параметры ее функционирования. При лом экономические, правовые, политические, управленческие со­ставляющие социальной политики выступают в качестве средств и ме­ханизмов преобразования социального и не покрывают социальную политику в целом. Особенность социологического подхода к рассмотрению социаль­ной политики заключается в том, что ее анализ осуществляется сквозь призму социальных отношений. Это позволяет рассматривать соци­альную политику и как особый элемент общественной системы, и как самостоятельную специфическую систему взаимодействия государст­венных и общественных структур, и как динамически воспроизводя­щееся системное образование, качественные характеристики и транс­формационные траектории которого определяются целенаправленной деятельностью множества взаимосвязанных субъектов и независимых акторов. Сущность социальной политики состоит в том, что она непосредст­венно связана с воздействием на социальные отношения, которые в каж­дом конкретном обществе имеют особый характер. Традиционно спе­цифику социальных отношений выявляют через их сопоставление с другими видами общественных отношений, складывающимися в соци­уме. Принято считать, что общественные отношения в целом делятся на экономические, социальные, политические и духовные. Все они, явля- ясь универсальными, в то же время охватывают свою специфическую часть общественного пространства и характеризуются специфически­ми проявлениями и функциями. Экономические отношения складыва­ются между людьми и группами людей по поводу производства, рас­пределения и потребления материальных благ, политические — по пово­ду власти, степени участия в управлении государством, духовные - по поводу удовлетворения духовных потребностей и доступности духов­ных ценностей. Социальные отношения занимают в этой цепи особое место, так как складываются на базе и экономических, и политических, и духовных отношений и, пронизывая их, охватывают все сферы обще­ственного бытия социальных групп. Социальные отношения развиваются на основе взаимодействия лич­ностных, межличностных и групповых отношений с учетом социально­го статуса каждого человека, степени общности и отличия граждан по роду занятий, политическим симпатиям, этнической принадлежности, имущественному положению и иным сущностным факторам. Основным звеном социальных отношений является мера социальной справедли­вости, представляющая собой производную от равенства возможнос­тей для реализации своего потенциала всеми членами общества". Под социальными отношениямипонимаются отношения, склады­вающиеся между индивидами и социальными группами, занимающи­ми различные статусные позиции в системе социальной иерархии и имеющими различный доступ к общественным благам и ресурсам. Спе­цифика социальных отношений заключается в том, что они складыва­ются по поводу распределения и перераспределения общественных ре­сурсов и, следовательно, по поводу сохранения либо изменения соци­альных позиций субъектов социальных отношений. В связи с тем что механизмы, ведущие к социальной дифференциа­ции и к социальному неравенству, воспроизводятся в социуме естест­венным образом и могут способствовать не только стабилизации соци­альной структуры, но и социальной дезинтеграции, дестабилизации, социальному противостоянию и антагонизации, необходимы специаль­ные механизмы и институциализированные формы, способствующие противодействию этим процессам. Определенный тип взаимодействий общественных субъектов институциализированного и неинституциали-зированного характера, сформировавшийся на протяжении XIX-XX сто- " См.: Жуков В.И. Россия: состояние, перспективы, противоречия развития. М., 1995. С. 115-116.  

I I


летий, обозначил основные траектории регулирования социальных от­ношений в обществе, направленные на их стабилизацию. Этот тип вза­имодействий, реализующихся через регулирующее воздействие на со­циальные отношения, и составляет сущность социальной политики. Средством и результатом такого регулирующего воздействия может стать перемещение индивидов и социальных групп по социальной лестнице, изменение их статусных позиций, то есть социальная мобильность. В социологических теориях описываются различные виды социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная, восходящая и нисходя­щая, индивидуальная и коллективная. Однако в данном случае речь идет о еще двух ее видах — центростремительной и центробежной социаль­ной мобильности.

Под центростремительной социальной мобильностью понима­ется такой вид вертикальной социальной мобильности, который пред­полагает доминирование одновременных перемещений верхних и ниж­них социальных слоев по социальной лестнице навстречу друг другу, в сторону центральных, серединных позиций социальной иерархии. В результате этого осуществляется выравнивание социальной структуры, уменьшение социального неравенства, формирование массового сред­него слоя с примерно однородным уровнем социальных возможностей.

Соответственно, под центробежной социальной мобильностью следует понимать противоположный процесс, предполагающий доми­нирование одновременных перемещений средних социальных слоев из центра социальной иерархии в противоположные друг от друга сторо­ны, в результате чего одна часть среднего слоя оказывается на вершине социальной лестницы, а другая - на ее дне. Следствием преобладания массовой центробежной социальной мобильности может стать мини­мизация или полное размывание среднего слоя и существенный рост социальной дифференциации и неравенства вплоть до поляризации и антагонизации социальной структуры.

В этом контексте регулирование социальных отношений может быть направлено на воспроизведение либо центробежной, либо центростре­мительной социальной мобильности, в зависимости от состояния об­щества, от поставленных целей и используемого арсенала средств. Со­циальная политика по своей природе в большей степени связана с мо­билизацией потенциала центростремительной социальной мобильнос­ти, ибо именно этот ресурс способен вывести социальную систему на оптимальное состояние социальных отношений и, следовательно, на ее стабильное существование.


Одной из базовых целей современной социальной политики, вошед­шей в ее арсенал в последней четверти XX в., наряду с классическими целями, связанными с регулированием социальных отношений, стало развитие человеческого потенциала. Эта цель тесно связана с классиче­ской, так как регулирование социальных отношений в сторону их ста­билизации в конечном итоге связано с формированием в рамках соци­альной структуры общества массового среднего слоя, обладающего вы­соким социальным потенциалом и в силу этого — базовыми качествами, определяющими тенденции воспроизводства общественных отношений в целом. Вследствие того что в современных условиях человеческие ресурсы, по сравнению с природными, материальными, финансовыми, стали ведущими факторами роста, социальная сфера, где именно соци­альная политика является основным регулятором, оказалась ответствен­ной за воспроизводство базового ресурса общества. Эта существенное объективное обстоятельство в нынешних условиях придает социальной политике статус системообразующего начала во всем комплексе дейст­вий государственного и общественного регулирования.

Воспроизводство человеческого потенциала осуществляется через развитие инфраструктуры социальной сферы — образования, здравоо­хранения, культуры, досуга, спорта, регулирования занятости, социаль­ной защиты населения, что связано с развитием совокупных способно­стей, знаний и умений членов общества, дающих им возможность ак­тивно функционировать во всех сферах общественной жизни и тем са­мым инициировать их развитие. Поэтому инвестиции в человеческий ресурс, а значит, и инвестирование социальной политики оказываются сегодня наиболее значимыми и эффективными.

На основе изложенного можно дать следующее развернутое опреде­ление социальной политики.

Социальная политика представляет собой особую функционально значимую сферу социальной деятельности, имеющую своим содержа­нием целенаправленное, организованное реагирование социальных отношений, осуществляемое заинтересованными общественными субъ­ектами в направлении формирования устойчивой, сбалансированной социальной структуры общества, посредством создания условий для индивидуальной и коллективной центростремительной социальной мо­бильности. В результате этого достигается оптимальный уровень соци­ального неравенства, обеспечивается благоприятный социальный кли­мат и формируются необходимые условия для воспроизводства и разви­тия человеческого потенциала.


 


I.'



летий, обозначил основные траектории регулирования социальных от­ношений в обществе, направленные на их стабилизацию. Этот тип вза­имодействий, реализующихся через регулирующее воздействие на со­циальные отношения, и составляет сущность социальной политики. Средством и результатом такого регулирующего воздействия может стать перемещение индивидов и социальных групп по социальной лестнице, изменение их статусных позиций, то есть социальная мобильность. В социологических теориях описываются различные виды социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная, восходящая и нисходя­щая, индивидуальная и коллективная. Однако в данном случае речь идет о еще двух ее видах - центростремительной и центробежной социаль­ной мобильности.

Под центростремительной социальной мобильностью понима­ется такой вид вертикальной социальной мобильности, который пред­полагает доминирование одновременных перемещений верхних и ниж­них социальных слоев по социальной лестнице навстречу друг другу, в сторону центральных, серединных позиций социальной иерархии. В результате этого осуществляется выравнивание социальной структуры, уменьшение социального неравенства, формирование массового сред­него слоя с примерно однородным уровнем социальных возможностей.

Соответственно, под центробежной социальной мобильностью следует понимать противоположный процесс, предполагающий доми­нирование одновременных перемещений средних социальных слоев из центра социальной иерархии в противоположные друг от друга сторо­ны, в результате чего одна часть среднего слоя оказывается на вершине социальной лестницы, а другая - на ее дне. Следствием преобладания массовой центробежной социальной мобильности может стать мини­мизация или полное размывание среднего слоя и существенный рост социальной дифференциации и неравенства вплоть до поляризации и антагонизации социальной структуры.

В этом контексте регулирование социальных отношений может быть направлено на воспроизведение либо центробежной, либо центростре­мительной социальной мобильности, в зависимости от состояния об­щества, от поставленных целей и используемого арсенала средств. Со­циальная политика по своей природе в большей степени связана с мо­билизацией потенциала центростремительной социальной мобильнос­ти, ибо именно этот ресурс способен вывестц, социальную систему на оптимальное состояние социальных отношений и, следовательно, на ее стабильное существование.


Одной из базовых целей современной социальной политики, вошед­шей в ее арсенал в последней четверти XX в., наряду с классическими целями, связанными с регулированием социальных отношений, стало развитие человеческого потенциала. Эта цель тесно связана с классиче­ской, так как регулирование социальных отношений в сторону их ста­билизации в конечном итоге связано с формированием в рамках соци­альной структуры общества массового среднего слоя, обладающего вы­соким социальным потенциалом и в силу этого — базовыми качествами, определяющими тенденции воспроизводства общественных отношений в целом. Вследствие того что в современных условиях человеческие ресурсы, по сравнению с природными, материальными, финансовыми, стали ведущими факторами роста, социальная сфера, где именно соци­альная политика является основным регулятором, оказалась ответствен­ной за воспроизводство базового ресурса общества. Это существенное объективное обстоятельство в нынешних условиях придает социальной политике статус системообразующего начала во всем комплексе дейст­вий государственного и общественного регулирования.

Воспроизводство человеческого потенциала осуществляется через развитие инфраструктуры социальной сферы - образования, здравоо­хранения, культуры, досуга, спорта, регулирования занятости, социаль­ной защиты населения, что связано с развитием совокупных способно­стей, знаний и умений членов общества, дающих им возможность ак­тивно функционировать во всех сферах общественной жизни и тем са­мым инициировать их развитие. Поэтому инвестиции в человеческий ресурс, а значит, и инвестирование социальной политики оказываются сегодня наиболее значимыми и эффективными.

На основе изложенного можно дать следующее развернутое опреде­ление социальной политики.

Социальная политика представляет собой особую функционально значимую сферу социальной деятельности, имеющую своим содержа­нием целенаправленное, организованное регулирование социальных отношений, осуществляемое заинтересованными общественными субъ­ектами в направлении формирования устойчивой, сбалансированно й социальной структуры общества, посредством создания условий для индивидуальной и коллективной центростремительной социальной мо­бильности. В результате этого достигается оптимальный уровень соци­ального неравенства, обеспечивается благоприятный социальный кли­мат и формируются необходимые условия для воспроизводства и разви­тия человеческого потенциала.


 



I i


I


В данном смысле социальная политика предстает не только как об-ласть деятельности, локализованная в пределах одного из участков соци­ума, но и как система макрорегуляторов, оказывающих существенное влияние на состояние, функционирование и развитие общества в целом.

В этом контексте экономические, правовые, политические, органи­зационно-управленческие константы социальной политики могут рас­сматриваться в качестве механизмов, с помощью которых осуществля­ется регулирование социальных отношений. Определяющими в данной сие теме действия являются конечные цели и смысл социальной полити­ки, носящие чисто социальный характер, - достижение оптимальных форм социальных отношений как условия стабильного существования общества.

В рамках данного подхода основными механизмами социальной по­ли гики могут быть названы следующие:

экономические механизмы - система регулирования и перераспреде­ления доходов и финансовых ресурсов, реализуемая посредством нало-i ово-бюджетного регулирования; система гарантий от элементарных жизненных рисков, включая социальное страхование, социальную по-мшц1. и попечительство; обеспечение доступности широкого спектра социальных услуг, финансируемых из бюджетных и внебюджетных ис-i очников;

ппчитические мехатгшы режим реальной демократии, всеобщее и itHipaicju.iioe право, рассредоточение центров политической власти по уроимям и сферам;

пршюиые. нехантиы законодательно закрепленные гражданские и социальные прапа и гарантии, реальная практика равноправия;

организационные механизмы функционирование разветвленной системы отраслей социальной сферы, оказывающих социальные услу­ги населению, в условиях реализации принципа их доступности;

управленческие механизмы - функционирование многоуровневой, скоординированной системы управления социальной сферой и требую­щими общественного контроля сферами социальной жизни;

культурные механизмы — реализация принципов поликультурного развития и взаимодействия, насыщенность официальной и оппозици­онн

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...