Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обновленное состояние человека, его свойства.




Каким должен быть человек? В чем заключается его нравственное совершенство? Каково идеальное состояние человека, к которому каждый должен стремиться? Как перейти в это состояние из состояния неестественного, свойственного человечеству после падения?

Именно эти вопросы всегда были в центре внимания выдающихся русских педагогов-нравоучителей. Они давали ответы на них как в своих произведениях, так и самим образом своей жизни.

Так, св. Иоанн Кронштадтский пишет, что «ни одна религия, кроме веры православной, не может привести человека к нравственному совершенству или святости, что показывает и история Церкви, и нетленные, чудотворные останки св. угодников Божиих, и дивные подвиги святых православной Церкви, которыми они совершенно угодили Богу, быв еще при жизни прозорливцами и чудотворцами. Так и быть должно по здравому смыслу: к совершенству может привести только совершенная вера» (154, 29).

Св. Иоанн Кронштадтский специально подчеркивает, что «только православная вера очищает и освящает оскверненное грехом естество человеческое, растлившее обновляет, особенно посредством таинств крещения, покаяния и причащения; омраченное просвещает; оледеневшее согревает; омертвевшее оживотворяет; расслабевшее укрепляет; падшее восстановляет; отчаянное исполняет надеждой; унылое утешает; …смятенное умиротворяет; изнемогшее укрепляет; лукавое делает простым; злое - благим; развращенное исправляет; алчное творит воздержным; блудное целомудренным; скупое щедрым; безумное умудряет; грубое утончает; плотяное одуховляет; самолюбивое [делает] самоотверженным и вселюбящим!» (154, 29).

Вот что «творит в человеке вера православная! Хотите убедиться в этом? Читайте истории жизни святых, историю Церкви: и вы воочию увидите все эти чудеса в жизни святых. Вы увидите волков обратившимися в агнцев, блудников и блудниц в праведников и в равноангельных; сребролюбцев - в милостивых, сластолюбцев в воздержников, людей власти и земного величия и роскоши увидите в смиренном одеянии инока. Вот подлинно были истинные христиане; вот ангелы во плоти; на земле - небесные граждане, и вместе верные слуги отечества земного! Вот что может делать наша вера православная с теми людьми, которые искренно ее содержат и следуют ее руководству!» (154, 30).

«От чего же она в нас не производит такой спасительной перемены?», - вопрошает св.Иоанн Кронштадтский. И так отвечает на этот вопрос. «От нашего маловерия или безверия, от легкомыслия, от испорченности и нераскаянности сердца; от усилившихся в нас и овладевших нами страстей, от удаления от Церкви, оттого, что многие нимало не проникаются духом и жизнью Церкви, а многие - только слабо и более формально, неискренно держатся ее. От того же родились у нас и все современные общественные пороки: убийства, самоубийства, …похищение общественного имущества, непомерная роскошь, разврат, мотовство, погоня за всякими чувственными удовольствиями.

Чтоб нам быть настоящими православными христианами, нам, прежде всего, надобно иметь живое, постоянное общение с православною Церковью, или участие в ее молитвах, учении, таинствах; прилежно изучать свою веру и проникаться и жить ее духом, руководствоваться ее правилами, заповедями, уставами, главное же - восстановить в себе истинным и глубоким покаянием образ истинного православного христианина по образу древних и новых святых или лучше - по образу Самого Господа нашего Иисуса Христа, говорящего: образ дах [дал] вам, да яко же Аз сотворих, и вы творите (Ин 13,15)» (154, 30).

Таким образом, именно православная вера обновляет человека, дает возможность нравственного совершенствования (147, 150).

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II рассматривает, как русские подвижники-просветители раскрывают учение о «новом человеке», каковы свойства обновленного человека и как они проявляются в окружающем мире.

«Свойства эти, как и проявления их, чрезвычайно многообразны, их невозможно перечислить. Однако если указать хотя бы на некоторые из них, то можно получить на этом основании верное представление о христианском идеале, о которой святитель Игнатий (Брянчанинов) восклицает: «Какая несказанная красота в Новом Адаме, Господе нашем Иисусе Христе!» (3, 48).

Христос есть Идеал… для нового человека, соответственно и свойства Христовы суть истинная красота души христианской. Здесь речь идет, конечно, о духовных свойствах, приобретаемых христианином в процессе его нормальной духовной жизни, жизни по Евангелию.

Продолжая освещение пути и содержания духовной жизни христианина, попытаемся указать на результаты этого пути, то есть на некоторые плоды духа, составляющие нетленную красоту человека, верующего в Бога и живущего по Его заповедям.

Преподобный Серафим Саровский (+1833) определил цель христианской жизни как стяжание Духа Святого. Но вселение Духа Святого в человека обусловлено чистотою его сердца (Мф. 5, 8; Прем 1, 4), …иначе говоря, его победою над грехами и пороками, ранее гнездившимися в сердце.

…Христианин, очищенный исполнением заповедей и покаянием, приобретает в душе своей особый мир… «Этот мир и покой, — по слову святителя Феофана Затворника, — не вялое состояние бездействия, а блаженное состояние мирно живущей жизни» (3, 48).

Одним из следствий очищения души, зримо украшающих душу и тело человека, является особая духовная радость. Преподобный Серафим Саровский был всегда настолько преисполнен этим неземным состоянием, что всех встречал пасхальным приветствием: «Христос воскресе!» и именовал «Радость моя». А свою единственную в келлии икону Божией Матери «Умиление» он заповедал называть не иначе, как «Радость всех радостей». Поистине, «от избытка сердца уста глаголют» Но не является ли эта радость у святых чем-то мимолетным? Нет, напротив, «радость и веселие свойственны душе, ощутившей оживление, ощутившей избавление от плена, в котором держал ее грех» (3, 50).

«Существенная основа радости христианина, - пишет святитель Феофан, - обновление падшего естества. В возрождении полагается семя новой жизни, по образу воскресшего Господа (Рим 6, 4). Начав с сего момента ходить в обновленной жизни, он более и более высвобождается из уз растления греховного и преисполняется чувством здравия духовного. Это чувство почти то же, что чувство воскресения. Отсюда всегдашняя радость жизни о Господе» (3, 49). Действительно, «истинная добродетель делает человека счастливым» (3, 50).

Этот вывод особенно важен для педагогов, которые должны знать, что сделает счастливыми их самих и их учеников.

Конечно, «то, в чем преимущественно выражается духовное совершенство человека, чем внутренне жили святые, есть любовь к Богу и к ближним, любовь, сияющая Божественной красотою.

Любовь вмещает в себя всю совокупность совершенства (Кол 3, 14). Любовь сама по себе есть преимущество, с которым никакое другое сравниться не может, само с собою приносит благо, выше которого нет ни на небе, ни на земле» (3, 50).

Но приобретается эта величайшая христианская добродетель не напряжением чувств, не возбуждением нервов. «Любовь рождается, — пишет святитель Игнатий Брянчанинов, — от чистоты сердца, непорочной совести и нелицемерной веры». То же говорит и святитель Феофан Затворник: «По мере очищения сердца зреет любовь к Богу. Совсем чистое сердце совершенно любит Бога» (3, 50). А современный русский подвижник Афона старец Силуан (+1938) пишет: «Своим избранникам Господь дает столь великую благодать, что они любовью обнимают всю землю, весь мир и душа их горит желанием, чтобы все люди спаслись и видели славу Господню» (3, 50).

«Чрезвычайно интересную мысль высказывает святитель Игнатий о способности к чистой, совершенной любви не только души, но и тела, обновленного Христом. Он пишет, что до грехопадения «духовным и святым было и тело. Оно заразилось дебелостью и тлением по причине падения; оно заразилось вожделениями скотоподобными по причине падения. Искупитель возвратил ему способность к вожделению духовному... Телам нашим свойственна любовь Божественная» (3, 50).

«Православное учение о том, что тело неотъемлемо от души участвует в славе преображенного через подвиг христианина, дает твердое основание для характеристики святости как духовной силы, которая делает светоносными лики святых во время молитвы. Достаточно привести в качестве примера факт из жизни широко известного миру преподобного Серафима Саровского, описанный очевидцем и собеседником старца Н. А. Мотовиловым. «Тогда он взял меня весьма крепко за плечо и сказал мне: «Мы оба теперь, батюшка, в Духе Божием с тобою. Что же не смотрите на меня?» Я отвечал: «Не могу смотреть, потому что из глаз Ваших молнии сыплются. Лицо Ваше светлее солнца сделалось» (3, 51).

Подобных случаев в русской житийной литературе встречается немало.

Святитель Феофан пишет: «И животные покорялись святым, обоняв в них волю тела Адамова, каков оно было до падения, как объясняют повествующие о сем. Это и подобное сему, например раскрытие зрения до способности видеть далекое и сокрытое, слуха — до способности слышать пение ангельское, обоняния — до способности обонять в вещи запах страсти, с которою она дана, движения — до способности быть в другом месте не выходя из своего, все это и подобное, проявляющееся в теле святых, облагодатствованных, не нынешнему веку принадлежит, а будущему и свидетельствует лишь о том, как умалено в чести и славе нынешнее тело наше в обычном его состоянии» (3, 51).

ТАКИМ ОБРАЗОМ:

1. Христос пришел на землю, чтобы вывести человека из неестественного состояния – состояния падения, чтобы спасти его (121, 1123). Однако выйти из неестественного состояния могут только те, кто будет веровать во Христа и в своей жизни воплощать Его учение. Спасение зависит от собственной воли человека. «Хотя искупительным подвигом Христа человек и оправдан пред Богом, это еще не гарантирует ему спасение, т.к. оно зависит от того, куда человек направить свою свободную волю» (146, 194).

2. Свойства нового (обновленного) человека:

– душевный мир и покой как плод искоренения грехов и пороков (215, 49);

– духовная радость и веселие: «Существенная основа радости христианина – обновление падшего естества»; «истинная добродетель делает человека счастливым» (215, 49-50);

– имеет горячую любовь, объемлющую всех, друзей и врагов, сердце, жаждущее всем добра, благосклонность к просящим, милосердие к бедным, сострадание к страждущим, милость, благость и снисхождение ко всем, смирение, кротость и долготерпение, чистоту и целомудрие (121, 1162– 1163);

– ко всем простосердечен, не отвечает злом на зло и досаждением на досаждение, делает добро тем, кто его ненавидит, трудится для пользы ближнего, полезен обществу (121, 1162– 1163); разум свой и все свои усилия направляет на «созидание пользы» окружающих;

– Евангелие есть изображение свойств нового человека (104, 106).

3. «При вознесении на небо Иисус Христос вознес с собой и человеческую природу, приняв ее навсегда в тесное соединение с Божественной. Своим вознесением Спаситель мира предоставил всем людям возможность духовного совершенствования» (146, 197).

После искупительного подвига Христа для человека открылась возможность восстановить способности, которые у него были в первобытном состоянии, возродить образ Божий, который был человеку дан. Воссоздавая человека в «новую тварь», Спаситель человечества не только возвратил его в естественное состояние, но и «паче (больше) прежнего превознес» и «почтил» его (146, 195). Таким образом, Христос пришел, чтобы «переменить неестественность нашу на естественность», чтобы спасти нас (262, 164).

Что же такое спасение?

Спасение – жизнь вечная (121, 350). Спасение – очищение человека от хреха, нравственное его обговление. Отец Иоанн дает также следующее определение этого слова: «Спасение души есть не что иное, как очищении ее от страстей, насаждение в ней добрых христианских чувствований, подготовление ее к тому, чтобы она сделалась храмом Духа Божия» (122, 89). Спасение – это не один момент в жизни человека, а «всежизненный подвиг, состоящий в комплексе добрых дел и намерений» (141, 123). «Спасение – длительный постоянный процесс внутренней борьбы и работы над самим собой» (146, 306). Спасение – духовно-жизненный процесс (146, 5), имеющий две стороны: объективную и субъективную. К объективной стороне относится все то, что дает для спасения человеку Бог, к субъективной – все то, что зависит от человека. Об объективной стороне спасения кратко сказано в данном разделе, о его субъективной стороне речь пойдет в разделе 1.2.

Учение, описывающее этот духовно-жизненный процесс – учение о спасении. Христианская педагогика призвана научить человека, как спасаться и спастись, как перейти из неестественного состояния в естественное, обновленное. Она учит, какие личные усилия должен сделать человек для своего спасения.

[Стремление человека преобразиться, перейти в обновленное состояние, простирается не на один год и не на два, а на всю жизнь. Здесь требуется живая, деятельная вера и целожизненный подвиг. ДЛЯ СТРАНИЦЫ 52].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...