Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дополненные (расширенные, углубленные) понятия.




Выше говорилось о том, что учение о спасении, будучи методологической основой православной педагогики, позволяет углубить значение многих общеупотребительных слов, рассмотреть их внутреннюю, духовную сторону. Для примера можно взять такие понятия, как болезнь, верность, вечность, внимание, время, враг, друзья-дружба, идеал, мир, мудрость, народ, отечество, подвиг, прощение, работа, радость, сердце, слово, смерть, суеверие, супруги, труд, человек, язык и др.

Рассмотри одно из таких понятий – слово «подвиг».

Подвиг.

Слово «подвиг» в «Словаре по этике» трактуется как «акт героизма, поступок, требующий от человека предельного напряжения воли и сил, связанных с преодолением необычайных трудностей, общественно полезный результат которого превосходит по своим масштабам результаты обычных действий».

В словаре С.И. Ожегова находим «Подвиг – героический, самоотверженный поступок».

Вот какие значения слова «подвиг» находим в «Симфонии» (121, 682-690):

Духовный подвиг приятен Богу. Чтобы стать угодным Богу, необходимо очень много усилий. Желающим спастись необходим подвиг. Необходимо трудиться ради будущего БЛАЖЕНСТВА. Для перемены внутреннего состояния необходим подвиг. Подвиг в том, чтобы очищать совесть, так как христианин без доброй совести не бывает. Подвиг необходим, чтобы принуждать себя ко всякому доброму делу. Подвиг в том состоит, чтобы победить себя. Подвиг состоит в постоянной борьбе плоти и духа. Обуздание членов плоти и покорение их духу есть благоприятная ЖЕРТВА Богу. Всячески сопротивляться греху, так как Богу и греху работать невозможно. Подвиг состоит в том, чтобы пресекать ПОМЫСЛЫ. Смысл христианского подвига – постоянное терпение искушений и скорбей. Чем больше усердие, тем больше искушений. Подвиг без брани, без врагов не бывает. Христианину следует всю жизнь бороться с врагом. От подвига зависит, в каком состоянии будет находиться человек в жизни вечной. Подвиг без ПОМОЩИ БОЖИЕЙ невозможен. Ревностно идти вперед, не оглядываясь. Не начало, но конец венчает подвиг. Подвиг венчается от усердия в конце. Не ослабевать, но ревностно трудиться до конца.

Очевидно, что значение слова «подвиг» в зоне приведенной словарной статьи не только значительно шире (сравним: подвиг как единовременный акт, как поступок – у С.И.Ожегова и других авторов и подвиг как постоянное состояние человека в «Симфонии» схиархимандрита Иоанна, выражающееся в терпеливом перенесении жизненных испытаний: «Смысл христианского подвига – постоянное терпение искушений и скорбей», «Христианину следует всю жизнь бороться с врагом», «Не ослабевать, но ревностно трудиться до конца» [подчеркнуто нами – Н.М.]), но и многообразнее, глубже.

Одно из приведенных в «Симфонии» значений слова «подвиг» связано с победой человека над самим собой, собственными несовершенствами, слабостями, дурными сторонами характера: «Подвиг в том состоит, что победить себя», «Для перемены внутреннего состояния необходим подвиг».

Следуя святоотеческой традиции, отец Иоанн вводит понятие «духовный подвиг».

Таким образом, выявляется общая особенность составленного отцом Иоанном (Масловым) энциклопедического словаря. В словарных статьях, посвященных характеристике внутреннего устроения, нравственного состояния человека, он не только дает точное толкование того или иного понятия, но и – что особенно значимо для образовательной практики – показывает, как можно достичь этого состояния.

Еще раз продемонстрируем это на примере слова «подвиг»: «принуждать себя ко всякому доброму делу», «постоянно бороться с плотью», «ревностно идти вперед, не оглядываясь», очищать совесть» и т.д.

При этом – что представляется также весьма значимым для оценки педагогического потенциала «Симфонии» – автор, раскрывая значение того или иного понятия, постоянно, но как бы исподволь напоминает, для чего нужны человеку постоянные нравственные усилия, какова их цель: «Желающим спастись необходим подвиг», «Необходимо трудиться ради будущего блаженства», «От подвига зависит, в каком состоянии будет находиться человек в жизни вечной». То есть любое слово духовно-нравственной сферы, входящее в «Симфонию», незримыми нитями неразрывно связывается с истинным предназначением человека, с целью его земной жизни.

В «Симфонии» указывается также на главное условие и средство совершения подвига: «Подвиг без помощи Божией невозможен». Предупреждается о трудностях на этом пути: «Подвиг без брани, без врагов не бывает».

Таким образом, учение о спасении служит источником расширения, уточнения и обогащения категорий и понятий современной педагогики, способствует формированию и обогащению ее лексикона.

Содержание педагогических понятий в контексте православного учения о спасении.

«Симфония» включает целую группу специальных педагогических терминов, таких, как внимание, воспитание, дети, знание, познание, родители, семья, самопознание, совершенствование, учение и др. Если проанализировать их значения, данные отцом Иоанном (Масловым), то можно увидеть, что они значительно углублены по сравнению с их «чисто» педагогическим смыслом. Но важно не только это. «Симфония» позволяет вернуть «чистый смысл» каждому педагогическому понятию, глубоко, полностью и до конца раскрыть его содержание благодаря широкому и, вместе с тем, догматически выверенному контексту, в который они вписаны.

Проследим это на примере слова «воспитание».

Воспитание.

В педагогической литературе значение этого слово не закреплено, оно меняется в зависимости от социального контекста. Как правило, его значение значительно сужено. Это понятие, чаще всего, ассоциируется с понятием «образование» или – в современных словарях – «социализация».

Обратимся к примерам. Так, С.Т.Шацкий понимает под воспитанием, прежде всего, «организацию детской жизни и деятельности» (382, 32). Известный современный педагог и ученый В.А.Караковский считает воспитание управляемой частью процесса социализации (172, 5). Взгляд на воспитание как на приобщение к современной культуре отстаивает Н.Е.Щуркова (591, 38).

Обратимся теперь к «Симфонии» схиархимандрита Иоанна (Маслова) (121, 186 – 193):

Какие будут дети, все зависит от воспитания. Чему в юности научимся, то и останется. Чему научен будет ребенок, таким он и будет до смерти. Чему смолоду научится человек, того в жизни и держится. Детей с младенчества воспитывать в благочестии и вере. Прежде всего в детях необходимо воспитывать БЛАГОЧЕСТИЕ. Первая забота родителей – научить жить по-христиански. Внушать детям об обетах крещения. Воспитание ДЕТЕЙ необходимо, чтобы не уклонились от обетов крещения. Каким истинам необходимо прежде всего научить детей. Учить ДЕТЕЙ закону Божию. ДЕТЯМ раскрывать основные понятия о Боге. Прежде всего научить вере, потом другим наукам. Неразумно поступают родители, научая детей различным наукам и языкам, забывая о внутреннем воспитании. Напоминать часто ДЕТЯМ о СМЫСЛЕ христианской жизни. Прежде всякого научения всаждать в юные сердца страх Божий. Укоренять в детях страх Божий и отсекать страсти. Доброе и благочестивое воспитание есть путь избавления от ГРЕХА. Молить Бога, чтобы Он Сам умудрил. Воспитание недоброе бывает причиной ГРЕХА. Плохое воспитание есть начало злу, которое из поколения в поколение возрастает. Родители за плохое воспитание будут наказаны неблагодарностью и дадут ответ пред Богом. За небрежение в воспитании детей Бог наказывает. Родителям быть образцом в поведении для детей. Детей неисправных наказывать. Как строгость излишняя, так и милость приносят вред.

Мы видим, как разительно отличаются значения этих слов в современной педагогической науке и в православной традиции! Православная педагогика связывает воспитание с усвоением детьми Божественных истин, с формированием у них «страха Божия» (то есть высокого чувства благоговеинства), избавлением от греха, с правильной, христианской жизнью родителей и воспитателей и необходимостью призывания в этом процессе помощи Божией, тогда как светская трактовка этого слова подразумевает лишь приспособление ребенка к среде.

Ту же разницу можно увидеть на примере трактовки других педагогических категорий и понятий.

Важно выделить тот факт, что учение о спасении направляет педагогический процесс в такое русло, о котором все другие воспитательные системы даже не упоминают – на формирование у человека добродетелей и искоренение страстей, на постоянное совершенствование в добре, на Богоуподоблении.

Главные из добродетелей – вера, надежда, любовь, милосердие. Как они могут быть воспитаны? Опять обратимся к «Симфонии».

Одно из основных нравственных качеств, которые нужно воспитать в ребенке – это вера. Этому понятию в «Симфонии» посвящены пять статей: «Вера», «Что есть вера и ее значение», «Признаки живой веры», «Жизнь порочная – отречение от веры», «Средства к сохранению и укреплению веры» (121, 130-163).

Здесь даются конкретные воспитательные советы:

Вера есть дар Божий, который человек должен сохранять и развивать. Начало постоянной веры – Богопознание. Вера есть основание деятельности человека, движущая сила его духовной жизни. Формирование этого качества должно начинаться с рождения ребенка и осуществляться постоянно. Вера укрепляется и растет изучением слова Божия, молитвой, причащением Святых Таин. Веру укрепляют добрые дела. Вера без дел мертва. Признак веры – любовь. Вера показывается в послушании. От веры рождаются надежда, любовь, терпение, молитва, смирение, страх Божий. Вера преобразует жизнь общества.

Самое большое внимание в «Симфонии» уделено воспитанию любви, и это закономерно (121, 453-504). Любовь является основой отношений человека со своим Творцом – Богом. Анализ этого качества начинается с характеристики любви Бога к «роду человеческому» (121, 453). Затем говорится о любви человека к Богу и описывается, в чем проявляется эта любовь: она состоит в уподоблении и «подражании Ему». «Любовь -это единственное, что мы можем воздать Спасителю» (121, 459). Отсюда требования к человеку – избегать греха.

Не меньшее значение придается в «Симфонии» любви к ближнему: «любовь к ближнему есть выражение любви к Богу». «Смысл христианской жизни – любовью работать друг другу».

В «Симфонии» подробно описывается, в чем заключается эта любовь – начиная с того, что любящий «не творит зла», и заканчивая постоянной заботой и помощью ближнему. Здесь же даются конкретные советы, как надо формировать это качество в ребенке.

Важнейшим качеством, которое должно быть сформировано в человеке, является любовь к Отечеству – патриотизм (121, 493). Она проистекает из любви к ближнему. Благополучие государства основывается на взаимной любви его граждан, которые носят единое имя своего Отечества и являются единым союзом.

Очень важным нравственным качеством является милосердие (121, 506 – 517). Оно состоит в деятельной помощи ближним. Отец Иоанн, описав это качество, характеризует, как оно должно воспитываться в человеке.

Немало места уделяется в «Симфонии» характеристике совести (121, 956-963), которая называется «голосом Божиим, отвращающим от зла» (121, 956). Совесть необходимо слушать. Необходимо очищать ее покаянием. Чистая совесть – признак красоты души. Она приносит радость, веру и покой.

Таким образом, педагогические понятия в контексте учения о спасении дают направление всей педагогической деятельности, обращают внимание педагога на ее цель – формирование у воспитанника главных человеческих качеств (добродетелей), которые в своей совокупности и составляют основу его духовности и нравственности. Кроме того, педагогу даются конкретные методические указания по искоренению недостатков (грехов, пороков, страстей). Обратившись к «Симфонии», педагог сможет познакомиться с истинным, духовным значением того или иного слова.

ТАКИМ ОБРАЗОМ:

1. Понятийный ряд учения о спасении полно и целостно представлен в «Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского» схиархимандрита Иоанна (Маслова).

2. Словарный состав (тезаурус) учения о спасении является методологической основой всех категорий и понятий православной педагогики. Он определяет их иерархию, соподчиненность, связи, структуру, закономерности – формирует всю систему православного воспитания.

3. Учение о спасении, представленное в «Симфонии», служит источником расширения понятийного ряда современной педагогики, оказывает существенное влияние на формирование и обогащение ее лексикона, особенно связанного с духовно-нравственной сферой. Без этого нового лексического ряда не может быть эффективно построена современная воспитательная система.

4. Всем педагогическим категориям и понятиям, рассмотренным в свете православного учения о спасении, возвращается «чистый смысл» – их первоначальное точное, адекватное их внутреннему, духовному содержанию, значение, без которого невозможно формирование правильного мировоззрения человека.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...