Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конкуренция как инновационная категория.




В инновационной модели (Й.Шумпетер) конкуренция исследуется с точки зрения борьбы старого с новым. Эту борьбу ведут предприниматели, организуя производство на основе новых комбинаций ресурсов. В "Теории экономического развития"[152] И. Шумпетер выделил пять принципов открытия но­вых возможностей производственного и непроизводственного происхождения: продукция, технология, рынки сбыта, новые виды сырья и материалов, организационные нововведения. Именно механизм конкуренции вытесняет с рынка предприятия использующие устаревшие технологии и выпускающие не пользующуюся спросом продукцию.

Инновационно-эволюционный характер конкуренции отражён в трудах Ф. Хайека, который рассматривает конкуренцию как процедуру открытия конкретных фактов, рассеянного в обществе знания о предпочтениях потребителей и технологических возможностях производителей. Конкуренция вынуждает адаптироваться хозяйствующих субъектов к изменяющимся условиям, эффективно использовать новые, до сих пор неизвестные им данные о предпочтениях, ресурсах и технологиях. Ф. Хайек, с одной стороны, при анализе рыночной конкуренции выступает продолжателем линии И. Шумпетера, а, с другой стороны, создателем концепции институциональной метаконкуренции, которая по своему характеру является институционально-эволюционной.[153]

Следующим теоретическим подходом в исследовании конкуренции является институциональный подход. Он определяет - как осуществляется отбор институтов и каково их значение в развитии конкуренции. Анализируется конкуренция с двух сторон:

во-первых, с позиций влияния институтов на развёртывание рыночной конкуренции и выделения её разновидностей соответствующих разным институциональным условиям,

во-вторых, с точки зрения конкуренции самих институтов (эволюционный отбор), формирующих основу рыночного взаимодействия хозяйствующих субъектов.[154] (См. рис.8.4.)

 

Рис.8.4. Воздействие институтов рынка на конкуренцию

Следующая концептуальная основа теории конкуренции появи­лась в середине-конце 80-х годов под названием «новая индустриаль­ная экономика». Ярким представителем этого направления является Ж. Тироль. Анализ конкуренции здесь дается через характер раз­ного рода рыночного поведения фирм с учетом стратегических взаи­модействий. Под стратегическим взаимодействием понимается осо­бое поведение фирмы, при котором она принимает свои решения, учитывая, каким образом ее действия отразятся на планируемых дей­ствиях конкурентов. Этот сложный процесс формирования и коррек­тировки поведения фирм невозможно описать на основе традицион­ных методов маржинального анализа. В экономические исследова­ния вводится новый аппарат — теория игр.

Итак, сделаем некоторые выводы. Проведенный анализ конкуренции как экономического процесса в трудах западных экономистов показало ее многоаспектность, противоречивость. Эволюция взглядов представителей различных экономических школ на конкуренцию есть отражение поступательного развития рыночных отношений (от их возникновения в простом товарном производстве к постиндустриальной экономике). На каждом историческом этапе развития рыночной экономики по мере развития производительных сил и усложнения отношений между хозяйствующими субъектами расширялось содержание конкуренции как экономического явления, появлялись новые формы и методы конкурентной борьбы. Анализ взглядов на экономическую сущность конкуренции приближает нас к пониманию конкуренции как закономерности развитой рыночной системы хозяйствования, ее объективной необходимости.

Рассмотрев краткую характеристику основных подходов к категории конкуренции, следует отметить, что современные научные школы, исследующие маркетинг и конкуренцию, использовали богатый теоретический и практический опыт при изучении и дальнейшем развитии методологии конкуренции. В настоящее время можно выделить три основных научных центра, интенсивно разрабатывающих дан­ные проблемы[155].

Наиболее значимой можно считать научную школу США, и в первую очередь Гарвардскую школу бизнеса. Профессора М. Портер, А. Чандлер, М. Энрайт, Дж. Макартур составляют ядро этой школы. Ими впервые были представлены решения проблемы измерения конкурентоспособности изде­лий, компаний и отдельных отраслей. Был внесен большой вклад и в страте­гическое управление компанией в условиях конкуренции, выделены и оценены факторы, определяющие конкурентные преимущества, и ключевые факторы успеха. Особенно существенных результатов удалось достичь в исследовании проблем регулирования конкуренции на уровне отраслей. Так, по мнению М. Портера[156] – конкуренцию необходимо рассматривать через развитие конкурентных преимуществ кластеров. Обобщив взгляды различных экономических школ и направлений на конкуренцию, М. Портер определил ее экономическую сущность пятью силами: угрозой появления новых конкурентов; угрозой появления товаров и услуг-заменителей; способностью поставщиков комплектующих изделий торговаться; способностью покупателей торговаться; соперничеством уже имеющихся конкурентов между собой (рис.8.5).

 

Рис.8.5. Конкуренция с точки зрения М.Портера.

Модель пяти сил конкуренции является удобным концептуальным инструментом для диагностики конкурентной борьбы на рынке, совместное воздействие названных сил характеризует интенсивность конкуренции на рынке и в конечном итоге размер получаемой хозяйствующими субъектами прибыли. Пять сил конкуренции определяют прибыльность отрасли через влияние на цены, расходы, размеры капвложений, необходимые для того, чтобы конкурировать в этой отрасли. Чем интенсивнее конкуренция, тем ниже прибыль, получаемая фирмами в пределах отрасли. Это доказывает закономерный характер конкуренции.

Другая оригинальная школа[157] представлена научными центрами Японии. Университеты Токийский, Хитоцубаси, Васеда, Мейдзи координируют свои исследования в области неценовой конкуренции, совместного (с конкурентами) продвижения продукции. Большое внимание уделяется проблеме сотрудничества и взаимодействия национальных производителей с целью завоевания новых географических рынков сбыта. Яркими представителями японской школы являются профессора X. Такеучи,Х. Кобояси,М. Цучия,Т. Ногучи.

Более разнообразны исследования конкуренции в Европе. Швейцария, Швеция, Дания, Австрия, Италия, Германия практически имеют собствен­ные, хотя и во многом проамериканские, модели, описывающие конкурентное поведение компании. Особенно детально представлены в научных трудах европейских ученых вопросы конкуренции в международном масштабе (гло­бальная конкуренция).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...