Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Монастырская педагогика. Педагогика старчества.




Монастырь как училище благочестия.

На протяжении веков определяющую роль в деле воспитания русского народа играли монастыри. В стенах монастырей православная педагогика нашла свое полное воплощение и завершение. Систему воспитания, которая там сложилась, можно назвать монастырской педагогикой. Научный интерес к ней обусловлен теми высокими результатами, которых она достигла, явив миру сонм русских святых, светильников веры, героев Отечества.

Монастырь называют «практической школой благонравия», в которой, кроме религиозно-иноческого воспитания, главными житейскими науками являются умение отдать всего себя на общее дело, навык к усиленному труду и привычка к строгому порядку в занятиях, помыслах и чувствах.

В этом смысле история монашества также представляет огромный интерес для педагогики, поскольку история русского монашества есть, прежде всего, история успехов православного воспитания. Поэтому долг историка педагогики, как пишет Константин Петрович Победоносцев, говорить «о нравственных и народолюбивых подвигах монахов», которые жили не личными интересами, но были воспитаны так, что умели полностью отдавать себя служению Богу и ближним, государству и обществу.

Схиархимандрит Иоанн (Маслов) в своих трудах не случайно уделяет монашеству особое внимание. «Живя в миру, – пишет отец Иоанн, – не всегда удобно совершенствоваться в добродетели. Поэтому те, кто особенно стремились к совершенству, к Богообщению стали удаляться от мира и установили особый порядок жизни, или жизнь монашескую, которая, согласно святоотеческому учению, есть наука из наук» (135, 27).

Монастырь – место развития всех духовных сил человека.

Монашество связано с таким понятием, как монастырь. Что же такое монастырь? Слово монастырь происходит от греческого «моно» – «уединяюсь, живу один» (152, 612). В монастырь люди уходили, стремясь к уединению с целью приблизиться к Богу и восстановить в себе Его образ. «Монах есть тот, у кого тело очищенное, чистые уста и ум просвещенный» (187, 29). «Монах есть тот, кто имеет такой навык к добродетелям, как другие к страстям» (187, 296).

Как пишет святитель Игнатий Брянчанинов, монашество – жительство иное, отличное от обыкновенной, всем общей жизни. Поэтому в русском языке монашество называется также словом «иночество», происходящим от слова «иной». Монах по-русски – это «инок» (123, 467).

Русские люди относились к монастырям с особым благоговением, считая их высшим идеалом жизни на земле. На Руси говорили обыкновенно:

«Свет инокам – ангелы,

Свет мирянам – иноки» (146, 479).

Монастырь – это общежитие лиц, принявших монашеские обеты: нестяжания, целомудрия, послушания. По мысли святителя Филарета (Дроздова), сущность всех монашеских обетов есть обещание постоянной, всецелой преданности себя Богу (345, 48).

Монашество: достижение духовного совершенства.

В трудах схиархимандрита Иоанна содержится учение святых отцов о монашестве: старцев Оптиной и Глинской пустыней, св. Тихона Задонского, св. Игнатия Брянчанинова, св. Феофана Затворника. Все они ставили монашество очень высоко. Святитель Игнатий Брянчанинов восклицает: «Великая к нам милость Божия, приведшая нас в монастырь. Это благо выше всех земных благ» (106, 127). «Есть спасение и кроме монастыря, – говорит старец Амвросий Оптинский, – но с трудом великим. Хотя и в монастыре спасение не без труда, но зато и кроме спасения в монастыре человек может достичь и совершенства духовного» (123, 131).

Цель иночества – очистить себя (то есть чистота сердца), придти в естественное состояние (2, 27) и получить жизнь вечную (258, 40). По мысли Глинского старца Порфирия, «Евангелие не полагает никакого различия между иноком и человеком мирским и требует от всех одной и той же святости, одного и того же самоотвержения, одной и той же чистоты.… Всем людям должно взойти на одну и ту же высоту» (258, 43-44).

Однако сердце мирянина очень часто увлекается житейскими заботами и треволнениями. Поэтому св. Феофан Затворник делает выводы, что «путь монашеский более удобен в деле спасения» (143, 268).

Говоря о преимуществах монашеской жизни, старец Амвросий пишет: «Евангельское учение нисколько не отличается от монашеской жизни; в мире живущие имеют одно лишь исключение относительно супружества.… Хотя и такие могут шествовать путем благочестия, но с неудобством, так как претыкаются» (123, 132).

В то же время схиархимандрит Иоанн выделяет следующую мысль святых отцов: «Спастись везде можно, и спасение не от места и не от внешней обстановки, а от внутреннего настроения» (143, 266).

Сущность монашеской жизни заключается в отсечении страстей и достижении бесстрастия. «Образ монашества называется ангельским; значит, кто живет истинно по-монашески, тот живет ангельски, то есть бесстрастно в целомудренной чистоте, кротости и смирении», – пишет св. Амвросий Оптинский (123, 35).

Схиархимандрит Иоанн разъясняет, что «духовный подвиг иноков заключается в очищении сердца от страстей» (143, 268) и приводит слова св. Феофана Затворника: «Дело монашества – все внутреннее, а внешнее в нем есть придаток». По словам святителя, вступление в монашество означает «твердую решимость жить, не поддаваясь увлечениям страстей» (143, 268). По мысли св. Игнатия Брянчанинова, основа монашеской жизни – стяжание любви к ближним.

Таким образом, в учении о монашестве, изложенном схиархимандритом Иоанном, раскрыт взгляд святых отцов «на сущность монашества как наиболее прямого пути ко спасению по сравнению с путем, избранным мирянами, которые, будучи связаны мирскими попечениями, семейной жизнью и всякого рода заботами, находятся в менее благоприятных условиях, чем монашествующие, всецело отрешившиеся от мира и посвятившие свою жизнь на служение Богу… Поборов в себе все страсти, монах делается полным властелином над самим собой» (123, 140).

Схиархимандрит Иоанн указывает, что «чрезвычайно трудно правильно проходить монашеский путь, но инок дерзновенно уповает на таинственную помощь свыше». Поэтому св. Амвросий Оптинский пишет: «монашество есть тайна» (123, 132).

Русские монастыри как практическая школа благонравия.

Первые монастыри появились в Египте в первые века христианства. На Руси монастыри впервые появились в 11 веке. Они сыграли особую роль в истории России, воистину став «светом миру» – центрами духовной жизни, учености и просвещения, идеалами Православия, примерами того, как можно, живя на земле, целиком посвятить себя Богу.

В русских монастырях царил особый мир, где дух господствовал над плотью. Подвиги монахов, которых называли богатырями духа, были поразительны. Этим объясняется стремление уйти в монастырь почти всех лучших людей допетровской эпохи. В монастырь, как в училище благочестия, шли и князья, и простые люди. «Монашество лучшим образом свидетельствует о благочестии народа», – пишет Патриарх Московский и Всея Руси Алексий I (315, 127).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...