Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основатель Алтайской духовной миссии отец Макарий (Глухарев) – выдающийся ученый и аскет.




Знаменитый алтайский миссионер, с полным основанием названный апостолом Алтая, архимандрит Макарий (в миру Михаил Яковлевич Глухарев; 1792-1847) был воспитанником Глинской пустыни и достойным учеником известного ее настоятеля игумена Филарета (Данилевского).

Архимандрит Макарий родился 8 ноября 1792 года в городе Вязьма Смоленской губернии. Его отец Иаков Глухарев, священник Введенской соборной церкви, и мать Агапия пользовались большой любовью вязьмитян за свою благочестивую христианскую жизнь. В восьмилетнем возрасте Михаил поступил в Вяземское Духовное училище, а затем в Смоленскую Духовную семинарию.

Окончив курс учения, он начал службу преподавателем семинарии. В 1814 году Михаил поступил в Петербургскую Духовную академию. На благочестивого и талантливого ученика обратил внимание ректор академии архимандрит Филарет (Дроздов), который сохранил доброе расположение к своему ученику до конца своей жизни. После окончания академического курса в 1817 году Михаил был послан в Екатеринославскую семинарию на должность профессора и инспектора. Здесь он 24 июня 1818 года принял монашество с именем Макарий.

В 1821 году отец Макарий был переведен в Костромскую семинарию ректором. Блистательно окончивший духовную академию, он был человеком высокой образованности: профессор богословских наук, хорошо владеющий греческим, латинским, еврейским, немецким и французским языками.

В это же время он был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Костромского Богоявленского монастыря.

Однако в Костроме он пробыл недолго: в 1824 году отец Макарий оставил духовно-училищную службу и стал жить на покое сначала в Киевской Лавре, потом в Kитаевской пустыни и, наконец, в Глинской обители.

Он переселился туда в декабре 1825 года. «Я хотел среди Глинских братий знакомиться с искушениями, свойственными монашескому общежитию», – писал отец Макарий (137, 148).

Насколько Глинская пустынь удовлетворяла аскетическим стремлениям этого великого мужа, можно судить по его восторженному отзыву о ней: «Это одна из светлых точек на земном мире, в которую, дабы войти, надлежит умалиться до Христова младенчества».

В тишине этой «школы Христовой» отец Макарий, изнуряя тело свое воздержанием и постом, глубже всматривался в тайники своей души, беспристрастно разузнавал свои недостатки, обозревал еще неумерщвленные гнездящиеся страсти и, «ничтоже сумняшеся», исповедовал их опытному настоятелю, старцу Филарету.

Он предал себя ему, дабы сокрушить, прежде всего, своеволие, «эту медную стену, отлучающую душу от истинного просвещения», и «навыкнуть Христову послушанию», которое он называл «врачебным кровопусканием, в котором душа очищается от черных, нечистых и гнилых кровей своеволия и глупости». С сокрушенным чувством собственного бессилия, с надеждой на милосердие Божие стал он сходить в «слезную юдоль смирения» (137, 152).

Как некогда его наставник отец Филарет, отец Макарий посвятил себя исключительно аскетическим подвигам и изучению святоотеческих учений. Из любви к Богу отец Макарий готовился «к войне со своими страстями, миром и диаволом». По святоотеческим писаниям он разузнавал силы и козни врагов, способы борьбы с ними. Кроме святоотеческих сочинений, он читал все, что предоставляла лучшего тогдашняя богословская литература, русская и иностранная.

Но особенно он любил читать Священное Писание, куда, как к своему источнику, отсылали его и святоотеческие, и богословские руководства. Прекрасное знание языков способствовало всестороннему пониманию им слова Божия, глубокому уяснению тайн спасения.

Как и его наставник отец Филарет, отец Макарий всякое свое слово подтверждал Священным или отеческим писаниями и только то считал верным, православным, что находило в них основание. Он, неустанно читая и проникаясь «глаголами жизни вечной», изобильно вселял в себя слово Христово, старался им мыслить, чувствовать, говорить. Он считал Священное Писание «хлебом своим насущным». Его сочинения и особенно письма исполнены знанием Писания и текстов святых отцов.

Собственные выражения подвижника близко напоминают подлинное слово Божие, так дышат они истинной, глубинной верой.

Глубоко изучивший его жизнь и труды, отец Иоанн пишет, что отец Макарий «бывал в таком расположении души, что, будучи проникнут, с одной стороны, молитвенным духом, с другой – глубоким чувством непритворного смирения, ничего не хотел больше написать в утешение и назидание своим доброжелателям, как только слова Священнoro Писания, приличные их состоянию» (137, 161).

Кроме подвигов монашеских, отец Макарий, пребывая в Глинской пустыни, общепонятно и убедительно говорил в храме поучения, преимущественно по праздникам, а в келии переводил Библию с еврейского языка на русский. Он также известен как лучший переводчик на русский язык «Лествицы», «Исповеди блаженного Августина, а также «Бесед св. Григория Двоеслова».

В 1829 году архимандрит Макарий составил описание Глинской пустыни, большая часть которого состояла из описания жизни настоятеля обители отца Филарета (Данилевского).

Сведения, содержащиеся в этом первом жизнеописании отца Филарета, безусловно, были известны самому отцу настоятелю, поэтому оно представляет особую ценность. Именно это описание было использовано при составлении его последующих жизнеописаний.

На самоотвержении, покаянии, чтении Священных книг и святоотеческих писаний, на молитве, а более всего, на «слезном смирении» отец Макарий, при помощи Божией, усиленно стремился созидать в себе нового человека «в правде и подобии истины». Поэтому неслучайно, когда в 1828 году тогдашний архиепископ Тобольский Евгений (Казанцев), получив Синодальный указ об учреждении миссии «в стране Сибирской», начал искать способных и достойных лиц, могущих занять должность миссионера, то, узнав об этом, отец Макарий, не обращая внимания на свое слабое и недужное здоровье, с благословения отца Филарета попросил у Святейшего Синода разрешения на поднятие миссионерских трудов. Разрешение не замедлило последовать.

5 июня 1829 года, напутствуемый старцем Филаретом, отец Макарий выехал из Глинской пустыни, в стенах которой у него выработался аскетически-созерцательный характер, сказавшийся во всех его произведениях и во всей его жизни и деятельности. Особенно ясно отобразился в его облике богобоязненный, смиренномудрый, нестяжательный и деятельно-духовный «незабвенный авва» Филарет.

По примеру Глинского общежития, подвижник-миссионер устроил общежитие для братства во вновь учрежденной Алтайской миссии, а духовное влияние глинской «школы Христовой» он перенес на инородцев Сибири. Он не только обратил ко Христу около семисот человек, но и научил их истинному благочестию. С полным самопожертвованием он провел на Алтае четырнадцать лет (1830-1844) в великих трудах апостольского служения, как светильник сияя словами истины, примером строгого благочестия, чистоты, многообразными делами милосердия, мудростью духовной, истинной любовью к ближним, даром прозрения и прочими добродетелями. Всем этим он положил твердое основание вере Христовой среди алтайцев: к 1897 году двадцать из тридцати пяти тысяч приняли христианство. Поэтому отец Макарий со всем основанием может называться апостолом Алтая.

После усиленных миссионерских трудов слабое здоровье отца Макария совершенно расстроилось. В 1844 году он оставил миссию, получив в управление Волховский Троицкий монастырь Орловской губернии, где в 1847 году блаженно скончался.

Последние слова великого подвижника-миссионера могут служить девизом православных миссионеров. Уходя с земли к незаходимому свету Христову, он сказал: «Свет Христов просвещает всех!» (137, 96).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...