Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и социально-правовая природа ответственности




Дипломная работа на соискание квалификации

«дипломированный специалист-юрист»

 

 

САРАТОВ 2004

 


Оглавление

 

Введение

1. Понятие и социально-правовая природа ответственности. Признаки, понятие и основные принципы юридической ответственности

§ 1. Понятие и социально-правовая природа ответственности

§ 2. Признаки юридической ответственности, её понятие и основные принципы

§ 3. Основания юридической ответственности.

2. Обстоятельства, исключающие противоправность деяния и юридическую ответственность

3. Функции юридической ответственности и её виды

§ 1. Функции юридической ответственности

§ 2. Виды юридической ответственности

§ 3. Позитивный аспект правовой ответственности

4. Соотношение юридической ответственности с санкцией правовой нормы и методами государственного принуждения

§ 1. Юридическая ответственность и санкция правовой нормы

§ 2. Юридическая ответственность и иные методы государственного принуждения

Заключение

Список использованной литературы

 


Введение

 

Проблема юридической ответственности в настоящее время стоит достаточно остро. Причин тому множество, но основная из них – это распад Советского Союза как единого государства. А так как государство неразрывно связано с правом, то распад Советского Союза вызвал, соответственно, прекращение существования целостной советской правовой системы. И хотя Российская Федерация официально объявила себя правопреемницей СССР, в статье 1 Конституции РФ 1993 года[1] записано, что Российская Федерация является демократическим правовым государством. Ранее действовавшая Конституция СССР[2] такого положения не содержала, как и предыдущие Основные Законы Советского Союза.

Юридическая же ответственность – институт, наиболее тесно связанный с процессом применения права, а именно с юридической квалификацией деяния независимо от его правомерности или неправомерности.

В то же время именно в отношении института юридической ответственности возникает ряд проблем как теоретического, так и практического характера. Бесспорно то, что юридическая ответственность является неотъемлемым институтом любой отрасли права, имея в каждой из них свою специфику. Проблемными же в данном случае выступают следующие моменты:

1. Социальная и правовая природа юридической ответственности.

2. Соотношение юридической ответственности и других мер государственного принуждения.

3. Функции юридической ответственности, их соотношение с её целями и задачами.

4. Юридическая ответственность и санкция правовой нормы.

5. Проблемы оснований юридической ответственности.

В настоящее время однозначного ответа на эти вопросы не существует, так как не выработано единого подхода к понятию и содержанию юридической ответственности, который отвечал бы реально существующей действительности и провозглашённым Конституцией Российской Федерации реалиям правового государства. Происходит становление новых видов юридической ответственности (конституционной, финансовой, налоговой), обладающих специфичностью функционирования и, как следствие, требующих исследования.

С точки зрения структуры в работе целесообразно выделить следующие главы:

1. Понятие и социально-правовая природа ответственности. Юридическая ответственность в системе данного института.

2. Обстоятельства, исключающие противоправность деяния и юридическую ответственность.

3. Функции юридической ответственности и её виды.

4. Соотношение юридической ответственности с санкцией правовой нормы и с другими мерами государственного принуждения.

 


Понятие и социально-правовая природа ответственности. Признаки, понятие и основные принципы юридической ответственности

Понятие и социально-правовая природа ответственности

 

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека – обязанность государства. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Данные положения закреплены в Основном Законе Российской Федерации. В главе 2 нашей Конституции перечисляются основные права и свободы, не подлежащие ограничению. К ним относятся, в частности:

1. Право на жизнь, а также на охрану здоровья и медицинскую помощь.

2. Право на честь и достоинство, а также на их защиту.

3. Право на свободу и личную неприкосновенность.

4. Право на труд и социальное обеспечение.

5. Право на жилище.

6. Право на свободу мысли и слова, а также право на любую форму творчества и т.д.

В то же время положение статьи 17 Конституции о том, что права и свободы других лиц не должны нарушаться при осуществлении прав и свобод конкретного человека, подразумевает то, что каждый из нас отвечает перед другими людьми. Мы все несём ответственность за то, чтобы полноценное осуществление каждым из нас своих прав и свобод не мешало такому же полноценному осуществлению прав и свобод любым другим человеком. Подобная ответственность может быть различной – моральной, психологической, этической, юридической, социальной – но всё это будет именно ответственность. Что же она собой представляет, какова её сущность и как можно её определить?

В Словаре русского языка С.И. Ожегова содержится четыре значения понятия «ответственность»:

1. Ответственность – это облечённость правами и обязанностями в осуществлении какой-либо деятельности, в руководстве делами.

2. Ответственность – это высоко развитое чувство долга, отношение к своим обязанностям с усердием и рвением.

3. Ответственность – это и существенная важность, серьёзность чего-либо.

4. Наконец, ответственность представляет собой необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них[3].

Уже из изложенных определений можно сделать вывод, что ответственность – явление, имеющее социальную природу. Эта природа предопределена как общественным характером отношений, так и особенностями личности, её местом в системе данных связей. По природе своей человек – общественное существо: только при условии жизни в обществе может иметь место его полноценное развитие, проявление истинной природы[4].

Своеобразной связью, условием эффективного функционирования общественных отношений и выступает ответственность. Человек отчитывается за свои поступки не только и не столько перед самим собой, сколько перед теми, кто его окружает, кто зависит от него или от кого находится в зависимости он сам. Именно такая подотчётность окружающим делает ответственность социальной. Безусловно, человек может прожить и в одиночку, вне социума. Однако в подобном положении можно рассуждать об ответственности его перед самим собой, но вместе с тем нельзя вести речь о полноценном развитии такого человека как личности по нескольким причинам. Ведь ответственность, являясь социальной, формируется из нескольких составных частей. Ими являются:

1. Самосознание личности.

Самосознание есть выделение человеком себя из объективного мира, осознание своего отношения к миру, себя как личности, своих поступков, действий, мыслей, чувств, желаний и интересов. Это, можно сказать, интеллектуальная сторона ответственности: человек, во-первых, сознаёт, что он – это он и что он в данный конкретный момент поступает так, а не иначе. Во-вторых, человек понимает, что тот или иной поступок в определённых условиях может порождать последствия (необязательно негативные), обязанность предусмотрения и возможного предотвращения которых будет лежать на нём, а не на его окружении.

2. Активность личности.

Только предпринимая определённые шаги для своего же полноценного и всестороннего развития, при условии осознания и оценки самого себя как личности, человек может достичь того уровня, при котором речь заходит о его способности отвечать за свои поступки, будь то действие или бездействие.

3. Инициативность личности.

Инициативность есть способность субъекта к новым формам деятельности, предприимчивость, а также руководящая роль при осуществлении каких-либо действий. Именно последнее подразумевает то, что личность может в полной мере отвечать за свои поступки и руководить ими. Такой же позиции придерживается законодатель, освобождая от уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) или руководить ими. И если лицо берёт на себя инициативу, можно говорить о возникновении двух аспектов ответственности – позитивном (действие, которым руководит личность, необходимо довести до конца) и негативном (наложение каких-либо санкций за прерывание такого действия).

Яркими примерами проявления двух аспектов ответственности могут служить гражданско-правовые договоры, в частности, договор хранения. Если лицо, которому передана на хранение определённая вещь, в течение срока, предусмотренного договором, бережно относится к переданной вещи, ему по окончании срока договора хранения должно быть выплачено вознаграждение. Если же переданная вещь утрачена, повреждена либо обнаружена недостача, хранитель будет нести ответственность за подобные недостатки, если не докажет отсутствие своей вины в их возникновении (ст. 901, 401 ГК РФ).

4. Самоидентификация – отождествление человеком себя с собственной личностью, осознание своего «Я». Только когда субъект понимает происходящее вокруг него и в состоянии сказать об определённом действии (бездействии) «так поступил именно я», можно говорить о его ответственности именно за это конкретное действие.

5. Нормы поведения – объективно существующее, но необязательно формально закреплённое правило, которого по обычаю придерживается большинство людей. Именно нормы поведения являются первой предпосылкой для формирования юридической ответственности: во-первых, они помогают человеку на социальном уровне осознать, что есть «хорошо», а что есть «плохо». Личности на конкретных примерах дают понять, что за «плохо» она подвергнется осуждению в глазах окружающих (например, если ребёнок чем-то обидел маму, то родители, братья, сёстры и другие родственники не будут с ним разговаривать, пока он не загладит свою вину). Во-вторых, нормы поведения, закрепляясь в источниках права, служат непосредственным основанием для возникновения юридической ответственности за их нарушение. Так, например, часть 1 статьи 105 УК РФ «Убийство» содержит норму поведения, согласно которой никто не имеет права и не должен умышленно причинять смерть другому человеку. В случае же нарушения этой нормы (непосредственно совершения убийства) наступают негативные последствия, предусмотренные соответствующей санкцией.

Из этого можно сделать вывод, что для возникновения ответственности необходимо наличие деяния, в какой бы форме оно ни выражалось. То есть, лицо, совершая (или не совершая) определённый поступок, должно предвидеть, как на такое его поведение отреагируют окружающие.

Но как отдельно взятая личность человек является абсолютно свободным существом, имеющим неограниченное право самоопределяться, выбирать цели и средства своей деятельности и выступать тем самым в качестве сознательного и ответственного творца. Чем могущественнее человек, тем шире его возможности, тем значительнее благие (или не благие) последствия его выбора, тем больше его «авторство» в мире, но и тем более он обязан отвечать за свои поступки перед обществом, в котором он живёт. Ценность свободы состоит, прежде всего, в том, что она содержит в себе возможность целенаправленного освоения блага. С позиций гуманизма свобода рассматривается как характеристика очеловеченности жизни. Мера свободы определяется тем, насколько многообразны и упорядочены принятые человеком ценности, высоки приоритеты, велики внутренние возможности выбора целей и средств их осуществления, насколько человек достигает гармонии с собой, с окружающими, с природным миром и бытием в целом. Уровень свободы по утверждению представителей гуманизма во многом зависит от отношения к ней как к ценности: так, свободолюбие, решимость к самоопределению, к расширению ответственности – главный шаг на пути к росту свободы. Напротив, всякого рода сомнения, так поступить или иначе, стремление к бездействию с целью избежать ответственности уменьшают свободу.

Мыслители, философствующие в русле экзистенциализма (Б. Паскаль, С. Кьеркегор, Ф.М. Достоевский, Н.А. Бердяев, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр и др.), рассматривали свободу, прежде всего, как ответственность, неизбывную заботу человеческого существования. Свобода, согласно их суждениям, есть и основа достоинства человека, и тяжкое бремя, от которого можно избавиться, лишь отказавшись от себя, от подлинного решения своей жизненной задачи[5].

Эрих Фромм различает отрицательную и положительную свободу. Отрицательная («свобода от») – это независимость от чуждых человеку природных, общественных или иных сил, отсутствие внешнего, пресекающего волеизъявление, принуждения. Достигается эта свобода через изменение внешних обстоятельств (в борьбе за свободу, независимость, самостоятельность) или через изменение внутреннего настроя (борьба с собой, самоограничение, отказ от желаний и намерений, отдаляющих от высших целей). Так, в концепции прав человека (ведущей, начиная с Нового времени, идеи в западной гуманитарной мысли) непременной принадлежностью свободы считается единство личной независимости и самоограничения, проявляющееся в нераздельности прав и обязанностей личности. Согласно Декларации прав человека и гражданина 1789 года свобода состоит в возможности делать всё, что не приносит вреда другому человеку, и осуществление естественных прав каждого человека встречает лишь те границы, которые обеспечивают прочим членам общества пользование теми же самыми правами.

Указанный принцип равной свободы (суверенности) людей органично связан и с принципом самоопределения личности, и с принципом ненасилия. Вместе с тем, существует иная трактовка «свободы от». Согласно ей, отрицательная свобода – это возможность выбора чего угодно, в том числе и зла. Но в рамках классической традиции европейской философии (античной, средневеково-христианской, новоевропейской) такого рода выбор относится не к свободе, а к произволу. Так, согласно суждениям Иммануила Канта свободной является только воля к добру.

Наряду с отрицательной «свободой от» выделяется свобода положительная, «свобода для». Она представляет собой самоосуществление через освоение мира, то есть преобразование неблагоприятных (чуждых или отчуждённых) обстоятельств в ситуации благоприятные (свои), наращивание многообразия и целостности личного существования. В этом духе строится идеал Просвещения – свободное развитие каждого как условие свободного развития всех. Без «свободы от» «свобода для» недостижима.

Свобода включает в себя две составляющих. Первая из них – внутренняя, в которой главное – свобода воли (самоопределение, автономия воли). Второй составляющей является внешняя, то есть свобода действия (волеизъявления, осуществления воли). Свобода слагается из взаимодействия многих факторов, поэтому возникает вопрос о её обусловленности, отношении к необходимости.

Наиболее актуальной является проблема свободы воли, особенно остро встающая в теистических учениях при осмыслении взаимоотношения Божественной и человеческой воли. Детерминисты, отстаивающие идеи о причинной обусловленности человеческих намерений и поступков, понимают свободу как следование внешней, по отношению к человеческой воле, необходимости. Для объяснения того, как при этом можно что-либо ставить в вину или в заслугу человеку, некоторые философы отрицают свободу воли, но не свободу действия. Осознание того, что все поступки можно разделить на хорошие и плохие, что есть нормы, исполнение или неисполнение которых поощряется или осуждается, - влияет на волю, склоняя её в определённом направлении. Человек несёт моральную, юридическую, иную ответственность за свои действия по исполнению воли. Крайнее проявление детерминизма – фатализм является представлением о жёсткой, исключающей вероятность и случайность, предопределённости – судьбой, Божественной волей, цепью естественных причин – всех событий. Можно сказать, что фатализм сводит к нулю саму свободу. Так рассуждали самые яркие его представители – французский мыслитель XVI века Жан Кальвин и французский астроном, математик и физик XVIII-XIX веков Пьер Симон Лаплас. Фатализм, во-первых, подрывает основания для признания человека самостоятельным деятелем, совершающим ценностный выбор и несущим ответственность только за то, что человеком совершено. Ответственность становится чрезмерной и, нося негативный характер, распространяется на все сферы жизни человека. Во-вторых, фатализм ставит под вопрос способность человека быть нравственным и, вообще, творческим существом.

Таким образом, полюса детерминизма (всё неизбежно) и индетерминизма (всё случайно) совпадают в том, что оба не оставляют места свободе. Поэтому большинство мыслителей располагают свободу между этими полюсами. Признавая такое явление, как необходимость, они не отождествляют её с неизбежностью. Необходимость имеет вероятностный характер, поэтому человек может выбирать между возможностями, устанавливать в соответствии со своими идеалами, а также знаниями о собственных границах и закономерностях внешней действительности, свой порядок жизни, встраивая его в порядок мира. Иными словами, насколько у каждого человека будет развито чувство ответственности перед самим собой и перед окружающим миром зависит не только от него самого, но и от того, в каких условиях, в какой среде он формировался как личность. Соответственно, чем более благоприятными являются такие условия, тем более ответственным будет человек, независимо от того, о правовой ли ответственности идёт речь, либо об ответственности иного характера.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...