Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Историко-теоретнческое познание и его отрасли




ОБЩЕСТВО - большая организованная совокупность людей. В научном употреблении это слово обозначает большую совокупность людей, населяющих значительную территорию и организованных (спонтанно или искусственно) в некую систему для распределения природных благ, для производства, распределения и потребления продуктов, необходимых для жизни и деятельности. В этих процессах люди исполняют разные функции и занимают разные позиции, группируются по этим позициям, составляя социальные слои, группы, классы. Эта система фиксируется в сознании людей, образуя общественное сознание.

Общество не сводится к множеству людей, в него входящих. Без системы, без организации, пусть спонтанной, стихийной, нет общества. Для многих ученых (например, для К. Маркса) именно эта система, эта организация (а не множество особей) и есть общество. В таком, более узком понимании общество обозначается также синонимом социум.

ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ совокупность идей,

понятий, суждений, мыслей, ценностей, вырабатываемая обществом в процессе жизнедеятельности и фиксирующая представления общества о себе самом и окружающем мире.

Процессы жизнедеятельности общества переживаются его членами сообща, но по-разному, так как в общественной системе люди занимают разные позиции. Поэтому общественное сознание не сводится к общей совокупности идей. Разные части общества

обладают каждая своим набором идей, своими взглядами и ценностями. Общественное сознание не только цементирует общество, но и расчленяет его.

По материалистическому пониманию, в общественном сознании отражается, хотя и в превращенном виде, общественное бытие, реальность. Общественное сознание, идеи, однако, и сами кардинально воздействуют на бытие общества.

ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ часть общественного сознания, относящаяся к осмыслению исторического прошлого. В ходе жизнедеятельности общество непрерывно накапливает, перерабатывает и использует опыт, отлагая результаты в культуре (традиция). Когда осмысление охватывает длительные отрезки времени (более, чем несколько поколений), осмысление становится историческим, а с развитием компонентов науки (методов, систем, преподавания, профессиональности и т. п.) - научно-историческим.

ИСТОРИЯ - наука, которая, изучая и восстанавливая отчасти (моделируя) социокультурное прошлое человечества во времени как конкретный процесс, выявляет в этом процессе причинно-следственную связь событий и вскрывает взаимодействие социально-исторических законов и случайностей, учитывая объективную необходимость и субъективный фактор, участие народных масс и выдающихся личностей.

При этом история избирательно подходит к фактам: широко освещает массовые явления, в которых проявляются законы-тенденции, а из индивидуальных явлений отбирает прежде всего влиятельные, узловые, стереотипные (для иллюстрации), ключевые (типические) и путеводные (в условиях фрагментированной информации).

Для этой работы история пользуется информацией, полученной из исторических источников, и, следовательно, нуждается в разыскании, сборе и предварительной подготовке этой информации, т. е. практически - самих этих источников.

СОЦИОЛОГИЯ - наука, выявляющая в чистом виде (абстрагирующая, обособляющая) законы устройства, функционирования и развития общества.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ -отрасль социологии, выявляющая законы развития общества и изучающая для этого социально-исторический процесс.

ИСТОРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ -один из трудов, в которых проводятся сводка, увязка, проверка, сопоставление, истолкование сообщений о прошлом; по обрывочным данным восстанавливается связная цепь событий; выявляются истоки явлений, выясняются причины и следствия; выделяются и оцениваются с мировоззренческих позиций описываемые деяния; прослеживается проявление законов в сонме случайностей и взаимодействие тех и других; извлекаются "уроки истории". Разумеется, нет надобности, чтобы это было налицо в каждом отдельном труде - важно лишь, чтобы это обеспечивалось всей совокупностью трудов, а каждый отдельный труд служил этому тем или иным вкладом. Обычно результат такого труда имеет вид письменного сочинения.

ИСТОРИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ-одно из поздних звеньев передачи древнего сообщения (переложение, выдержка и т. п.) в условиях, когда более ранние звенья или оригинал сохранились неповрежденными.

ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ - особая историческая дисциплина или совокупность дисциплин, задачи которой - разыскивать, собирать, систематизировать и препарировать источники ради подготовки их к правильному извлечению из них исторической информации (определить возраст, авторство, тему, понять язык и т. п.).

ИСТОРИОГРАФИЯ - историческая дисциплина, которая занимается систематизацией исторических исследований, прослеживает их генетические взаимосвязи, социальные корни и национальные особенности, выявляет философские влияния, словом, изучает развитие исторической науки по ее литературным результатам. Ее материал - это литературная канва истории исторической науки.

ПАЛЕОИСТОРИОГРАФИЯ -отрасль внутренней (высшей) критики источников, выявляющая источники источников, т. е. направленная на реконструкцию древних письменных русел передачи идей и фактов, на поиски и прослеживание древних литературных традиций. Для этого труды древних авторов сопоставляются с трудами их предшественников и современников.

КРИТИКА ИСТОЧНИКОВ - проверка источников, которая должна обеспечить надежность извлекаемой из них информации и отделения достоверной от недостоверной. Главную опору в этом дает расчленение информации источников на отражаемые образы и сведения об отражающих средствах, а затем раздельное сопоставление обоих блоков информации с другими сведениями.

ВНЕШНЯЯ (МАЛАЯ) КРИТИКА ПИСЬМЕННЫХ ИСТОЧНИКОВ - оценка подлинности и сохранности текста и восстановление элементов оригинала. Главные части этой отрасли критики - экспертиза подлинности и текстология.

ТОЛКОВАНИЕ ТЕКСТА - отрасль критики письменных источников: исследовательские операции, нацеленные на то, чтобы установить истинный смысл, вложенный некогда в текст его автором. Это значит: а) верно прочесть текст, разобраться в его языке перевести на современный (лингвистическое толкование), и б) соотнести с определенными географическими местами, фигурами и т. п. (историческое толкование). Первое предполагает опознание письменности и языка или дешифровку письменности и овладение языком, прочтение и перевод (с древнего на современный или с чужого на язык исследователя), второе выражается в комментировании, иллюстрировании и т. п.

ВНУТРЕННЯЯ (ВЫСШАЯ) КРИТИКА ПИСЬМЕННЫХ ИСТОЧНИКОВ - оценка достоверности самих сведений, сообщаемых автором, исходящая из знания обстоятельств и судеб информации до попадания к нему и у него. Она опирается, с одной стороны, на оценку личности автора (выявление его информированности и пристрастий), а с другой - на сравнение со

сведениями иных источников. В ней два этапа: коммуникационная критика (средствами фольклористики и палеоисториографии прослеживает древние русла передачи идей и фактов, оценивает значение предварительных перипетий для информированности последних информаторов) и содержательная критика (оценивает степень объективности сообщений с учетом тенденциозности авторов).

АРХЕОЛОГИЯ - наука, разыскивающая и изучающая археологические источники ради извлечения из них информации о далеком прошлом для истории других наук. Извлекая эту информацию, она превращает археологические источники из потенциально исторических источников (предисточников) в собственно исторические источники.

Археология не ограничивается узко источниковедческими задачами (препарированием источников) - она ведь сама извлекает из них информацию о прошлом, дает археологическим фактам историческую интерпретацию. Но это еще не история, так как археологическая информация без привлечения других видов источников остается односторонней и не позволяет надежно вскрывать причинно-следственные связи и реконструировать культурно-исторический процесс. Для этого нужен синтез информации из разных видов источников: его-т и проводит история.

Археология учитывает законы культурно-исторического процесса, но ее собственные, специфические законы (лежащие в основе ее работ и делающие ее наукой) - это законы соотнесения идей сих реализацией в мире вещей и законы археологизации (превращения живой культуры в мертвую, а затем - в давно умершую).

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ отрасль

исторической теории (на стыке с философией истории), ведающая выявлением возможностей, границ и подвохов исторического познания.

ГЕРМЕНЕВТИКА - система исследовательских операций по расшифровке древних культурных значений исторических источников - сообщений, текстов, вещей и комплексов и соотнесению

этих объектов с древними идеями и сведениями об исторических событиях и процессах.

ТЕОРИЯ - логически строгая система суждений относительно определенных идеальных объектов, построенная так, чтобы уловить некоторые скрытые взаимосвязанные законы той или иной предметной области объективного мира и использовать эти законы для сжатого описания, упорядочения, объяснения и предсказания явлений в этой области, а также для выработки на этой основе метода - стереотипного аппарата получения нового знания.

Теория предполагает некоторый общий способ объяснения, но не конкретное объяснение. В этом смысле, теория "времени мира" Фернана Броделя - не теория, а гипотеза, концепция, приложение теорий (влияний). По определению теории подразумевается ее адекватность законам некоторого фрагмента действительности, но границы фрагмента и степень приложимости теории определить не легко. Поэтому теория, оправдавшая свой статус в некоторых границах и отношениях, нередко не подтверждает его в других сферах. Т. с., превысив свои возможности и полномочия, подвергшись абсолютизации, она оказывается ложной и, следовательно, не правомерной в качестве теории вообще, не теорией. Так обстоит дело с "пятичленной" марксистской теорией общественно-экономических формаций. Так же оно обстоит, например, с пресловутой теорией расы, перенесенной на объяснение решающих социально-исторических особенностей и известной в этом качестве под названием "расовой теории".

ПАРАДИГМА - принятый в данной культуре образец решения интеллектуальных (научных) и практических задач. Термин "парадигма" (от греч. рагао'ещта - пример, образец) перешел в культурологию и науковедение из лингвистики, где он означает представленный в виде таблицы образец, например, склонения имен, спряжения глагола. В науковедении этот термин означает признанное всеми научное достижение, которое в течение определенного времени дает научному сообществу модель постановки проблем и их решения.

СИСТЕМА - совокупность объектов, связанных между собой таким образом, что они в некоторых контекстах, причем в

отношениях, существенных для данной категории контекстов, выступают в единстве - как целое, обладающее свойствами, которых нет у каждого из объектов по отдельности. Это определение предусматривает, кажется, все возможные ситуации, в которых принято применять термин "система", и отсекает те объекты и совокупности, к которым этот термин применять не принято. Для терминологической практики в тех или иных исследованиях оно, это определение, слишком широкое и требует спецификации- в зависимости от специфики контекстов и от системообразующих отношений, интересующих исследователя. Так, в систематике под системой понимают иерархическую упорядоченность (расположение и многостепенную группировку по сходствам), в механике -динамическую систему, в системном подходе - органическую систему (саморазвивающуюся, с управляющимися блоками, с необратимой трансформацией составляющих элементов и т. д.),.Системный подход наиболее близок представителям историко-культурной антропологии.

УСЛОВНО-ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА -статическая система, части которой являются осколками (остатками и следами, изображениями и т. п.) различных состояний (разных этапов существования) одной динамической системы, и это могла быть органическая система, в частности, социокультурная. Эти части условно-динамической системы различаются по датировке, но в сумме и в пределе охватывают своими датами сплошной отрезок хронологической шкалы и в идеале изоморфны друг другу.

Такие системы фигурируют в науках, изучающих эволюцию или другой процесс по остаткам, следам, отображениям. Это история, археология, геология, палеонтология.

На основе условно-динамических систем проводится реконструкция динамических систем в их движении или реконструкция исчезнувших состояний динамических систем, реконструкция процессов. В этой реконструкции динамика возрождается за счет движения исследовательской мысли вдоль статичных сколов после их упорядочения соответственно смежности хронологических параметров. Однако механическая увязка таких сколков не приводит к истинной реконструкции и может создать фиктивные процессы и состояния. Это потому, что изменчивость

сколков является результатом не только реальных прижизненных изменений целостных динамических систем прошлого. Их функционирования и эволюции, но и посмертных изменений, происходивших уже в самих сколках, процессов археологизации, а также факторов последующего изучения (неравномерность изученности, нарушение правил исследования, ошибки и т. п.). Требуется предварительная критика источников.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД - теоретически обоснованный набор принципов и методов исследования любых органических систем (в истории, биологии, экономике, поли гике и г. д.) со стороны их свойств, характерных для них всех и не только для них всех. Имеется в виду раскрыть условия, причины, механизмы самозарождения, устойчивости и саморазвития этих систем, выявить законы их внутренней организации и взаимодействия со средой, определить пределы их существования и перспективы трансформации. В той мере, в какой на ранних этапах истории действовали органические системы, системный подход применим в предыстории, но не в археологии: системы, изучаемые ею, к органическим системам не принадлежат. Однако поскольку в условно-динамической системе археологической культуры отражены, пусть фрагментированно и преобразованно, состояния давних органических систем, некоторые отдельные принципы и методы системного подхода имеют значение для понимания археологического материала и приложимы к его изучению.'

СИСТЕМАТИКА - организация дискретного массового материала (совокупности объектов) некоторой предметной области, находящейся введении определенной науки. Имеет целью облегчить обозримость больших объемов материала, обеспечить сжатое описание объектов и легкую идентификацию названий объектов с их характеристиками; также соответствующая отрасль этой науки. Строится распределением всей совокупности объектов по единой иерархически организованной системе на основе схемы логического древа или многократно разделенного ящика. Соответственно задаче, методикой распределения может быть только таксономическая классификация (аналитическая не обеспечила бы сжатости). Что касается выбора между искусственной и естественной

классификациями, то в тех случаях, когда в материале нет единой и простой естественной системы, выбора попросту нет. Когда же в материале такая система есть и исследователи хотя бы подозревают ее наличие, она оказывается идеалом, к которому они стремятся в систематике, ибо обещает наиболее органичную, объективно обоснованную и единую систему.

Но для систематики, соответственно задаче легкой идентификации, требуется опора на легко распознаваемые, различимые, заметные внешние признаки. Кроме того, систематика вынуждена опережать другие отрасли науки в изучении новых массивов материала, с еще невыявленными структурными связями. Поэтому ей нередко приходится удовлетворяться искусственной классификацией, но избранной (из множества возможных) так, чтобы она максимально приближалась к естественной.

Важный компонент всякой систематики составляет номенклатура - система упорядоченных, согласованных и соподчиненных названий для ячеек классификации, лежащей в основе данной систематики.

КЛАССИФИКАЦИЯ - термин, употребляемый в большинстве наук в двух смыслах:

В узком смысле - это приведение некоторого множества объектов к системе классов, соответствующей строгим логическим правилам деления объема понятий (единство критерия, взаимоисключение классов, охват всего объема, соразмерность членения и т. п.). У этой операции нет другого названия.

В широком смысле - это всякое группирование объектов данного множества по некоторым критериям (включая классификацию в узком смысле и типологию). Для этого есть, однако, и другой термин - "группирование", "группировка".

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...