Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Институты государственной власти




Понятие «политический институт» обозначает: 1)определенные группы людей, уполномоченные обществом выполнять социально политически значимые, причем безличные, функции; 2)созданные в обществе организации для выполнения людьми тех или иных необходимых функций; 3)совокупности материальных и иных средств деятельности, позволяющих представляющим общество организациям или группам лиц выполнять установленные политические функции; 4) совокупности политических ролей и норм, реализация которых имеет жизненно важное значение для каких-то социальных групп или общества в целом.

Словом, политический институт – это система учреждений и организаций, упорядочивающих политические и другие общественные отношения с помощью материальных и идеальных (символических средств) и на основе фиксированных норм. Государство, его органы и учреждения, партии – суть политические институты. В отличие от социальных политические институты действуют в сфере политических отношений, обеспечивают осуществление публичной власти в обществе; служат удовлетворению политических потребностей и интересов; выполняют управленческие функции и выступают интегративным фактором, поскольку призваны поддерживать санкционированный обществом порядок, согласовывать интересы и регулировать возникающие социальные и политические конфликты.

Политические институты, как и политические отношения и интересы, изменяются вместе с изменением общественных организмов, которым они присущи, а также по мере понимания людьми природы и роли институтов в данной исторической ситуации.

 

Вопрос

Понятие субъекта политики. Классификация субъектов политики.

Участники политических отношений в политологии на­зываются субъектами, или акторами (от англ, глагола to act, действовать). Субъектэто носитель предметно-практиче­ской деятельности, обладающий сознанием, самосознанием и способностью к осмысленному целенаправленному дейст­вию. В социально-политических отношениях в качестве субъ­ектов могут выступать отдельные люди, группы, организа­ции, различного рода общности, классы и т.д.

Субъектом политики является социальная единица, кото­рая: а) имеет интерес, б) стремится его реализовать путем использования политической власти и в) способна действовать самостоятельно (для индивида это условие означает наличие соответствующих знаний, умений, мотивации и возможностей, а для групп и общностей — наличие соответствующей програм­мы действий и организационных структур).

Субъекты политики делятся на первичные и вторичные.

• Первичные субъекты политики (образовавшиеся по объ­ективным причинам) — это, в первую очередь, индивиды, социальные классы, общности (социальные, территориаль­ные, конфессиональные и др.).

• Вторичные субъекты политики (образованные целенаправ­ленно, по воле людей) — организации, учреждения, госу­дарства и их структуры, политические партии, обществен­ные организации и движения и т.д. Все вторичные субъекты в той или иной мере представляют первичные субъекты политики.

Важнейшим субъектом политики является государство. Другие участники политической жизни могут вступать и в неполитические отношения. Государство же, в силу выпол­няемых им функций, является сугубо политической органи­зацией, воплощающей в себе политическое единство челове­ческого* сообщества, проживающего на его территории. На основании сферы деятельности, осуществляемой субъектами политики при помощи государства, можно выделить три вида политики: внутреннюю, внешнюю и международную.

Внутренняя политика распространяется на различные сто­роны жизни человеческого сообщества, находящегося внут­ри данного государства.

Внешняя политика охватывает взаимоотношения данного го­сударства с другими государствами и субъектами политики, на которые не распространяется его суверенная власть.

Мировая или международная политика - это более или менее упорядоченные взаимодействия с участием двух и более го­сударств.

В соответствии с масштабами можно выделить три уровня политики.

1. Мееаполитика — это международная и мировая политика.

2. Макрополитика осуществляется в масштабах государств, это сфера деятельности высших или центральных органов го­сударственной власти, а также политических и обществен­ных организаций национального масштаба.

3. Мезополитика осуществляется на уровне организаций, учреждений, а также партийных и общественных структур областного, районного или локального масштаба.

4. Микрополитика — это политическое общение людей внут­ри малых групп, на уровне межличностных отношений.

 

Вопрос

Политическое развитие

Социальный процесс, в ходе которого осуществляется из­менение политической системы, может носить как прогрес­сивную (от лат. progressus - движение вперед, успех), так и регрессивную направленность.

В случае достижения прогресса имеет место политическое развитие -возрастание способности политической системы эффективно использовать ресурсы и адаптироваться к изме­нениям условий внешней или внутренней среды.

Согласно концепции Л. Пая, существует 3 критерия по­литического развития.

/. Структурная дифференциация. Отражает процесс усложне­ния социальных отношений вследствие деятельности людей и по­явления новых групп интересов. Политическая система должна быстро реагировать на появление новых требований. Осущест­вить это возможно с помощью структурной дифференциации и высокой специализации функций институтов политической системы.' Каждая политическая структура должна выполнять четко определенную функцию и при этом быть целостной и интегрированной в систему. В традиционных обществах все вла­стные и управленческие функции обычно сосредоточены в ру­ках узкого круга лиц и институтов.

2. Возрастание способности системы к инновациям, мобили­зации и выживанию - повышение адаптационных возможно­стей системы, ее жизнеспособности. Для этого политическая система должна быть способна направлять материальные и человеческие ресурсы для выполнения общезначимых целей. Сложные политические системы обладают значительным потенциалом к выживанию благодаря тому, что они распо­лагают разнообразными каналами коммуникации и социали­зации (школа, вуз, церковь, армия и т. д.). Через эти каналы политическая система культивирует определенные ценности и образцы политического поведения, внушает гражданам доверие к власти, убежденность в ее законности и справед­ливости.

3. Тенденция к равноправию. Проявляется в снятии всех ог­раничений (социальных, политических, национальных) на участие народа в политической деятельности, предоставле­ние всем гражданам доступа к государственным должностям.

Средствами изменения социальных систем являются рефор­мы и контрреформы, а также революции и контрреволюции.

Реформа означает частичные изменения отдельных сторон жизни общества при сохранении ее основ. Зачастую реформа является результатом компромисса между конфликтующими сторонами. В широком смысле слова реформа означает любое нововведение, независимо от его содержания. В узком смыс­ле слова это определенное усовершенствование в обществен­ной системе.

Контрреформа - это частичный или полный отказ от но­вовведений, осуществленных в ходе реформы. " Революция (лат. revolutio — поворот, переворот) - это бы­строе, фундаментальное изменение политических институ­тов, социальной структуры и ценностей общества, осущест­вляемое в результате захвата власти политическими силами, имеющими широкую поддержку в обществе. Революции -явление Нового времени, связанное с вовлечением масс в политику и утверждением в общественном сознании идеи народного суверенитета.

Революции проходят ряд этапов: вызревание, открытый политический конфликт (взрыв), победу новых сил, консо­лидацию новых сил и институционализацию новой власти.

Вызревание революции — это процесс накапливания противо­речий в обществе, приводящий к революционной ситуации.

Открытый политический конфликт как стадия революци­онного процесса представляет собой открытое столкновение между правящей элитой и контрэлитой, в которое втягива­ются народные массы.

Победа новых сил является переломным этапом в револю­ционном процессе.

Консолидация революционных сил, следующая за победой, ставит перед новым руководством страны задачи, связанные с выполнением своих обещаний и решением тех проблем, с которыми не справилось прежнее руководство.

Институционализация новой власти является завершающей ста­дией революции. Новая власть закрепляется в государственных институтах и приобретает устойчивый авторитет. В противном случае в стране усиливается угроза контрреволюции — полити­ческого движения отстраненных от власти социально-полити­ческих сил, стремящегося к свержению общественно-полити­ческого строя, утвержденного в результате революции.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...