Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этапы процесса исследования




Исследовательский процесс может быть представлен следующими этапами (См.: Ползунова Н.Н., Краев В.Н. Исследование систем управления: Учебное пособие для вузов. – 2-е изд.. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга. 2005. – 176 с. Сс.10-13):

Первый этапраспознание проблемной ситуации и ранжирование её компонентов в соответствии с классификацией Таблицы 1 с делением их на следующие 4 группы:

1) требуют немедленного решения;

2) допускают отсрочки решения на квартал, год;

3) опасны и требуют контроля состояния от усугубления;

4) не составляют угрозы и могут быть терпимы.

 

На основе ранжирования компонентов проблемной ситуации проводится отбор наиболее существенных и переход ко второму этапу.

Второй этап – определение происхождения отобранных (наиболее существенных) компонентов проблемной ситуации, их содержания, свойств, закономерностей поведения и взаимовлияния.

(Например: несовпадение целей и интересов коллектива; неадекватность задач и ресурсов их решения; неадекватность прочностных характеристик вяжущих, инертных заполнителей и арматуры в железобетонной конструкции; неэффективная комбинация стоимостных, технологических и временных ограничителей в сооружении объекта; нерациональное сочетание точечной и ковровой застройки в старогородской территории; неэффективная комбинация серийного и мелкоштучного производства промышленной продукции; несогласованность интересов и функций крупных и мелких участников производственного кластера).

 

Третий этап – определение места компонентов, формирующих проблемную ситуацию, в системе накопленных научно-прикладных знаний и умений:1) известные;2) новые;3) частично новые.

(А именно: имеются стандартные решения по проблемной ситуации в целом; имеются стандартные решения по отдельным её компонентам; имеющиеся стандартные решения требуют корректировки или существенной переработки; требуется разработка новых способов решения проблемы).

На этом этапе необходимо перевести теоретические знания о сущности проблемной ситуации и методах её разрешения в практическое русло, обосновать принципы и методы решения проблемы.

 

Четвертый этапразработка вариантов разрешения проблемной ситуации.

На этом этапе разрабатываются несколько вариантов решения задачи преодоления проблемной ситуации. Поскольку проблемная ситуация зачастую поликомпонентна (опосредована рядом факторов, содержит ряд формирующих её компонентов), постольку и варианты решения могут быть соответственно разветвленными. При этом требуется провести сравнительную оценку вариантов решения проблемы. Для этого разрабатываются оценочные критерии. В случае невозможности прямых сравнений прибегают к отвлеченным формам сопоставлений, заключениям экспертов.

 

Пятый этап – выбор предпочтительного варианта раз решения проблемной ситуации.

Важно иметь в виду, что отбираемый вариант может быть не самым лучшим по ряду критериев, но в силу доступности по ресурсообеспечению и практической реализуемости – предпочтительным для заказчика исследований.

В общем виде управленческий алгоритм исследования и разрешения проблемной ситуации может быть представлен в форме Таблицы № 2

Таблица № 2

Алгоритм исследования и разрешения проблемной ситуации

Код Наименование проблемной ситуации Содержание проблемной ситуации в целом Содержание компонентов проблемной ситуации Степень значимости (группа 1,2,3,4) Место в системе знаний (группа 1,2,3) Варианты решения - убывание по степени значимости
             
             

 

В комментарии к Таблице №2 даются обоснования следующих позиций:

- принципы разложения проблемной ситуации на компоненты;

- вариантов её разрешения проблем и объяснение предпочтительного;

- план поэтапного выполнения работ по разрешению проблемной ситуации;

- ресурсное обеспечение работ (внутренние и внешние ресурсы);

- ограничения и возможные помехи (внутренние и внешние);

- предполагаемые результаты (технико-экономический эффект и сроки достижения).

 

Необходимыми элементами, базовыми методами исследования проблемной ситуации являются анализ и синтез.

Анализ представляет собой разложение явления или предмета на элементы и выяснение содержания и причин отклонения от желаемого состояния, выделение наиболее существенных элементов проблемы.

Синтез представляет собой отбор наиболее существенных характеристик проблемной ситуации и формирование (конструирование) общей картины из наиболее существенных элементов её распознания и методов разрешения.

 

Если анализ в большей мере является регистрацией фактического состояния явления или процесса, то синтез представляет собой активное действие исследователя по конструированию очищенного от «второстепенностей» образа проблемы в двух её состояниях:

- «де-факто»(какая она есть в сущности);

- «де-футуро» (какой она станет в результате разрешительных действий).

Результирующим и в анализе, и в синтезе становится формирование виртуального образа проблемной ситуации и результата её разрешения (отражение того, как её воспринимает исследователь в своем сознании).

 

Список литературы

Основная, дополнительная и нормативная литература

 

Основная

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009. – 592 с.

2. Шкляр М. Ф. Основы научных исследований [Электронный ресурс]: учеб. пособие для бакалавров / М. Ф. Шкляр. - М.: Дашков и К°, 2013. - 244 с. - Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=415019

3. Овчаров А.О. Методология научного исследования [Электронный ресурс]: учебник / А. О. Овчаров, Т. Н. Овчарова. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 304 с. - Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=427047

 

Дополнительная

4. Космин В.В. Основы научных исследований (Общий курс) [Электронный ресурс]: учеб. пособие.. - М.: РИОР [и др.], 2014. - 214 с. - Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=487325

5. Баланчеев В.П. Управление инновациями: учеб.для бакалавров по экон. напр. и спец. / В.П. Баланчеев, Н.П. Масленникова, В.М. Мишин. – М.: Юрайт, 2012 (71203).- 711 с.

6.

 

7. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. – 344 с.

 

8. Гумба Х.М. Планирование в строительстве: учебно-практическое пособие / Гумба Х.М., Карпенко А.А. и др. – М.: Издательство АСВ, 2012. – 248 с.

9. Зарецкий А.Д. Промышленные технологии и инновации: учеб. пособие. – Краснодар: просвещение-Юг, 2012. – 381 с.

10. Горелова Г.В., Захарова Е.Н., Радченко С.А. Исследование слабоструктурированных проблем социально-экономических систем6 когнитивный подход. – Ростов н/Д: Изд-во Рост. Ун-та, 2006. – 332 с.

11. Строителева Т.Г. Методологические основы исследования кадровой политики промышленных предприятий (теория и практика). – Барнаул: Изд-во ААЭП, 2008. – 168 с.

12. Мишулин Г.М., Стягун А.В. Экономический рост: факторы, источники, механизмы. Монография. – М.: ЗАО «Издательство современная экономика и право»; Краснодар: Изд. ФГБОУ ВПО «КубГТУ», 2012. – 212 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...