Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общие рекомендации по проведению контроля качества подготовки студентов




Контроль успеваемости и качества подготовки студентов по учебной дисциплине включает текущий контроль успеваемости, рубежный контроль и промежуточную аттестацию.

Текущий контроль успеваемости проводится в ходе всех видов учебных занятий в формах: устного опроса, оценки выступлений с докладами, обсуждения рефератов.

Рубежный контроль имеет целью установить качество усвоения учебного материала по определенным темам учебной дисциплины. Проводится в форме контрольной работы или выборочного тестирования.

При проведении рубежного контроля используются перечень контрольных вопросов и тестовые задания по пройденным разделам и темам учебной дисциплины.

Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по дисциплине. Проводится в форме экзамена с использованием либо контрольных вопросов, либо тестовых заданий в полном объеме.

 

6.2 Перечень контрольных вопросов к зачету

1. Предмет и задачи нейрофармакологии, ее составные части. История психофармакологии, развитие ее в СССР и России.

2. Основные пути взаимодействия психолога и психофармакотерапевта.

3. Понятие нейротропных средств.

4. Фармакокинетика лекарственных средств. Этапы взаимодействия
лекарственных средств с системами организма человека.

5. Фармакодинамика психотропных препаратов в организме человека.

6. Структура и функция химической передачи сигналов в ЦНС.

7. Современные представления о медиаторных системах головного мозга.

8. Моноамины, ацетилхолин как основные нейромедиаторы ЦНС.

9. Глутамат и аспаратат как главные возбуждающие нейромедиаторы мозга.

10. ГАМК-ергическая система мозга.

11. Нейропептиды, опиоидная система.

12. Средства периферического действия.

13. Холинергические средства.

14. Роль рецепторов мембраны, ионных каналов, транспортных белков в передаче сигналов от лекарства к цитоплазме нейрона.

15. Адренергические средства.

16. Классификация психофармакологических веществ.

17. Основные принципы психофармакологии.

18. Психологические приемы укрепления веры больного в исцеление при приеме лекарственных средств.

19. Нейрохимические механизмы действия антипсихотических лекарственных средств.

20. Седативные средства. Основные фармакологические эффекты. Растительные седативные средства.

21. Бензодиазепины, их общее и селективное действие на поведение здорового и больного человека.

22. Психодизлептики. Основные фармакологические эффекты.

23. Антидепрессанты. Нейрохимические пути действия на мембранные рецепторы в синапсах центральной нервной системы.

24. Психостимуляторы, амфетамин и др., механизмы действия кофеина.

25. Ноотропы, церебропротекторы. Шесть нейрометаболических эффектов действия.

26. Основные приемы психофармакотерапии здоровых лиц, перенесших стресс и другие виды внешней агрессии. Применение антипсихотических препаратов для коррекции поведения детей, подростков и пожилых людей.

27. Лекарственная коррекция нарушений сна: барбитураты, бензодиазепины, золпидем, зопиклон.

28. Биологические (генетические), психологические и социальные основы алкогольной,
наркотической и других видов зависимости от химических веществ.

29. Половые и возрастные особенности алкогольной зависимости. Влияние массы тела.

30. Роль психологических установок в лекарственном лечении алкогольной зависимости.

31. Нелекарственные способы воздействия на поведение человека.

32. Ароматерапия как средство управления когнитивной деятельностью человека.

33. Психологические методы оценки динамики психофармакотерапии.

 

6.3 Ситуационные задачи:

1. Экзаменационная сессия еще через две недели, а студент уже жалуется на быструю утомляемость, плохую память. Он трудно засыпает. Какие психотропные препараты показаны этому студенту перед сессией. Дайте характеристику дофамину.

2. Клиент жалуется на возникшую в последнее время в связи с перегрузками на работе рассеянность внимания, невозможность сконцентрироваться, какие психофармакотерапевтические средства Вы можете ему порекомендовать.

3. Руководитель дизайн-студии обратился к Вам с запросом по поводу возможных средств повышения творческой активности сотрудников. Какие психофармакотерапевтические средства Вы можете ему порекомендовать.

4. Клиент готовится к серьезным и проблемными переговорам, которые будут происходить на уровне директората двух крупных компаний. Обратился к Вам с запросом о возможных средствах создания позитивного эмоционального настроя участников. Какие психофармакотерапевтические средства Вы можете ему порекомендовать.

5. Клиент жалуется на бессонницу, нервозность, участившееся эмоциональное напряжение. Какие психофармакотерапевтические средства Вы можете ему порекомендовать.

6. При осмотре больного, который длительное время страдает хроническим психическим заболеванием, врач обратил внимание на маскообразное лицо больного, тремор рук. Кроме этого, бросается в глаза шаркающая походка пациента.

Выскажитесь по поводу длительного употребления данным больным для лечения психотропного средства первого поколения. Как оно называется? Назовите успокоительное средство на основе тормозного нейромедиатора.

7. Известно, что врач ввел больному психотропное лекарство. Через 20 минут при осмотре он обнаружил, что у больного снизилась температура тела, уменьшилось артериальное давление, частота сердечных сокращений составила 54 удара в минуту. Объясните, какое психотропное лекарство ввел врач больному накануне осмотра. Расскажите об истории появления психотиков.

8. При посещении больного на дому, психиатр выяснил, что в течение месяца пациент плохо ест, избегает контактов с родственниками, высказывает мысли о смерти, безынициативен. Назовите класс психотропных лекарств, которые можно рекомендовать такому больному. Расскажите о возможных механизмах действия этих препаратов.

9. Представьте себе обычную картину современной дискотеки: супергромкая музыка, световые эффекты, беснующаяся в ритме 120 ударов в минуту молодежь. На этом фоне обращает на себя внимание группа юношей, которые сильно возбуждены, постоянно что-то выкрикивают, ведут себя вызывающе. Со слов их приятелей известно, что в таком состоянии они находятся более 10 часов. Выяснилось также, что они накануне принимали какие-то таблетки. Прокомментируйте поведение указанных юношей с точки зрения состояния ЦНС. Какого класса психотропные лекарства, возможно, приняли юноши?

10. Известный артист на приеме у врача жалуется на чувство страха, тревоги, напряжения, которые возникают у него в последнее время перед выходом на сцену. Дайте рекомендации артисту по коррекции указанных расстройств с помощью психотропных лекарств бензодиазепинового ряда. Как называется группа этих препаратов, селективно воздействующих на чувство страха?

11. В приемный покой психиатрической больницы доставлен пациент, который много говорит, жестикулирует, агрессивен. Известно также, что он давно страдает психическим заболеванием. Будет ли показано введение этому больному прямо в приемном покое аминазина? Расскажите о механизме действия этого лекарства.

12. Известно, что прием алкоголя по-разному действует на мужчин и женщин. Какие причины усиливают действие алкоголя на женский организм? Почему старики и дети больше подвержены токсическому воздействию алкоголя?


7. ГЛОССАРИЙ

Абсорбция – всасывание вещества в кровь.

Абстиненция – заметное ухудшение самочувствия при уменьшении количества принимаемого вещества или полном прекращении приема.

Автономная (вегетативная) нервная система – состоит из двух ветвей: симпатической и парасимпатической.

Акинезия – замедленность в движениях и пониженная активность.

Аксон – длинное цилиндрическое ответвление от клеточного тела нейрона. Аксон передает электрический импульс (потенциал действия) от клеточного тела к своим окончаниям.

Аналгезия – снятие боли без потери сознания.

Антагонист – химическое вещество, попадающее в рецептор и блокирующее передачу импульсов через синапс.

Антихолинергические галлюциногены – класс веществ, включающий атропин и скополамин.

Ацетилхолин – нейромедиатор, содержащийся как в головном мозге, так и в органах парасимпатической ветви автономной нервной системы.

Барбитураты – депрессанты, которые обычно употребляют в качестве снотворного. В настоящее время их используют для анестезии и при лечении эпилепсии.

Биологическая доступность – доля принятой дозы вещества, достигающая органа, на который воздействует это вещество, или жидкости в теле, которая обеспечивает доставку вещества к этому органу.

Болезнь Альцгеймера – одна из наиболее распространенных форм старческого слабоумия. Она включает в себя прогрессирующую потерю памяти и нарушение других мыслительных процессов.

Болезнь Паркинсона – заболевание, поражающее, главным образом пожилых людей и выражающееся в прогрессирующем нарушении двигательных функций.

Волнующая депрессия – депрессивное состояние, сопровождающееся возбуждением и постоянной напряженностью. Человек проявляет растущую активность, например, он не может спокойно сидеть на одном месте.

Гематоэнцефалический барьер мозга – система, защищающая нейроны от попадания в них химических веществ.

Гиперактивные дети – дети с психическим расстройством, выражающемся в неспособности сосредоточиться и вызывающем поведении. Научное название дефицит внимательности и гиперактивное расстройство.

Гомеостаз – состояние равновесия. Системы при гомеостазе стабильны. Когда гомеостаз в системах нарушается, то сами системы пытаются его восстановить.

Дельта-9-тетраксидканнабинол – основной активный каннабиноид в марихуане, ответственный за производимые психоактивные эффекты.

Дендрит – короткие отростки нейрона для приема информации от других нейронов. Дендриты, как правило, содержат большое число рецепторов и поэтому важны при передаче нервных импульсов.

Дискинезия – беспорядочные движения.

Длительная толерантность – тип функциональной толерантности, возникающий при многократном приеме наркотика.

Дофамин – один из нейромедиаторов, найденных в мозге.

Злоупотребление наркотиками – любое употребление наркотика, наносящее ущерб физическому и психическому состоянию, "правоспособности" и социальному положению данного человека и людей, испытывающих воздействие данного человека.

Каннабиноиды – общий термин для обозначения более шестидесяти химических элементов, присутствующих в каннабисе. Один из них – дельта-9тетраксидканнабинол.

Крэк – вещество, полученное в результате смешивания соли кокаина с пищевой содой и водой. Этот раствор выпаривается и образуются хрупкие пластинки кокаина, которые разламывают на кусочки и затем курят.

Мания – расстройство, для которого характерны гиперактивность, волнение, чрезмерно приподнятое настроение и быстрая речь.

Масло гашиша – сильнодействующая выжимка из марихуаны или гашиша; впервые появилось в США в 1971 году, способно содержать до 60% ТНС.

Мескалин – подобный LSD галлюциноген, содержащийся в кактусе пейот.

Метаболизм – процесс разрушения химического вещества на более простые составляющие.

Метиловые амфетамины – класс веществ, включающий MDA, MDMA (экстази).

Миелин – белая жировая оболочка, покрывающая аксоны некоторых нейронов.

Моноамины – группа химических соединений, имеющих общую аминогруппу. В нее входят норадреналин, дофамин и серотонин.

Наркозависимый индивидуум – гипотеза о сходстве индивидуальных структур людей, страдающих заболеваниями, вызванными употреблением каких-либо веществ.

Нарколепсия – состояние, характеризуемое короткими и неконтролируемыми эпизодами сна.

Наркотик (в широком смысле) – химическое вещество, или смесь веществ, отличное от необходимых для нормальной жизнедеятельности, прием которого влечет за собой изменение функционирования организма и, возможно, его структуры.

Невроз – психическое расстройство, развивающееся в результате длительного воздействия психотравмирующих факторов.

Нейролептик – транквилизатор, использующийся для лечения психозов.

Нейромедиатор – химическое вещество, содержащееся в окончаниях аксонов.

Нейромускулярное соединение – соединение между нейроном и мышечной тканью, где выделение ацетилхолина из нейронов вызывает сокращение мышц.

Нервное окончание – укрупненное образование на конце аксона.

Норадреналин (норепинефрин) – нейромедиатор, содержащийся в головном мозге и связанный с функционированием симпатической ветви автономной нервной системы.

Обратная толерантность – повышение чувствительности к наркотику при повторном употреблении.

Обратное поглощение – другой возможный процесс нейтрализации нейромедиаторов. Их молекулы возвращаются обратно в окончание аксона из которого они выделились.

Общая анестезия – снятие боли путем временного вызова потери сознания.

Острая толерантность – тип функциональной толерантности, возникающий при приеме одной дозы наркотика.

Ответная бессонница – невозможность уснуть из-за отказа от постоянного употребления депрессанта.

Парасимпатическая ветвь – ветвь автономной нервной системы, ответственная за понижение сердцебиения, кровяного давления и т д.

Первоначальная чувствительность – эффект наркотика на первоначальных стадиях употребления.

Перекрестная толерантность – толерантность к наркотику или наркотикам, которые не принимались ранее, в результате длительной толерантности к другим наркотикам.

Периферическая нервная система – чувствительные нервные окончания, двигательные нервные окончания и автономная нервная система.

Побочные эффекты – эффекты наркотика, отличные от тех, ради которых он принимается. Термин чаще всего употребляется по отношению к нетерапевтическим эффектам лекарств.

Поведенческая толерантность – регулирование поведения, благодаря опыту приема наркотика, для компенсации эффектов интоксикации.

Поведенческая фармакология – область психофармакологии, которая рассматривает употребление наркотиков как приобретенный тип поведения.

Предвкушение наркотика – ожидание человеком определенного воздействия при употреблении наркотика.

Предрасположенная толерантность – ускорение процесса участия наркотика в метаболизме из-за его длительного употребления.

Привычка (применительно к наркотикам) – подчинение своей жизни употреблению наркотиков, приобретение нужного их количества и сильная предрасположенность к возобновлению употребления после перерыва.

Протагонист – химическое вещество, попадающее в рецептор и вызывающее изменение в передаче нервных импульсов.

Псилоцибин – галлюциноген, содержащийся в грибах.

Психоактивный – связанный с воздействием на настроение, сознание и поведение.

Психологическая зависимость – эмоциональное состояние, характеризуемое ощущением настоятельной потребности в наркотике либо для получения эффекта, связанного с его употреблением, либо для снятия негативных ощущений, связанных со злоупотреблением им.

Психологический ряд – индивидуальные знания, отношение к наркотикам и мысли по их поводу.

Психофармакология – раздел фармакологии, изучающий воздействие химических веществ на поведение.

Пузырек (везикула) – маленькая емкость в нервных окончаниях, в которой накапливаются нейромедиаторы.

Распространение – транспортировка вещества к органу, на который оно оказывает воздействие.

Рецептор – особое образование, расположенное на дендритах и клеточных телах нейронов, активизируемое нейромедиатором.

Серотонергические галлюциногены – класс веществ, включающий в себя LSD и наркотики с похожими эффектами и механизмами действия.

Серотонин – один из нейромедиаторов, найденных в мозге.

Симпатическая ветвь – действует в период эмоционального возбуждения, ответственна за такие физиологические изменения как учащенное сердцебиение, учащенное дыхание, повышение кровяного давления и расширение зрачков.

Симпатомимический – термин применяется к наркотикам типа кокаина и амфетаминов, производящих такие же физиологические изменения, как и активность симпатической ветви нервной системы.

Синапс – место соединения двух нейронов.

Синдром – в медицине набор общих симптомов, характеризующих определенное расстройство или заболевание.

Синдром потери мотивации – термин, употребляемый для обозначения потери эффективности и пониженной способности выполнять коммуникативные функции, в результате постоянного употребления марихуаны.

Синестезия – эффект, иногда оказываемый галлюциногенами, заключающийся в восприятии раздражителя в действительности, отличной от той, в которой этот раздражитель имел место быть.

Смертельная доза – доза лекарственного средства, которая имеет сильный токсический эффект, вызывающий гибель особей.

Способ приема – путь, по которому наркотик попадает в организм.

Стимуляторный психоз – параноидальные галлюцинации и потеря чувства реальности, похожие на симптомы шизофрении. Вызван продолжительным употреблением или передозировкой кокаина и амфетаминов.

Тардивная дискинезия – экстрапирамидальное осложнение, характеризующееся непроизвольным движением рта и губ, тремором. Тардивная дискинезия является побочным эффектом длительного (свыше двух лет) употребления психотропных средств.

Толерантность – заметное ослабление действия одинакового количества вещества при продолжительном приеме.

Транквилизатор – препарат, уменьшающий беспокойство.

Тяга (применительно к наркотикам) – обычно означает сильное желание употребить наркотик.

Фармакодинамика – раздел фармакологии, изучающий биохимические и физиологические воздействия наркотиков и механизмы этого воздействия.

Фармакокинетика – раздел фармакологии, изучающий абсорбцию, распространение, трансформацию в организме и выведение из организма химических веществ.

Фармакология – наука о химических веществах, изучающая их воздействие на живые организмы.

Ферментация – процесс нейтрализации нейромедиаторов. Химические вещества – ферменты – взаимодействуют с молекулой нейромедиатора и изменяют ее таким образом, что она больше не может войти в рецептор.

Функциональная толерантность – снижение воздействия наркотика на поведение в результате длительного употребления.

Центральная нервная система – состоит из головного и спинного мозга.

Эндорфин, энкефалин, динорфин – нейромедиаторы, содержащиеся в головном мозге. Химическое строение их схоже с химическим строением опиатов.

Эффективная доза – доза лекарственного средства, которое вызывает нужный лечебный эффект.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...