Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Синтаксические средства художественной выразительности речи

Изобразительно-выразительные средства языка.

Лексические средства.

Антонимы — (от греч. «анти» – против и «онима» – имя) — слова, относящиеся к одной части речи, но противоположные по значению (добрый – злой, могучая – бессильная). В основе антонимии лежит ассоциация по контрасту, отражающая существующие различия, по своему характеру предметов, явлений, действий, качеств и признаков. Противопоставление антонимов в речи является ярким источником речевой экспрессии, устанавливающей эмоциональность речи:

Он был слаб телом, но силен духом.

Контекстные (или контекстуальные) антонимы — это слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в тексте:

Ум и сердце — лед и пламень — вот основное, что отличало этого героя.

Индивидуально-авторские неологизмы (окказионализмы) — благодаря своей новизне позволяют создавать определенные художественные эффекты, выражать авторский взгляд на тему или проблемы:

…как бы нам самим следить, чтобы наши права не поширялись за счет прав других? (А. Солженицын)


Использование литературных образов помогает автору лучше пояснить какое-либо положение, явление, другой образ:

Григорий был, видимо, родной брат Илюше Обломову.

Синонимы — (от греч. «синонимос» - одноименный) — это слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но в то же время различающиеся оттенками значения:

Влюбленность – любовь, приятель – друг.



Контекстные (или контекстуальные) синонимы
— слова, являющиеся синонимами только в данном тексте:

Ломоносов — гений — любимое дитя природы. (В. Белинский)

Фразеологизмы – (с греч «фразис» - выражение) – это почти всегда яркие выражения. Поэтому они – важное экспрессивное средство языка, используемое писателями как готовые образные определения, сравнения, как эмоционально-изобразительные характеристики героев, окружающей действительности и т.д.:

У таких людей, как мой герой, есть искра божия.

Синтаксические средства художественной выразительности речи

1. Анафора синтаксическая — повторение однотипных синтаксических конструкций в начале каждого параллельного ряда Я стою у высоких дверей. Я слежу за работой твоей. (М. Светлов)
2. Эпифора — повторение слов или выражений в конце смежных предложений или отрывков Мне б хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н. Гоголь)
3. Параллелизм — одинаковое построение соседних предложений или отрезков речи Твой ум глубок, что море. Твой дух высок, что горы. (В. Брюсов)

 

4. Эллипсис — стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения Мы сёла — в пепел, грады — в прах, в мечи — серпы и плуги. (В. Жуковский)
5. Парцелляция — деление предложения на отдельные сегменты (слова) И снова Гулливер. Стоит. Сутулясь. (П. Антокольский)
6. Градация — стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся (реже — уменьшающееся) значение Приехав домой, Лаевский и Александра Фёдоровна вошли в свои тёмные, душные, скучные комнаты. (А. Чехов) Не сломлюсь, не дрогну, не устану, ни крупицы не прощу врагам. (О. Берггольц)
7. Инверсия — расположение членов предложения в особом порядке (нарушающем так называемый прямой порядок) с целью усилить выразительность речи С ужасом думала я, к чему всё это приведёт! И с отчаяньем признавала власть его над моей душою. (А. Пушкин)
8. Умолчание — оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю / слушателю самому догадаться о невысказанном Нет, я хотел... быть может, вы... я думал, что уж барину время умереть. (А. Пушкин)
9. Риторическое обращение — стилистическая фигура, состоящая в подчёркнутом обращении к кому- или к чему-либо Цветы, любовь, деревня, праздность, поле! Я предан вам душой. (А. Пушкин)

 

10. Риторический вопрос — стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а с целью привлечь внимание читателя / слушателя к тому или иному явлению Знаете ли вы украинскую ночь? (Н. Гоголь) Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык? (А. Пушкин)
11. Многосоюзие — намеренное использование повторяющихся союзов с целью усиления выразительности речи Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр. (Н. Гоголь)
12. Бессоюзие — стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске соединительных союзов с целью придания динамичности, выразительности описываемому Швед, русский — колет, рубит, режет, Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон. (А. Пушкин)

 

Тропы.

метафора – перенос значения слова по сходству мертвая тишина
олицетворение – уподобление какого-либо предмета или явления живому существу отговорила роща золотая
сравнение – сопоставление одного предмета или явления с другим (выражаются через союзы как, словно, будто, сравнительную степень прилагательного) яркий, как солнце
метонимия – замена прямого названия другим по смежности (т.е. на основе реальных связей) Шипенье пенистых бокалов (вместо: пенящееся вино в бокалах)
синекдоха – употребление названия части вместо целого и наоборот белеет парус одинокий (вместо: лодка, корабль)
перифраз – замена слова или группы слов, чтобы избежать повторения автор «Горе от ума» (вместо А.С. Грибоедов)
эпитет – использование определений, придающих выражению образность и эмоциональность Куда ты скачешь, гордый конь?
аллегория – выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах весы – правосудие, крест – вера, сердце – любовь
гипербола – преувеличение размеров, силы, красоты описываемого в сто сорок солнц закат пылал
литота – преуменьшение размеров, силы, красоты описываемого ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка
ирония – употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки Откуда, умная, бредешь ты, голова?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...