Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Великолепие Атона. День и человек. День, животные и растения. День и воды. Сотворение человека. Сотворение животных. Все творение




Великолепие Атона

Твой восход прекрасен на горизонте.

О живой Атон, зачинатель жизни!

Когда ты поднимаешься на восточном горизонте,

Ты наполняешь каждую страну своею красотою.

Идо ты прекрасен, велик, блестящ, высоко над землею

Твои лучи объемлют все страны, которые ты сотворил,

Ты Ра, и ты полонил их все;

Ты связываешь их своей любовью.

Хотя ты и далеко, но твои лучи на земле;

Хотя ты и высоко, но следы ног твоих – день.

 

Ночь

Когда ты заходишь на западном горизонте неба,

Мир во тьме, подобно мертвецу.

Они спят в своих жилищах.

Их головы закутаны,

Их ноздри замкнуты, и один не видит другого.

Украдены все вещи, которые у них под головой,

И не знают они этого.

Львы выходят из своих берлог.

Змеи жалят.

Царствует тьма (? ),

Мир в безмолвии.

Тот, кто создал их, почил за горизонтом.

Ты простираешь тьму, и бывает ночь:

Во время нее бродят все лесные звери;

Львы рыкают о добыче

И просят у Бога пищу себе.

 

(Пс., 103: 20–21)

 

 

День и человек

Светла земля,

Когда ты поднимаешься на горизонте,

Когда ты сияешь днем, как Атон.

Тьма изгнана,

Когда ты посылаешь свои лучи;

Обе Страны (Египет) справляют ежедневно праздник,

Бодрствуя и стоя на ногах,

Ибо ты поднял их.

Омыв члены, они надевают одежды,

Их руки воздеты, поклоняясь твоему восходу.

Затем во всем мире они делают работу.

Восходит солнце,

(И) они собираются и ложатся в свои логовища;

Выходит человек на дело свое

И на работу свою до вечера.

 

(Стихи 22–23)

 

 

День, животные и растения

Скот наслаждается на пастбище.

Деревья и травы цветут.

Птицы порхают в болотах

С поднятыми крыльями, в знак поклонения тебе.

Овцы прыгают на своих ногах,

Крылатые твари летают:

Они живут, когда ты осветил их.

 

День и воды

Барки плывут вверх и вниз по течению.

Пути открыты, когда ты взошел.

Рыба в реке прыгает перед тобой,

И твои лучи посреди великого моря.

Это – море великое и пространное:

Там пресмыкающиеся, которым нет числа,

Животные малые и большие:

Там плавают корабли,

Там этот левиафан, которого

Ты сотворил играть в нем.

 

(Стихи 25–26)

 

 

Сотворение человека

Ты производишь человеческий зародыш в женщине,

Ты создаешь семя в мужчине,

Ты даешь жизнь сыну в теле матери.

Ты убаюкиваешь его, чтобы он не плакал.

Кормилица (даже) и в утробе.

Ты сообщаешь дыхание для оживления всякой твари;

Когда она выходит из тела, …в день своего рождения.

Ты открываешь ей рот для речи.

Ты удовлетворяешь ее нужды.

 

Сотворение животных

Когда цыпленок пищит в яичной скорлупе,

Ты сообщаешь ему дыхание в ней, чтобы сохранить его живым.

Когда ты довершишь его

Так, чтобы он мог пробить яйцо,

Он вылупляется из яйца,

Чтобы пищать изо всех сил;

Он бегает на своих двух лапках,

После того как он выйдет оттуда.

 

Все творение

Как разнообразны все твои произведения!

Они скрыты от нас,

О ты, единый бог, силами его никто не владеет.

Ты сотворил землю по своему желанию.

Когда ты был один:

Люди, всякий скот, крупный и мелкий.

Все, что на земле,

Что шагает на своих ногах;

Все, что в вышине,

Что летает на своих крыльях;

Страны Сирии и Нубию,

Землю Египетскую.

Ты ставишь всякого человека на его место;

Ты удовлетворяешь его нужды.

У каждого своя собственность,

И дни его исчислены.

Их (людей) речь различествует по наречиям,

А также их внешний вид и их окраска.

Ибо ты, разделитель, разделил народы.

Как многочисленны дела Твои, Господи!

Все соделал Ты премудро;

Земля полна произведений Твоих.

 

(Стих 24)

 

 

Орошение земли

Ты сотворил Нил в Исподнем мире.

Ты явил его по своему желанию, чтобы сохранить народ живым.

О владыка всех, охваченных слабостью,

О владыка каждого дома, поднимающийся ради него,

О солнце дня, ужас всякой дальней страны.

Ты сотворил (также) их (людей) жизнь.

Ты явил Нил на небе

Чтобы он мог падать для них,

Образуя потоки на горах, подобно великому морю,

И орошая их поля между городами.

Как чудны твои замыслы, о владыка вечности!

Нил на небесах – для чужестранцев

И для скота каждой страны, шагающего на ногах;

Но Нил исходит из Исподнего мира для Египта.

Так, твои лучи питают каждый сад;

Когда ты поднимаешься, он живет и растет, благодаря тебе.

 

Времена года

Ты творишь времена года, чтобы произвести все свои создания:

Зиму, приносящую им свежесть,

(А также) и (летний) жар.

Ты сотворил отдаленное небо, чтобы подниматься на нем,

С целью видеть все, что ты сделал,

Когда ты был один.

Поднимаясь в своем облике, как живой Атон,

Всходя, освещая далеко кругом и возвращаясь назад.

 

Красота, проистекающая из света

Ты создаешь красоту формы через себя одного.

Селения, города и деревни,

На дороге или на реке —

Все глаза видят тебя над ними,

Ибо ты Атон дневной над землею.

 

Отношение к царю

Ты в моем сердце,

Нет никого иного, кто знал бы тебя,

Исключая твоего сына Эхнатона.

Ты посвятил его в свои замыслы

И в свое могущество.

Мир в твоей руке

Таким, как ты создал их (людей).

Когда ты всходишь, они живут;

Когда ты заходишь, они умирают,

Ибо ты длительность, превыше своих членов;

Тобою живы люди,

И их глаза смотрят на твою красоту,

Пока ты не зайдешь.

Всякий труд откладывается прочь,

Когда ты зайдешь на западе;

Когда ты поднимаешься, их заставляют произрастать… для царя.

С тех пор, как ты утвердил землю.

Ты воздвиг их для своего сына,

Происшедшего от твоих чресл.

Царя, живущего по истине,

Владыки Обеих Стран, Нефер-хепру-Ра,

Уан-Ра, Сына Ра, живущего по истине, владыки венцов,

Эхнатона, чья жизнь продолжительна;

И для великой царской супруги, возлюбленной им,

Госпожи Обеих Стран, Нефер-нефру-Атон, Нефертити.

Живущей и процветающей вовеки веков.

 

В этом гимне универсализм империи находит свое полное выражение, царственный певец переводит свой взор от отдаленных порогов нубийского Нила до крайних стран Сирии. Подобные идеи мы не привыкли приписывать людям, жившим около четырнадцати столетий до н. э. Новый дух повеял над омертвелым традиционализмом Египта. Читая впервые эти строки, невольно проникаешься удивлением перед молодым царем, в чьей душе возникли в подобный век такие мысли. Он постиг идею мирового владыки, как творца природы, в которой царь видел обнаружение благих замыслов творца в отношении ко всем своим творениям, даже самым ничтожным; птицы, порхавшие в светло-зеленых нильских болотах, казалось ему, поднимали крылья в знак поклонения перед своим создателем; и даже рыба в реке прыгала, славословя бога. Его голос заставляет распускаться цветы, питает цыпленка и вызывает мощный разлив Нила. Молодой царь называл Атона «отцом и матерью всего сотворенного им», и доброта этого Отца всего сущего, которую он до некоторой степени сумел прозреть, заставляет нас вспомнить о Том, кто призывал взглянуть на полевые лилии. Вселенский промысел Бога, по мнению Эхнатона, выражался в его отеческой заботе, равной для всех, независимо от расы или национальности. Царь указывал гордым и самодовлеющим египтянам на всеобъемлющую доброту Отца всего человечества и, перечисляя страны, даже поместил Сирию и Нубию впереди Египта. Эта сторона ума Эхнатона в особенности замечательна. Он первый пророк в истории. В то время как обычно государственный бог был для фараонов торжествующим покорителем, сокрушающим народы и влекущим их, обремененных данью, впереди колесниц фараона, Эхнатон увидел в нем благого Отца всех людей. Впервые в истории испытующий взор проник в великую вселенскую истину. С другой стороны, движение в целом было возвращением к природе, как следствие свободного признания проявленных в ней красоты и блага, соединенного с сознанием разлитой в ней всюду тайны. Мистический элемент, присущий такой религии, ясно выражен в следующих строках гимна:

 

Как разнообразны все твои произведения!

Они скрыты от нас.

О ты, единый Бог, силами которого никто не владеет.

 

Хотя Эхнатон тем самым ясно признавал могущество, а также в необычайной степени и благость Бога, тем не менее он не приписывал своему божеству более высоких духовных и этических качеств, чем те, которые уже раньше приписывались Амону. Царь не возвысился заметным образом от идеи благости бога к идее справедливости и требования им этой последней от людей. Тем не менее в его «учении», поскольку оно частично сохранилось в гимнах и надписях в гробницах вельмож, имеются постоянные настойчивые указания на «правду», которых мы не находим ни до, ни после. Царь постоянно присоединяет к своему имени фразу «живущий по правде»; и что эти слова не являлись пустым звуком, видно из его обихода. Для него это означало простое, лишенное условности принятие повседневной жизни. В его представлении все было истинно и находило свое оправдание в самом факте своего существования. Поэтому его семейная жизнь не была скрыта от глаз народа. Он черпал в своих детях величайшую радость и появлялся с ними и с их матерью-царицей при всех возможных случаях, как если бы он был самым простым писцом храма Атона. Он изображался на памятниках среди простых интимных радостей семейной жизни, и всякий раз, как он появлялся для принесения жертвы в храме, рядом с ним неизменно находились царица и его дочери от нее. Все естественное было для него истинным, и он никогда не уклонялся от того, чтобы засвидетельствовать это на деле, как ни радикально приходилось ему при этом сталкиваться с традицией.

 

Эхнатон и его жена, предлагающая ему цветы. Ярко раскрашенный рельеф из известняка. Условные позы отвергнуты, и царь непринужденно опирается на посох

 

Торс дочери Эхнатона. Известняк

 

Такой принцип должен был неизбежно повлиять на искусство эпохи, к которому царь был исполнен живейшего интереса. Его главный скульптор Бек присоединил к своему титулу слова «которого учил сам царь». Эхнатон внушал придворным художникам, что резец и кисть должны запечатлевать действительно виденное. Следствием этого был простой и прекрасный реализм, более остро воспринимавшийся, чем какое бы то ни было искусство до того. Художники схватывали мгновенные положения животных: бегущей собаки, летящей дичи, дикого быка, несущегося в болотах; ибо все это было причастно к той «правде», по которой жил Эхнатон. Особа царя не была изъята из канона нового искусства. Памятники эпохи запечатлели то, на что они никогда не дерзали раньше, – фараона, не застывшего в условной позе, требовавшейся традицией придворного этикета. Лепка человеческой фигуры в то время была настолько пластичной, что при первом взгляде можно подумать, что это произведение греческого искусства. Также впервые стали тогда понимать сложные композиции скульптурных групп. Недавно открытые фрагменты свидетельствуют о том, что на дворцовом дворе в Ахетатоне стояла группа из камня, изображавшая царя, несущегося на колеснице за раненым львом. Это была поистине новая страница в искусстве, ныне, к сожалению, потерянная. В известном отношении она остается для нас все еще темной, странная трактовка нижних конечностей художниками Эхнатона есть все еще нерешенная проблема, и она не разъясняется всецело из одного лишь предположения фактической ненормальности в строении тела самого царя. Это один из тех нездоровых симптомов, которые обнаруживаются также и в политике. К этой последней должны мы теперь обратиться, если желаем узнать, насколько губителен для материальных интересов государства был насильственный разрыв с традицией.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...