Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Политическое сознание, его структура и сущность.

Политическое сознание — это идеи субъектов политики об использовании ресурсов сообщества для её безопасного развития.

Содержание политического сознания составляют политические нормы, ценности, убеждения и представления. Политическое сознание имеет сложную структуру.Можно выделить три уровня политического сознания: обыденный, теоретический и эмпирический.

Теоретический уровень представлен специально созданными концепциями, идеями и принципами построения политической жизни;

Эмпирический уровень выступает в форме идей, накопленных политическими деятелями в процессе практической политической жизни. Не всегда политические идеи четко сформулированы в теоретических положениях манифестов или партийных программ. Некоторые важные идеи находят выражение в речах государственных, политических и общественных деятелей, публикациях средств массовой информации. Некоторые элементы этого уровня могут быть обобщены и использованы в определенных политических технологиях, а также для построения политических теорий;

Обыденный уровень политического сознания — повседневное состояние общественного мнения по поводу политической жизни. Другое название этого уровня — «общественная психология».

Сущность политического сознания заключается в том, что это результат и одновременно процесс отражения и освоения политической реальности с учетом интересов людей.

 

Понятие общественного сознания. Приемы и методы формирования и манипулирования политическим сознанием.

Общественное сознание – это система чувств, взглядов, идей, теорий, в которых отражается общественное бытие. В структуре общественного сознания выделяются два уровня - обыденное сознание (совокупность идей, представлений, взглядов, которые возникают непосредственно), общественная психология (настроения, чувства, нравы, обычаи, привычки), общественная идеология (совокупность воззрений людей, теоретически оформляющих и отражающих интересы определенного класса). Также различают такие формы общественного сознания, как политическая, правовая, нравственная, эстетическая, религиозная, философская и научная. Эти формы различаются по предмету отражения, по форме отражения, по своим функциям и по степени зависимости от общественного бытия.

Технология общегосударственного манипулирования основывается на систематическом внедрении в массовое сознание социально-политических мифов, иллюзий, идей, норм, ценностей, которые должны восприниматься без критического осмысления, на веру.

Для политических мифов характерны следующие особенности:

— мифы не появляются спонтанно, а создаются искусственно, сознательно и целенаправленно;

— основу мифов составляют осознанные и культивируемые политиками коллективные чаяния и надежды, усвоенные массовым сознанием;

— в мифах соединяются два разнородных качества: трезвый расчет и фанатическая вера, позволяющие политикам освобождать себя от всех моральных преград;

— мифы не поддаются разрушению с помощью рациональных аргументов, и потому вполне правомерна их оценка как ненаучно­го знания; политические мифы в лучшем случае — полуправда;

— мифы непосредственно связаны с политической реальностью, они призваны оправдать тот или иной ход событий, обеспечивать абсолютную уверенность людей в правоте осуществляемых полити­ческих акций;

— политические мифы появились значительно позже мифов художественных, что обусловлено более поздним созданием политических структур и социальной дифференциацией.

Манипулирование предполагает богатый арсенал способов, приемов.

большую ложь, которая повторяется, пока не начинает восприниматься как правда. В демократическом обществе, в среде компетентных людей явная ложь “не срабатывает”, тогда используются частичная ложь, скрывающая то, что более всего возмущает. Правдоподобная ложь, приукрашенная ложь. Используется также частичная правда, приходится обнародовать и полную правду, так называемую горькую правду.

Американский институт анализа пропаганды, обобщая практику мировой журналистики, приводит следующие приемы манипулирования, обладающие, по мнению специалистов, внушительной эффективностью:

1) “наклейка ярлыков” (“присвоение прозвищ”) — наделение личности или идеи унизительным, оскорбительным либо смешным прозвищем, эпитетом, подрывающими их авторитет;

2) “рекомендация” (“свидетельство”) — использование для повышения популярности кандидата или предвыборного блока имен сочувствующих им известных артистов, ученых, спортсменов и прочих знаменитостей;

3) “перенос” — идентификация качеств и свойств какого-либо лица или политической идеи с качествами и свойствами известных и авторитетных лиц или идей, т. е. оценка по ассоциации;

4) “простые люди” (“свои ребята”) — идентификация интересов информатора или агитатора с интересами и чаяниями простых людей, молчаливого большинства нации, “соли земли” и т. п.;

5) “подтасовка карт” — откровенная фальсификация или искажение действительных фактов с помощью приемов, незаметных для масс;

6) “блестящая посредственность” (“наведение румян”) — оперирование привычными, банальными истинами, хорошо известными всем, но вместе с тем достаточно абстрактными для обывателя, над содержанием которых последний обычно не задумывается;

7) “общий вагон” (“вместе со всеми”) — внушение мысли об общепризнанности и разумности агитации (“все так думают”, “все так поступают”, “и это правильно”).

Огромную роль в манипулировании играют средства массовой информации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...