Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Преподаватель: Тупаев А. В

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Эссе


по дисциплине Этнополитология

на тему "Модель этнической политики для современной России"

Студента 4 курса, группа 4.3.

Факультета «Социологии и

Политологии»

Ющенко В.Д

Преподаватель: Тупаев А. В

 

 

Этнонациональная политика исторически всегда была для России актуальной, частью общей политики правовой страны. Политические системы, политические режимы — это сложные и целостные образования из

многих социально-политических составляющих и важно найти в них

место обустройству народов и культур, с учетом их интересов и интересов

единства страны. Характер политической системы определяется не

только экономическими, политическими, духовными и социальными

отношениями, но в определенной степени и характером народов, их

традициями. Следовательно, любое государство, политический режим —

это соответствующая модель этнонациональных отношений. Россия в своей истории прошла фактически все известные модели политических режимов: феодально-крепостнический; авторитарно-царский; имперский; тоталитарно-советский; развитой советский; и пробует теперь демократический, но опять, таки в отечественно-самобытной форме. Каждая из этих моделей имела

российскую специфику. Соответственно имеют место и такие же модели

политического обустройства этнонаций и проведения этнополитики,

где ее субъектами выступают: имперская нация, нация-класс, этнонация-личность. Говоря о моделях этнополитики в конкретных политических системах, следует подчеркнуть, что стабильность государства

зависит от «взаимопонимания между уровнем политического участия

и уровнем политической институализации. Когда первое возрастает,

для сохранения политической стабильности необходимо увеличение

сложности, автономии, приспособляемости и согласованности

политических институтов общества» (С. Хантингтон). Это положение

полностью относится и к этнополитике, ибо речь идет о приспособлении и

согласованности специфических интересов в единой целостности.

Политическая система многонациональной России будет успешно

функционировать, если она будет базироваться на принципе политической и духовной солидарности, выстраивая подобную модель в этнонациональных отношениях. Деятельность государства, его органов власти в сфере этнонациональных отношений должна быть ориентирована на выполнение собирательной, интегративной, солидарной в целом духовно-созидательных функций. Это предмет этнонациональной политики государства, ее цели и задачи. Историческое наследие деятельности различных политических

режимов в сфере этнонациональных отношений в России в других

странах наряду с созидательными моментами имеет и другие стороны: от

дискриминаций и преследований части этнонаций, до равнодушия и

отрицания роли и значения этнонационального фактора в обществе,

государстве, а также политизация и столкновение интересов различных народов, этнонаций внутри страны. Государство в эпоху становления этнонаций, а еще больше в эпоху наций-государств становится

главным субъектом управления этнонациональными и этнополитическими процессами. Отсюда и ответственность органов власти, управленческих кадров. Успех там, где проведение общего курса политических и экономических реформ и преобразований проводится с учетом особенностей и возможностей регионов, самочувствия народов и местных сообществ. Однобокий диктат сверху, как и диктат, снизу разрушают стабильность в сфере этнонациональных отношений. Этнокультурное многообразие страны не помеха ее развития, как считают некоторые, а огромный потенциал многообразия возможностей успешного развития, сохранения и укрепления государства, духовного единства многонационального народа Российской Федерации. Выработку и реализацию государственной этнополитики новой России важно осуществить с учетом отечественного и международного опыта, а также геополитических, духовно-нравственных и психологических

последствий развала Советского Союза. Новое соотношение этнонационального большинства и меньшинства на различных территориях и

различных национальностей, которое сложилось в нынешней

России, важно выстраивать гармонично на принципах демократии. При

этом в данной сфере следует не допускать диктата собственного самочувствия и самобытности в этнонациональном измерении, при

равнодушии и пренебрежении к положению и самобытности других.

Управленческие модели в сфере национальных отношений на

современном этапе теснейшим образом связаны с демократическими

принципами. В этом плане речь идет о модели мультикультурной

демократии. Актуальность этого понимают сегодня даже в странах «плавильного котла». «Величайшая перспектива для Америки XXI

столетия заключается в ее способности правильно использовать растущее расовое и этническое многообразие страны». Для России актуальность такой постановки задач этнополитики, возможности и традиции учета и использования этнонационального потенциала многообразия в тысячи раз больше. Воля к единству и сотрудничеству — это не просто инициатива «снизу», но прежде всего выработка и проявление воли многонационального народа на государственном уровне. Организация эффективного государственного управления этнополитическими процессами — это и есть этнополитика. И она направлена на нормальное самочувствие граждан, на удовлетворение культурно-языковых потребностей всех национальностей страны, на обеспечение их единства как единого народа, государства. Предмет и управленческие задачи национальной политики исходят от реального положения и перспектив развития этнонаций в их государственном единстве. Распад Российской империи в начале XX в.

и Советского Союза в конце XX в. обусловлен, конечно, прежде всего

не этнонациональными факторами, как любят многие твердить, а

характеристикой и кризисом социально-политических систем, хотя

немалую роль тут играет и этнополитика, а точнее — ее постоянное

отсутствие в истинном смысле. При этом важно отмечать бесспорные

достижения в развитии этнонаций, их исторического прогресса в

России, вместе с тем не забывая и о величайших трагедиях, унижениях,

преследованиях, репрессиях и уничтожении цвета этнонациональной

интеллигенции. Последствия обид от несправедливостей, допущенных со стороны политических режимов прошлого, дестабилизируют

этнополитическую ситуацию в России. Получается так, что последствия этих преступлений переносятся на национальности и их взаимоотношения. Нужен добротный анализ этих процессов, но не для сведения счетов, а чтобы избежать их вновь. В современных условиях велики и надежды и противоречия в развитии этнонациональных и этнополитических отношений в России и вокруг нее. Многое будет зависеть от того, какое наследие мы будем получать из прошлого. Тут важно «обнажить голову перед прошлым и засучить рукава перед будущим» (Б. Шоу). Отсюда значимость роли и места этнополитики в деятельности государства, органов власти всех уровней. С учетом всех этих моментов и была разработана Концепция государственной

национальной политики. Она зиждется прежде всего на принципах и потенциале демократии. Сущность, цели и задачи национальной политики —

укрепление созидательных основ, развитие этнонации и достижение

солидарного единства многонационального народа Российской

Федерации и государства российского. Кроме того, цели и задачи

этнополитики должны определяться и реализовываться в соответствии с

тенденциями развития этнополитических процессов в России, с

учетом всех противоречий и трудностей прошлого и настоящего в этой

сфере. Важно учесть, что в условиях демократии возрастает мобильность наций в социально-экономической и в духовно-политической сферах. Отсюда и актуальность деятельности институтов гражданского общества созидательного толка на всех уровнях. В этнонациональной политике необходимо обозначить и особенности опасности национализма в России, который у нас проявляется как фактически расовая теория исключительной и особой миссии превосходства одной нации-этноса над другими. А это нарушает паритет интересов и равенство, что приводит к этнонациональным конфликтам, ослабляет единство государства. Интернационализм тоже в свое время ограничивал сотрудничество этнонации классовой идеей. Идея равноправного развития, демократической и солидарной ответственности за судьбы народов России и всего Отечества заложена в Концепции государственной национальной политики. При этом базовыми являются тенденции интеграционные, солидарные, а не дезинтеграционные, конфликтонесущие как внутри наций, так и в целом в многонациональном российском сообществе. Экстремизм — опаснейший феномен в сфере этнонациональных отношений, и его неоправданно порой выдают за патриотизм. Как говорил великий Л. Н. Толстой: «Патриот — это человек, который любит свой народ, а националист — это человек, который ненавидит другой народ». Не только этнонации, но и нация-государство обладает патриотизмом, патриотизмом гражданским, общегосударственным. В гражданском обществе необходимо создание не только однонациональных, но и многонациональных организаций. Одной из таких, созданных в соответствии с Концепцией государственной национальной политики, является Ассамблея народов России.

Узловые задачи национальной политики:

• адаптация различных этносов, с учетом их интересов и истории к

новым условиям развития государства, к модели демократии,

федеративных отношений: поиск и нахождение баланса интересов

всего государства и народов, местных сообществ с учетом их

специфических потребностей, безопасности и единства государства;

• развитие самобытности и будущности национальных культур и

языков всех народов России при укреплении их духовной,

культурной общности;

• овладевание духовным потенциалом «русского духовного мира»,

русским языком как государственным языком Российской

Федерации, традиционным языком межнационального общения

народов России;

• обеспечение будущности и правовой защищенности

национальных меньшинств, коренных малочисленных народов,

представителей всех национальностей страны;

• сохранение традиционных для российских народов форм

самоопределения внутри российского государства;

• противодействие этнополитическому экстремизму всех мастей,

разжиганию межнациональной розни, всяких форм дискриминации граждан России по этнонациональному признаку.

Особое место и бесспорно основополагающая роль русской нации в этнонациональной политике, к величайшему сожалению остается по большому счету вне этнонациональной политики. В царской России этнополитику относили только к «инородцам», а в советский период — к «нацменам». Отсюда искаженность роли русской нации как субъекта и объекта национальной политики. И в самой «русской идеи» важно отделить

общечеловеческие, прогрессивно-национальные идеи от узких

национал-шовинистических устремлений. Такие же процессы идут и в среде так называемых «автохтонных этносов» в регионах, республиках Россииской Федерации. Отсюда сложный клубок проблем и противоречий в сфере этнонациональных отношений. Национальные меньшинства и

малочисленные народы в России тоже занимают свое место в этнополитике. Правовое обеспечение жизнедеятельности народов в едином государстве — самое главное и самое перспективное направление демократического развития этнонаций и этнонациональных отношений, при одновременном усилении и участии в этом процессе гражданских институтов, неформализованных норм и традиций созидательного толка. Демократические требования национальной политики: безусловное уважение прав человека и основных свобод на самостоятельное и равноправное развитие различных национальностей; преодоление последствий дискриминационной политики прошлого; единство Российского государства и его многонационального народа; паритет интересов национальностей и их

сотрудничество во всех сферах общественной и государственной жизни;

мирное решение спорных вопросов; государственная поддержка развития

этносов, их культур и языков и др. Типологическая характеристика

этнонациональной политики может быть условно следующей:

стихийная модель; имперская; тоталитарная; псевдодемократическая модель;

националистическая и шовинистическая модели; романтическая;

демократическая. Профессор А. Здравомыслов указывает на либерально-демократический, геополитический, национально-коммунистический и национально-консервативный варианты. Другая модель — это

вытеснение национальности гражданственностью, деэтнизация

общественной и государственной жизни (Тишков А. В.). Актуальным и

исторически апробированным для России является вопрос о

структуризации этнонациональных общностей или, как его у нас называли,

«нациостроительство» или «национально-государственное

строительство». Нужна последовательная государственная национальная политика, которая строится на демократических принципах:

• равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его

расы, национальности, языка;

• запрещение любых форм ограничения прав и свобод граждан по

признакам этнонациональной, расовой, языковой принадлежности;

• сохранение и укрепление исторического единства

многонационального народа Российской Федерации;

• гарантии прав и этнонациональных перспектив русского и других

народов, национальных меньшинств и малочисленных народов;

• признание стержневой роли русской нации, русской культуры и

русского языка в перспективе развития наций и национальных

отношений, в реализации государственной национальной политики;

• запрещение пропаганды и практических проявлений национальной вражды;

• самобытное развитие культур, традиций и языков народов России;

• мирное, правовое решение всех спорных межнациональных

вопросов, недопущение этнополитического экстремизма и применения

силы для решения проблем в сфере национальных отношений.

Крайне слабо и чисто формально пока отражены реальные задачи национальной политики в программных документах политических партий и общественных организаций России. Есть подвижки за последние пять лет в формировании правовых основ этнонациональной политики и управления этнополитическими процессами. Потенциал разных автономий и самоуправленческий потенциал этнонаций и местных сообществах недостаточно учитывается и недостаточно используется. Нации-этносы, этнонациональная политика и духовность и нравственность народов страны подвергаются новым вызовам в условиях глобализации, активизации этномиграционных процессов, включением людей, народов в «мировую паутину» интернета, где беспрепятственно и чаще действуют крайне деструктивные силы, действительно обостряя противоречия между «космополитической элитой и националистическим настроем народа» (С. Хантингтон) в глобальном масштабе. В результате в сфере этнонациональных, этнокультурных отношений разрушительное влияние национал-фашистских группировок может возрасти. Сегодня новая российская элита старается свести всю этнополитику к практике национально-культурного самоопределения. Идя этим путем, можно:

• решить самостоятельно задачи сохранения и развития своей

самобытной культуры, традиций, добиться изучения родных языков;

• создать самоуправленческие структуры удовлетворения

национально-культурных потребностей различных национальностей в

местах их компактного проживания;

• осуществить меры политической, экономической и правовой

государственной поддержки национально-культурных автономий;

• активизировать совместную работу государственных и общественных организаций по выработке и реализации программ национальной политики.

Особое внимание должно быть уделено информационному обеспечению этнонациональной политики, развитию средств массовой информации на языках народов России. Духовная жизнь наций — исключительно самобытное и многообразное явление. Особенности культуры, языка, нравов, традиций, психологии, мировосприятия и миропонимания, этикета — таково примерно содержание духовной жизни наций. Эти ценности «задают» программу деятельности для отдельных людей и целых общностей. Культура и безкультурное, знания и невежество, истина и суеверие, взаимоисключающие явления имеют место в жизни каждой национальности. Этносы-нации — феномен общечеловеческий, но при несомненной самобытности в духовной жизни каждой нации проявляется взаимодействие общественного и индивидуального сознания. Отсюда и взаимосвязанность индивидуальных и коллективных прав в сфере этнонациональных отношений. Межнациональное общение в нашей стране располагает огромным потенциалом. «Этнонациональное воспитание», «национальный патриотизм» — понятия, которые избегались в прошлом, формируют чувства солидарности и общности народов России, принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации. Отсюда вытекают и задачи воспитания граждан всех национальностей в духе российского патриотизма и межнациональной солидарности. Рационализация государственного управления этнополитическими процессами в конкретных сферах развития российского общества и в конкретных регионах — это прежде всего духовно-нравственное закрепление ценностей дружбы народов и единства страны. В заключение важно еще раз подчеркнуть реальность и

перспективность развития наций-этносов, как и объективность процессов

формирования единого многонационального народа, нации-государства.

Убежден, что при таком подходе к этнонациональной политике как

национальность, так и многонациональность будут выступать как

надежные и апробированные формы сотрудничества и сотворчества

самобытного потенциала народов России, жизнеспособности и мощи

Российской Федерации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...