Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Профессионально необходимые качества руководителя.




Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Московский государственный юридический университет

Имени О.Е. Кутафина (МГЮА)»

 

Кафедра философских и социально-экономических дисциплин

 

 

Стряпухина Мария Алексеевна

 

Эссе

по дисциплине

 

«Организационно-управленческая деятельность юриста»

 

на тему:

 

«Руководитель как субъект организаторской деятельности»

 

 

студент 1 курса заочной формы обучения

Института магистратуры

 

 

 

Научный руководитель

к.э.н., доц. Березкина Т.Е.

 

Москва

 

 

Введение

Для обеспечения согласованного и эффективного функционирования организации как единой системы, а также каждого отдельного подразделения необходимо целенаправленно и непрерывно управлять этими процессами. Соответственно для осуществления организационной деятельности руководитель как обобщенный субъект управления принимает соответствующие управленческие решения. Основой управления является принятие управленческих решений, которые являются результатом конкретной управленческой деятельности руководителя. Постановка цели и принятие решений – творческий процесс для руководителя любого уровня, который в себя включает: изучение и проработка возникающих проблем, обсуждение и обоснование критериев эффективности или возможных негативных последствий принимаемого решения, выбор и формулирование принимаемого решения. Технология менеджмента рассматривает управленческое решение как процесс, состоящий из трех стадий: подготовка решения, принятие решения, реализация решения.

Ни одна организация не может существовать без руководителя. Руководитель – лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. Он же отвечает за разработку общих стратегий компании, выполнение поставленных целей и задач, лидерство организации в условиях конкурентного рынка и так далее.

Руководитель должен не только принимать наиболее оптимальные варианты решений в той или иной ситуации, но не бояться брать на себя ответственность за свои возможные ошибки и неудачи исполнителей.

Результаты руководительской деятельности также зависят от его личных качеств, например, таких как владение информацией не только внутри его организации, но и за ее пределами, способность точно и понятно для подчиненных объяснить цель и суть поставленных им задач и так далее.

Как говорил Дуайт Дэвид Эйзенхауэр: «Лидерство – это искусство побуждать людей делать то, что тебе нужно, по собственному желанию». Я полностью разделяю данную точку зрения, так как считаю, что любой руководитель должен уметь формировать отношения внутри и вне организации, быть примером и мотивацией для других членов организации для достижения поставленных целей. Управленец должен обладать такими качествами, которые в дальнейшем ему помогли бы ему вдохновлять людей, верить в его идеи.

К сожалению, в последние годы штат многих коммерческих организаций в России, сюда также можно отнести государственную службу и компании с государственным участием, «раздут». В условиях экономического роста и стабильности работодатели вводили все новые и новые штатные единицы под названием «менеджер», «руководитель», директор» департаментов, отделов и прочих организационных структур компаний, учреждений и т.п. Поэтому, по моему мнению, зачастую места так называемых «менеджеров, директоров, и руководителей и т.п.» занимали люди совершенно не обладающие достаточным опытом, навыком и просто личным качеством лидерства. В настоящее время на фоне экономической рецессии работодатели начинают сокращать свои штаты для оптимизации расходов компании, в связи с этим считаю, что затронутая тема является актуальной.

 

Руководство и лидерство.

С 20-х годов и по настоящее время ученые - психологи изучают психологию личности руководителя. Ими было выяснено, что от восприятия лидера другими членами группы зависят его лидерские возможности, однако это величина не постоянная.

При изучении таких понятий как «управление» и «руководство» следует обратить внимание на то, что в западной Европе эти термины отождествляются, а в отечественной литературе они соотносятся как общее и частное. Управление выступает более широким поняти­ем, означающим направленное воздействие на систему или отдельные процессы, происходящие в ней, с целью изменения ее состояния или придания ей новых свойств и качеств. Руководство является частным случаем управления, так как ограничивается воздействием на людей и их общности, предполагает взаимодействие руководителя с подчиненными, призвано вызвать чью-то деятельность соответ­ственно намерениям руководителя.

Следовательно, руководство это произвольное (целенаправленное) воздействие на руководимых людей и их общности, которое приводит к их осознанному и активному поведению и деятельности, соответствен­но намерениям руководителя. Поэтому руководство можно назвать управлением, но далеко не всякое управ­ление есть руководство.

Руководство есть процесс правового воздействия, осу­ществляемый руководителем на основе власти, данной ему государством или группой (в случаях, если руково­дитель избирается).

В свою очередь, лидерство есть процесс психологи­ческого влияния одного человека на других при их со­вместной жизнедеятельности, который осуществляется на основе восприятия, подражания, внушения, понима­ния друг друга.

В силу того, что лидерство является чисто психологическим качеством и оно основано на принципах добровольности подчинения, взаимопонимания и свободного общения, то, соответственно, управленческой деятельностью может осуществлять не только руководитель, но и лидер.

Считается, что человек, осуществляющий управление должен выполнять и роль руководителя, и роль лидера, однако, на практике такое бывает не всегда.

По мнению психологов, руководитель и лидер в одном лице должен обладать определенными характеристиками:

1. способность воспринимать общие нужды и проблемы всего коллектива;

2. способность организовывать совместную деятельность;

3. доверие к подчиненным, способность слышать и слушать, постоять за них;

4. быть представителем;

5. уметь мотивировать подчиненных, поддерживать их в сложных моментах;

6. обладать оптимистическим взглядом на жизнь;

Я согласна с данной характеристикой руководителей – лидеров, но хотелось бы добавить, что нужно уметь не только воспринимать общие нужду и проблемы, а нацелить своих подчиненных на достижения общего блага, которое в дальнейшем принесет материальную и духовную пользу не только руководителю, но и самим исполнителям. В противном случае подчиненные могут понять мягкость характера их лидера и взять это в привычку, а задача руководителя состоит не в том, чтобы исполнять поставленные перед ним задачи, а наставлять исполнителей на достижение конкретных целей.

Профессионально необходимые качества руководителя.

Профессионально необходимые качества руководителя – индивидуально – личностные и социально – психологические особенности человека, в комплексе обеспечивающие успешность его работы на конкретной управленческой должности. Эти качества изучаются с помощью метода экспертных оценок и специально разработанных психологических тестов.

Психологами, занимающимися психологией руководителя было проведено множество исследований, опросов руководителей, впоследствии чего, сформирован список ключевых качеств, необходимых перспективным руководителям.

Например, ученые Ч. Магерисон (Австралия) и Э. Какабадзе (Великобритания) опро­сили более 700 руководителей компаний в различных отраслях деятельности и выяснили, что управленец должен обладать следующими характеристиками:

· умение работать с людьми и делегировать своим подчиненным ряд своих полномочий;

· готовность рисковать и брать ответственность за это на себя;

· активность (жизненная и управленческая);

· приобретение основательного управленческого опыта до 35 лет;

· умение при необходимости легко менять стиль управления;

· семейная поддержка;

Исследование черт, присущих современному менеджеру высшего звена, было проведено компанией Burson – Marsteller. В ходе изучения было установлены следующие характеристики:

1. использование профессиональных методов управления (проведение маркетинга товаров или услуг, эффективное проведение сделок M&A, краткосрочное и долгосрочное планирование стратегий компании, внедрение инновационных технологий для снижения издержек, анализ финансовых результатов);

2. высокие показатели эффективности деятельности (увеличение капитализации компании, выход на зарубежные рынки);

3. внимание к мельчайшим деталям, связанным с деятельностью компании;

4. наличие лидерских качеств, авторитета, обаяния, высокого уровня интеллекта;

5. стратегическое видение (способность предвидеть отрицательные результаты своей деятельности);

6. предметное ведение разговоров;

Также следовало бы добавить к этим характеристикам руководителя еще несколько неотъемлемых качеств, которыми должен обладать успешный менеджер. Таковыми являются эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость. Руководитель должен уметь контролировать свои эмоциональные проявления. Его постоянно окружают люди, и со всеми из них, независимо от настроения и личного расположения у него должны быть ровные, деловые отношения. Кроме того, эмоциональная неуравновешенность может снижать уверенность человека в своих силах, в том числе и его деловую активность.

Безусловно, человек не рождается с набором этих характеристик, которые представляют собой совокупность природных особенностей человека и социально – исторических условий его жизни. Для развития таких качеств в немалой степени способствуют самоконтроль личности и психологические тренинги. Между руководителем и его подчиненными должна прямая человеческая связь, которая способная сплотить коллектив и, как результат, повысить готовность сотрудников работать.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...