Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел II. Философия древнего Востока




 

ОСОБЕННОСТИ  ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ  ФИЛОСОФИИ.

В середине I тысячелетия до нашей эры одновременно с Грецией возникает философия в Индии. На основе экономических, социальных, политических и духовных предпосылок складывалась духовная атмосфера, благоприятствовавшая рождению философии. Философия возникает как разрешение противоречия между мифологической картиной мира, построенной по законам воображения, и новым знанием и мышлением. Однако философия появляется не непосредственно из мифологии как таковой, а из переходных мировоззренческих форм, которые можно назвать предфилософией. В ней, наряду с мифологическими формами, возникают и функционируют своеобразные «философемы», неразвитые философские формообразования.
Существуют общие закономерности развития древнеиндийской философии:

· тесная связь философии с мифологией и религией;

· акцент на индивидуальный поиск человека;

· проблематика спасения;

· преобладает самоанализ, интровертность;

· оперирует глубокими абстракциями;

· тесная связь философии с телесной практикой, технологиями самосовершенствования;

· специфика Древнеиндийской культуры – кастовый строй.

Философия ДИ зарождается в недрах индуизма – религиозно-мифологического направления осмысления мира. В становлении индуизма выделяют 3 периода: 1) доведдический (середины 2 тысячелетия до н. э. ); 2) веддический (начало 1 тысячелетия н. э. ); 3) Упанишад (середина 1 тысячелетия н. э. ), дословно « у ног учителя», религиозно-философские интерпретации Вед.

Веды – это первый источник письменности, сборник религиозных культов, обрядов, ритуалов и гимнов.

Основная идея Упанишад – признания абсолютного мирового начала, не персонифицированного Бога – Брахман. На основе идеи Брахмана появляется направление брахманизм. Философия в ДИ вызрела как оппозиция брахманизму.

Философские школы ДИ делятся на две большие группы.

Ортодоксальные школы. Астика.


- Веданта

- Миманса

- Ньяя

- Вайшешика

- Санкхья

- Йога


Неортодоксальные школы. Настика.

- Джайнизм

- Буддизм

- Чарвака-локоята

Астика. Школы Астики признают авторитет Вед и опираются только на Веды. Признают бога Брахмана. Школы Настики – это реформаторские учения. Они отрицают Веды, не признают бога Брахмана. Акцентированы на человеке.

Вокруг школ Астики формируются все понятия в жизни индусов.

Идеи Астики:

- признание Брахмана

- концепция спасения, учение о карме о сансаре.

Карма – моральный закон, причинно-следственная связь между поступками человека и жизнью.

Сансара – круговорот перерождений, который зависит от кармы.

- стремление разорвать круг сансары, обрести спасение – Мокша.

- признание индивидуального начала – Атман.

- стремление воссоединить Атман с абсолютом для достижения Нирваны.

Нирвана – умиротворение. Блаженство.

Веданта и Миманса: основание на Ведах, признание иллюзорности мира, стремление соединить Атман с Брахманом.

Ньяя и Вайшешика: первые логические теории.

Санкхья – удвоение мира на идеальное начало (Пуруша) и материальное начало (Пракрити).

Йога – практика совершенствования.

Джайнизм. Основатель – мудрец Джина, VI в. до н. э. Мир делится на два начала: живое – Джива – и неживое – Аджива. Принцип Ахинса: не навредить живому.

Со временем Джайнизм становится религиозным учением.

Буддизм. Основатель – Сидхардха Гаутама. Представитель касты брахманов.

4 истины буддизма: 1) жизнь полна страданий; 2) у страданий есть причина – жажда жизни; 3)существует путь избавления от страданий; 4) этот путь 8 дорог.

Учение о Шуньяте (пустота). Будда осознал, что мир пустотен, там нет Брахмана, Атмана и др. Мир – это набор ощущений. Человек не должен себя слишком ограничивать. Буддизм отрицает учение о карме а сансаре, учение о Брахмане и Атмане.

Цель буддизма – самосовершенствование, обретение себя, абсолютное сознание.

Восьмеричный путь буддизма.


1. Правильное видение вещей.

2. Правильная мысль.

3. Правильная речь.

4. правильные действия.

5. Правильный образ жизни.

6. Правильное усилие.

7. Правильное внимание.

8. Правильное сосредоточение.


Человек может достичь нирваны.

Сковывает самосовершенствование: уверенность в себе, вера в залог успеха хороших дел, вера в загробную жизнь, гордость.

Впоследствии этико-философское учение буддизма трансформируется в мировую религию.

Буддизм распадается на три круга: Тхеровада (путь старших), Хинаяна (малый круг), Махаяна (большой круг).

Чарвака-локоята. Материалистическое учение. Отрицает веру в Бога, признает четыре стихии как первопричины мира.

Общие черты Древнеиндийской философии:

· мир и человек тесно взаимосвязаны

· роль духовной и телесной практики

· наличие этических учений

· идея гармонии мира и человека

· идея спасения и самосовершенствования

ОСОБЕННОСТИ  ДРЕВНЕКИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ.

Китайская философия, как и китайская культура в целом, в период своего возникновения и развития не испытывала существенного влияния никаких иных, кроме  китайских духовных традиций. Это вполне самостоятельная философия, в наибольшей  степени отличная от европейской.

Начало китайского философского мышления, подобно тому, как это было позже древней Греции, уходит корнями в мифологическое мышление. В китайской мифологии мы встречаемся с обожествлением неба, земли и всей природы как реальностей образующих среду человеческого существования. Из этой среды выделяется наивысший принцип, который правит миром, сообщает существование вещам. Этот принцип иногда понимается как наивысший правитель (шан-ди), но чаще он представляется  как слово «небо» (тянь). Вся природа одушевлена -  каждая вещь, место и явление имеют своих демонов. Таким же образом обстоит дело и с умершими. Почитание душ умерших предков привело впоследствии к образованию культа предков и содействовало консервативности мышления в древнем Китае. Духи могли открыть человеку завесу над будущим и воздействовать на поведение и деятельность людей. Корни древнейших мифов уходят глубь 2-го тысячелетия до н. э. В это время в Китае получила распространение гадательная практика использованием магматических формул, общения с духами, для этих целей с помощью пиктографического письма наносились вопросы на кости крупного рогатого скота и черепаший панцирь. Некоторые из этих формул или, по крайней мере, их фрагменты находим на бронзовых сосудах, а позже -  в Книге перемен. Собрание древней китайских мифов содержит Книга гор и морей, относящаяся к VI-V вв. до н. э. Особенностью развития китайской философской мысли является влияние так называемых мудрых мужей (мудрецов) (первая половина 1-го тысячелетия до н. э. ). Их имена неизвестны, но известно, что они начали выходить за пределы мифологического видения мира и стремились к его понятийному осмыслению. На мудрецов, которые создают линию связи между мифом и понятийной онтологией, будут впоследствии часто ссылаться китайские философы. Общинная организация общества, были ли это родовые общины или общины раннего феодализма, сохраняла общественные отношения. Отсюда и интерес к проблемам управления обществом и государственной организацией. Философско-антропологическая направленность проявилась в разработке проблем этической и социальной иерархизации определённых общественных отношений, способствующих образованию государства.

Китайская философия внутренне необычайно стабильна. Эта стабильности основывалась на подчеркивании исключительности китайского способа мышления, на основе которого сформировались превосходство и нетерпимость ко всем философским взглядам. Особенностью развития китайской философской мысли является влияние так называемых мудрых мужей (мудрецов) (первая половина 1-го тысячелетия до н. э. ). Их имена неизвестны, но известно, что они начали выходить за пределы мифологического видения мира и стремились к его понятийному осмыслению. На мудрецов, которые создают линию связи между мифом и понятийной онтологией, будут впоследствии часто ссылаться китайские философы. Общинная организация общества, были ли это родовые общины или общины раннего феодализма, сохраняла общественные отношения. Отсюда и интерес к проблемам управления обществом и государственной организацией. Философско-антропологическая направленность проявилась в разработке проблем этической и социальной иерархизации определённых общественных отношений, способствующих образованию государства. Китайская философия внутренне необычайно стабильна. Эта стабильности основывалась на подчеркивании исключительности китайского способа мышления, на основе которого сформировались превосходство и нетерпимость ко всем философским взглядам.

Книги по философии возникли в первой половине 1-го тысячелетия до н. э. Целый ряд этих книг содержит древнейшую поэзию, историю, законодательство и философию. В основном это произведения неизвестных авторов, написанные в разное время. Особое внимание им уделяли конфуцианские мыслители, и, начиная с II столетия до н. э. эти книги стали основными в гуманитарном воспитании китайской интеллигенции.

В I в. до н. э. после обнаружения этих книг, отличающихся от текстов, написанных так называемым новым письмом, начался спор об интерпретации их содержания, о смысле старых и новых текстов. Спор о происхождении и интерпретации книг вспыхивает вновь и вновь вплоть до начала ХХ в.

Книга песен (Ши Цзин - ХI-VI вв. до н. э. ) является сборником древнейшеё народной поэзии; содержит также культовые песнопения и, согласно мнению некоторых комментаторов «Книги перемен», мистическое объяснение происхождения племен, ремесел и вещей. Она стала образцом для китайской поэзии в её дальнейшем развитии.

Книга истории (Шу Цзин -  начало 1-го тысячелетия до н. э. ) -  известна также как Шан Шту (Шанские документы) -  является собранием официальных документов, описаний исторических событий. Эта книга имела большое влияние на формирование позднейшей официальной письменности.

Книга порядка (Лу Шу -  IV вв. до н. э. ) включает три части: порядок эпохи Чжоу, Порядок церемоний и Записки о порядке. Книга заключает в себе описание правильной организации, политических и религиозных церемоний, норм социальной и политической деятельности. Она также идеализирует древнейший период китайской истории, который считает образцом и мерой дальнейшего развития. «Книга перемен» - уникальное произведение китайской культуры. В ней содержатся первые представления о мире и человеке в китайской философии. В её текстах, написанных в различное время, прослеживается начало перехода от мифологического изображения мира к его философскому осмыслению. В ней нашли отражение, древнейшие решения онтологических вопросов, разработан понятийный аппарат, используемый последующей китайской философией.

Первый в России исследователь «Книги перемен» Ю. Щуцкий выделил 19 различных трактовок этого текста:

Помимо всех этих перемен в самом даосизме важно и то, что первые века новой эры в Китай приходит буддизм. История его проникновения в страну окутана легендами. Одна из них -  версия о «золотом сне». Некий император во сне видел золотого человека высокого роста с лучистым сиянием над головой. Толкователи снов объявили, что это - Будда. Тогда император якобы отправил в Индию посольство, и оно привезло оттуда статую Будды и буддийские тексты. По этой версии, начало буддизма в Китае относится к I в. н. э. Однако бесспорным историческим свидетельством является постройка в Китае буддийских храмов в конце II - начале III в. даосизм первых веков новой эры проявил не меньшую гибкость и приспособляемость, впитав в себя элементы буддизма. Не без влияния буддизма даосы начали размышлять о новых условиях жизни, о том, каковы теперь задачи и цели человека. Даосизм -  это религия духообщения. А потому в разных школах порой насчитывалось до сотни духов и богов, которым следовало поклоняться, причём с таким фантастическим числом объектов поклонения была установлена строгая очерёдность, что привело к рождению сложного культа.

Во главе пантеона духов стоял верховный правитель, которого именовали либо Тянь цзюнь (Небесный владыка), либо дао цзюнь (Господин - дао). В формах поклонения ему проявилась особая черта не только даосизма, но и всего китайского комплекса религий: верховному владыке поклонялись значительно реже, нежели более мелким и на первый взгляд менее значимым богам. Поскольку весь мир наполнен духами, в мистических сектах даосы говорили,  например, не о сезонах года, а о передаче власти от одного духа-шень другому, что выражалось в смене времен года,  духи-шень соответствовали сторонам света и пяти первостихиям традиционной китайской натурфилософии. Ритуал почитания этих духов состоял из поклонов на четыре стороны света (пятой «стороной» считался центр земли или место, где совершается поклонение).

По представлениям даосов, истинный человек является существом, стоящим вне добра и зла. Это соответствует даосскому пониманию истинного состояния мира - пустоте, где нет ни добра, ни зла, ни противоположностей вообще. Стоит лишь появиться добру, как тотчас возникает и его противоположность -  зло и насилие.

В отличие от многих других религиозных систем в даосизме адепты н интересуются моральными и нравственными поисками. И всё же существую определённые правила поведения, которые, тем не менее, никак нельзя назвать нравственностью. Классическими стали пять правил, которые можно встречать  практически во всех школах: не убивать, не злоупотреблять вином, стремиться к то чтобы речи не расходились с велениями сердца, не воровать, не заниматься развратом. Даосы считали, что, соблюдая эти запреты, можно «сконцентрировать заслуги вернуться к корням», т. е. достичь Дао.

За несколько веков даосизм прошёл путь от учения посвященных, скептически относящихся к тем правителям, которые стоят у власти. Ещё в V - IV вв. до н. э. да иронизировали над одной из главных ценностей конфуцианства – сынов почтительностью. Но уже в средневековье такие понятия, как «сыновняя почтительность» и «долг», стали едва ли не самими привычными терминами в даосском лексиконе, даосизм прочно врос в государственную идеологию.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...