Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современной экономической теории




Тема 3. Микроэкономика как часть

3.1. Микроэкономика. Понятие рынка и рыночного механизма

 

Определения рынка:

Рынок – это:

– всякий район, где отношения покупателей и продавцов свободны, цены легко и быстро выравниваются /французский математик, философ, экономист Антуан Огюстен Курно (1801-1877)/;

 

–обмен, организованный по законам товарного производства и денежного обращения, т.е. рынок – форма товарно – денежного обмена;

 

– совокупность покупателей (Ф. Котлер);

 

– совокупность группы людей, вступающих в тесные деловые отношения и заключающие крупные сделки по поводу любого товара / английский экономист Джевонс Альфред Маршалл (1842-1924) /;

 

– конкурентная форма связи между хозяйствующими субъектами (д.э.н., проф. Г.П. Журавлева).

 

общеэкономическая категория, включающая также исторические, национальные, культурные, религиозные, психологические особенности развития народов.

Сущность рынка:

 

– у довлетворение платежеспособного спроса покупателей на основе свободного взаимного соглашения, эквивалентности обмена и конкуренции;

 

– возмещение затрат продавцов (товаропроизводителей и торговцев) и получение ими прибыли;

 

сигнал производству о требуемом объеме и структуре производимой продукции и оказываемых услуг;

 

– уравновешивание спроса и предложения, обеспечение сбалансиро-ванности экономики;

 

– дифференциация товаропроизводителей по эффективности их работы и удовлетворения рыночного спроса;

 

– «санация» рынка – вымывание неконкурентоспособных предприятий и свертывание устаревших производств.

 

– механизм принуждения, заставляющий предпринимателей, преследующих свою собственную цель (получение максимальной прибыли), функционировать, в конечном счете, на пользу потребителей.

 

 

Функции рынка:

 

интегрирующая – соединение сферы производства (производителей), сферы потребителей (потребителей) и торговцев-посредников в процесс обмена продукцией, работами и услугами;

 

регулирующая – согласование производства и потребления в ассортиментной структуре; сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре; пропорциональность в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики, т.е. отвечает на вопросы: что производить?, для кого производить?, как производить?.

 

стимулирующая – побуждение производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и достаточной прибылью; стимулирование научно-технического прогресса, интенсификации производства и повышения эффективности всей экономики. «Без давления рынка работники предприятия будут избирать директорами не лучших специалистов, а наиболее популярных и менее требовательных людей» (О.Шик);

ценообразующая – установление ценностных эквивалентов для обмена продуктов;

контролирующая – в какой мере нуждам покупателей соответствует количество и качество товаров, работ, услуг;

 

посредническая – обеспечение встречи экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Потребитель выбирает наиболее подходящего продавца-поставщика, а продавец – покупателя;

 

информирующая – дает участникам рынка объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг на рынке через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит, условия реализации и др.;

 

экономичности – предполагает сокращение издержек обращения (затрат покупателей на покупки) и обеспечение соразмерности спроса населения с его заработной платой;

 

реализации интересов рыночных субъектов – обеспечивает взаимосвязь интересов продавцов и покупателей («Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно…». Адам Смит, шотландский экономист, философ (1723 – 1790).

 

3.2. Спрос: индивидуальный и рыночный.

Факторы спроса и закон его изменения. Эластичность спроса

 

Спрос – количество товара, которое будет куплено за приемлемую цену и определенный промежуток времени.

Индивидуальный спрос – потребность одного человека, обеспеченная деньгами, обязательно «вынесенная на рынок» и направленная всегда на покупку товара или оплату услуги.

Совокупный рыночный спрос – сумма индивидуальных спросов на рынке для каждой цены товара.

Платежеспособный спрос – потребность, подлежащая удовлетворению и обеспеченная денежными средствами. Различают платежеспособный спрос на факторы производства (спрос производства) и на предметы потребления (потребительский спрос).

Кривая спроса (demand curve) показывает, какое количество товара готовы купить покупатели по разным ценам в данный момент времени.

Закон спроса (law of demand) – обратная зависимость между ценой и величиной спроса – если цена товара повышается (при неизменности других условий рынка), то спрос на него снижается; если на рынок поступает большая партия товаров, то при прочих равных условиях цена на него снижается (з акон падающего спроса французского математика, философа, экономиста Антуана Огюстена Курно (1801 – 1877). Закон действует как тенденция.

Функция спроса (demand function) – зависимость спроса (Qp) от влияющих на него различных факторов, например, от цены (Р) Qp = f (P).

Следует различать изменение величины, объема спроса (переменна только цена товара) и характера спроса (изменяются факторы, бывшие ранее постоянными). Графически изменение объема спроса выражается в «движении» по кривой спроса вниз или вверх. Изменение же характера спроса выражается в смещении кривой спроса вправо или влево.

На спрос влияют не только цена, но и неценовые факторы:

1. Размер доходов потребителей (наибольший доход ® наибольший спрос).

2. Цены на сопряженные товары:

2.1. Взаимозаменяемые товары, товары-субституты (масло – маргарин, мясо – рыба, сок – лимонад и т.п.).

2.2. Взаимодополняемые товары, комплементарные (машина – бензин, сахар, конфеты, печенье – чай, кофе и т.п.).

2.3. Относительно независимые товары (не связанные друг с другом в потреблении (продовольствие – автомобиль).

3. Вкусы и предпочтения потребителей (мода, дизайн стимулирует спрос, эффект толпы и т.п.).

4. Ожидания потребителей (рост цен, инфляция, сезонные условия и т.п.).

 

Эластичность спроса

1.Коэффициент эластичности (чувствительности) спроса по цене:

Ed = % изменения величины спроса , Ed = DQ / Q ´ 100, % доли ед.
% изменения цены DР / Р ´ 100, %

Ed = 0 – совершенно (абсолютно) неэластичный спрос (величина спроса не реагирует на цену). Реально не существует.

0 < E < 1 – нечувствительный, неэластичный спрос.

E = 1 – единичная эластичность. В этой точке выручка от реализации максимальна.

E > 1 – эластичный спрос.

E = + ¥ – совершенно (абсолютно) эластичный спрос (незначительный рост цены ведет к отказу от покупки). Реально не существует.

 

Факторы чувствительности спроса к цене:

- необходимость продукта для покупателя: чем необходимей, тем спрос менее эластичен (хлеб – черная икра);

- наличие дешевых товаров заменителей (чем их больше, тем спрос более чувствителен, т.е. эластичен);

- насыщенность рынка данным товаром (дефицитный товар всегда эластичен);

- продолжительность спроса (товар более эластичен в долгосрочной перспективе и менее эластичен в краткосрочной, так как со временем легче найти товары – заменители).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...