Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

перераб. и доп.- М.: Юнити-Дана: Закон и право, 2006. С. 167





впасности имущества, участвующего в общем морском предприятии, - судна, фрахта и перевозимого судном груза (ст.284 КТМ). Убытки, не подпадающие Я§д понятие общей аварии, признаются частной аварией. В середине прошлого нетия стали предприниматься усилия к международной унификации этого Института общей аварии. Первая попытка была предпринята на конференции, етоявшейся в Глазго в 1860 г., а в 1864 г. в г. Йорке были приняты Йоркские Привила. В 1877 г. они были пересмотрены в Антверпене и в 1890 г. получили (давание Йорк - Антверпенских правил99. Для того чтобы убытки были признаны общей аварией, необходимо, чтобы одновременно были выполнены Шшдующие условия: а) опасность должна быть общей для всего морского Предприятия - судна, фрахта и перевозимого судном груза; б) убытки должны йть понесены вследствие намеренных расходов или пожертвований; в) бходы и пожертвования должны быть разумными; г) расходы и ^жертвования должны быть чрезвычайными100. Общая опасность для всего 9рского предприятия является одним из основных условий.

По Йорк-Антверпенским правилам возможны следующие варианты >ы I ков, которые классифицируются как общая авария: выбрасывание груза за 0§рт, ущерб от тушения пожара на борту судна, умышленная посадка на Мель.оплата спасательных работ, повреждение машинного оборудования101 и др. 1'еализация Йорк-Антверпенских правил обеспечивается включением их в

условия договора перевозки. Во всех случаях не возмещаются убытки

(

Ццюдствие умысла или грубой неосторожности страхователя или Щпчшоприобретателя, например, при отклонении от маршрута следования (кроме случаев, если отклонение от маршрута было необходимым для спасения |КИНажа). Так, «Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, •Юсмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Общества с •и ршшченной ответственностью "Страховая компания "Авест-Классик", г.

"Нмнов Г'.Г. Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации (постатейный) / под ред. Г Г I (««нова - Спарк, 2000 / СПС Консультант Плюс.

'" Няпмов Г.Г. Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации (постатейный) / под мя I I Иинова-Спарк, 2000/СПС Консультант Плюс.

Шток Н.В. Страховое право: учебник / под ред. В.В. Шахова, В.Н, Григорьева, А.П. Архяпова. - 2-е изд., ЯцюряА, и доп.- М: Юнити-Дана: Закон и право, 2006. С.169


Москва, по иску фирмы "Лето Трейдинг Компани Лимитед", г. Астрахаш., Ц Обществу с ограниченной ответственностью "Морское агентстве "Каспинфлот", г. Астрахань, Обществу с ограниченной ответственностш "Страховая компания "Авест - Классик", г. Москва, о взыскании 3882990 руб.,установил. между Компанией (страхователь) и Страховой компанией 11 октября 2002 г. заключен договор страхования теплохода "Радонеж"...Услонщ страхования - в том числе, и повреждения судна, общая авария, спасение и расходы по спасению. Район плавания - Каспийское море и другие моря, рек| Волга. Страховая сумма - 800 тыс. долларов США. Как установлено судом, 2.1 • 25 декабря 2002 г. застрахованное судно "Радонеж", выполняя рейс Ноушехр (Иран) - Астрахань и следуя за ледоколом "Капитан Букаев" по Волго» Каспийскому каналу в тяжелых ледовых условиях, получило пробоины, трещины в корпусе, утратило поворотную налодку левого борта, повредили лопасти винта и стало технически непригодным к плаванию в дальнейшем,., Отказ Страховой компании возместить Компании убытки от страхового случаи в полном объеме, которые, по мнению последнего, составляют 124885 доллар»! США, послужил основанием для предъявления настоящего иска к Страховой компании и бербоут-чартерному фрахтователю - указанному агентству.,, Утверждение о выходе теплохода из разрешенного района плавания, чш привело к техническим повреждениям теплохода, не может служить достаточным основанием для признания действий капитана теплоход» необоснованными, поскольку, по утверждению представителя истца, указанно* незначительное отклонение от района плавания (20-мильной прибрежной зоны восточного побережья для данного классификационного свидетельств теплохода) имело место в чрезвычайных обстоятельствах и было вызвано действиями команды теплохода для его спасения в неблагоприятных погодных условиях. В материалах дела отсутствуют достоверные доказательства вины страхователя в происшедшем страховом случае, что в силу ст. 961 Гражданского кодекса Российской Федерации освобождало страховщика «ч выплаты страхового возмещения, а также иные обстоятельства, служащие


 


ФСНованием для освобождения от выплаты возмещения. При таких фбстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены Принятых судебных актов»102.

Воздушное страхование регулируется Воздушным Кодексом Российской церации от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 18.07.2006) (далее по тексту - ВК >). Авиационное страхование — это совокупность, включающая в себя: §фахование рисков авиационного предприятия, прежде всего воздушных вудов, и страхование ответственности за продукт в авиации103. Страхование рисков авиакомпании включает в себя различные виды имущественного Страхования, страхование гражданской ответственности, экипажа, страхование рисков, связанных с наличием собственной службы эксплуатации, ангаров для «• кишки. В числе видов имущественного страхования самый важный - каско-втрихование авиационных транспортных средств. Его предметом является Потеря или повреждение застрахованного воздушного транспортного средства ВО причине несчастного случая на земле, в воде, в воздухе или при Цмшспортировке104. Несчастным случаем может быть наводнение, пожар, Мыв.

В отличие от морского страхования, законодатель предусмотрел для рЮдушного страхования несколько видов обязательного страхования, вероятно, Посчитав деятельность, связанную с воздушными перевозками, более опасной и Ыинторной, а последствия страховых случаев более разрушительными. Это ввшательное страхование ответственности владельца воздушного судна перед ||мч1.ими лицами; жизни и здоровья членов экипажа воздушного судна; |И$стственности перевозчика перед пассажиром воздушного судна;

'"((потопление ФАС Поволжского округа от 27.0?.2004г. № А06-1097-303 «По договору имущественного Мечтания одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при ид. I нми-инн предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (•Лмшиятелю) причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в «им «иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах (рилагемиой договором суммы (страховой суммы)».

N|руи:кнх В.Е. Юридический энциклопедический словарь / под общ. ред. В.Е. Кругеких - 3-е изд. перераб и н М; Инфра-М, 2001, С.З.

''»1Ш* В.В. Страховое право: учебник/ под ред. В.В. Шахова, В.Н. Григорьева, А.П. Архипова. - 2-е изд., и доп.- М: Юнити-Дана: Закон и право, 2006. С.170.


ответственности перевозчика перед грузовладельцем или грузоотправителем) ответственности эксплуатанта при авиационных работах.

Страхование экипажа относится к личному страхованию и не являете! I предметом исследования в нашей работе, ответственность перевозчика перед! грузовладельцем или грузоотправителем относится к страхованию грузов ^ наиболее востребованному и динамично развивающемуся виду имущественного страхования, этот вид страхования в нашем исследовании мм | тоже затрагивать не будем вследствие ограниченного объема нашей работы.

Основой страхования ответственности за продукт в авиации служит I общие юридические» нормы ответственности за причиненный ущерб, Предметом специального авиационного страхования ответственности щ продукт являются риски нанесения ущерба авиапредприятию вследствие случайных ошибок при конструировании, изготовлении и поставке воздушных транспортных средств или их частей105, а также ошибок, связанных ц монтажом, обслуживанием, ремонтом и транспортировкой транспортных I средств и их частей106.

Необходимо отметить, что во многом морское и авиастрахование сходны, вероятно, потому, что воздушное страхование возникало на основе уже существовавших правил морского страхования. Анализируя правила страховых компаний в части морского и воздушного страхований, приходим к выводу, что их объекты схожи. Так, в правилах акционерной страховой компании «НИК» и для объекта морского, и для объекта воздушного страхования записано; «Объектом страхования являются не противоречащие законодательству РФ имущественные интересы, связанные: в части имущественного страхования - о владением, пользованием, распоряжением Средствами водного транспорта; н части страхования гражданской ответственности - с возмещением


(Страхователем причиненного им вреда жизни и здоровью или имуществу Третьих лиц»107.

• Страховые риски являются тоже практически идентичными, имеются лишь небольшие расхождения в суммах страховых премий. В обоих идах страхования практически у всех страховщиков может быть указан раншиза, размер некомпенсируемого Страховщиком убытка - франшизу, эждающую Страховщика от возмещения убытков, не превышающих лределенный размер.Франшиза может быть условной или безусловной и ^устанавливается как в процентах к страховой сумме, так и в абсолютном (мпмере: при установлении условной (невычитаемой) франшизы Страховщик несет ответственности за ущерб, не превышающий сумму франшизы, но Эмещает ущерб полностью при превышении размера ущерба этой суммы; при ановлении безусловной, эксцедентной, (вычитаемой) франшизы во всех елучаях возмещается ущерб за вычетом суммы франшизы108.

Права и обязанности сторон и в том, и в другом видах Имущественного страхования одинаковы и совпадают в большей части с •ревами и обязанностями сторон, установленных для имущественного Страхования в целом.

В договорах морского и воздушного страхования в части втрахования гражданской ответственности могут быть указаны лимиты втпетственности (предельные суммы для выплаты страхового возмещения).

Страховая сумма по отдельному риску не может превышать сумму, которую Необходимо уплатить в качестве компенсации потерпевшим третьим лицам по Действующему законодательству РФ о возмещении вреда, причиненного жизни И чдоровью или имуществу третьих лиц. Что же касается воздушного 1<|р«хования, в случае осуществления страхователем международных йиинрейсов при определении лимитов ответственности стороны договора •Страхования могут руководствоваться положениями международных


 


Мелехин А.И. Вопросы возмещения вреда жизни и здоровью и обязательного страхования лиц из чисим авиационного персонала и пассажиров, перевозимых воздушным судном / А.И. Мелехин // Трудовое право 2006 - №8./СПС Консультант Плюс.

106 Иванова О.Н. Комментарий к Воздушному кодексу Российской Федерации (постатейный) / О.Н. Иваном, А.М. Смирнов / СПС Консультант Плюс.


'" Правила страхования средств водного транспорта и гражданской ответственности перевозчика Правила Пмомния воздушных судов и гражданской ответственности авиаперевозчика АСК «НИК».

I пинии Е. А. Гражданское право: в 2 т. Том П полутом 2: учебник / под ред. Е.А. Суханова - 2-е изд., (И(|*|иЙ и доп. - Волтерс Клувер, 2005 / СПС Консультант Плюс.


соглашений, предусматривающих защиту имущественных интересом потерпевших лиц (Римская конвенция "О возмещении вреда, причиненною иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности Земли", Варшавская конвенция и дополняющий ее Гаагский протокол, Чикагский конвенция и т.п.). В этом случае лимиты ответственности не могут быть ниже, чем: 20 тысяч долларов США за смерть каждого пассажира; 20 долларов США за каждый килограмм погибшего (утраченного, поврежденного) багажа при наличии багажной квитанции. По российскому же законодательству в ст. 134 ВК РФ устанавливается: «Перевозчик обязан страховать ответственность перед грузовладельцем или грузоотправителем за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза на страховую сумму, размер которой не должен быть менее чем два минимальных размера оплаты труда, установленных федеральным законом на момент выдачи грузовой накладной, за каждый килограмм груза». Учитывая, что договорная ответственность может быть застрахована только в случаях, установленных федеральным законом, высказывается мнение (А.М. Симонов, О.Н.Иванова), что цитируемая статья устанавливает обязательное страхование ответственности за неисполнение перевозчиком договора перевозки. Однако это спорно, так как в упомянутой норме говорится об ответственности за утрату, повреждение или порчу груза, то есть за причинение вреда имуществу, а не об ответственности за неисполнение обязательств по договору перевозки.

Хотелось бы отметить тот факт, что Российской Федерацией принята государственная гарантия, обеспечивающая обязательство страховщика по возмещению ущерба при страховании гражданской ответственности российских авиаперевозчиков перед третьим лицом по военным и связанным с ним рискам, определенным обычаями делового оборота (Постановление Правительства РФ от 13 марта 2002 г. N 151 "О предоставлении государственной гарантии Российской Федерации при страховании гражданской ответственности российских авиаперевозчиков"). Правительство РФ постановило предоставить государственную гарантию Российской Федерации при страховании гражданской ответственности российских


йвиаперевозчиков перед третьими лицами по военным и связанным с ними рискам, определенным обычаями делового оборота ("Оговорка о Дополнительном покрытии (авиационная ответственность) АУШ2В 19.09.01", бликованная Ассоциацией авиационных страховщиков "Ллойде"), в размере 130 млрд. руб.109.

Также отличием воздушного страхования от морского являются установленные законодателем в ВК РФ обязательные виды страхования Ответственности, которые мы уже рассматривали выше в этом параграфе. В то *«• время КТМ РФ в п.2 ст. 60 впервые также предусмотрел обязательное Страхование заработной платы и других причитающихся членам экипажа морского судна сумм, в том числе расходов на репатриацию. Особое внимание К этой проблеме вызвано тем, что, согласно Международной конвенции о Морских залогах и ипотеке 1993 г. (заключена в г. Женева 06.05.1993г.), требования к судовладельцу по заработной плате и другим суммам, Причитающимся капитану и членам экипажа, обеспечиваются морским залогом ня судно и относятся к высшей категории приоритетности. Также судовладелец ввязан застраховать жизнь и здоровье членов экипажа судна при исполнении ИМИ трудовых обязанностей, что относится к социальному страхованию как Одному из видов личного.

В заключение хотелось бы отметить, что вода и воздух являются природными стихиями, которые не просто неуправляемы, опасны и рирушительны, но зачастую даже слабо (и поздно) прогнозируемы, что нередко приводит, а в последнее время скорее часто (вспомним хотя бы имение самолета авиакомпании «Сибирь» в самарском аэропорту «Курумоч») и масштабным катастрофам. И в этой связи страхование, конечно, не является Набавлением от того горя, боли и непоправимого вреда, которые могут быть ивиесены в результате этих катастроф, но оно является хоть какой-то Имущественной гарантией, материальной защитой, которое может придать

Ниитш.ч О,Н. Комментарий к Воздушному кодексу Российской Федерации (постатейный) / О.Н. Иванова, 4М. Смирнов / СПС Консультант Плюс.



Заключение


чувство уверенности в завтрашнем дне. Поэтому обязательное страхование является необходимым условием этих видов деятельности. Представляется, что эти виды страхования можно было бы дополнить страхованием ответственности капитанов морского и воздушного судна, т.к. они являются наиболее незащищенными лицами, а ответственность несут большую: чн экипаж, пассажиров, груз и само судно; обязательным экологическим страхованием за вред окружающей среде, нанесенный самим судном, перевозимым химически, радиационно опасным грузом. Начало этому виду страхования положено в ст. 334 КТМ РФ, где говорится о страховании или

ъ

ином финансовом обеспечении лишь ответственности судовладельца за вред, причиненный перевозкой опасного и вредного груза. В общем, морское и воздушное страхование, впрочем, как и все имущественное страхование и целом, что уже отмечалось в нашей работе, пока далеко от идеала и требует усовершенствований, которые, будем надеяться, будут проведены в ближайшее время.


В настоящее время страхование приобретает все большее значение как мшпный инструмент снижения степени риска в условиях рыночной экономики, частности, немецкий экономист А. Манэс отмечал, что «страхованию должно Гц.1Т1. освобождено выдающееся место, так как оно во всех своих видах удобным и чрезвычайно целесообразным способом служит обеспечению материального благополучия человека»110.

Страхование способствует как технологическому и экономическому развитию, так и одновременно стабилизации социальной обстановки, Поскольку, уменьшая зависимость имущественного положения участников Хозяйственной и иной общественной жизни от всякого рода случайностей, Делает их социально-экономическое положение более устойчивым.

С другой стороны, собираемые страховыми организациями крупные Мшиталы инвестируются ими в банковское дело и иные отрасли хозяйства, что ЩОСобствует развитию экономики в целом. Страховое дело является ййАпсйшей сферой предпринимательства и в процессе развития рыночной 1КОНОМИКИ должно получить все более широкое и разнообразное применение. Следует поощрять появление на страховом рынке новых видов страхования, Ограничивать которые за пределами установленных в законе прямых Ипрещений и ограничений могут лишь общие принципы ст. 9,10 ГК РФ.

Применение на практике договоров имущественного страхования рмлиэует его основные задачи, направленные на аккумуляцию денежных вродств в страховых фондах и инвестирование их в хозяйственный оборот, на шммсщение ущерба от страхового случая и, конечно, на снижение рисков и ТОЖести их последствий, на повышение ответственности на всех уровнях НШрввления, на повышение личной ответственности за свое будущее.


 



' Мин II А, Основы страхового дела (сокращенный перевод с немецкого) / А. Манэс - Анкил, 1992г. -С.7.


Подводя итог нашей работе, можно сказать, что имущественное страхование обеспечивает восстановление имущества предприятий всех форм собственности и видов предпринимательской деятельности, поврежденного или уничтоженного стихийными бедствиями, от которых оно было застраховано, Страхование ответственности в свою очередь позволяет восстановить имущество, здоровье и состояние третьих лиц, сохранив при этом денежныо средства страхователей, так как ущерб случайно пострадавшим по их вине третьим лицам возмещался не ими, а страховщиками. Страхований

предпринимательских рисков гарантирует сохранение доходом

* предпринимателей всех форм собственности и сфер предпринимательства при

страховании от соответствующих видов рисков.

Вместе с тем, сам институт страхования еще находится в стадии становления. Российский страховой рынок активно развивается, но ею развитие в некоторых случаях ограничивается несовершенством правового регулирования страховых отношений. Частые изменения страхового законодательства, а также определенная непоследовательность его построения и развития, наличие пробелов и противоречий в нормативно-правовых актах требуют системного научного изучения и страхового права в целом, и субинститута имущественного страхования в частности. При этом надо учитывать и то обстоятельство, что удельный вес договоров имущественною страхования в общем объеме страхования значительно превышает личное страхование, в том числе по таким критериям, как общая сумма страховых взносов, так и общая сумма произведенных страховых выплат. Тем не менее законодатель значительно большее внимание уделяет страхованию личному, достаточно только сравнить объем законотворчества по личному и имущественному страхованию, и мы увидим, что акты, регулирующие личное страхование превосходят по численности имущественные в несколько ра). Существуют проблемы и с информационной базой страховщиков. Как уже отмечалось, нередки случаи мошенничества при двойном страховании, как вариант решения этой проблемы мы уже предлагали создание Бюро страховых историй, мошенничество встречается и при страховании недвижимости путем

введения страховщика в заблуждение относительно права собственности на

Имущество, а также стоимости этого имущества. Все это требует более

• Пристального внимания к договору имущественного страхования как на

! Иконодательном уровне, так и на профессиональном и потребительском.

В целом же показатели состояния страхового рынка свидетельствуют о ТОМ, что в Российской Федерации заложены основы национального страхования. Тем не менее, оно еще не заняло надлежащего положения в §истеме защиты имущественных интересов населения, хозяйствующих вубъектов и государства, требует усовершенствования и развития.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...