Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В каком из примеров есть сравнение?

Изобразительно-выразительные средства русского языка

1. Измените предложения, используя инверсию. Например: Наступили холодные и пасмурные дни. Дни наступили холодные и пасмурные.

1) Тропинку покрыл белый снег.

2) С деревьев облетает золотая листва.

3) Нам предстояла дальняя и скучная дорога.

4) Я медленно шел по тенистой аллее.

2. Составьте предложения со словами море, небо, сосна, дом, используя олицетворение, сравнение, эпитет.

Например: Задумалась берёза у дороги; береза, точно девица, нарядилась по весне; увидел я прекрасную берёзу.

 

3. Перепишите предложения, разделив их на две группы:

- предложения, стилистически не окрашенные

- предложения с использованием метонимии и синекдохи

1) Москва – столиц России. Москва поёт, огнями залитая.

2) Суд вынес новое постановление. Вчера закончился очередной съезд депутатов.

3) Встать: суд идет! Суд продолжался два дня.

4)Спортсмен получил бронзу. Бронза – сплав олова и меди.

5) С детства мы читаем сказки Пушкина. По вечерам бабушка читала Пушкина.

 

Составьте метафорические словосочетания, выбирая подходящие слова.

1) Хвост (очереди, лошади, собаки)

2) Крылья (птицы, бабочки, счастья)

3) Гусеница (трактора, маленькая, зелёная)

4) Волна (морская, высокая, гнева)

5)Червь (сомнений, земляной, длинный)

 

Многие загадки и пословицы строятся по принципу антитезы. Дополните предложения, учитывая особенности этой стилистической фигуры.

1) Делу время - ______________________________________________

2) В гору бегом - _____________________________________________

3) Летит – гудит, _____________________________________________

4) Меньше говори, ____________________________________________

5) Ученье – свет,______________________________________________

6) Глаза боятся, ______________________________________________

 

Продолжите ряды градации, используя слова для справок.

1) Не хотел здесь оставаться ни дня, ни ___________, ни_______________

2) Любите свою страну, __________________, ____________________

3) Новые реформы касались каждого человека, каждой_______, каждого ___

4) Каждый звук, каждое ____________, каждая ____________воспринимались по-новому.

Слова для справок: 1) слово, строка 2), город, деревня 3)час, минута 4)семья, общество

Перед вами перифразы, многие из которых стали устойчивыми сочетаниями. Замените перифразы словами с прямым значением.

1) Старый Свет__________________ 7) северная Венеция________________

2) улыбка Фортуны______________ 8) цветы жизни ____________________

3) водная артерия _______________ 9) сердце России ___________________

4) мастер пера___________________ 10) макушка Земли __________________

5) ночное светило________________11) королева цветов _________________

6) туманный Альбион_____________12) закат жизни ____________________

 

Прочитайте стихотворение М.Ю. Лермонтова

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

 

И снится ей всё, что в пустыне далёкой -

В том крае, где солнца восход.

Одна и грустна на утёсе горючем

Прекрасная пальма растёт.

 

Стихотворение насыщено средствами художественной выразительности. Найдите в тексте стихотворения и выпишите:

1) инверсию ________________________

2) олицетворение____________________

3) многосоюзие_____________________

4) сравнение _______________________

5) эпитеты _________________________

 

9. Ночь падала на землю, как тень огромной птицы. Внизу – половодье огней вечернего Тбилиси. Справа мерцающая серебряным светом вершина Казбека.

Художник не раз видел эту картину, стоя высока над городом. Но сейчас происходило что-то необычное. Тьма постепенно заливала долину, съедала подножия гор, солнечные лучи трепетали призрачным перламутром на снежной папахе великой горы. Струи световых потоков солнца и луны будто в единоборстве скрещивались между собой, порождая буйства фантастических красок. Казалось, что гора плывет в черно-голубом облаке, отливающем и розовыми, и багряными, и фиолетовыми, и бирюзовыми бликами. Солнце уступало луне, краски менялись, густея, тон переходил в тон.

Ни на одном рисунке, ни на одном холсте, ни в одной картинной галерее художник никогда не видел такой пляски света. (А. Рогожкин)

 

Найдите и выпишите из текста следующие средства выразительности:

1. сравнение ________________________________

2. градация ________________________________

3. эпитет ___________________________________

4. олицетворение ___________________________

5. метафора _______________________________

6. анафора __________________________________

7. перифраз __________________________________

8. бессоюзие _________________________________

9. многосоюзие_______________________________

ТЕСТ.

Изобразительно-выразительные средства русского языка (теория)

Решите тест, выбирая один правильный вариант ответа.

1. Нарушение прямого порядка слов с целью усиления выразительности речи –

А) градация Б) инверсия В) анафора

Гипербола основана на

А) художественном преуменьшении

Б) повторении одних и тех же слов

В) художественном преувеличении

3. Стилистическая фигура, при которой однородные члены или части сложного предложения связаны без помощи союзов –

А) бессоюзие

Б) синтаксический параллелизм

В) бессоюзное сложное предложение.

Троп, при котором слова употребляются в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении. Скрытое сравнение.

А) метафора Б) сравнение В) эпитет.

5. Троп, противоположный гиперболе –

А) эпифора Б) литота В) синекдоха

6. Повторение одних и тех же элементов в начале параллельного ряда –

А) синтаксический параллелизм

Б) параллельное подчинение предложений

В) анафора

7. Стилистическая фигура, при которой части высказывания располагаются так, что каждая последующая часть усиливает или уменьшает смысловое значение –

А) перифраза Б) гипербола В) градация

Многосоюзие – это

А) намеренное увеличение союзов в предложении

Б) однородные члены, связанные сочинительными союзами

В) повторение одного и того же союза в начале фразы

Намеренный пропуск элемента высказывания, разновидность фигур уменьшения.

А) эмфаза Б) эллипсис В) эпифора

Олицетворение – это

А) наделение неживых предметов чертами живых существ

Б) наделение образа особым характером, лицом

В) случаи, когда личные глаголы употребляются в роли безличных

При метонимии происходит

А) увеличение количества местоимений

Б) употребление многозначных слов в разных лексических значениях

В) употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основе внешней или внутренней связи.

Троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлеченного понятия -

А) аллегория Б) аллитерация В) сравнение

Риторический вопрос – это

А) утвердительное или отрицательное предложение, содержащее вопрос, на который не ожидается ответа

Б) вопросительное предложение восклицательное по цели высказывания

В) вопросы языкознания, рассматриваемые в разделе «Риторика»

В каком примере слово «золотой» рассматривается как эпитет?

А) золотой луч Б) золотое кольцо В) золотые серьги

15. Стилистическая фигура, противоположная анафоре –

А) эпитет Б) эпифора В) многосоюзие

16. Стилистическая фигура, построенная на резком противопоставлении понятий, мыслей, образов –

А) антитеза Б) антонимы В) контекстуальные антонимы

17. Вид метонимии, состоящий в перенесении значения с одного предмета на другой по принципу количественного отношения между ними –

А) градация Б) синекдоха В) гипербола

Троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких

А) умолчание Б) метонимия В) перифраза

Оксюморон – это

А) соединение двух понятий, противоречащих друг другу

Б) образное определение

В) сравнительный оборот

При параллелизме происходит

А) одинаковое построение всего текста

Б) одинаковое построение смежных предложений или отрезков речи

В) одинаковое построение сложных предложений

В каком из примеров есть сравнение?

А) Глагол как часть речи.

Б) Лес, точно терм расписной.

В) Я не знал, как найти дорогу.

22. Стилистическая фигура, состоящая в том, что высказывание адресуется неодушевленному предмету, понятию, отсутствующему лицу и произносится с особой интонацией –

А) предложение с прямой речью

Б) олицетворение

В) риторический вопрос

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...