Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика Бориса Петровича Юсова

Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина

Факультет философии, культурологии и искусства

Направление Изобразительное искусство

Доклад на тему:

Концепция преподавания теории изобразительного искусства по Б.П.Юсову

Выполнила студентка II курса Факультета философии, культурологии и искусства, н аправление: Изобразительное искусство Мартенс Т.В.

Год

Методика Бориса Петровича Юсова

Борис Петрович Юсов родился 20 июля 1934 г.

  • Выдающийся ученый,
  • уникальный педагог-исследователь,
  • доктор педагогических наук,
  • профессор,
  • член-корреспондента РАО.

Он обосновал и разработал новые творческие пути и идеи в области художественного развития детей, ввел термин «полихудожественное образование», который включает в себя способность ребенка воспринимать, творить и развиваться в самых разных видах деятельности. Ребенок изначально полихудожественнен, в его душе взаимодействуют все виды искусств, а это значит, что он к ним открыт, способен и творчески направлен.

В своих трудах Б.П.Юсов раскрывает значение таких важных понятий педагогики, как грамотность и выразительность.

В 70-е годы ХХ в. По решению Коллегии Министерства просвещения СССР проводился Всесоюзный эксперимент по определению содержания преподавания изобразительного искусства в 1-х классах общеобразовательной школы, и эту работу возглавил Б.П.Юсов. В основу художественного развития школьников им были заложены следующие принципы:

  • Реализация полноты средств и возможностей изобразительного искусства как формы общественного сознания и отражения действительности в художественном творчестве учащихся с учетом их возраста и особенностей развития.
  • Построение учебного процесса на основе современных научных данных о развитии визуального аппарата и его значении для человеческой деятельности.
  • Оптимальное соотношение художественного восприятия и практической деятельности в процессе овладения специфическими выразительными средствами художественного изображения.
  • Сочетание изобразительной деятельности на плоскости с созданием объемно-пространственных видов художественного отображения действительности.
  • Выделение в самостоятельную область деятельности эстетического восприятия действительности и произведений искусства с собственной системой задач, в результате решения которых возможно развитие художественного восприятия у учащихся (знаний в области искусства, отзывчивости на его язык, эстетических суждений об искусстве).

Помимо принципов, впервые в школьной программе предлагалась и закладывалась система развития у учащихся «навыков восприятия художественного образа» в произведении искусства, вместо традиционных для всех предыдущих программ, навыков их изучения.

Новая программа, по сравнению с предыдущими, нацеливала педагогов на более широкое ознакомление детей с миром искусства и соответственно на расширение видов деятельности. Б.П. Юсов ввел в практику отечественной школы особые «уроки восприятия». На уроках восприятия ученики изучали произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры. В разделе практической работы дети осваивали навыки работы на плоскости (живопись, графика), в объеме (круглая скульптура и рельеф), в прикладных видах искусства (декоративная работа и художественное конструирование на плоскости и в объеме). С целью обогащения процесса эстетического восприятия действительности программа предлагала восприятие подкрепить моторными навыками.

Программа была принята Министерством просвещения СССР в качестве типовой, Б.П.Юсов и члены возглавляемого им коллектива лаборатории НИИ художественного воспитания создали систему развития художественного восприятия, учитывающую возрастные особенности учащихся.

В результате проведения этого эксперимента предмет «Рисование» стал называться «Изобразительное искусство», в школу возвратились понятия «декоративно - прикладная деятельность», «предметно - пространственная деятельность», «лепка», «восприятие природы и окружающей действительности» - т.е. те направления, которые развивались в так называемой в «новой» отечественной школе конца 20 – х годов ХХ века.»

Таким образом, полихудожественный подход открывает новые возможности воспитания личности ребенка, его социокультурной ориентации, способствует нравственному формированию, творческому развитию.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...