Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Индивид, личность, индивидуальность




Индивид, личность, индивидуальность

Таким образом, мы видим, что во всех определениях личности фигурируют слова: “человек”, “индивид”, “личность”, “индивидуальность”. Сопоставление этих понятий позволяет выделить дифференциальные признаки личности, необходимо определяющие в диалектическом единстве объективное и субъективное.

Понятие “человек” - самое широкое для обозначения субъекта деятельности, познания, общения. Человек - это живое существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, способное создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда. Будучи высшим продуктом природы, человек является уже не только природным биологическим существом. Он существо биосоциальное.

Для определения отдельного человека как представителя Homo sapiens или какой-нибудь социальной общности употребляется понятие “индивид”. Индивид обозначает человека как одного из людей, как носителя определенных биологических свойств, как некоторую единичность. Понятие “индивид” может употребляться не только для констатации общих свойств психики, но и для определения человека как единичного носителя общественных отношений и функций, для выделения единичного представителя какой-либо социальной группы. В этом случае конкретные качества и различия людей не фиксируются, отмечается лишь тот факт, что они являются “единицами” (Б. Д. Парыгин).

В определенном отношении находятся понятия “человек” и “личность”. Если понятие “человек” употреблять для обозначения субъекта исторической деятельности и познания, то это широкое понятие совпадает с общим определением личности. Однако, по своему содержанию эти два понятия отнюдь не тождественны. Понятие личность указывает на свойство человека, а человек есть носитель этого свойства. Следовательно, эти понятия различаются как свойство и как субстрат... Известно, что человек как субстрат, с одной стороны, - предмет природы, а с другой - общественное явление, элемент общества. Эти две стороны сущности человека играют в определении понятия личности различную роль. Свойство быть личностью присуще человеку не как биологическому существу, а как социальному существу, т. е. общественно-историческому человеку.

Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество – он становится личностью.

Более точно специфические особенности человека, включающие особенности его физического развития, унаследованные биологические признаки, приобретенные в индивидуальном развитии психические черты, развившиеся в определенных условиях социальные свойства, определяются понятием “индивидуальность”. Понятие “индивидуальность” указывает на неповторимость, единичность признаков и их сочетания у отдельного человека. Индивидуальность - это совокупность особенностей, отличающих одного человека от другого. Эти особенности обусловлены особенностями обстоятельств жизни и деятельности человека.

Своеобразную точку зрения на соотношение индивидуальности и личности выдвинул С. Л. Рубинштейн. Он ввел в психологию различение индивидуальных и личностных свойств человека. Согласно С. Л. Рубинштейну, “свойства личности никак не сводятся к ее индивидуальным особенностям. Они включают и общее, и особенное, и единичное. Личность тем значительнее, чем больше в индивидуальном преломлении в ней представлено всеобщее. Индивидуальные свойства личности - это не одно и то же, что личностные свойства индивида, т. е. свойства, характеризующие его как личность”. А соотношение индивидуальности и личности С. Л. Рубинштейн описывает следующим образом: “Человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных, неповторимых свойств; человек есть личность в силу того, что он сознательно определяет свое отношение к окружающему”.

В этом соотношении личности и индивидуальности С. Л. Рубинштейн придает черты индивидуальности не личности как таковой, а человеку, включающему не только личностную характеристику, но и те особенности, которые отличают одного человека от подобных ему по особенностям организма.

Структура личности. Биологическое и социальное в структуре личности

Проблема структуры личности чрезвычайно важна не только теоретически, но и практически. Всякое сложное явление характеризуется определенным структурным строением. Структура - не простая сумма частей, входящие в нее компоненты должны быть:

1.  не случайными, а важными и необходимыми для существования и функционирования данного явления;

2.   находиться в закономерной связи и взаимодействии друг с другом.

3.   быть обусловлены в своей специфике сущностью целого явления.

При нарушении, ослаблении одного из компонентов структуры деятельность всей системы дезорганизуется или вовсе становится невозможной.

Проблема соотношения биологического и социального начал в структуре личности человека является одной из наиболее сложных и дискуссионных в современной психологии.

Результаты многочисленных исследований закономерностей психического развития человека позволяют говорить о том, что исходной предпосылкой психического развития индивида является его биологическое развитие. Индивид рождается с определенным набором биологических свойств и физиологических механизмов, которые выступают в роли основы его психического развития. Но эти предпосылки реализуются лишь тогда, когда человек находится в условиях человеческого общества.

В истории отечественной психологии представление о психологической сущности личности неоднократно изменялось. Первоначально осмысление личности именно как психологической категории строилось на перечислении составных частей, образующих личность как некую психологическую реальность. В этом случае личность выступает как набор качеств, свойств, черт, особенностей психики человека. С определенной т. з. данный подход был весьма удобным, поскольку позволял избежать целого ряда теоретических трудностей. Однако, этот подход к проблеме понимания психологической сущности понятия «личность» был назван академиком А. В. Петровским «коллекционерским», ибо в этом случае личность превращается в некое вместилище, емкость, принимающую в себя интересы, способности, черты темперамента, характера и т. д. С позиции данного подхода задача психолога сводится к каталогизации всего этого и выявлению индивидуальной неповторимости его сочетания у каждого отдельного человека. Такой подход лишает понятие «личность» его категориальное содержание.

В 60-е г. XX в. на повестку дня встал вопрос о структурировании многочисленных личностных качеств. С середины 60-го года начали предпринимать попытки выяснить общую структуру личности. Очень характерен в этом направлении подход К. К. Платонова, понимавшего под личностью некую биосоциальную иерархическую структуру.

Низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента. Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т. е. проявление памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки и развития этих качеств. Далее, уровнем личности является также ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, умения, навыки и привычки (формируется преимущественно в процессе обучения, имеют социальный характер). Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечение, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки. Эта подструктура наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе.

На каждой из подструктур у разных людей имеются различия убеждений и интересов, опыта и знаний, способностей и умений, темперамента и характера.

К концу 70-х годов, кроме ориентаций на структурный подход к проблеме личности, стала развиваться концепция системного подхода. В этой связи особый интерес представляют идеи А. Н. Леонтьева.

Охарактеризуем кратко особенности понимания личности Леонтьевым. Личность, по его мнению, - это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе. Соподчинение различных деятельностей создает основание личности, формирование которой происходит в процессе социального развития (онтогенеза). К понятию «личность» Леонтьев не относил генотипически обусловленные особенности человека – физическую конституцию, тип нервной системы, темперамент, биологические потребности, аффективность, природные задатки, а так же прижизненно приобретенные знания, умения, навыки, в том числе профессиональные. Перечисленные выше категории, по его мнению, составляют индивидные свойства человека. Понятие «индивид», по Леонтьеву, отражает, во-первых, целостность и неделимость конкретного человека как отдельной особи данного биологического вида и, во-вторых, особенности конкретного представителя вида, отличающие его от других представителей этого вида. Леонтьев разделил индивидные и личностные характеристики на две группы, потому что, индивидные свойства, как он считал, в том числе и генотипически обусловленные, могут многообразно меняться в ходе жизни человека. Но от этого они не становятся личностными, потому что личность не есть обогащенный предшествующим опытом индивид. Свойства индивида не переходят в свойства личности. Даже трансформированные, они так и остаются индивидными свойствами, не определяя складывающейся личности, а составляя лишь предпосылки и условия ее формирования.

До сих пор в психологии нет единого, общепринятого представления о психологической структуре личности. Большинство авторов выделяют 4 группы свойств личности:

1. Направленность - система побуждений: потребности, мотивы, цели, убеждения, идеалы.

2. Темперамент - психологические свойства, определяющие динамику проявлений личности в различных видах деятельности

3. Способности - индивидуальные особенности личности, от которых зависит успешность выполнения той или иной деятельности.

4. Характер - совокупность основных, стержневых свойств личности, определяющих стиль поведения в социальной среде.

Все это очень важные характеристики личности, но при более тщательном рассмотрении оказывается, что их нельзя считать особыми структурными компонентами, так как они являются характеристиками одних и тех же свойств с разных сторон.

В. С. Мерлин, А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович и др. Показали, что действительными компонентами структуры личности являются свойства, которые складываются в симптомокомплексы различной сложности.

Свойства личности - устойчивая особенность, проявляющаяся в разных видах деятельности.

Свойства личности не только проявляются, но и формируются в деятельности, направленной на удовлетворение разных потребностей.

Основой структуры личности большинство отечественных психологов считают ее направленность - система потребностей и выражающих их установок, стремлений, желаний, убеждений, идеалов и т. д.

Н. И. Рейнвальд считает, что однотипная направленность у нескольких людей не исключает больших различий в их психических проявлениях. Чтобы выявить эти различия, необходимо проанализировать явление по трем основным параметрам: 1) характеру осознанности или уровню ориентировки; 2) организованности; 3) силе, интенсивности. Им соответствуют три основные составляющие человеческой души: ум, воля и чувства.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...