Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

9.Против чего и во имя чего борется Чацкий? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)




9. Против чего и во имя чего борется Чацкий? (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». )

Александр Андреевич Чацкий по своему общественному положению принадлежит к дворянскому классу, но образ мыслей его и поведение находятся в резком противоречии с окружающей средой.

Трудно представить, что стало бы с нашим обществом, если бы в нем не было бы таких людей, как Чацкий, ведь именно им мы обязаны своим образованием, интеллектом, свободе, в общем, всем, что мы достигли в процессе борьбы. Так как именно Чацкий стремился к лучшему и верил, что это лучшие можно добиться, лишь протестуя против устаревших, закостенелых принципов, установленных в обществе.

Чацкий – новый тип человека, действующий в истории русского общего: общества. Главная его идея – гражданское служение. Такие герои призваны вносить в общественную жизнь смысл, вести к новым целям. Самое ненавистное для него – рабство во всех его проявлениях, самое желанное – свобода. Все окружающее нуждается, по его мнению, в тотальной переделке. Мы понимаем, что столкновение Чацкого с фамусовским миром – не бытовое, не частное. Оно носит всеобщий характер. Свобода во всем должна придти на смену иерархической упорядоченности прежней жизни. Чацкий, желая воплотить свои идеи, делает несколько практических шагов, результатом которых оказывается его “связь с министрами”, о которой упоминает Молчалин.

Ведь это не что иное, как участие героя в конкретных реформах власти, которые не состоялись. Чацкий умеряет свой реформаторский пыл и уезжает за лицу не только в поисках ума, но и от бессилия что-либо сделать в сложившейся ситуации. Его ничто больше не связывает с родными пенатами, Вероятно, он не приехал бы вовсе, если бы не Софья.
 Отъезд ведь тоже форма протеста, пусть и пассивная. После скандала в доме Фамусова, Чацкий вряд ли еще когда-нибудь появится в России.
Он только укрепился в выборе, который совершил давно: жить подобной жизнью – невозможно.

И вот та родина… нет в нынешний приезд

 Я вижу, что она мне скоро надоест.

Он в глазах общества, которое живет по старинке и очень этим довольно, – опасный человек, “карбонарий”, нарушающий гармонию их существования.

 Чацкий – это герой того времени, и благодаря этой комедии он герой нашего, герой будущего времени. Взгляды Чацкого близки идеям декабристов. Его образ полон глубокого общечеловеческого значений.

________________________________________

10. Почему повесть Н. В. Гоголя называется «Шинель»?

Шинель -это форменное пальто для очень и очень многих одинаковых служивых людей. Этим названием Н. В. гоголь хотел выразить то, что таких как Башмачкин  много, что это явление повсеместное, а не исключительное в своём роде.

 Гоголь развивает в повести с огромной глубиной и силой тему «маленького человека». Трагедия титулярного советника Акакия Акакиевича Башмачкина не только в том, что он стоит на одной из низших ступеней социальной лестницы и что он лишен самых обычных человеческих радостей, но, главным образом, в том, что у него нет ни малейшего проблеска понимания собственного ужасного положения. Бездушная государственная чиновничья машина превратила его в автомат.

В образе Акакия Акакиевича сама идея человека и его сущности превращается в свою противоположность: именно то, что лишает его нормальной человеческой жизни - бессмысленное, механическое переписывание бумаг, - становится для Акакия Акакиевича поэзией жизни. Он испытывает наслаждение от этого переписывания. Бесчисленные удары судьбы сделали Акакия Акакиевича нечувствительным к насмешкам и издевательствам начальников и сослуживцев.

Сюжет повести раскрывается в двух событиях - в приобретении и утрате Акакием Акакиевичем шинели. Но покупка им новой шинели - такое грандиозное событие в тусклой, однообразной и бедной его жизни, что шинель приобретает в конце концов значение символа, условие самого существования Башмачкина. И, лишившись шинели, он умирает. «И Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нем его и никогда не было. Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное…»

 При жизни Акакий Акакиевич не мог и помыслить о каком-либо сопротивлении и неповиновении.

И лишь после смерти он появляется на улицах Петербурга в виде мстителя за свою погубленную жизнь. Эта фантастическая концовка повести не только не уводит от основной идеи, но является ее логическим завершением. Конечно, Гоголь далек от призыва к активному протесту против существующих порядков. Но свое резко отрицательное отношение он выразил вполне определенно. ________________________________

 

12. Кого и за что высмеивает И. А. Крылов в своих баснях? (На примере не менее двух басен по Вашему выбору. )

Иван Андреевич Крылов - великий русский баснописец. Мы с детства знакомы с его произведениями. В своих баснях он высмеивает и критикует недостатки общественной жизни и человеческие пороки: хитрость, жадность, лень, тщеславие, трусость, глупость, невежество. Причем делает это просто и доходчиво, понятным языком.

 

Так, например, Крылов убежден, что основу жизни составляет труд, а благополучие общества зависит от согласного труда людей,  работающих честно и умело. К чему может привести отсутствие профессиональных знаний, показано в басне " Квартет".

 

Поэт высмеял Государственный совет и его руководителей, оказавшихся неспособными и беспомощными перед конкретными политическими задачами. Он обращает свою сатиру против пустопорожних болтунов и неучей. Басня была написана через год после того, как приступил к своим обязанностям сформированный Александром I Государственный совет. Царь разделил его на четыре отдела, во главе были поставлены высокородные вельможи: князь Лопухин (Козел), граф Аракчеев (Медведь), Завадовский (Осел), Мордвинов (Мартышка).

Проказница-мартышка, Осел,

Козел Да косолапый Мишка;

Затеяли сыграть квартет”

Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

Несколько раз им пришлось по воле царя меняться ролями:

 Вот, пуще прежнего пошли у них разборы

 И споры Кому и как сидеть.

Но мудрый Соловей — народ — понимает необходимое условие слаженной игры квартета — работы Государственного совета — профессионализм:

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваших понежней…

Коротко и категорично звучат слова приговора:

А вы, друзья, как ни садитесь.

Все в музыканты не годитесь.

 Крылов от имени народа, всех здравомыслящих людей... говорит, что для занятия политикой, делами государства, недостаточно просто принадлежать к высшему классу по рождению, необходимы специальное образование и культура, природный ум и способности оратора.

Эту же тему Крылов продолжает в басне “Лебедь, Рак и Щука”. Она остро сатирична; мораль, данная автором в начале произведения, помогает читателям настроиться на нужный лад, сразу и безошибочно понять мысли автора, завуалированные эзоповым языком. Современники Крылова прекрасно понимали аллегории поэта.

 

____________________________________________________________________________________

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...