Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мультимодальные транспортные пересадочные узлы




Транспортно-пересадочный узел (ТПУ) - пассажирский комплекс, выполняющий функции по перераспределению пассажиропотоков между видами транспорта и направлениями движения. Как правило, ТПУ возникают в крупных транспортных узлах с целью оптимизации перевозочного процесса.

Необходимо различать транспортно-пересадочные узлы и транспортно-пересадочные комплексы (ТПК). Под транспортно-пересадочным комплексом понимают специально создаваемое в транспортно-пересадочном узле пересадочное устройство, которое представляет собой совокупность элементов ТПУ, объединенных с объектами социальной, сервисной и торгово-развлекательной инфраструктуры с целью обеспечения не только комфортной пересадки пассажиров, но и оказания им, а также жителям города (района мегаполиса) комплекса услуг в соответствии с профилем инфраструктуры ТПК.

Основной целью функционирования ТПУ является

- обеспечение пересадки пассажиров общественного и индивидуального транспорта в максимально комфортных условиях, с минимально возможными временными затратами.

Транспортно-пересадочные комплексы предназначены для:

- оптимизации пешеходных потоков пассажиров, совершающих пересадку, с возможностью посещения ими объектов обслуживания или минуя их;

- размещения коммерческих объектов;

- создания комфортных условий для пассажиров, ожидающих транспорт.

В настоящее время в транспортных узлах крупных городов России сложилась и действует достаточно обширная сеть ТПУ различных видов. Основные ТПУ сформированы и продолжают формироваться, главным образом, вблизи общегородских центров, в центре города, а также в срединной или периферийной зонах города, в местах размещения вокзальных комплексов различных видов внешнего транспорта (речного, автомобильного, морского).

В зависимости от положения территории относительно планировочной основы любого ТПУ выделяют три основных вида городских территорий прилегающих к узлу (рис.7.1).

 

Рис. 7.1 Зонирование городских территорий прилегающих к ТПУ

 

1. Первая зона - транспортное ядро. Эта зона расположена на удалении 100-150 м от ТПУ. Основное функциональное назначение территории - обеспечение пересадочных и коммуникативных функций узлов.

2. Вторая зона - зона развития. К этой зоне относятся территории, расположенные за пределами транспортного ядра ТПУ, но в пределах радиуса пешеходной доступности.

3. Третья зона - зона влияния. В этой зоне расположены территории от границы влияния ТПУ, до границы зоны развития.

Наиболее развитые системы ТПУ расположены в Московском, Санкт-Петербургском, Нижегородском и Новосибирском транспортных узлах. Необходимо отметить, что главной отличительной особенностью перечисленных узлов является наличие метрополитена в системе городского пассажирского транспорта. Представляет интерес система ТПУ, формируемая и реконструируемая в транспортном узле Московского региона. В соответствии с Госпрограммой «Развитие транспортной системы города Москвы» на 2012-2016 годы будет сформирована система ТПУ Москвы, состоящая из:

— ТПУ внешнего транспорта (9 железнодорожных вокзалов и Щёлковский автовокзал);

— ТПУ регионального значения (в состав ТПУ кроме станции метрополитена входит станция или остановочный пункт железной дороги);

— ТПУ, обеспечивающие пересадку между различными системами городских видов транспорта (наземный, подземный, внеуличные скоростные виды).

Суммарное количество ТПУ Москвы составит 266 узлов (без учета ТПУ центра города, расположенных внутри кольцевой линии Московского метрополитена). Постановлением Правительства Москвы указаны станции метро и железнодорожные платформы Москвы, рядом с которыми будут построены ТПУ в период с 2012 по 2020 годы.

В зарубежной практике формирования транспортно-пересадочных узлов накоплен богатый опыт создания многофункциональных мультимодальных ТПУ. К основным мировым тенденциям развития ТПУ относят:

- создание современных многофункциональных ТПК, координирующих работу систем транспортных коридоров и обеспечивающих взаимодействие различных видов транспорта на всех его территориальных уровнях;

- интеграция железнодорожного транспорта с системой скоростного внеуличного транспорта (метрополитен, скоростной трамвай и т.д.) за счёт размещения вестибюлей метрополитена внутри ТПУ, сформированных на базе железнодорожных вокзалов;

- рост функциональности существующих ТПУ и обеспечение пассажиров не только необходимым комплексом транспортных услуг, но целым рядом сервисных, бизнес-услуг (Берлин, Сеул, Пекин, Кембридж);

- вовлечение ТПУ в проекты комплексного развития территорий города в зоне их влияния;

- увеличение доли частных (в том числе интермодальных) операторов в управлении ТПК в европейских и азиатских странах;

- реконструкция и развитие ТПУ за рубежом обычно проходят в вертикальной и горизонтальной плоскостях и предполагают строительство многофункциональных транспортно-пересадочных комплексов; создание пешеходных галерей, соединяющих основные пункты тяготения пассажиропотоков, входящих в состав транспортно-пересадочного узла; изменение параметров основных элементов ТПУ (удлинение фронтов посадки/высадки пассажиров, увеличение числа билетных касс, автоматов по продаже билетов, строительство досмотровых зон, подземных и надземных пешеходных переходов и т.п.);

- оптимизация организации коммерческой деятельности за счёт правильной организации функционального пространства ТПУ.

В качестве ТПУ могут быть:

- населённый пункт (например, пассажир, приезжает на электричке на железнодорожный вокзал и должен пересесть на другой вид транспорта (авиа, речной, автобусный), чтобы ехать к другому населённому пункту);

- железнодорожный вокзал (пассажир совершает пересадку с одного поезда на другой или на другие виды городского пассажирского транспорта);

- аэропорт;

- морской или речной вокзал;

- станция метрополитена (или электрички);

- станция скоростного трамвая и т.п.

Сложность ТПУ определяется числом элементов

(железнодорожных станций и станций метрополитена, морских и речных портов, аэропортов, остановок городского пассажирского транспорта и т.п.); мощностью обслуживаемых транспортных и пешеходных потоков; разветвленностью технологических связей между элементами и степенью их взаимодействия.

Принципиальная схема современного транспортно-пересадочного узла представлена на рисунке 7.2.

Рис. 7.2. Принципиальная схема современного транспортно-пересадочного узла

Формирование ТПУ обусловлено закономерностями комплексной организации перевозочного процесса. Взаимное размещение станций, остановочных пунктов, линий, путей, различных транспортных устройств и сооружений, а также других коммуникационных элементов определяет транспортно-планировочную и пространственную организацию ТПУ, которая во многом зависит от конкретных градостроительных условий и места размещения, его архитектурно-планировочной связи с застройкой на прилегающей территории.

В планировке транспортно-пересадочных узлов выделяют три основных зоны: операционную (технологическую), зону дополнительного обслуживания (общественная зона) и служебную зону.

Операционные или технологические зоны включают в себя площади, используемые для предоставления обязательных услуг пассажирам транспортно-пересадочного узла. Они содержат следующие основные элементы: «перехватывающие» и муниципальные парковки; вестибюли станций видов транспорта взаимодействующих в узле, фронты посадки-высадки пассажиров; билетные кассы; залы ожидания; турникетные линии, санитарные узлы, камеры хранения.

Зоны дополнительного обслуживания включают площади, предназначенные для коммерческого использования и предоставления услуг дополнительного обслуживания пассажиров. В зонах дополнительного обслуживания, их также называют общественными зонами, организуются сопутствующие бизнесы (объекты обслуживания, торговли, офисы и др.), предоставляющие продукты и услуги, которые с одной стороны, дополняют основную (транспортную) услугу, а с другой – повышают коммерческую привлекательность всего транспортно-пересадочного узла. Сопутствующие бизнесы технически и технологически связаны с пассажирскими перевозками. В целевую аудиторию конечных потребителей продуктов и услуг данных объектов, кроме пассажиров ТПУ, входят и посетители транспортно-пересадочного узла.

Служебные или вспомогательные зоны предназначены для размещения служб транспортно-пересадочного узла, а также организаций, занимающих территорию на безвозмездной основе. Они содержат административно-хозяйственные, бытовые, технические помещения и т.д.

Обособленные зоны (блоки) ТПУ объединены с помощью коммуникационных пешеходных путей, подземных и наземных коммуникаций, обеспечивающих беспрепятственный проход пешеходов, проезд транспортных средств, включая скоростной.

Также транспортно-пересадочный узел может включать в себя перехватывающие парковки. «Перехватывающая» парковка — автостоянка, располагающаяся вблизи автотранспортных путей следования населения из места проживания (как правило, периферийные, жилые зоны города) в места осуществления трудовой деятельности. Обычно размещаются вблизи железнодорожных станций, станций метрополитена, остановок иного городского пассажирского транспорта, расположенных на подъезде к центральной части города. «Перехватывающая» парковка предназначена для того, чтобы владелец транспортного средства, оставив его на парковке, пересел на общественный транспорт.

На сегодняшний день в Москве имеется значительное количество концептуальных проработок по развитию системы «перехватывающих» стоянок, однако их практическая реализация практически отсутствует.

Формирование системы транспортно-пересадочных узлов - сложная, многофакторная задача, для решения которой необходимо учитывать не только существующую и перспективную транспортную ситуацию в узле, но и градостроительные условия развития территории, сложившееся земельно-правовые взаимоотношения и т.п.

Основными результатами формирования системы мультимодальных транспортно-пересадочных узлов должны стать:

- сокращение времени нахождения пассажиров в системе городского пассажирского транспорта;

- повышение привлекательности общественного транспорта;

- уменьшение загрузки магистральной улично-дорожной сети за счет формирования системы «перехватывающих» стоянок в составе ТПУ;

обеспечение условий для устойчивого функционирования систем наземного пассажирского транспорта, за счет реализации специальных мероприятий на подходах к узлам.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...