Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лексические особенности научного стиля.




Лексика научного стиля представлена четырьмя пластами:

· терминологией;

· словами с обобщенно-абстрактным значением;

· межстилевой (общеупотребительной) лексикой;

· словами, организующими движение мысли (следовательно, итак, наконец, по сравнению с, с одной стороны, с другой стороны).

Терминынесут в себе значительно большую информацию по сравнению с другими лексическими единицами.

Следует различать общенаучные термины и термины специальные.

Общенаучные термины (система, программа, функция, универсальный, адаптация) применимы ко многим областям научного знания. Специальные термины(эргономика, иммуногенетика, микропроцессор, токоприемник, контактная подвеска) именуют специфические для каждой отрасли знания реалии, понятия, категории; подобные слова обычно однозначны.

 

Морфология научного стиля.

Типичными чертами научного стиля в области морфологии являются:

· преобладание имени существительного над глаголом. Особенно частотны отглагольные существительные (изучение, рассмотрение, определение, наблюдение и т.д.);

· наличие глагольно-именных конструкций, в которых основную семантическую нагрузку несет имя существительное, например, сочетанию произвести расчет в разговорном стиле будет соответствовать глагол рассчитать;

· исключительная активность родительного падежа (линия электроснабжения, свойство металла, обработка сообщения и т.д.). Цепочки родительного падежа могут быть достаточно длинными, например: Выяснение закономерностей формирования структуры общественного производства;

· замена форм единственного числа отвлеченных и вещественных существительных формами множественного числа, например: смазочные масла (а не масло), состояния, концентрации, топлива, скорости и т.д.;

· активное использование аббревиатур (АРМ – автоматизированное рабочее место, СИЗ – средства индивидуальной защиты, ЛЭП – линия электропередач, СЦБ – сигнализация, централизация, блокировка, НДС – налог на добавленную стоимость и т.д.);

· использование безличных форм глагола (отмечается, исследуется, анализируется, наблюдается и т.д.);

· частотность краткой формы качественных прилагательных (характерен, свойствен и т.п.);

· замена личного местоимения 1-го лица единственного числа я так называемым авторским мы;

· наличие причастий и деепричастий. Наиболее употребительна краткая форма причастий (решен, использован, распространен и т.д.);

· цифровое, а не словесное обозначение числительных;

· употребление наречий, предлогов и союзов в качестве средств логической связи (ранее, далее, выше; ввиду, в течение, в связи с; однако, но).

 

Синтаксические особенности научного стиля.

Синтаксис научного текста призван строго логически, последовательно и аргументированно излагать ход мысли. Этим обусловлено:

· тяготение к сложным распространенным синтаксическим конструкциям;

· активное употребление причастных и деепричастных оборотов;

· широкое использование страдательных конструкций (представляется возможным, в работе рассматривается, в статье анализируется и т.п.);

· использование вводных слов и конструкций, организующих последовательность изложения (например: итак, следовательно, во-первых), выражающих предположения (например: очевидно, вероятно), указывающих на источник информации (например: по нашему мнению, с нашей точки зрения) и т.п.

 

- 4 -

При безусловной общности специфических особенностей научной прозы данный стиль неоднороден. В зависимости от целевой установки и характера адресата выделяют следующие его разновидности – подстили. Каждый подстиль реализуется в разнообразных жанрах научных произведений (см. табл. 2).

 

Таблица 2

Подстили научного стиля

 

Характе-ристики/ подстили Собственно научный Научно-справочный Учебно-научный Научно-популярный
Цель сообщение нового научного знания максимально точное сообщение научной информации   изложение основ науки изложение научных данных в доступной и занимательной форме  
Адресат ученые, специалисты специалисты в данной области науки   будущие специалисты широкий круг читателей
Признаки точность информации, убедительность аргументации, логическая последовательность рассуждения, лаконичность формы, выражение своего отношения к поднимаемой проблеме   стереотипность композиции, максимальная стандартизация языковых средств обучающий характер, изобилие определений, примеров, иллюстраций, пояснений, толкований доступность изложения, возможность использования образных языковых средств, примеров и сравнений, употребление элементов устной речи
Жанры научная монография, статья, доклад и др. реферат, аннотация, каталог, специальные словари, патентные и технологические описания и др.   учебник, учебно-методическое пособие, словарь, лекция, конспект и др. очерк, эссе, научно-популярная лекция, статья в периодическом издании и др.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что такое «функциональный стиль»? Какие функциональные стили выделяются в современном русском языке?

2. Назовите черты, отличающие научный стиль от других функционально-стилевых разновидностей языка.

3. Охарактеризуйте лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля.

4. Какие разновидности (подстили) можно выделить в научном стиле и почему?

Лекция № 7

Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. Жанры

Научного стиля. Их структурные и языковые особенности

План

1. Речевые нормы учебной и научной сферы деятельности.

2. Жанры научных текстов: монография, статья, рецензия, аннотация, реферат, конспект, тезисы.

 

- 1 -

Научный стиль отличается единством норм отбора и использования языковых средств.

Все жанры по-своему концентрируют черты научного стиля: номинативный строй повествования, сквозную логическую линию связи композиционных частей.

Композиционно любое научное произведение, независимо от области науки и жанра, включает в себя две взаимосвязанные части: описательную (обзорную), в которую включается и введение, и основную, освещающую методику и технику исследования, в которую входит и заключение.

Остановимся на некоторых особенностях композиции и языкового оформления тех жанров научного стиля, которые являются наиболее актуальными в студенческой практике.

- 2 -

 

Научный стиль отличается единством норм отбора и использования языковых средств. Конечно, между произведениями технических и гуманитарных наук можно обнаружить языковые различия, но они касаются в основном терминологии. Очень невелики и жанровые различия: стилистические особенности статьи, тезисов, монографии, диссертации и т.д. отражают характер постановки и решения вопросов в соответствующих произведениях, а не в их функциональных особенностях.

Все жанры по-своему концентрируют черты научного стиля.

Монография и научная статья относятся к собственно научному подстилю. Это произведения исследовательского характера, которые создаются специалистами для специалистов.

Монография – научный труд (научная книга), посвященный изучению одной проблемы, одного вопроса.

Статья – сочинение небольшого объема, в котором автор излагает результаты собственного исследования.

Жанры учебно-научного подстиля используются в процессе обучения, т.е. при передаче и усвоении знания.

Аннотация – это краткое, обобщенное описание содержания книги, статьи, рукописи. По сути, это реклама текста.

Перед текстом аннотации приводится библиографическое описание: фамилия и инициалы автора (авторов); название работы; выходные данные: год, место издания, номер (журнала, газеты), количество страниц.

Аннотация лишь перечисляет вопросы, которые освещены в работе, не раскрывая самого содержания этих вопросов. Аннотация отвечает на вопрос: «О чем говорится в тексте?». Типичная структура аннотации представлена в табл. 3.

 

Таблица 3

Структура аннотации

Структурная часть Вопрос, на который отвечает структурная часть Типичные языковые формулы
Характеристика содержания текста работы О чем? В статье (книге) рассматриваются вопросы…, излагаются задачи…, статья посвящена проблеме…, в основу работы положено предположение…, автор останавливается на следующих вопросах…
Характеристика структуры работы* Из каких частей? Статья делится на … части…, в книге выделяются …(глав, частей, разделов), книга состоит из … глав
Способы изложения материала* Как? Какие? В статье (книге) подробно рассмотрены (описаны)…, приведены многочисленные примеры (цифровые данные, расчеты), малоизвестные сведения
Адресат текста Для кого? Статья предназначена (для кого); рекомендуется (кому)… Работа адресована… Предназначается широкому кругу читателей… Книга будет полезна…

*Примечание: данные части не являются обязательными.

Аннотация в силу своей предельной краткости не допускает цитирования, в ней не используются смысловые куски оригинала, основное содержание передается «своими словами».

Реферат этократкое изложение содержания первичного текста, т.е. сжатое изложение основной информации на основе ее смысловой переработки. Реферат отвечает на вопрос: «Какая информация содержится в книге (статье), что излагается в ней?»

Простой информационный реферат (реферат-конспект) обычно содержит указание на тему и композицию реферируемой работы, перечень ее основных положений с приведением аргументации.

Обзорные (тематические) рефераты пишутся на определенные темы с привлечением более чем одного источника.

Типичная структура реферата представлена в табл. 4.

 

 

Таблица 4

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...