Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оценка полученных результатов

ПРОТОКОЛ - 1. НЕПРОИЗВОЛЬНЫЕ ЗРИТЕЛЬНЫЕ ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ

Б. Воспроизведение в виде активного припоминания места расположения предметов

Цель обследования. Выявляется возможность к активному припоминанию места расположения предмета в предъявляемом для восприятия наборе предметных картинок.

Методика (Т.В.Розанова, 1992). Ребенку предъявляется таблица, разграфленная на 9 квадратов. В каждый из них положены картинки с изображением знакомого предмета, но - тыльной ее стороной. Карточки расположены в определенном порядке: по горизонтали, по 3 в каждом из горизонтальных рядов и пронумерованные в соответствующем порядке от № 1 до №9 (например, вертолет, курица, диван, заяц, машина, лошадь, ведро, платье, стул). Все предметы изображены в одной и той же пропорции (см. в «Приложении I» форму «Таблица - 2»). Картинки открываются перед ребенком по одной, в усложненном порядке. Например, №5 первой, №1 второй, №8 третьей и т.д. (используется как бы «ход коня» в шахматах). Ребенок может видеть только одну картинку, остальные остаются закрытыми.

Каждый предмет, изображенный на картинке, которую показывают, ребенок должен назвать соответствующим словом. Этим обеспечивается фиксация внимания, а также вербализация возникающего при восприятии образа. В целом это стимулирует активность, которая, как отмечалось выше, должна проявляться в активности анализа воспринимаемого предметного изображения. Если ребенок ошибается, его один раз поправляют и просят повторить правильное название.

Затем переходят к воспроизведению места расположения картинок. Педагог собирает все картинки и показывает их ребенку по одной - в случайном порядке. Ребенок должен показать (или положить), где картинка должна лежать.

Инструкция: «Покажи, где эта картинка лежала». (Последовательную нумерацию картинок с лицевой стороны и порядок предъявления, обозначенный на изнаночной стороне, обозначить цифрами так, чтобы они не бросались в глаза). Указываемое ребенком место отмечается в протоколе («Протокол - 2»).

Критерии для оценки полученных данных

Мнемические действия: - объем запоминания и воспроизведения предметов в их взаиморасположении (правильность определения места расположения картинок).

Эмоционально-личностные реакции (особенности отношения к заданию и поведение - см. «Протокол - 2»).

Оценка полученных результатов

Мнемические действия и процессы

Дети с нормальным развитием уже старшем дошкольном возрасте дают высокие результаты со стороны объема правильно запоминаемого места расположения предметов - в пределах от 7-ми до 9-ти. Т.е., в соответствии с числом «7 + 2» Дж. Миллера. Это, в условиях рассматриваемой экспериментальной ситуации, самые высокие возможные показатели.

Ученики II класса с ЗПР приближаются к показателям нормальных дошкольников, давая иногда 5-7 правильных воспроизведений.

У умственной отсталых учеников II классов наблюдается большая вариативность показателей со стороны объема правильных воспроизведений. Нередко объем фиксируемых непроизвольным вниманием объектов в их взаиморасположении составляет от 7-ми до 9-ти воспроизведений. Но, в отличие от сверстников от ЗПР и, тем более, от нормальных старших дошкольников, для них показателен объем, который лежит в пределах 1-го - 6-ти объектов. Особенно показательно в таком различии то обстоятельство, что дети с диагнозом «умственная отсталость» часто правильно определяют место расположение только 3-х - 4-х и даже 1-й - 2-х предметных картинок, чего не делают сравниваемые с ними дети.

Отмеченные тенденции в характере непосредственных мнемических действий у детей разных сравниваемых групп говорят об отсутствии четкой однозначности в характере процессов непроизвольных зрительных внимания и памяти как у детей с умственной отсталостью, так и с ЗПР. Поэтому для отграничения одних от других со стороны непосредственного зрительного внимания, запоминания и воспроизведения можно ориентироваться только на случаи воспроизведения места от 1-го до 4-х предметов, что показательно только для умственной отсталых учеников. Кроме того, получаемые данные нужно соотносить с данными изучения других познавательных действий и процессов, прежде всего - мышления и речи в их соотнесенности с имеющимся у ребенка жизненным опытом. Это соответствует такому принципу психолого-педагогического обследования детей с отклонениями в развитии, как всесторонность (Г.М.Дульнев, 1973).

Отмеченные тенденции в проявлении особенностей непроизвольных зрительных внимания и памяти у 2-классников вспомогательной школы свидетельствует, в целом, во-первых, о вариативности возможностей к репрезентации в сознании младших умственной отсталых школьников окружающей их предметной действительности; во-вторых, - о типичном для умственной отсталых предельно обедненном отражении этой действительности на таком уровне отражения, как сенсорно-перцептивный уровень. Последнее можно рассматривать как прямое проявление недоразвития психической активности, что предполагает необходимость ее постоянной стимуляции в педагогической работе с детьми.

ТАБЛИЦА – 2. НЕПРОИЗВОЛЬНЫЕ ЗРИТЕЛЬНЫЕ ВНИМАНИЕ И ЗАПОМИНАНИЕ МЕСТА РАСПОЛОЖЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ

Предметные изображения (картинки)
Вертолет Гусь Диван
Заяц Машина «Скорой помощи» Лошадь
Ведро Стул Платье

ПРИМЕЧАНИЕ:

1. Величина всех предметов и манера их изображения должны быть одинаковыми.

2. Нумерация расположения предметов на планшете обозначается незаметным для ребенка образом на лицевой стороне картинки.

3. Нумерация предъявления картинок обозначается таким же образом на их обратной стороне.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...