Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Язык и речь: общее представление




Русский язык

И культура речи

 

Материалы и задания к практическим занятиям

и методические указания
для самостоятельной работы

Учебно-методическое пособие

Направления подготовки:

06.03.01 Биология;

07.03.03 Дизайн архитектурной среды;

08.03.01 Строительство;

43.03.02 Туризм;

44.03.05 Педагогическое образование

(профили «Русский язык и литература», «История и обществознание»);

45.03.02 Лингвистика;

39.03.02 Социальная работа;

39.03.01 Социология

Череповец


 

Рассмотрено на заседании кафедры отечественной филологии и прикладных коммуникаций, протокол № 4 от 13.10.15.

 

Составители: М.А. Ященко, канд. филол. наук, доцент;

Д.В. Минец, канд. филол. наук, доцент

 

 

Рецензенты: А.Е. Новиков, канд. филол. наук, доцент (ЧГУ); К.А. Елистратова, канд. филол. наук, учитель русского языка и литературы (МБОУ «СОШ № 34», г. Череповец)

 

 

Научный редактор: А.Е. Новиков, канд. филол. наук, доцент (ЧГУ)

 

 

© Яшенко М.А., Минец Д.В., 2015

 
© ФГБОУ ВПО «Череповецкий госу-

дарственный университет», 2015

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Данное учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями образовательного стандарта курса «Русский язык и культура речи», который нацелен на повышение уровня практического владения современным русским литературным языком у специалистов различных профилей в разных сферах функционирования русского языка в письменной и устной его разновидностях. В ходе изучения курса «Русский язык и культура речи» студенты должны не просто укрепить знания, но научиться практически применять их для построения текстов, продуктивного участия в процессе общения, достижения своих коммуникативных целей.

Пособие включает в себя систему заданий к практическим занятиям, способствующих успешному освоению студентами основных разделов дисциплины «Русский язык и культура речи». Каждое задание включает в себя вопросы для обсуждения, перечень обязательной и дополнительной литературы, практические задания, которые студент должен выполнить дома. В конце пособия даны тесты для самоконтроля, указаны вопросы к зачету. Отработка предложенных заданий поможет формированию у студентов трех видов компетенций: языковой, коммуникативной (речевой) и общекультурной.

Пособие предназначено для студентов I курса различных направлений подготовки университета (гуманитарных, технических, педагогических, экономических): 06.03.01 «Биология», 07.03.03 «Дизайн архитектурной среды», 08.03.01 «Строительство», 43.03.02 «Туризм», 44.03.05 «Педагогическое образование (профили «Русский язык и литература», «История и обществознание»), 45.03.02 «Лингвистика», 39.03.02 «Социальная работа», 39.03.01 «Социология». Характер пособия и построение материала дают возможность дифференцировать задания в зависимости от направления и уровня подготовки обучающихся.

 

 

МАТЕРИАЛЫ И ЗАДАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ГУМАНИТАРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ

Задание 1

Язык и речь: общее представление

I. Диагностический диктант по русскому языку (проверка остаточных знаний).

II. Обсуждение вопросов:

1. Естественность возникновения и развития языка.

2. Содержание понятия «система языка»; основные единицы языка.

3. Уровневая организация языка.

4. Функции языка.

5. Соотношение понятий «язык» и «речь».

6. Функции речи.

 

III. Индивидуальные сообщения (5–7 мин) (2 человека из группы):

1. Основные различия между естественными и искусственными языками).

2. Основные различия между человеческим языком и коммуникативными системами животных.

 

IV. Обсуждение устных заданий:

1.Прочитайте текст. О каких функциях языка говорит ученый?

Язык – продукт общественной деятельности, это отличительная деятельность общества. А зачем нужен язык? Для чего нужна человеку членораздельная речь? Во-первых, для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями при всякого рода совместной деятельности, то есть он нужен как средство общения. Во-вторых, язык нужен для того, чтобы сохранять и закреплять коллективный опыт человечества, достижения общественной практики. Когда Архимед открыл свой закон, то первое, что он при этом сделал, – сформулировал этот закон в словах, выразил свою мысль так, что она стала доступной для понимания и его современникам, и нам, далеким потомкам. Когда вы учитесь, вы усваиваете достижения общественного опыта по учебникам, где необходимые сведения изложены в языковой форме. Наконец, в-третьих, язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли, чувства, эмоции. Например, в стихах человек передает самые сокровенные мысли, чувства, переживания. И все это благодаря языку. Без языка не было бы самого человека, потому что все то, что есть в нем человеческого, связано с языком, выражается в языке и закрепляется в языке (А.А. Леонтьев).

 

2.Познакомьтесь с отрывком из романа Д.Свифта «Путешествия Лемюэля Гулливера». В чем проявляется системная сущность языка? Нуждается ли язык в усовершенствовании, предлагаемом профессорами? Почему?

 

Мы пошли в школу языкознания. Там три профессора обсуждали различные проекты усовершенствования родного языка. Первый проект предлагал упростить разговорную речь, переделав все многосложные слова в односложные и выбросив глаголы и причастия. Автор указывал, что только именам существительным соответствуют существующие предметы.

Второй проект требовал полного упразднения всех слов. Автор этого проекта ссылался главным образом на его пользу для здоровья и сбережения времени. Ведь совершенно очевидно, что произнесение слов утомляет горло и легкие и, следовательно, сокращает нашу жизнь. А так как слова суть только названия вещей, то гораздо удобнее носить при себе вещи, необходимые для выражения наших мыслей и желаний.

Многие весьма ученые и мудрые люди пользуются новым способом объяснения при помощи вещей. Единственным его неудобством является то обстоятельство, что собеседникам приходится таскать на плечах большие узлы с различными вещами, которые могут понадобиться в разговоре. Мне часто случалось видеть двух таких мудрецов, сгибавшихся, подобно нашим разносчикам, под тяжестью огромной ноши. При встрече на улице они снимали с плеч мешки, открывали их и, достав оттуда необходимые вещи, вели таким образом беседу. Затем складывали свою утварь, помогали друг другу взваливать груз на плечи, прощались и расходились.

 

3.Какие свойства устной речи обнаруживаются в сказе П. Бажова «Шелковая горка»?

Недавно вот такой случай вышел. Моей старшей дочери с вешней Авдотьи, с Плющихи-то, пятидесятый пошел. Сама давно бабушкой стала. Так вот ее-то внучонок, мой, стало быть, правнучек, прибежал ко мне. Полакомиться, видно, медком захотелось, потому как я всегда к пчелкам приверженность имел. Раньше, как на заводе работал, улей-два держал, а теперь на старости лет одно у меня занятие – за пчелками ходить. Прибежал Алексейко и говорит:

– Дедушко, я пособлять тебе пришел, – мед выкачивать.

Лето нынешнее не больно удалось для пчелиного сбору. Ну, для такого пособника как не найти кусочка. Вырезал ему сотового медку.

– Ешь на здоровье! А качать будем, когда время придет.

Поедает Алексейко медок, а сам старается рассказать все свои ребячьи новости. Шустрый он у нас мальчонка, разговорчивый и книжку почитать любит. В этом разговоре вдруг и спрашивает меня:

– Дедушко, ты слыхал про камень-асбест?

– Как, – отвечаю, – не слыхал, коли в наших местах его сперва раскопали и в дело произвели.

Алексейко и говорит:

– Неправильно ты, дедушко, судишь. В Итальянской земле это дело началось. Там одна женщина Елена, по фамилии Перпенти, самая первая научилась из асбеста нитки прясть, и Наполеону, когда он был в Итальянской земле, поднесла, говорят, неопалимый воротник. За эту выдумку, что она научилась с асбестом обходиться, эту женщину наградили, медаль особенную выбили для почету.

 

4.О каких различиях устной и письменной речи говорит И. Андроников?

Если человек выйдет на любовное свидание и прочтет своей любимой объяснение по бумажке, она его засмеет. Между тем та же записка, посланная по почте, может ее растрогать. Если учитель читает текст своего урока по книге, авторитета у этого учителя нет. Если агитатор пользуется все время шпаргалкой, может заранее знать – такой никого не сагитирует. Если человек в суде начнет давать показания по бумажке, этим показаниям никто не поверит. Плохим лектором считается тот, кто читает, уткнувшись носом в принесенную из дому рукопись. Но если напечатать текст этой лекции, она может оказаться интересной. И выяснится, что она скучно не потому, что бессодержательна, а потому, что письменная речь заменила на кафедре живую устную речь.

В чем тут дело? Дело, мне кажется, в том, что написанный текст является посредником между людьми, когда между ними невозможно живое общение. В таких случаях текст выступает как представитель автора. Но если автор здесь и может говорить сам, написанный текст становится при общении помехой.

 

V. Задания для самостоятельной работы (выполняются в тетради для практических занятий):

1. Запишите, что такое парадигматические и синтагматические отношения языковых единиц, приведите собственные примеры проявления этих отношений.

2. Запишите, что такое линейность языкового знака, приведите примеры ее проявления.

3. Что такое произвольность языкового знака? Подберите примеры, иллюстрирующие ее проявление.

4. О каком свойстве языкового знака свидетельствуют пары слов: ключ (от замка) и ключ (источник); вода (жидкость) и вода (пустословие)? Подберите свои примеры, иллюстрирующие это свойство.

Литература

 

1. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи. – М., 2007. – С. 6–16.

2. Краснова Т.И. Основы русской грамматики. Языковая норма. Слово и предложение. – СПб., 2007.– С. 6–8.

3. Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык и культура речи. – М., 2008. – С. 95–188.

Задание 2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...