Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История школьного невроза (пример)




Слово невроз становится с каждым днем все популярнее. Зачатки невротических состояний все чаще встречаются в повседневном окружении. Достаточно часто встречается популярное сейчас словосочетание «школьный невроз». Нередко его употребляют по отношению к ученикам, но его вполне можно отнести и к учителям. Следует учесть, что не только плохие и неграмотные учителя попадают на рабочие места в школу, но и дети сейчас более невоспитанные, высокомерные, одним словом – неуправляемые. На это влияют многие причины. В их число может входить значительное увеличение «незапланированных» детей, родители которых не умеют либо не хотят воспитывать детей, большая занятость родителей. Еще одной причиной может быть чрезмерная пропаганда СМИ о неадекватном, непозволительном отношении учителей к своим ученикам, о нарушении их прав. Это конечно имеет место быть, не спорю, но я считаю, что это все же пока исключение из правил, а не закономерность. Так что неврозы могут возникать и у учителей.

Попробую привести пример, но за точность интерпретации отвечать не могу т.к. этот случай наблюдался со стороны и всей ситуации я не знаю. Я знаю очень хорошего преподавателя (назовем ее Татьяна). Она любит свою работу, школе посвятила уже большое количество лет. Она хорошо относится к детям, пытается им помочь, разделить их проблемы. Дети тоже ее любят, выпускники очень часто приходят к ней в гости, но без сложностей все равно не обходится. Неизбежны конфликты с администрацией, разногласия с определенными учениками. Особенно сложно сладить с подростками. Точный дебют невроза выделить сложно, в тот период произошло много всего и что именно сыграло решающую роль неизвестно, возможно все в совокупности. Некоторое время назад произошел один инцидент между учителем труда и учеником, родители которого оказались очень конфликтными людьми. Не выяснив точной причины, они стали защищать своего ребенка, обратились к администрации, та в свою очередь «напала» на этого учителя. Учитель оказался мишенью, в которую стреляли родители, администрация, видящие беззащитность учителя ученики.

На протяжении нескольких недель одна ученица провоцировала Татьяну. То она была не готова, то у нее вдруг пропадали нитки, ножницы и т.д., Вопросы к учителю появлялись тогда, когда та была занята объяснением работы другим ученикам, а когда освобождалась, то эта ученица уже не хотела получать помощь. К концу четверти сложилась такая ситуация, что эта ученица осталась не аттестованной. Узнав об этом, она нажаловалась родителям на плохого учителя, что та не уделяет ей внимания, игнорирует ее, специально пытается «завалить» и т.д. После чего последовали описанные выше действия. Учитель не знал как ему в данной ситуации себя вести. А как мы знаем, невроз как раз и появляется в следствие утраты ориентировки в определенной ситуации.

По ходившей в школе информации семья Татьяны была благополучная. Она жила с мужем и дочерью. Родственников в этом городе не было. В педагогическом коллективе у многих пользовалась уважением. В сложившейся ситуации многие учителя ее поддерживали.

С момента инцидента поведение Татьяны изменилось, манера вести урок тоже не осталась прежней. Она стала более сдержанной, менее открытой детям. Отношения с ними стали более официальными. В последнее время стало наблюдаться соматическое проявление, которого ранее не было. Стоило Татьяне немного разволноваться, как у нее начинала болеть левая рука, временами даже онемевать. Она стала намного ранимее, легче вызывались слезы. Конечно говорить о том, что на формирование таких проявлений повлияла лишь данная ситуация было бы весьма категорично, но то, что она сыграла одну из решающих ролей - это факт.

Работа психолога, конечно, помогает сгладить сложившиеся конфликты, но для этого необходима работа не только с одним человеком, но и со всем окружением. Работать с тем, что провоцирует развитие невротических проявлений. Эта история может закончиться как положительно, так и отрицательно. После работы с психологом, отдыха состояние может стабилизироваться, если вдобавок к этому не будут постоянно при удобном случае обращаться к данному инциденту, если ученики будут относиться добрее, понимающе. Возможен и более пессимистичный вариант. Когда при любом удобном случае будут вспоминать этот инцидент, когда дети будут провоцировать на повторный конфликт и т.д., у Татьяны невротическое состояние может углубиться, появится боязнь преподавания, а ведь это работа, которой она посвятила почти всю жизнь. Может наступить глубокий кризис выход из которого может затянутся и быть достаточно проблематичным.

По дошедшей до меня информации все закончилось благополучно. Девушка, закончив 9 класс, ушла со школы. С другими детьми у Татьяны ярких конфликтов не было. Все вернулось на круги своя, правда чрезмерная ранимость и боль в руке при сильных волнениях иногда встречается.

 

История невроза (пример)

Как-то в детстве, не помню когда именно, может в 5 лет, а может в 6… Точно помню, что еще ходила в детский садик. Так вот, пошли мы с сестрой и ее подружками в кино. Это был какой-то японский фильм про то, как вдруг в современном мире проснулись динозавры и начали нападать на людей. По сути это был мой первый фильм ужасов.

В процессе просмотра я пережила такой стресс! Хорошо помню один момент, когда динозавр подкрадывался к какой-то девушке, ничего не подозревавшей о том, чтобы ее съесть – вот тут у меня произошла полная потеря ориентировки, фильм и реальность слились в сознании и стали одним целым. Я громко закричала: «Помогите!». Сестра засмеялась, кто-то сказал: «Ну это же просто фильм!».

Фильм мы досмотрели до конца. Большую часть фильма я отворачивалась от экрана, а после этого в течении нескольких лет вплоть до 3-го класса жила в ожидании нашествия динозавров.

В моей семье до сих пор вспоминает со смехом, что в те годы я постоянно испуганно озиралась, подозрительно косилась на окна, когда приходили к кому-нибудь в гости внимательно разглядывала комнаты, заглядывала за углы, иногда смотрела под диваны. Я тоже хорошо помню, как постоянно находилась в страхе, что вдруг из темного угла или из под дивана выскачет затаившийся динозавр и начнет всех есть. Иногда даже не могла оторвать глаз от некоторых мест, все ждала, что вдруг это случится.

За окном у нас рос тополь. Иногда когда просыпалась по ночам, внимательно смотрела на его силуэт и в оцепенении думала: «Это все тот же тополь или динозавр разломал тот тополь и затаился теперь, чтобы напасть?». Некоторые листья тополя блестели при лунном свете, а мне казалось, что возможно это чешуя или глаза чудовища. Точно так же думала про наш зеленый диван, когда на него смотрела из соседней комнаты. Очень часто задумывалась над тем, какой вид динозавра, каким образом и откуда может напасть.

И так было на протяжении нескольких лет. В семье ничего не предпринимали по этому поводу, хотя отлично понимали, что со мной происходит. Мама иногда говорила: «Я же говорила, что она слишком маленькая, чтобы смотреть такие фильмы!». А я сама ведь хотела его тогда посмотреть, я сама напросилась пойти в кино с сестрой и ее подружками, потому что в те времена все вокруг его обсуждали.

Рассказать кому-нибудь постороннему о своих страхах в то время, когда жила в ожидании нашествия, мне было стыдно, потому что понимала, что люди будут смеяться. Вместе с тем была уверена в том, что может такое случиться, что вдруг, внезапно проснуться динозавры и начнут всех есть. А люди ведь ничего не подозревают!

Интересно, что снов про динозавров никогда не видела. Каким было вторичное ядро невроза и как это все отразилось на соматике – не знаю.

В конце 1-го класса, прямо перед летними каникулами, я пережила новый стресс, связанный уже с другим фильмом. Это был фильм про то, как началась атомная война. После этого фильма я помимо нашествия динозавров ждала еще и самолеты с атомными бомбами. Ко всем иным изучающим окружающую среду действиям, связанным со страхами, прибавилось еще внимательное изучение всех пролетающих самолетов. И думалось при этом, что атомная бомба или ракета упадут прямо на меня, про это даже сон один раз снился, как будто нахожусь в самом эпицентре и вся горю. Про то, что у меня появились новые фобии в семье уже не знали, они все думали, что я испуганно озираюсь по сторонам из-за старых причин. В подростковом возрасте эти страхи стали затухать. А когда в 14 лет я переехала в Сургут они вовсе исчезли.

Может вторичным ядром был интерес к ужасам, который начался где-то в подростковом возрасте. Тогда еще не показывали ужастиков по телевизору и не было книг Стивена Кинга, но было такое развлечение среди детей, как придумывание всяких страшилок про черную руку, красное пианино и прочие объекты, которые обладали магической силой и убивали самым жестоким образом людей, к которым попадали. Вот тут я отличилась! Придуманные мною истории действительно наводили на слушателей ужас. И мне это нравилось и двоюродным сестрам, с которыми мы любили по очереди рассказывать друг другу страшилки, тоже очень нравилось пугаться от моих историй.

А когда появились видеомагнитофоны и кабельное телевидение, то если показывали фильм ужасов я непременно хотела его посмотреть. И было страшно! А когда нечто должно было напасть на ничего не подозревавших героев отворачивалась, иногда убегала в другую комнату. И так лет до 20-ти. Потом наступил такой момент, что я уже перестала отворачиваться и менее эмоционально просматривала такие фильмы. Как будто самолечением по методике десенсибилизации (когда травмирующий стимул все больше и больше приближают к субъекту, пока он не перестанет на него аффективно реагировать) занималась.

Сейчас мне 30 лет. Я давно перестала интересоваться различного рода ужастиками. Если так получится, что кто-то с кем нахожусь в одном помещении смотрит фильм ужасов, то просматриваю тоже, но при этом менее всего интересуюсь сюжетом, а больше обращаю внимание на то, каким именно образом, каким объектом, какими средствами пытаются напугать зрителей. Даже бывает такое, что смеюсь над постановкой некоторых кровавых и трагичных сцен.

А сейчас мне интересно знать: а был ли этот невроз от просмотра фильма? Может это какие-то иные страхи, ранее возникшие еще до просмотра фильма, символично реализовались в образе динозавров?

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...