Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Детские и молодые годы. Ранние оперы




Родился Верди 10 октября 1813 года в маленькой деревне северной Италии Ле-Ронколе, недалеко от города Буссето. Отец его был трактирщиком, содержателем деревенской харчевни, получал ничтожно малый доход и с трудом содержал семью.

Страстную любовь к музыке Джузеппе испытал в раннем детстве, вслушиваясь в игру и пение бродячих музыкантов. Так итальянская народная музыка вошла в жизнь будущего композитора. Когда Верди было семь лет, он, по местному обычаю, прислуживал в деревенской церкви за обедней. Здесь он впервые услышал орган.

В течение трех лет учился Джузеппе у Байстрокки и овладел игрой на спинете настолько хорошо, что его учитель уже больше ничего не мог ему дать. Учась в школе, Верди одновременно продолжал занятия музыкой.

Первые сочинения Верди относятся к концу 20-х годов: увертюра, марши для духового оркестра, произведения для хора и несколько фортепианных пьес. Достигнуть совершенства в своем искусстве мечта Верди о поездке в Милан сбылась.

В 1831 году в возрасте восемнадцати лет, Верди приехал в Милан и держал испытание в консерваторию. Директор Миланской консерватории Франческо Базили отказал Верди в приеме, ссылаясь на его профессиональную непригодность.

Не принятый в консерваторию, Верди занимался в Милане частным образом у видного и авторитетного музыкального деятеля Винченцо Лавинья, сумевшего оценить талант Верди и дать ему нужное направление. Лавинья был оперным композитором, дирижером Миланского оперного театра Ла Скала и прекрасным педагогом.

В 1836 году Верди окончательно переехал в Милан, куда он привез только что оконченную партитуру первой оперы «Оберто, граф Бонифачьо». В Милане Верди начал хлопоты о постановке своей оперы.

Лишь в ноябре 1839 года в театре Ла Скала состоялась долгожданная премьера оперы «Оберто» в несколько переработанном виде. Опера «Оберто» прошла с значительным успехом и выдержала много представлений, хотя первое оперное произведение молодого композитора было еще мало самостоятельным.

Премьера «Набукко», прошедшая весной 1842 года в Ла Скала, имела ошеломляющий успех. Овациям не было конца. Вскоре же после премьеры «Набукко», в начале 1843 года, состоялась премьера следующей оперы Верди, «Ломбардцы». Опера «Ломбардцы» на средневековый сюжет из эпохи крестовых походов имела успех не меньший, чем «Набукко». Быстро она обошла почти все итальянские оперные сцены. Имя Верди было овеяно славой.

Имя Верди, как и имя поэта Мандзони, воспевавшего освободительную борьбу итальянского народа, было окружено политическим ореолом. Постановки его опер вызывали политические демонстрации.

В 40-е годы Верди много и напряженно работал. Это шли годы исканий нового музыкально-драматического стиля для воплощения большой, жизненной, волнующей темы.

Из опер Верди 40-х годов нужно выделить, как наиболее удавшиеся и особенно важные с точки зрения идейного замысла и эволюции творчества композитора, «Эрнани», «Макбета», «Битву при Леньяно» и «Луизу Миллер».

Музыкально-драматический стиль «Макбета» предвосхищает многое в поздних операх Верди. Активизируется роль оркестра в особо важных, центральных по своему значению сценах. «Макбет» — важный этап на пути развития музыкально-драматического реализма Верди. И в этом помогла ему драматургия Шекспира.

Постановка «Макбета» в марте 1847 года прошла с громадным успехом.

Продирижировав в Лондоне премьерой оперы «Разбойники» (1847), Верди получил предложение остаться в Англии в качестве дирижера Лондонского оперного театра. Но, несмотря на выгодные условия, Верди, не желавший расставаться с родиной, отказался от предложения.

40-е годы в оперном творчестве Верди завершаются оперой «Луиза Миллер» (1849), подводящей итог раннему период. Сюжетом «Луизы Миллер» послужила знаменитая драма Шиллера «Коварство и любовь».

Начиная с «Луизы Миллер» в оперном творчестве Верди поднимается новая тема — тема трагедии социального неравенства, тема гибели героев в условиях уродливого социального строя, в столкновении с косной, жестокой средой. Та же тема находит свое воплощение в следующих операх ком­позитора начала 50-х годов.

ОПЕРЫ 50-Х ГОДОВ

На протяжении 50-х годов Верди написал шесть опер: опера «Риголетто» (по драме Гюго «Король забавляется») — поставлена впервые в Милане в 1851 году; «Трубадур» — в Риме в 1853 году; «Травиата» (по драме Александра Дюма-сына «Дама с камелиями») —в Венеции в 1853 году; «Сицилийская вечерня» — в Париже в 1855 году; «Симон Бокканегра» — в Венеции в 1857 году; «Бал-маскарад» — в Риме в 1859 году.

В период 50—60-х годов Верди пришел к полному пониманию и осознанию специфических задач оперной драматургии. Свои принципы Верди с большим мастерством музыканта-драматурга воплотил в зрелых операх.

«Риголетто». Опера «Риголетто» представляет собой гениальный перевод на язык оперного спектакля драмы В. Гюго «Король забавляется». Драма Гюго была в Париже запрещена цензурой, которая не без основания видела в образе распутного и подлого короля осуждение королевской власти вообще.

Несмотря на некоторую романтическую преувеличенность отдельных образов и мелодраматизм ситуаций в опере покоряет жизненная правдивость переживаний героев, которым зритель-слушатель не может не сочувствовать.

И все это не только благодаря потрясающей драме, но главным образом благодаря ярко эмоциональной музыке, всегда соответствующей характеру данного героя, характеру драматической ситуации.

Вырастает в опере драматургическая роль оркестра при ведущем (как всегда у Верди) значении вокальной мелодии.

ОПЕРЫ 60-х ГОДОВ

В следующие десятилетия творчество Верди становится в количественном отношении значительно менее интенсивными: в 60-е годы созданы две оперы, в 70-е, 80-е и 90 -е годы — по одной опере Каждая последующая опера Верди является новым значительным шагом на пути исканий.

Опера «Сила судьбы» была написана Верди по заказу дирекции петербургских Императорских театров для театра итальянской оперы в Петербурге и поставлена там же в 1862 году. В связи с постановкой оперы «Сила судьбы» Верди дважды посетил Россию.

В 1862 году Верди присутствовал на Всемирной выставке в Лондоне, для которой он написал кантату «Гимн наций» на текст Арриго Бойто. Бойто был либреттистом поздних опер Верди.

ПОСЛЕДНИЕ ОПЕРЫ

В 1869 году Верди получил от правительств Египта заказ на оперу, постановкой которой должно было ознаменоваться торжество открытия Суэцкого канала.

Живя в уединении, в деревне Сант-Агата, Верди быстро написал оперу. Первая постановка «Аиды» состоялась в Каире в конце 1871 года. Сам Верди в Египет не поехал и на премьере оперы не присутствовал. Но вскоре опера была поставлена в театре Ла Скала в присутствии композитора. Успех оперы был поистине триумфальный. В короткий срок «Аида» обошла все крупнейшие театры Европы и завоевала мировую славу.

В «Аиде» — органический синтез двух тенденций, двух линий творчества Верди: линии «большой» героической оперы, идущей от ранних опер Верди, и линии лирико-психологической оперы, идущей от «Луизы Миллер и «Травиаты». Но в «Аиде» достигнут более высокий уровень мастерства композитора-драматурга.

После «Аиды» на протяжении полутора десятка лет Верди новых опер не писал. Следующим после «Аиды» произведением Верди был замечательный Реквием.

Реквием Верди был впервые исполнен с огромны успехом в 1874 году в миланской церкви св. Марка. Следующие исполнения состоялись в театре Ла Скала. Обстановка оперного театра больше соответствовал музыке вердиевского Реквиема, чем обстановка церкви. Музыка этого произведения, вопреки традиционном культовому тексту, совершенно лишена каких бы то и было черт культовости. От начала до конца она имеет театрально-оперный характер, местами по мелодическому стилю близкий к «Аиде».

Восьмидесяти лет он написал комическую оперу «Фальстаф» на сюжет комедии Шекспира «Виндзорские проказницы».

Первая постановка «Фальстафа» в миланском театре Ла Скала в феврале 1893 года имела грандиозный успех, превратившийся в чествование старейшего композитора. В «Фальстафе» произошло органическое слияние ариозно-мелодического и речитативно-декламационного вокального стиля. В «Фальстафе» преобладает вокальная скороговорка, в которой мастерски передан характер веселой комедии.

После постановки «Фальстафа» Верди прожил восемь лет. Но опер больше не писал. Верди жил в свое уединении в Сант-Агата и занимался общественной и благотворительной деятельностью: организовал несколько филантропических учреждений, госпиталь, дом для престарелых музыкантов в Милане. Умер Верди в Сант-Агата 27 января 1901 года.

 

 

ЖОРЖ БИЗЕ

1838 - 1875

Жорж Бизе — крупнейший французский композитор второй половины XIX века, создатель бессмертного творения для музыкального театра — оперы «Кармен» и замечательной музыки к драме Альфонса Доде «Арлезианка».

Бизе принадлежит к числу прогрессивных французских художников, создававших в реакционнейшую пору Второй империи и Третьей республики демократические, полные глубокого жизненного содержания произведения. Завершение творческого пути Бизе ознаменовано большой победой — созданием реалистической музыкальной драмы.

Центральное место в творчестве Бизе, разнообразном по жанрам, принадлежит опере. Оперное искусство композитора возникло на национальной почве и вскормлено традициями французского оперного театра. Оперный театр Франции, занимавший ранее одно из ведущих мест в мировом искусстве, к 60-м годам XIX столетия утрачивает передовой характер. «Большая» опера, некогда отражавшая общественный подъем нации, превратилась в бессодержательное эффектное зрелище, комическая опера стала бездумной и чисто развлекательной. Буржуазной публике Франции всего милей была оперетта с ее канканом, блестящими нарядами и фривольными сюжетами. В эти годы Бизе начал путь оперного композитора.

Первые оперы Бизе, созданные в конце 50-х и в 60-е годы, надо рассматривать как пробу сил молодого неопытного таланта, испытывающего себя в разных жанрах.

Создание лучших произведений композитора совпало с крупнейшими событиями в общественной жизни Франции: франко-прусской войной, закончившейся поражением Франции и крушением Второй империи, и первой в истории человечества пролетарской революцией — Парижской коммуной.

Количество произведений, вполне им законченных, сравнительно невелико. Но и того, что успел создать Бизе за свою короткую жизнь, достаточно, чтобы говорить об огромном вкладе его в сокровищницу мирового искусства. Зрелые произведения Бизе 70-х годов выявляют его оригинальный художественный стиль. Искусство Бизе насыщено оптимизмом, глубоко человечно, утверждает жизнь и вместе с тем раскрывает ее противоречия и конфликты. Этим определяется реализм творческого метода композитора.

Музыкальная драма Бизе отличается правдивостью образов, чувств и замечательной яркостью и жизненностью обстановки действия. Герои опер Бизе — простые люди из народа. Их судьбы композитор показывает в неразрывной связи с народной жизнью. Подобно тому как и в некоторых операх Верди, здесь возникает новый и оригинальный метод характеристики через народно-жанровую музыку — песни и пляски. Так создан образ Кармен — один из ярчайших в оперной литературе XIX столетия.

 

Отдав самые свои горячие творческие устремления и усилия музыкальному театру, Бизе вместе с тем стал и одним из замечательных симфонистов Франции. Увертюра к опере «Кармен», антракты из этой же оперы, две оркестровые сюиты, составленные из музыки к «Арлезианке», — все это шедевры симфонической музыки Бизе, более того — всей французской симфонической музыки.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...