Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Философия: мир предельных значений




Философия — это область социокультурного пространства,

максимально

удаленная от обыденной жизни благодаря обобщен-

ности, абстрактности

используемых в ее рамках понятий и

категорий. Ее можно определить как производную умозрительных

нормативных представлений,

которые не могут быть достоверным образом

подтверждены или опровергнуты ни эмпирическим, ни логическим способом. Соответственно

философию как общее учение о бытии и познании, об

отношении человека к миру, о всеобщих законах развития при-

роды, общества, культуры не следует, как это нередко делается, называть

на-

укой. В стой познавательной области представлены гипотезы о мире,

абстрактные, априорно-нормативные, условные построения, которые не предполагают необхо-

димости использования экспериментальной логики, являющей-

ся ядром научного познания. Соответственно законы здесь ближе

к правовым установлениям, нежели к научным обобщениям.

часть 1. инст итуц иональ ное простра нст во соц иаль ного вза имодейст вия

Философия — совершенно

самостоятельная область

познания, не сводимая ни к каким другим его формам.

Это область рационально-логически выстроенного ми-

ровоззрения, и философская картина мира может

рассматривать-

ся как своеобразная карта, обеспечивающая людям ориентацию

в

социокультурном пространстве в ситуациях выбора оснований для построения собственного мировидения.

Функциональная доминанта философии обусловливает ее

значимость

в институционализованном социокультурном про-

странстве. Этот тип познания предназначен для построения целос-

тной картины мира. Такая

система представлений необходима лю-

дям, чтобы определить границы своих возможностей в отношениях

с окружением, с одной стороны, и быть готовыми к неожиданнос-

тям и случайностям, с которыми им приходится сталкиваться и ис-

токи которых находятся за пределами установившихся жизненных

порядков — с другой. По отношению к другим типам познания, на-

пример, религиозному, гуманитарному, научному, философия вы-

полняет чрезвычайно

важные функции. Она обеспечивает тот пер-

воначальный уровень исходных оснований построения суждений,

которые определяют предметную

область познания, ее границы и

внутренне строение, но оказываются недоказуемыми к не опровер-

гаемыми. Они принимаются a priori и представляют собой не досто-

верные утверждения, но первоначальные допущения или гипотезы

о мире. В этом и в нормативности

построений философия сходна

с религией. Но в построении суждений

между ними можно про-

вести существенное различие. Религиозные суждения полностью

основываются на вере, и этот тип рациональности не предполага-

ет необходимости логического доказательства их правомерности

и

истинности. Философское познание предполагает по возможности

полную экспликацию исходных оснований и логики построения

суждений,

которые и обеспечивают критерии их достоверности.

В качестве «входов» в систему философских трансформаций

представлений людей об их связях с окружением можно принять

исходные неопределенность

их структуры и случайность, непред-

сказуемость внешних событий. «Выходы» таких трансформаций

представлены в виде нормативных утверждений о бытии, о

на-

чалах, формах и строении мира. На базе этих априорных суждений выстраиваются общие законы,

«управляющие» описаниями процессов, происходящих в природе, обще-

стве, культуре,

поведения и отношений людей. Как уже отме-

чалось, такие законы

ближе к религиозным или правовым постро-

ениям, устанавливающим границы допустимого в отношениях людей с окружением,

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

нежели к научно обоснованным закономерностям, указывающим

на выделенность определенной относительно

устойчивой целост-

ности на фоне менее организованного окружения

и на регулярность

чередования событий в пределах такой целостности.

В совокупности философские

построения составляют мир

предельных представлений,

т. е. таких, за границами которых на-

чинается небытие и непознаваемое.

Именно поэтому можно го-

ворить о философской картине (скорее, карте) Мира, на которой

обозначены фундаментальные формы бытия, строения миропорядка, существования человека в его пределах;

базовые состояния

приро-

ды, общества и культуры. Причем, каждое их этих представлений

содержит нормативные предельные значения соответствующих

категорий, составляющих единицы символической репрезентации результатов

этого типа познания.

Следует также специально подчеркнуть, что в любой период

времени, в любой культуре существуют не одна, но всегда несколь-

ко философских систем, представляющих различные картины мира.

Если к этому добавить наследие прошлого, можно

утверждать, что у людей всегда есть выбор предельных значений

для осмысления своих критических состояний и проблемных ситу-

аций, возникающих

в отношениях с окружением.

Трансформация разрозненных и разнородных представлений

людей об окружении и о самих себе в философские обобщения

осуществляется в соответствии с определенными программами. Их

направленность и содержание

детерминированы, во-первых, пре-

дельностью значений философских,

категорий; во-вторых, антроп-

ной базой установления связей человека

с миром. Они могут быть

выделены в соответствии с общепринятыми

разделами философ-

ского познания. Так, на уровне онтологии определяются границы,

отделяющие бытие от небытия, существование от неопределеннос-

ти, искусственный мир от природного, человека от его окружения;

формы их представленности, отношения между ними. В рамках

гносеологии проводятся различения между познанным и не-

познанным, тем, что считается познаваемым и рассматривается

как принципиально непознаваемое, между истинным и ложным.

Здесь определяются формы познания и их соотношение с точки

зрения

приближения к истине. В каждый исторический период на

этом уровне

также решается вопрос о природе и статусе истины.

Эстетика это область философии, где проводится водораздел между

хаосом и порядком, образом, формой и неопределенностью. В се

рамках задаются принципы и методы формообразования, к которым обращаются

при необходимости преодолеть

неопределенность в

отношениях с окружением. Здесь также устанавливаются

крите-

рии различения между эстетически приемлемым и неприемлемым.

часть 1. инст итуц иональ ное простра нст во соц иаль ного вза имодейст вия

Этика как раздел философского познания связана с определени-

ем границ между представлениями о добре и зле, о требуемых и

недопустимых формах поведения людей и отношений между ними. В

этих рамках осуществляются выявление и квалификация локаль-

ных моральных

(нравственных) норм с точки зрения их вклада в

социальный порядок,

а также их обобщение и выделение универ-

салий, позволяющих ставить

вопрос об этическом миропорядке в

глобальном масштабе.

Наконец, обращаясь к логике, следует отме-

тить ее значимость в качестве методологии построения истинных

философских суждений. Вне зависимости от того,

с какого типа ло-

гиками — традиционными или нетрадиционными — люди имеют

дело, речь идет о правилах обоснования и построения суждений,

доказательства или опровержения их достоверности, установле-

ния истинности

или ложности высказывания. В этих рамках осу-

ществляется еще одна важная для философии процедура — прове-

дение границы между рациональными, ирра-

циональными

и внерациональными

формами связей человека с окружением.

Таким образом, программы философских трансформаций организуют не-

посредственноый жизненный опыт людей в соответствии

с фундаментальными универсалиями в их отношениях

с миром: пребывание в нем; его познание; упорядочение по

человеческим меркам; выделение в нем начал, способствующих

и препятствующих общественному благоденствию и личностному

благополучию; построение суждений, имеющих интерсубъектив-

ную значимость.

Логика трансформаций непосредственных представлений лю-

дей в философские обобщения и суждения определяется несколь-

кими измерениями.

Во-первых, речь идет о различиях между при-

родным, независимым от человека, и социокультурным, создан-

ным человеком, мирами. Соответственно

выделяются философия

естествознания и философия культуры, социальная философия,

трансформационные логики которых различаются. В первом слу-

чае человек познает или осваивает природное окружение, к созда-

нию которого он не имеет отношения, которое как «вещь в себе»

(«вещь сама по себе») представляется принципиально непознава-

емым, последствия

реакций которого на человеческое вмешательс-

тво непредсказуемы. Во втором случае познается и осваивается ок-

ружение, созданное людьми, следовательно, доступное пониманию

и целенаправленному регулированию. Причем, в определенных

ситуациях — с высоковероятной предсказуемостью социокуль-

турных последствий подобных вмешательств в ход событий. Во-

вторых, важно обратить внимание на разграничение материализма

и идеализма. Это разграничение уже более ста лет не предполагает

онтологической интерпретации. Оно подразумевает преимущест-

венный акцент в логике философского познания. Движение от не-

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

посредственного опыта контактов с реальностью к символическим

обобщениям относительно ее свойств и закономерностей связывают

с материалистической ее трактовкой. Смещение фокуса вни-

мания к движению от априорных представленией, заду-

манного плана или предварительно рассчитанного

проекта к его

физическому или символическому воплощению принято называть

идеализмом.

В-третьих, в философии различаются трансформа-

ционные логики экзистенциализма и позитивизма. В первом слу-

чае речь идет о различных модальностях существования человека

в мире — рациональных и внерациональных; имеющих для него

и для других позитивный и негативный смысл; индивидуальных и

коллективных. Акцент при этом ставится на границах существо-

вания человека в мире. Во втором случае основное внимание уде-

ляется получению «позитивного» знания о мире. Имеется в виду,

что человек может применять его для целенаправленного контро-

ля над окружением: использования благоприятных возможностей

и избежания

неблагоприятных обстоятельств. Соответственно

акцент помещается на процессы познания и их социокультурные

последствия.

Наконец, в-четвертых, следует выделить различия

в толковании сущности категорий. Как известно, они составля-

ют операциональные единицы построения философских картин

мира, и поэтому их трактовка во многом определяет

логику транс-

формации непосредственного жизненного опыта, знаний и навы-

ков, освоенных через культурные источники, в обобщенные рациональные суждения. В философии это различие определялось в свое

время противопоставлением реализма и номинализма, а сейчас —

онтологизации, реификации категорий и их логической сконстру-

ированности. В первом случае подразумевается, что категории как

обозначающему соответствует реально существующий объект. Во

втором — категорию можно отождествить

с собира-

тельным, обобщающим символом, объединяющим

однородные

черты окружения, значимые для решения определенной познава-

тельной задачи. Разумеется, соответствующие логики трансформа-

ций различны. При реификации категорий подразумевается, что

философские

высказывания относятся к реальности как таковой.

Конструктивная трактовка категорий предполагает, что такие вы-

сказывания высвечивают область отношений человека с окруже-

нием, позицию наблюдателя, выделяющего

в ней и обобщающего

те характеристики, которые значимы для поддержания или изме-

нения сложившейся в этой области ситуации.

К субъектам философского познания можно отнести несколь-

ко категорий

людей. Прежде всего, можно выделить тех, для кого

философские построения составляют содержание постоянных за-

нятий. Это могут быть философы-«профессионалы», посвятившие

себя решению текущих метафизических

проблем и задач. Речь

часть 1. инст итуц иональ ное простра нст во соц иаль ного вза имодейст вия

идет также о преподавателях, в функции которых

входит трансля-

ция философского наследия обучающимся в ходе учебного процес-

са с помощью специально построенных программ. Наконец,

можно

выделить людей, не включенных в институциональные структуры

философии, но уделяющие философствованию большую часть

времени

и усилий.

Далее, следует отметить, что в определенных ситуациях к этой

области социокультурного пространства оказываются причастны-

ми профессионалы,

не имеющие к нему непосредственного отно-

шения. Это могут

быть менеджеры, политики, юристы, ученые, ху-

дожники, религиозные деятели, оказавшиеся в условиях, при кото-

рых продолжение их рутинной деятельности становится неэффек-

тивным или даже опасным для них и для окружения. В этом случае

необходимыми оказываются рефлексия к используемым метафи-

зическим основаниям, или гипотезам о мире, и их пересмотр в со-

ответствии с новыми знаниями или «позицией наблюдателя». При

смене познавательных парадигм, затрагивающей и философское

познание, метафизические

поиски нефилософов оказываются

значимыми для его развития

или переориентации, для формирова-

ния новых категорий, для изменения

картины мира.

Наконец, в течение жизненного цикла каждый человек не-

сколько раз становится своего рода философом или по крайней

мере бывает открыт к мировоззренческим идеям. Это связано с воз-

растными кризисами, характерными для людей. Соответственно

выделяется начало юности, когда человек уже обладает некоторым

жизненным опытом и у него появляется необходимость

личност-

ного самоопределения в социуме, о котором он пока знает очень

мало. Далее хорошо известен кризис середины жизни, когда чело-

век подводит промежуточный итог своей жизни и оказывается пе-

ред выбором, продолжать прежний путь или переориентироваться

на что-то новое. Отмечается

также кризис биологического угаса-

ния, когда человеку предстоит

принять решение о том, как жить

в условиях сужения социокультурного пространства существова-

ния, обусловленного уменьшением объема индивидуальных

воз-

можностей. Серьезное внимание уделяется кризису завершения

жизненного цикла, когда человеку приходится осознать неизбежность

ухода из этого мира. Во всех таких ситуациях люди обра-

щаются не только к своему или чужому жизненному опыту, в том

числе зафиксированному

в культурных объектах. У них возникает

необходимость в метафизических

представлениях, находящихся

за гранью человеческого опыта, обеспечивающих обоснования

личностного выбора.

Философия как и любая другая область социокультурного пространства

отличается характерными для нее формами пространс-

твенной и временной организации. Прежде всего, следует подчер-

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

кнуть, что концепты пространства и времени всегда находились

в сфере внимания

философов. В рамках различных создаваемых

ими систем трактовка этих категорий неодинакова. Одни филосо-

фы считают их универсальными характеристиками бытия, благо-

даря которым оно объективируется и трансформируется. Другие

выстраивают

пространственно-временные координаты сущест-

вования объективной

реальности. Одними системами предпола-

гается наделение пространства

и времени абсолютным статусом.

В других они трактуются в относительном смысле. Для одних мета-

физических позиций характерно представление об онтологичнос-

ти пространства и времени. Для других — представление о них как

о сконструированных категориях, особенно в их эталонных зна-

чениях. При одних подходах пространство и время считаются

це-

лостными, однородными, непрерывными. При других — им приписывается

разнородность форм и структур, дискретность. Таким

образом, следует признать, что здесь не существует общей концеп-

ции пространства и времени, а следовательно, единой организации

этого типа знания.

В социокультурном пространстве философская деятельность занимает свое место в

системе общественного разделения труда. Как уже говорилось,

здесь можно

выделить пространство познавательной и трансляци-

оной ее форм. Следует также выделить пространство специ-

альной литературы,

которое обозначено спецификой лексики, ис-

пользуемой в соответствующих текстах. По-своему организуются

профессиональные диспуты и конференции. Их особенности оп-

ределяются характерными

для философии тематикой и составом

участников. Социо-культурное время существования этой области

также нельзя считать однородным.

Так, в условиях смены позна-

вательных парадигм новые философские

идеи появляются чаще,

а коммуникация между их носителями становится интенсивнее.

В условиях установившейся парадигмы инновации

относительно

редки и практически не оказывают влияния на изменения обще-

принятых оснований познания, поскольку их носители насколь-

ко возможно изолируются от рутинных обсуждений такого рода

тематики. Еще один аспект социального времени существования

этой области связан с изменением отношения к прошлому, т. е. к

конкретным фактам и объектам философского наследия. Скажем,

на начальных стадиях смены парадигм системы прошлого, особен-

но не ставшие классическими, актуализируются и окрашивают те-

кущие представления философов. На пике процесса социо-

культурное время философии как бы исчезает, поскольку

критике

подвергаются сами основы этого типа познания как в прошлом,

так и в настоящем. На завершающем этапе особенно заметной становится

часть 1. инст итуц иональ ное простра нст во соц иаль ного вза имодейст вия

ориентированность в будущее, на

формирование

новой совокупности познавательных оснований.

Что касается связи философии с обыденной реальностью, то об

этом можно сказать следующее. С точки зрения социокультурного

пространства следует еще раз подчеркнуть значительную дистан-

цию между принятым здесь профессиональным

знанием, языком

и обыденными представлениями.

Во временном отношении расхо-

жими мировоззренческими стереотипами становятся те представ-

ления, которые в самой этой области считаются анахронизмами.

Следует особо подчеркнуть, что философское социокультур-

ное пространство по своей природе и ориентации на абсолютное

и универсальное консервативно. Изменения здесь носят в основ-

ном характер вариаций, а не структурных трансформаций. Новые

представления принимаются с трудом и не столько

сменяют пре-

дыдущие, сколько продолжают сосуществовать с ними. Идеи про-

шлого философы не торопятся квалифицировать как устаревшие.

И даже если на какое-то время они оказываются в тени, отнюдь не

исключено, что при иных условиях они станут лидирующими.

Философия как область социокультурного пространства инс-

титуционализирована. Она легитимизирована как область позна-

ния и обучения, т. е. существуют узаконенные документы, удосто-

веряющие право людей заниматься философскими познанием или

преподаванием профессионально, в предназна-

ченных для этого институтах и получать за это установленное воз-

награждение. Движение

вверх по квалификационной шкале фик-

сируется присуждением ученых степеней и званий. В России фи-

лософия причислена к статусу академических

областей познания

и имеет свое подразделение в системе Российской

академии наук.

Соответственно философы имеют право вертикальной восходя-

щей мобильности в системе академических званий. На обществен-

ном уровне у них существуют профессиональные ассоциации,

обеспечивающие им среду для обмена информацией.

Освоениеэтой области социокультурного пространства в про-

цессах социализации и инкультурации, возможно, и не обязатель-

но, хотя желательно

с точки зрения приобщения человека к миро-

вой и отечественной культуре. Однако соответствующие знания

значимы не только как свидетельства высокой эрудиции. На их

базе происходит формирование общих представлений человека о

мире, в котором он живет, о возможностях познания

окружения

Человек владеющий этим социокультурным кодом, считается ин-

теллектуалом.

 





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.