Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальная и культурная представленность личности: динамика связей




Каждая культурно выделенная социальная позиция и связан-

ные с ней статусы определяются не одной, но несколькими сопря-

женными идентичностями в рамках одного и того же типа стандар-

тизированного взаимодействия. Так, люди обычно не ограничи-

ваются восприятием государственного деятеля как «президента»

или «министра», он для них еще «молодой» или «старый», «спра-

ведливый» или «несправедливый», «демократичный» или «авто-

ритарный» и т. п. При этом статусные отношения взаимодейству-

ющих индивидов или групп следует рассматривать по отдельности

от отношений идентичностей. Первые указывают на связь взаимных

прав и обязанностей, тогда как вторые определяют качество, стиль

реализации такой взаимности.

Обращаясь к логическому соподчинению рассматриваемых

понятий по строгости нормирования поведения, можно предло-

жить такую последовательность.

1. Позиция представляет собой общее указание на то, что люди

выделяются в культуре и обществе на основании социально значи-

мых признаков и категоризируются в соответствии с ними; напри-

мер, по полу, возрасту, принадлежности к социальным слою или

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

группе (аристократы, мещане, чиновники и пр.), по обобщенным

культурно установленным качествам (больные, работающие, горо-

жане и пр.).

2. Статус фиксирует распределение прав и обязанностей лю-

дей, взаимодействующих в рамках как одной, так и нескольких по-

зиций в некоторой социально значимой ситуации. Так, в позиции

«государственные деятели» статус тех, кто относится к аппарату

государственного управления, указывает на их права и обязаннос-

ти в структуре принятия политических решений; а, скажем, статус

академика задает определенные права и обязанности человека как

культурного эксперта не только в профессиональной среде, но и в

более широком социокультурном контексте.

3. Роль описывает операциональные нормы, правила взаимодействий и комуникаций,

а также взаимные ожидания в рамках статус-

ных отношений. Так, в статусе аппарата государственного управле-

ния роли президента, главы правительства, министров определяют

не только их взаимные права и обязанности, но и способы выпол-

нения функций, а также круг установленных полномочий.

4. Идентичность позволяет дать качественную характерис-

тику, выделить культурную специфику человека, выполняющего

определенные социально значимые функции; например, строгий

отец, демократический лидер и пр.

Исследователь осваивает изучаемое социокультурное про-

странство подобно тому, как дети включаются в жизненную среду.

Вначале происходит знакомство с типичными и стандартными схе-

мами поведения, взаимодействий, оценок и т. п. и определение их

функциональной значимости. Затем внимание постепенно сдвига-

ется к вариациям нормативно определенной социокультурной ак-

тивности, к исключениям из норм, наконец, к ненормированным

областям такой активности.

Осознание людьми своей или чужой социальной и культурной

идентичности, в том числе ролевой, ограничено по сравнению с

тем, что ранее было названо объективной идентичностью, и с тем,

что может увидеть исследователь. Во-первых, ограничения связа-

ны с вербальными обозначениями или стереотипами поведения,

в которых зафиксированы представления о соответствующих функциях и

ожиданиях. Соответственно то, что остается в этих рамках

неосознанным, нестереотипизированным, можно рас-

сматривать как источник вариаций и изменений форм активности. Во-вторых,

ограничения налагаются представлениями и стереотипами, соот-

ветствующими культурным функциональным единицам более вы-

сокого порядка обобщенности, например, связанными со статусом.

В этом случае различия детерминируют неоднородность по-

ведения даже при выполнении одного и того же типа социальных ролей.

Например, поведение отцов в семьях, принадлежащих к разным социальным слоям,

часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни

неодинаково во многом благодаря

различию в их статусных характеристиках.

Подобные различия также представляют собой область вари-

аций и порождения изменений в формах социокультурных отношений. При их

изучении с этой точки зрения важно отметить различие в динами-

ческих характеристиках между уровнем действий и уровнем пред-

ставлений об их способе организации и смысле: первый значитель-

но динамичнее, чем второй. Соответственно между конфигурация-

ми ролевой (статусной) активности, их выражением в сфере иден-

тичностей и их принятым в культуре нормативным закреплением

могут возникнуть расхождения, становящиеся побудителями к

переосмыслению правил поведения, действий, а порой прав и обя-

занностей в контексте типичных ситуаций социального взаимодействия.

В наибольшей степени стандартизируются те их компоненты,

которые чаще всего повторяются в структурах свя-

зей людей с ближайшим социокультурным окружением. Они и

составляют основания представлений о нормативных аспектах

ролей и статусов, о границах я-идентичностей. Однако на жизнен-

ном пути каждому приходится сталкиваться с другими, которые

являются носителями иных социальных и культурных идентичнос-

тей. Вступая с ними в ситуации взаимодействия, личность должна

соотноситься с этими различиями; иначе взаимодействие не будет

эффективным. Соответственно происходят изменения ее

представлений и поведения, влияющие на дина-

мику ее образа жизни.

Еще раз следует подчеркнуть, что реальные пос-

ледствия в ситуациях интеракции в первую очередь имеют

действия, а не представления о них или их наименование. И иден-

тификация людьми друг друга в культуре, в том числе в научных

терминах, осуществляется прежде всего через восприятие собс-

твенной активности, социальных взаимодействий, последствий действий, и

только как результат такого восприятия формируется символичес-

кое и знаковое выражение социальной и культурной идентичности.

Характер позиций, статусов, ролей, идентичностей проявляет-

ся через определение взаимных прав и обязанностей, устойчивых

последовательностей социокультурного обмена. В свою очередь

эти аспекты социальных отношений можно выявить только

на базе изучения соответствующих процессов, причем,

не ограничиваясь анализом лишь вербальных реакций

респондентов. Вообще, лингвистические обозначения не являют-

ся надежными показателями названных единиц социокультурной

дифференциации.

Так, в современной отечественной культуре идентификация

человека в терминах «духовный-бездуховный» не несет значимой

культурной информации, поскольку не имеет четкого определения.

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

Иными словами, даже высокочастотное упот-

ребление категории не является достаточным основанием для

суждения о ее реальной функциональной значимости. С другой

стороны, определенная идентичность может не иметь специаль-

ного термина для своего выражения, но быть зафиксированной в

других символических формах. Так, существуют определенные ха-

рактеристики стиля жизни, такие как манера одеваться, говорить,

держаться, способ проведения досуга и т. п., по которым люди от-

личают одни социокультурные группы от других. Часть таких групп

имеет наименование, например, «хиппи», «интеллигенция», «группы риска»

и т. п. Однако другие остаются без названия. Например,

выделяющиеся по демонстрируемым поведенческим проявлениям

группы современных профессионалов с высоким уровнем культур-

ной компетентности не имеют в культуре общепринятого названия.

Понятия «статус» и «роль» сложились в социальных науках

на базе западных представлений о собственном обществе и куль-

туре. Их применение к культурам других типов может помешать

исследователю увидеть специфичные для них порядки, в рамках

которых не существует соответствующих аналогов. В этом от-

ношении концепция идентичности более

нейтральна и позволяет зафиксировать любую устойчивую схему

обмена информацией, действиями, объектами.

Итак, все эти категории можно рассматривать как познавательный инс-

трумент, позволяющий исследователю упорядочить представления

о личности и ее образе жизни, об их динамике в социокультурном

пространстве. При этом не следует ожидать, что при изучении об-

щества и культуры в них обнаружится нечто подобное «табели о ранге» с

четкой упорядоченностью, иерархизацией статусов и ролей, а тем

более идентичностей. Однако осмысленное использование

этих категорий с пониманием границ их применимости при изу-

чении социокультурного пространства и происходящих в его рамках событий оказывается весьма полезным. Они помогают фикси-

ровать динамику изменений в рамках образа жизни

и в социокультурной среде, а также определять их причины и возможные последствия.

Выявление нормативных

границ, регуляторов поведения и взаимодействий предполагает

обязательную проверку достоверности получаемой информации.

По крайней мере необходимо осуществлять челночное движение

представлений между вербализированнымн или кодифицирован-

ными в текстах нормами и эмпирическим поведением. В этом случае

обращение к понятию личности при изучении социо-

культурной микродинамики обеспечивает возможность узнать, как люди организуют и

транслируют представления друг о друге, о социальном взаимодейс-

твии; какие формы активности связаны с такими представлениями;

часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни

как влияет изменение этих форм на способы их символического

выражения. Уточнить и проследить механизмы такой динамики на

микроуровне (индивидуальной активности, мсжличностного взаи-

модействия), как следует из ранее изложенной концепции образа

жизни, позволяет теоретическая модель жизненной ситуации. На

нее проецируются способы организации индивидом социальных

позиций, статусов, ролей и идентичностей, которые присущи ему

в рассматриваемый период и отношения между которыми задает

формы н степень динамичности образа жизни в это время.

Контрольные вопросы

1.Социологическая представленность личности в контексте соци-

ального взаимодействия.

2.Понятие идентичности: культурная представленность личности в

контексте социального взаимодействия.

3.Социальная и культурная представленность личности в про-

странстве обыденного уровня социокультурного пространства: ди-

намика связей.

4. Познавательные возможности концепции личности в изучении

социокультурного пространства.

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...