Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Участники групп солидарности




Группы солидарности многофункциональны и системны, т. е.

представляют собой упорядоченную совокупность комплементар-

ных (дополнительных по отношению друг к другу) функций. Им

соответствуют идеально-типические роли, фиксированное выполнение которых обеспе-

чивает координацию

усилий и кооперацию членов группы.

 

Два их основных класса, обеспечивают, во-первых, решение

функциональных задач и, во-вторых, поддержание групповых от-

ношений.

Содержание ролей, связанных с решением функциональных

задач, имеет отношение не столько к непосредственной реализа-

ции индивидуальных интересов, сколько к выполнению группой

ее утилитарных функций в более широком социокультурном кон-

тексте. В этом случае принято выделять следующие наборы ролей.

Лидерские роли, определяющие организацию взаимодействия.

Одна из них — это источник идей, т. е. способность

обобщать групповое определение ситуации, формировать прием-

лемые для группы цели взаимодействия, подбирать соответствую-

щие им способы и средства осуществления взаимодействий, обеспечивать

критерии для внутригрупповой оценки получаемых результатов.

Для этого нужен высокий (относительно среднего уровня в группе)

интеллектуальный и личностный статус. Другая — организатор ре-

ализации идей, способный осуществить расстановку сил в группе,

координировать действия ее членов для решения задачи, распреде-

лять ресурсы между ними, получать вовремя готовые результаты.

гла ва 1. Консол идац ия и сол идар ность

Роли ответственных исполнителей. Они связанны с осущест-

влением таких действий, как внесение предложений, обращение

за информацией, обеспечение необходимой информации, реализа-

ция отдельных процедур, необходимых для получения требуемого

результата, промежуточное обобщение результатов. Их действия,

контролируются лидерами.

Роли рядовых исполнителей. Они выполняют рутинные действия

и не несут ответственности за решение задачи. В дополнение к это-

му за счет проявлений непонимания, вопросов, ошибок они способствуют уточнению

цели, задач, типов и критериев оценки результатов.

Между лидерами и исполнителями обычно существуют медиа-

торы двух типов. Один из них — это «инструктор», разъясняющий

исполнителям их позицию, задачи, способы действия при решении

каждой конкретной задачи. Другой — «эксперт», способный точно

оценить соответствие результатов работы исполнителей группо-

вым целям и требованиям той социальной единицы, которой под-

чиняется группа.

Таков необходимый и достаточный набор ролей, который

связан в группе солидарности с выполнением институционально

предписанных функций. Он может рассматриваться как необхо-

димый, поскольку относится к фундаментальным аспектам фун-

кционирования группы: интерпретация внешних требований в

соотнесении с интересами членов группы; направление действий

исполнителей на получение удовлетворительного для группы и ее

окружения результата; его оценка и корректировка. Его можно

считать достаточным, поскольку здесь представлены все основные

элементы системы, от которых зависит ее функционирование: вы-

работка решений; организация исполнения решений; реализация

решений; контроль над качеством и результатами деятельности

членов группы.

Другой набор связан с поддержанием согласия в группе. В этом случае

центр межличностных отношений представлен экспрессивным лидером

Он может

быть носителем либо патерналистских, либо авторитарных, либо партнерских

ориентаций. Однако в любом случае он должен об-

ладать или наделяться харизмой, т. е. привлекательностью для людей, добровольно

признающих его первенство. Функции такого лидера заключаются

в том, чтобы регулировать межличностные отношения, консолиди-

рующие группу: вознаграждать лояльность и самопожертвование,

побуждать к согласию, нейтрализовать конкуренцию, осуждать

за отклонение от групповых нравов и обычаев.

Рядом ним обычно существует набор дополнительных ролей,

функции которых связаны с укреплением тенденций к консолида-

ции. Во-первых, это идеолог, который находит оправдание «груп-

раз дел 3. фор мы и пара дигмы соц иаль ного вза имодейст вия

повому единству», требованиям лидера лояльности по отношению

к группе и к себе как ее символу; облекает в легко воспринимае-

мую и запоминаемую форму распоряжения лидера, групповые

цели, моральные нормы; создает групповые предания и мифы.

Во-вторых, это «проповедник», человек, занимающийся пропаган-

дой групповых норм, оценкой с их точки зрения поведения членов

группы, предупреждением о возможных негативных последстви-

ях и наказаниях в связи с их нарушением. В-третьих, это «прими-

ритель-интерпретатор», задача которого заключается в том, чтобы

придавать всем вариациям групповых отношений и поведения зна-

чение консолидирующих; интерпретировать поступающие извне

сведения, противоречащие групповым представлениям, ценнос-

тям, нормам, в терминах принятых нравов и обычаев. Все они

составляют достаточно закрытое ядро груп-

пы солидарности, дистанцированное от приверженцев, роли кото-

рых практически не дифференцированы. Их функции — следовать

указаниям лидера, проявлять лояльность к групповым нормам, из-

бегать внутренних разногласий и т. п.

Этот набор экспрессивных ролей в группах солидарности

можно считать необходимым и достаточным. Его необходимость

обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, поддержание соли-

дарности никогда не осуществляется автоматически: этим кто-то

должен заниматься специально. Во-вторых, для этого нужны

по крайней мере три взаимоподкрепляющих составляющих:

действенная, социально-организационная и символичес-

кая, – каждой из которых соответствуют свои роли. В-третьих, такая группа разделяет моральные нормы, действие

и значимость которых должны периодически демонстрироваться. Его достаточность определяется тем,

что он охватывает все основ-

ные системообразующие измерения: организацию взаимодейс-

твия, специфику групповой культуры, нормативный уровень со-

трудничества и согласия в группе.

В группах солидарности роли отражают более широкое инс-

титуциональное окружение. Обычно в рамках организации офи-

циальный руководитель одновременно представляет интересы как

ее, так и институциональной системы. В первом случае он становится организатором преимущественно либо межличностных про-

цессов, либо функционально-прагматических, либо сочетает то и

другое. В любом случае его действия могут способствовать удовлетворению

личностных нужд членов группы и купировать трения между ними.

Во втором он несет ответственность за выполнение функций, пред-

писаннных вышестоящими организационными структурами. В этом качестве

он поддерживает соответствующие стандарты и нормы и отчиты-

вается перед институциональным руководством.

гла ва 1. Консол идац ия и сол идар ность

Другие автономные группы солидарности, такие как локаль-

ные общности, группы по интересам, неформальные объединения,

могут не иметь специального агента, связывающего их с конкрет-

ной институциональной системой. Их лидеры, хотя и обладают

меньшими властными полномочиями, чем руководители формаль-

ных групп, но консолидируют участников, выполняя функцию

проводников групповой идеологии.

Подразумевается, что они обращаются к моральной риторике,

мобилизующей «рядовых исполнителей» действовать не во имя

личных интересов, но с целью достижения общего блага. Их спе-

цифика по сравнению с формальными лидерами заключается в том,

что они репрезентируют в группе не конкретную институциональ-

ную систему, но общество как таковое. Благодаря этому они могут

побуждать своих приверженцев к действию без применения силы

или принуждения и без обещания вознаграждения.

Следует подчеркнуть, что совокупность лидерских ролей в

группах солидарности может выполнять один человек. Так, в фор-

мальной организации руководитель может быть одновременно ин-

теллектуальным, административным и экспрессивным лидером.

А экспрессивный лидер в неформальном сообществе может совме-

щать роли идеолога и «проповедника».

Помимо функциональных ролевых действий необходимо так-

же обращать внимание на стиль ролевого поведения. Он задает ха-

рактер согласия в группе.

Компетентный лидер, высокопрофессиональные ответствен-

ные исполнители, неравнодушные участники при консолиди-

рованном взаимодействии образуют стиль взаимодействия, ко-

торый можно обозначить как демократический. Лидер здесь не

просто выслушивает отчеты подчиненных, но обращается к ним

за советом, побуждает к инициативе. Решения, как правило, вы-

рабатываются коллективно, поскольку каждый из ответственных

исполнителей рассматривается как уникальный специалист и эк-

сперт, знания и навыки специалистов считаются в этом процессе

необходимыми. Медиаторы выполняют более информационные,

нежели контрольные функции. Инструктор передает исполни-

телям общие схемы заданий, предоставляя им самим выбирать

средства их выполнения и право обращаться за разъяснениями

только в случаях необходимости. «Эксперт» выносит суждения в

соответствии с совместно выработанными критериями, не затра-

гивая личностных характеристик людей. В таких группах согласие

удерживается за счет общей заинтересованности в совместной

активности.

Когда лидер представляет собой администратора и отбирает

ответственных исполнителей, в первую очередь, в соответствии с

критериями лояльности, а не компетентности, формируется авто-

раз дел 3. фор мы и пара дигмы соц иаль ного вза имодейст вия

ритарный стиль руководства. Его носитель отдает распоряжения и требует их

исполнения на основе личной преданности и поддержания дис-

циплины. Это для него важнее, чем качество результатов взаимо-

действия и принимаемых решений. Ответственные исполнители

оказываются в позициях, близких к экспрессивным. Они в боль-

шей степени выполняют функции идеологов, «проповедников»,

интерпретаторов, утверждающих групповую мораль, и в мень-

шей — инициаторов новых идей и технологий. Решения обычно

принимаются лидером единолично или с привлечением ближай-

ших доверенных лиц. Основная часть группы отстранена от учас-

тия в этих процессах. Медиаторы выполняют преимущественно

контрольные функции, «инструктор», подобно педа-

гогу, постоянно поучает исполнителей, как следует «правиль-

но» действовать. «Эксперт» становится надзирателем, следящим за

тем, чтобы действия участников не отклонялись от официальных

стереотипов, а их поведение — от норм групповой морали. В груп-

пах такого рода согласие держится на чувстве страха подчиненных

по отношению к лидеру и его ближайшему окружению.

При стиле групповых отношений, называемом «патерналист-

ским», лидер совмещает в себе инструментальные и экспрессивные

функции. Помимо объединения членов группы для решения задач

он поддерживает между ними добрые отношения. Ответственные

исполнители как помощники лидера разделяются при этом на две

категории. Одни ориентированы преимущественно на решение

функциональных задач; другие — на укрепление групповой мора-

ли и консолидации. В таких группах поощрения и одобрение ис-

пользуются лидером и его помощниками чаще, чем наказания, и

осуществляются в первую очередь в терминах групповой морали.

Медиаторы выполняют здесь функции такие же, как в случае «де-

мократической» группы, но с большей эмоциональной включен-

ностью. Солидарность в группах такого типа держится на взаим-

ной симпатии и сочувствии участников.

Наконец, следует обратить внимание на тип групповых от-

ношений со следующими характеристиками. Харизматический

лидер — энтузиаст с ярко выраженными профетическими харак-

теристиками — собирает вокруг себя людей с высокой степенью

тяготения к объединению для выполнения какой-либо «миссии».

Его ближайшие адепты в этом случае обеспечивают резонанс про-

возглашаемых ценностей и целей среди потенциальных и реаль-

ных участников, обращая их в приверженцев избранного «пути».

Идеолог придает целям, ценностям группы, призывам и распоря-

жениям лидера видимость предельных значений вплоть до наделе-

ния их скаральным смыслом. «Проповедник» поддерживает следо-

вание групповым паттернам как единственно возможным, а откло-

нения от них объявляет строго наказуемым актом, «грехом» и даже

гла ва 1. Консол идац ия и сол идар ность

преступлением. Примиритель-интерпретатор трактует любые

расхождения между ними и внешними явлениями в пользу группо-

вых норм, а сообщества с иными ориентациями представляет либо

как достойные сожаления, «необращенные» в «истинную» веру,

либо как врагов. Остальные члены группы рассматриваются ее

лидерами в качестве «материала», «инструмента» для реализации

избранной «миссии». По отношению к ним используются специ-

альные технологии, побуждающие их к консолидации: мистицизм,

торжественные церемониалы, направленная агрессивность, устра-

шение, создание и поддержание «образа врага» и т. п. Медиаторы

в этом случае, так же как и в авторитарных группах солидарнос-

ти, выполняют функции надзора и наказания, но в более жестких

формах. Солидарность в группах этого типа достигается за счет фа-

натизма, т. е. подавления тревоги и беспокойства ее членов путем

целенаправленного использования механизмов рационализации и

замещения.

Сказанное выше позволяет сделать вывод, что взаимодействие

в проблемной ситуации основанное на парадигме консолидации,

предполагает набор специфичных необходимых и достаточных ус-

ловий, различные композиции которых во многом предопределяют

стиль консолидации. Она целенаправленно осуществляется ядром

группы. Представления о самоорганизации и консолидации раз-

розненных индивидов только на функциональных основаниях без

его участия не соответствуют реальности.

 





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.