Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 1. Правоохранительная деятельность как один из видов государственной деятельности.




Тезисы лекции

профессиональной подготовки лиц среднего и старшего начальствующих составов органов внутренних дел, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел на должности сотрудников подразделений предварительного следствия, сотрудников подразделений дознания, сотрудников экспертно-криминалистических подразделений (на базе высшего юридического образования) по профессии Полицейский

 

Раздел № 15

«Правовые и организационные основы

Расследования преступлений»

 

Правовая основа и организация деятельности органов предварительного расследования системы МВД России.

Их система и структура»

 

Тема: 15.1.1 «Правовая основа, система, структура и организация деятельности следственных подразделений органов внутренних дел Российской Федерации»

 

Обсуждены и одобрены на заседании

кафедры уголовного процесса

протокол №11 от «09» марта 2016 г.

Разработал: преподаватель

кафедры уголовного процесса

майор полиции

 

______________ П.Г. Смагин

 

Воронеж 2016

Учебно-воспитательные цели:

- изучить теоретическую литературу и законодательство, регламентирующее деятельность органов предварительного следствия;

- сформировать у курсантов представление о деятельности следственных подразделений ОВД;

- разъяснить этические аспекты деятельности сотрудников органов предварительного следствия.

 

Задачи лекции:

- дать общую характеристику деятельности государственных органов, осуществляющих правоохранительную деятельность;

- рассмотреть систему органов предварительного следствия, провести соотношение предварительного следствия и дознания;

- изучить особенности судебного, ведомственного контроля и прокурорского надзора за деятельностью следственных подразделений ОВД.

Вопросы:

1. Правоохранительная деятельность как один из видов государственной деятельности.

2. Органы предварительного следствия: виды, система и компетенция.

3. Основные функции следственных подразделений органов внутренних дел.

4. Судебный, ведомственный контроль и прокурорский надзор за деятельностью следственных подразделений ОВД.

 

Литература:

I. Нормативные правовые акты.

1. Конституция Российской Федерации 1993 г. // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс», 2016.

2. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс», 2016.

3.Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс», 2016.

4. Федеральный закон от 17. 01. 1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс», 2016.

5. Указ Президента РФ от 23.11.1998 № 1422 «О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс», 2016.

 

 

6. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 27.11.2007 № 189 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве» // Законность. – 2008. – № 2.

7. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 27.12.2007 № 212 «О порядке учета и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях» // Законность. – 2008. – № 3.

8. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 02.06.2011 № 162
«Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» // Законность. – 2011. – № 11.

9. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 05.09.2011 № 277
«Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия» // Законность. – 2011. – № 12.

10. Приказ МВД России № 776, Минобороны России № 703, ФСБ России № 509, ФСО России № 507, ФТС России № 1820, СВР России № 42, ФСИН России № 535, ФСКН России № 398, СК России № 68 от 27.09.2013 «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд» // Российская газета. – 13.12.2013. – № 282.

 

II. Основная литература

1. Прокурорский надзор: учебник / Под ред. О. А. Галустьяна,

А. В. Ендольцевой, И. И. Сыдорука. – М.: ЮНИТИ: Закон и право, 2012.

2. Пономарева Н.С. Прокурорский надзор: учебно-методическое пособие. - Воронеж: ВИ МВД России, 2012.

3. Правоохранительные органы России: учебник: рек. М-вом образ. РФ / под ред. В. П. Божьева. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2013.

4. Предварительное следствие: учебник: доп. МВД РФ; рек. УМЦ «Проф. Учебник» / под ред. М.В. Мешкова. - М.: Юнити: Закон и право, 2014.

 

III. Дополнительная литература

1. Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность: учебник: доп. МВД; рек. УМЦ «Проф. Учебник» / под ред. Г.Б. Мирзоева, В.Н. Григорьева. - М.: ЮНИТИ: Закон и право, 2012.

2. Использование в органах предварительного следствия специальных познаний, научно-технических средств и методов при раскрытии и расследовании преступлений: учебно-практическое пособие: доп. МВД РФ / Департамент кадрового обеспечения МВД РФ. - М.: ЦОКР МВД России, 2010.


Вопрос 1. Правоохранительная деятельность как один из видов государственной деятельности.

Правоохранительная деятельность является одним из видов государственной деятельности. Статья 1 Конституции РФ определяет Российскую Федерацию как правовое государство. Это означает, что государство в лице его органов осуществляет свою деятельность на основе норм права, обеспечивает верховенство закона, охрану законных интересов личности, взаимную ответственность государства и граждан.

В ст. 2 Конституции России права и свободы человека провозглашаются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод объявляются обязанностью государства. В этой связи, государство обязывает все свои органы, учреждения уважать и соблюдать законные права и свободы граждан. Все органы законодательной, исполнительной и судебной власти должны принимать меры для поддержания законности и правопорядка в государстве. Строго соблюдая законы, обеспечивая реализацию своих прав гражданами, отстаивая законные государственные интересы, государственные органы тем самым косвенно участвуют в правоохранительной деятельности, то есть способствуют охране права от нарушений. Помимо указанной важной задачи, большинство государственных органов также решают конкретные хозяйственные, культурные, социальные задачи, для достижения которых они и создаются. А для постоянной охраны права от нарушений, для выявления, пресечения и предупреждения правонарушений, применения различных санкций к правонарушителям государство создает специальные органы, для которых правоохранительная деятельность является главной. Эти органы уполномочиваются особыми законами осуществлять правоохранительную деятельность в установленной законом форме.

В юридической литературе правоохранительная деятельность раскрывается в широком и узком смыслах. В широком смысле - это деятельность всех государственных органов, обеспечивающих соблюдение прав и свобод граждан, их реализацию, законность и правопорядок. В узком смысле - это деятельность специально управомоченных органов по охране права от нарушений, осуществляемая в установленной законом форме, в соответствии с компетенцией того или иного органа.

Поэтому государство создает специальные органы, чьей основной целью является защита права от нарушений, выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, применение к правонарушителям мер принуждения. Данные органы имеют ряд признаков, которым должен соответствовать государственный орган для того, чтобы его можно было считать правоохранительным:

1. Правоохранительный орган уполномочивается законом для осуществления правоохранительной деятельности. Как правило, это закон, специально посвященный задачам, организации и деятельности этого органа.

2. Правоохранительный орган осуществляет свою деятельность не в произвольной форме, а с соблюдением установленных законом правил и процедур. Нарушение этих правил сотрудниками правоохранительных органов влечет дисциплинарную, административную, материальную или уголовную ответственность.

3. Правоохранительные органы в процессе своей деятельности имеют право применять меры государственного принуждения к лицам, допустившим правонарушение. Эти меры различаются в зависимости от компетенции органа и тяжести совершенного правонарушения.

4. Законные и обоснованные решения, принятые правоохранительными органами, подлежат обязательному исполнению должностными лицами и гражданами. Неисполнение этих решений образует самостоятельное правонарушение, влекущее дополнительную ответственность.

Правоохранительные органы - это такие государственные органы и общественные организации, которые всей своей деятельностью на основе закона, в соответствующих формах и на демократических принципах призваны обеспечивать законность и правопорядок, защиту прав и интересов граждан, трудовых коллективов, общества и государства, предупреждать и пресекать правонарушения, применять государственное принуждение или общественное воздействие к лицам, нарушившим законность и правопорядок.

Правоохранительная деятельность является многообразной и выражается в основных функциях (направлениях). Функции, присущие правоохранительному органу, определяют его организацию, структуру и компетенцию. Выделяют следующие правоохранительные функции: конституционный контроль, осуществление правосудия, расследование преступлений, исполнение судебных решений, оперативно-розыскная деятельность, административная деятельность, прокурорский надзор.

Некоторые правоохранительные органы осуществляют только одну функцию. Например, Конституционный Суд осуществляет функцию конституционного контроля. Других функций он не выполняет. А на другие органы возлагается несколько функций. Так, органы внутренних дел осуществляют оперативно-розыскную деятельность, расследование преступлений, административную деятельность.

Система правоохранительных органов подразделяется на:

- судебные органы (суды);

- иные правоохранительные органы.

Наиболее значимой является функция осуществления правосудия. Соответственно и суд занимает в системе правоохранительных органов главное место. Именно суду принадлежит право принимать окончательные решения по уголовным и гражданским делам. Многие другие функции являются обслуживающими по отношению к функции осуществления правосудия.

Судебная система, в свою очередь, включает в себя Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции, систему арбитражных судов и суды (мировые судьи и конституционные (уставные) суды) субъектов РФ.

Иные правоохранительные органы также образуют систему, состоящую из:

– органов прокуратуры;

– органов внутренних дел;

– федеральной службы безопасности;

– органов государственной охраны;

– органов федеральной налоговой службы;

– таможенных органов;

– органов борьбы с незаконным оборотом наркотиков;

– органов предварительного расследования;

– органов юстиции.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...