Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Высокие награды и назначения.

Летию со дня кончины посвящается.

 

Андреевский кавалер – Николай Павлович Петров.


В самый тяжелый период начала Великой войны 1914-1918 гг. 11 (24) июня 1915 года Святой Мученик Государь Император Николай II Александрович «Многострадальный» (1868-1918) Высочайше пожаловал первейший орден Российской Империи – орден Святого Апостола Андрея Первозванного 79-летнему Николаю Павловичу Петрову (1836-1920), ученому, инженер-генералу, профессору Технологического института, лауреату Ломоносовской премии Петербургской Императорской академии наук, председателю временного управления казенных железных дорог, удвоившего последние, директору Департамента железных дорог Министерства путей сообщения и председателю инженерного совета, члену Государственного совета, председателю 2-го департамента Государственного совета, председателю Верховной комиссии для расследования обстоятельств, послуживших причиной «несвоевременного и недостаточного пополнения запасов военного снаряжения» в период Великой войны.

Примечательно, что за весь период кровопролитной войны Святой Государь Мученик Высочайше пожаловал Андреевский орден лишь четырем Своим подданным и двум Августейшим особам иностранных государств (Япония и Дания).

Рождение и образование кавалера.

 

Будущий Андреевский кавалерНиколай Павлович Петров появился на свет Божий 13 (26) мая 1836 года в г. Трубчевск, Орловской губернии, ныне Брянской области, в православной дворянской семье военного.

Образование получил в Константиновском кадетском корпусе, по окончании которого в июне 1855 года произведен был в прапорщики Лейб-гвардии Финляндского полка и зачислен в офицерские классы Николаевского инженерного училища, которые и закончил в 1857 году. Одновременно Николай Петров слушал лекции в Петербургской Инженерной академии.

 

Начало деятельности.

 

После окончания Академии в 1858 году Николай Петров работал на кафедре математики под руководством известного ученого, математика академика Российской Императорской, Туринской Римской и Американской академий наук Михаила Васильевича Остроградского (1801-1861), передавшего ученику высокую математическую культуру, глубину абстрактного мышления и превосходное владение аналитическим аппаратом при решении пректических задач.

Будучи вольнослушателем Технологического института, Николай Павлович Петров проявил блестящие способности в области прикладной механики, самостоятельно сконструировав несколько машин для Охтинского порохового завода в коллективе талантливого конструктора, ученого-технолога, профессора Ивана Алексеевича Вышнеградского (1831-1895), основоположника теории автоматического регулирования, почётного члена Петербургской Императорской академии наук, Министра финансов Российской Империи в 1888-1892 гг.

 

Лектор, глава кафедры, ученый и практик.

 

В 1865 году Николай Павлович Петров в чине штабс-капитана направлен был за границу для изучения прикладной механики. По возвращении из-за границы в 1866 году читал лекции в Петербургском технологическом институте, Инженерной академии и Николаевском инженерном училище. За многочисленные научные работы в 1867 году назначен адьюнкт-профессором практической механики Николаевской инженерной академии, выполнял крупные научно-исследовательские работы по созданию оборудования военных заводов. Возглавлял кафедру паровой механики в Петербургском технологическом институте, а в 1871 году избран профессором Технологического института, где читал лекции по теории и устройству паровых машин и паровозов. Проявил себя как крупный ученый в области железнодорожного транспорта. Николай Павлович стал автором большого числа научных работ по вопросам подвижного состава железных дорог, железнодорожного строительства и тяжелого машиностроения.

В это же время начинается научная деятельность Николая Павловича Петрова в области трения, износа и смазки. Николай Павлович являлся творцом гидродинамической теории трения при наличии смазывающей жидкости; при помощи им же предложенного прибора он определил кривые для разных масел и дал тем возможность более длительной эксплуатации машин. За эту работу он получил Ломоносовскую премию Петербургской Императорской академии наук.

 

В Главном обществе российских железных дорог.

 

В 1873 году Главное общество российских железных дорог пригласило его, стать членом Инженерного совета, т. е. в состав своих инженеров, разрешающих технологические вопросы, вызванные железнодорожной практикой, и с этого времени началась деятельность Николая Павловича Петрова как инженера практика.

В 1876 году Главное общество российских железных дорог командировало его на Всемирную выставку в Филадельфию в качестве эксперта или, как называли его там американцы, судьи.

В августе 1878 года Николай Павлович Петров получил чин генерал-майора, в августе 1888 года – чин генерал-лейтенанта.

В 1888-1892 гг. он – председатель Временного управления казенных железных дорог. При его руководстве протяженность казенных железных дорог возросла вдвое, в их состав вошло несколько крупных частных дорог: Рижско-Вяземская, Курско-Харьково-Азовская, Моршанско-Сызранская, Любаво-Роменская, а также было окончено строительство ряда казенных дорог. Так строился большой тоннель на Закавказкой железной дороге, началось строительство дороги в наиболее отдаленной окраине Российской Империи – Уссурийском крае. Под руководством Николая Павловича начались работы над проектированием Транссибирской магистрали.

 

Первые печатные работы.

 

В 1883 году в «Инженерном журнале» издается первая работа Николая Павловича Петрова по гидродинамической теории смазки «Трение в машинах и влияние на него смазывающих масел».

В 1886 году опубликована вторая работа – «Описание и результаты опытов над трением жидкостей и машин»; а в 1887 году – третья книга — «Трение в машинах и влияние на него смазывающей жидкости. Практические результаты опытов».

В 1900 году в «Записках» Императорской академии наук вышло в свет четвертое крупное сочинение Николая Павловича Петрова – «Трение в машинах», в котором изложена теория смазки с учетом эксцентричного положения шипа в подшипнике.

 

Высокие награды и назначения.

 

В 1892 году Николай Павлович Петров Высочайше назначен председателем Инженерного совета Министерства путей сообщения Российской Империи, а в 1893 году — товарищем (заместителем) Министра путей сообщения при Министрах Аполлоне Константиновиче Кривошеине (1833-1902) и Князе Михаиле Ивановиче Хилкове (1834-1909). В этой должности Николай Павлович оставался до 1900 года.

В 1894 году он избирается почетным членом Петербургской Императорской академии наук. С 1896 по 1905 гг. Николай Павлович пребывал в должности председателя Русского технического общества.

За свою жизнь он опубликовал более 80 научных работ и был удостоен многих премий. Так Николаю Павловичу Петрову присуждена была золотая медаль Русского технического общества. Помимо того он избран был почетным членом Московского политехнического общества. По инициативе Николая Павловича создано было Московское инженерное училище ведомства путей сообщения, ныне МИИТ.


В апреле 1900 года 73-летний Николай Павлович Высочайше произведен в инженер-генералы и назначен членом Государственного Совета.

В 1901-1905 гг. он участвовал в работе Департамента промышленности и торговли Государственного Совета.

В 1907-1915 гг. Николай Павлович Петров назначался к присутствованию в Совете, причем с марта 1907 по декабрь 1915 возглавлял 2-й Департамент, а с января 1916 года пребывал в составе этого департамента.

С июля 1915 года Николай Павлович Петров занимал должность председателя Верховной комиссии для расследования обстоятельств, послуживших причиной «несвоевременного и недостаточного пополнения запасов военного снаряжения». Постановлением этой комиссии в 1916 года возбуждено было уголовное преследование против бывшего военного Министра генерала от кавалерии Владимира Александровича Сухомлинова (1848-1926), генерал-адьютанта.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...