Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Показатели, характеризующие состояние основных фондов и их использование

Основные фонды - важная составляющая материально-технической базы

Торговое предпринимательство связано с использованием раз­личных средств труда, необходимых для продвижения, хранения и реализации товаров. Средства труда, функционирующие в сфе­ре обращения товаров народного потребления, образуют основные фонды торгового предприятия. Основные фонды и нематериальные активы, относящиеся по характеру применения к таковым, составля­ют материально-техническую базу торговли. Элементы материально- технической базы образуют ее структуру. По ней, как правило, можно определить принадлежность предприятия к той или иной подотрасли торговли, специализацию торгового предприятия и т. д.

Словосочетание «основные средства» подчеркивает тот факт, что именно данное имущество образует материально-техническую базу и производственный потенциал. Основные средства - это внеоборот­ные активы, отвечающие определенным критериям и обладающие материально-вещественной структурой. Соответствующие критерии установлены в бухгалтерских нормативных документах.

От других материально-вещественных ценностей основные сред­ства отличаются длительным сроком использования. Под использова­нием следует понимать возможность приносить доход. Если органи­зация относит объект к основным средствам, то она сама определяет срок его использования исходя из следующих факторов:

· ожидаемого срока использования объекта с плановой произво­дительностью;

· ожидаемого физического износа, зависящего от режима экс­плуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды, от системы ремонта;

· планируемого производства продукции или услуг в результате применения данного объекта;

· ограничений, вытекающих из нормативно-правовых актов.

Инвентарный объект основных средств (объект, которому при­своен инвентарный номер) должен быть предназначен для выполне­ния определенных самостоятельных функций. В качестве объекта мо­жет выступать обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы.

Инвентарный номер сохраняется за объектом на весь период его нахождения в организации и не присваивается другим объек­там в течение пяти лет после его выбытия. В бухгалтерии на каждый объект или группу однотипных объектов открывается инвентарная карточка, содержащая информацию о наименовании, стоимости и технико-эксплуатационных характеристиках объекта, дате принятия к учету и т. д.

Выделяют шесть оснований для классификации основных фондов в торговле.

По натурально-вещественному составу и выполняемым функ­циям, в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ), различают:

· здания,

· сооружения,

· машины и обору­дование,

· транспортные средства,

· производственный и хозяйственный инвентарь

· и другие виды основных средств (например, капитальные затраты в арендованные основные средства).

Кроме того, в состав основных средств торговли могут включаться земельные участки и объекты природопользования, приобретенные фирмой в собственность.

По принадлежности к подотрасли различают основные ф он­ды

· розничной,

· оптовой торговли

· общественного питания.

По степени использования они подразделяются

· на находящие­ся в эксплуатации,

· в запасе (резерве),

· в стадии достройки,

· реконструк­ции и частичной ликвидации,

· на консервации.

По имеющимся правам на объекты основные фонды подраз­деляются на следующие группы:

а) принадлежащие предприятию на праве собственности (в том числе сданные в аренду);

б) находящиеся у предприятия в оперативном управлении или хозяйственном веде­нии;

в) полученные в аренду;

По характеру участия в торговом процессе основные фонды делятся

· на активные

· пассивные.

Активная часть - оборудование, ма­шины, транспортные средства, инвентарь. Пассивная часть - здания и сооружения.

По назначению основные фонды подразделяются на

· производ­ственные

· непроизводственные.

К производственным основным фондам относятся такие средства труда, которые прямо участвуют в реализации товаров. Непроизводственными основными фондами на­зываются средства труда, не принимающие непосредственного уча­стия в торговом процессе: объекты жилищного и коммунального на­значения, культуры и т. п.

Основные фонды влияют на соотношение переменных и постоян­ных издержек обращения, в свою очередь значительно воздействую­щее на прибыль.

Для учета и планирования воспроизводства основных фондов применяют натуральные и стоимостные показатели.

Натуральные показатели используются для расчета производственных мощностей, определения технического состава и состояния основных фондов.

Стоимостные показатели необходимы для расчета динамики основ­ных фондов, установления величины износа, начисления амортиза­ции, расчета себестоимости продаж, рентабельности торговой дея­тельности.

 

Показатели, характеризующие состояние основных фондов и их использование

Показатели состояния основных фондов в торговле можно раз­делить на две группы:

· характеризующие качественное состояние основных фондов торговли как отрасли и эффективность их использования;

· характеризующие качественное состояние и эффективность ис­пользования основных фондов торгового предприятия.

В первую группу можно включить следующие показатели:

· Плотность розничной торговой сети (РТС) - количество торго­вых единиц на 1000 жителей

· Обеспеченность населения торговой сетью - торговая площадь, приходящаяся на 1000 жителей

· Уровень специализации РТС - отношение количества специа­лизированных предприятий торговой сети к общему количеству пред­приятий торговой сети.

· Средняя торговая площадь магазина.

· Соотношение торговой и неторговой площадей в магазине.

Во вторую группу показателей входят технико-экономические показатели зданий магазинов.

· Отношение К торговой площади к общей площади магазина:

K=ST/S общ

где:

ST~ торговая площадь;

So - общая площадь.

 

Чем больше величина К, тем эффективнее используется площадь магазина.

Показатель рациональной расстановки оборудования (эффек­тивного использования торговой площади) - установочный коэффи­циент (К) - отношение площади, занятой торговым оборудованием (установочной площади), к общей площади торгового зала:

К у = S T об / S Tз,

 

где:

STо6 - площадь, занятая торговым оборудованием;

STз - общая площадь торгового зала.

 

Привлекательность торговых предприятий зависит от уровня об­служивания, который они предлагают своим клиентам. На уровень обслуживания в определенной мере влияет состояние складского хо­зяйства. Соответствие складской площади потребностям торговой фирмы определяют по показателю максимального товарного запаса, который выражен в условных двухосных вагонах и определяется по формуле:

ТЗ ваг = (О х Д х К неравн. ) / 365 х СТ,

ТЗ ваг – максимальный запас товаров, усл. вагоны;

О – годовой объем складского товарооборота, р.;

Д– товарный запас, дни оборота;

К неравн – коэффициент неравномерности образования запасов;

СТ – средняя стоимость одного вагона, р.

 

Потребная площадь хранения (Sn ) определяется отдельно по каж­дой товарной группе согласно формуле:

Sn = ТЗваг х Нхр,

где Нхр – норма площади с учетом способа хранения.

 

Норма площади хранения на один условный вагон для товаров, уложенных в штабеля, составляет 25 м2, а для товаров, хранимых в распакованном виде на стеллажах при высоте укладки 2,5 м, – 40 м2.

 

Уровень соответствия складской площади рассчитывается как отношение фактической складской площади к норме площади с уче­том способа хранения.

Коэффициент полезной площади склада – доля полезной (предна­значенной для хранения товаров) площади к общей площади склада.

 

Коэффициент использования полезного объема склада – отноше­ние объема стеллажей и штабелей с товарами к общему складскому объему.

 

Уровень механизации складских работ характеризует рациональ­ность использования рабочей силы и определяется по формуле:

УМ = (МР / Р) х 100,

где:

УМ – уровень механизации, %;

МР – объем механизированных работ, т;

Р – общий объем работ, выполняемых на складе, т.

 

Применение данных показателей позволяет определить, насколь­ко рационально используются складские помещения.

Потребность в основных фондах в значительной степени зави­сит от эффективности их использования. Как для отрасли, так и для отдельно взятого торгового предприятия ее измеряют, прежде всего, следующими показателями: фондоотдачей, фондовооруженностью, фондоемкостью, коэффициентом эффективности использования основных фондов.

 

Фондоотдача характеризует величину товарооборота, приходя­щегося на 1 рубль основных фондов, и определяется как отношение товарооборота к стоимости основных фондов:

Фо = Тоб./ ОсС,

где:

Фо – фондоотдача;

Тоб. – товарооборот;

ОсС – стоимость основных фондов.

Рост данного показателя означает, что товарооборот увеличива­ется более высокими темпами, чем вложения в основные фонды. Фон­доотдачу можно выразить и через отношение товарооборота, прихо­дящегося на одного работника, к фондовооруженности.

Фо = (Тоб / Чис.раб.): Фв,

где:

Чис.раб. – численность работников торговли;

Фв – фондовооруженность работников.

Фондовооруженность определяется делением стоимости основ­ных фондов на общую численность работников. Рост такого показа­теля свидетельствует о модернизации материально-технической базы, способствующей увеличению производительности труда торговых работников.

В приведенной формуле числитель представляет собой произво­дительность труда работников. Фондоотдачу можно выразить через взаимосвязь фондовооруженности и производительности труда:

Фо = Пр.тр./ Фв,

где Пр.тр – производительность труда.

Отсюда видно, что фондоотдача повышается при условии, что темпы роста производительности труда опережают темпы роста фон­довооруженности.

 

Фондоемкость – показатель, обратный фондоотдаче, – характе­ризует стоимость основных фондов в расчете на 1 рубль товароо­борота. Ее определяют как отношение стоимости основных фондов к сумме товарооборота.

 

Фемк = ОсС / Тоб

С повышением фондоотдачи снижается фондоемкость, и, наоборот, уменьшение фондоотдачи ведет к росту фондоемкости.

Коэффициент эффективности использования основных фон-дов – отношение суммы прибыли к среднегодовой стоимости основ­ных фондов. Он характеризует рентабельность основных фондов.

При определении каждого показателя эффективности использо­вания основных фондов следует учитывать в их составе не только соб­ственные, но и арендованные средства.

Фондоотдача и рентабельность основных фондов показывают эффективность их использования с различных сторон и могут из­меняться с различным вектором и с различной скоростью. Для обоб­щенной оценки целесообразно применять интегральный показатель использования основных фондов (Jо.ф.), рассчитанный как квадрат­ный корень из произведения фондоотдачи и рентабельности.

Кроме общих показателей, характеризующих эффективность ис­пользования всех имеющихся основных фондов, применяют следую­щие частные показатели:

– товарооборот на 1 м2 торговой площади (магазина, склада, в целом по отрасли, подотрасли);

– прибыль на 1 м2 торговой площади;

– соотношение площади торгового зала и подсобных помещений.

В условиях интенсификации производственных процессов в тор­говле последний показатель демонстрирует тенденцию к повышению. На практике это означает, что подсобные помещения, по сути, превра­щаются в торговый зал, так как весь рабочий запас товаров располага­ется непосредственно в зале.

Предприятия торговли располагают немалыми резервами для улучшения использования основных фондов. Среди них:

– повышение пропускной способности торговой сети за счет уве­личения продолжительности работы предприятия, перехода на кру­глосуточный режим работы, снижения простоев и перерывов в работе по разным причинам;

– более рациональная типизация, специализация и размещение торговой сети;

– совершенствование организации труда;

– внедрение прогрессивных форм торговли.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...