Экологическое образование и воспитание школьников во внеклассной работе.
Внеклассная работа - это организованные и целенаправленные занятия с учащимися, проводимые школой для расширения и углубления знаний, умений, навыков развития индивидуальных способностей учащихся, а также как организация их разумного отдыха. Важную роль в экологическом воспитании учащихся играет внеклассная работа. Внеклассная работа по биологии в школе требует от ребенка достаточно развитой способности экологического мышления. Оно проявляется в умении эффективно использовать экологические знания, в творческом подходе к предотвращению и устранению отрицательных для природы последствий собственной деятельности. Научно-исследовательская работа ещё одна форма экологического воспитания учащихся. Воспитание через наблюдение, эксперимент, анализ и выводы. Исследование - это всегда проблема, которую надо решить, анализ результатов - поиск причины этой проблемы, а выводы и рекомендации предлагают способы решения проблемы. Таким образом, занимаясь научно-исследовательской деятельностью, ребята сами пытаются решать некоторые экологические проблемы своей местности. Усвоение экологических знаний учащимися происходит более активно, если учитель использует разнообразные методы изложения и закрепления материала, в том числе и задачи экологического содержания. Любая учебная задача - это задание, состоящее из условия и вопроса. В поисках ответа могут понадобиться дополнительные сведения о данном живом организме, сообществе, явлении, среде обитания. Такие задачи способствуют развитию экологических понятий, активизируют учебно-познавательную деятельность, создают условия для формирования логического мышления у школьников.
Большое значение в обучении биологии и экологии имеет использование на уроке компьютерных технологий, которые позволяют не только наглядно преподнести изучаемый материал, но и самим учащимся выполнить ряд заданий: тесты, практические задания, что способствует более полному усвоению изучаемого материала и развитию познавательного интереса к предмету. Педагогам хорошо известно о том, что интерес к изучаемому материалу, а, следовательно, эффективность его усвоения обеспечивается в тех случаях, когда в процессе обучения задействованы различные сенсорные системы. С этой точки зрения особенно эффективным можно считать применение на занятиях фрагментов учебных фильмов, в которых звуковой и зрительный ряды комплексно воздействуют на интеллектуальную и эмоциональную сферы личности учащихся. Сегодня в российской школе довольно широко используется видеотехника, позволяющая использовать видеоматериалы на самых разных этапах учебно-воспитательного процесса. Особая информационная ценность данного продукта заключается и в том, что большая часть видеоматериалов – сюжеты, посвященные современным экологическим проблемам тех или иных территорий нашей страны. В то же время, у пользователя одновременно есть возможность сравнить опыт природоохранных проблем, деятельность экологической общественности как у нас, так и за рубежом. Характерной особенностью видеосюжетов комплекта является их многоаспектность. Видеоматериалы можно использовать на уроках экологии, биологии, ботаники, зоологии, географии, курса общественных дисциплин. Есть сюжеты, которые можно применять на уроках химии и изобразительного искусства. Использование видеофильмов в преподавании биологии в школе позволяет решать триединую задачу урока: обучение, развитие и воспитание. Основные обучающие функции видеофильмов на уроках биологии:
1. Сообщение учащимся новых знаний по изучаемому вопросу для последующего осмысления и закрепления их на уроке, а также зрительное подкрепление слов учителя. 2. Обобщение изученного по теме или разделу. 3. Комплексный подход к изучаемым объектам природы, включающий элементы различных наук: морфологии, физиологии, систематики, палеонтологии, экологии и других. 4. Звено, которое помогает перейти от обычного познания внешнего мира к восприятию процессов, скрытых от обычного взгляда, с помощью телекамеры. Например, развитие насекомых с полным и неполным превращением, наблюдение в течение небольшого промежутка времени медленно протекающих процессов: роста и развития организмов, движения растений к свету, а также процессов, которые протекают слишком быстро для восприятия человека. 5. Возможность проследить за постановкой и ходом биологического эксперимента; совершить телеэкскурсию на производство, в научную лабораторию, музей, отсутствующих в данном городе. 6. Показ прикладного, практического значения изучаемого явления, процесса, путей применения знаний в жизни и народном хозяйстве. 7. Ознакомление с современными открытиями и достижениями в различных областях биологической науки и медицины. 8. Обогащение учащихся конкретными знаниями той среды, в которой совершаются жизненные процессы изучаемых организмов, наблюдение за растениями и животными в природе, в их естественной обстановке, что обеспечивает экологическое просвещение учащихся. 9. Знакомство школьников с многообразием органического мира, в том числе тех районов и областей, где они никогда не бывали. 10. Повышение познавательной активности школьников, качества усвоения программного материала: знания более прочные, глубокие и осмысленные. 11. Знакомство с содержанием, выходящим за рамки школьного учебника. Продуманное применение видеофильмов на уроках биологии способствует развитию у школьников интереса к учебному предмету, помогает выработать навыки самостоятельной работы: вычленять основные положения в увиденном, сравнивать это увиденное с прочитанным ранее, выявлять связь между ними и другое. Всё это развивает мотивацию, внимание, мышление, память, позволяет повысить уровень общего развития школьников. Наблюдения исследователей за состоянием внимания учащихся на уроке с телеэкраном показали, что фильм изменяет у детей динамику всех видов внимания. Учащиеся работают более сосредоточенно, так как знают, что смена кадров не связана с их индивидуальным темпом деятельности. Устойчивость интереса объясняется и более органическим включением иллюстрации в изложение материала. Накопленные телевидением способы и пути убеждения позволяют воздействовать на сознание и чувства аудитории. Это во многом обусловлено высоким эстетическим уровнем видеофильмов, построением их по законам искусства.
Современный компьютер позволяет с высоким качеством воспроизводить видеоматериалы на экране монитора или с помощью видеопроектора на большом экране. Информация, размещенная на диске в цифровом виде, доступна в считанные секунды, в любом месте видеоряда, видеокассеты, требующей перемотки. Это очень удобно с точки зрения экономии времени на уроке. При этом надо отметить, что их использование на уроке, с технической точки зрения, требует заметно меньшей подготовки учителя, нежели кинопроектор или видеомагнитофон. Одним из условий успешного овладения учащимися основными компонентами содержания экологического образования является обеспечение системности и преемственности в обучении школьников на протяжении всех лет изучения ими предметов биологического цикла. Экологическая работа в школе выполняет ряд функций, которые кратко можно представить следующим образом: 1. Просветительская функция помогает ребенку осознать природу как среду своего обитания, как эстетический феномен, а также усвоить мысль о том, что необходимо использовать знания о природе с целью ее сохранения, предотвращения необратимого нарушения ее целостности. 2. Развивающая функция формирует у детей умения осмысливать экологические явления, устанавливать связи и зависимости, существующих в мире растений и животных; делать выводы, обобщения и заключения относительно состояния природы, давать рекомендации разумного взаимодействия с ней.
3. Воспитательная функция формирует у школьников нравственного и эстетического отношения к природе. У детей возникает чувство восхищения величием и красотой природы. При этом у них воспитывается чувство ответственности за сохранение прекрасного в ней, что побуждает учеников осуществлять посильную природоохранную деятельность. При этом бережное отношение к природе закономерно является выражением патриотизма. 4. Организующая функция стимулирует активную деятельность учащихся по охране природы. Выстраивает систему реализации побудительных мотивов личности ребенка к природоохранной деятельности. 5. Прогностическая функция развивает у школьников умения предсказывать возможные последствия тех или иных действий человека в природе, прогнозировать вероятные нарушения биологических связей в ней, определять, какие действия являются биологически нейтральными, какие экологические мероприятия будут окружающей среде полезны. Экологизация образования – это важнейшее направление современного образования всех уровней, так как оно обеспечивает опережающее развитие общества. Необходимыми принципами экологического воспитания младших школьников являются обеспечение максимальной наглядности и практического взаимодействия с объектами окружающего мира. Как пишет Мухина «Младший школьник – это не зритель, а активный участник учебного процесса… маленький естествоиспытатель» [Мухина 2011]. Выбор форм и методов воспитательной работы зависит от средств экологического воспитания учащихся. Например, натуральные объекты природной среды обеспечивают: - обучение детей правилам ухода (практические методы); - наблюдения за развитием и ростом (наглядные); - творческое сочинение с приемами «антропоморфизма» («очеловечивания»), чтение художественной литературы (словесные) и др. В зависимости от средств обучения могу осуществляться и разные формы экологического воспитания: - по количеству детей: индивидуальные и групповые; - по организации представления объектов: выставки, экскурсии; - по организации актуализации знаний: викторины. КВН, экологические игры и др.; - по организации деятельности детей: дежурства, поручения, коллективный труд в природе и др. Ухаживая за растениями и животными в уголке природы, дети запоминают порядок полива, ухода, дозировку пищи. При этом они обращают внимание на поведение животных: птичка беспокойно кричит – нет воды или корма; рыбка поднимается к поверхности воды и высовывает голову – не хватает кислорода, листья у растения завяли – не хватает воды или света. В последствие у детей формируется представление о влиянии деятельности человека на объекты природы (как позитивном, так и негативном).
Например, одним из широко используемых методов наблюдение. С помощью наблюдений можно выявить перемены в росте и развитии растений либо при внесении нового растения. Для этого педагогу необходимо подробно рассматривать с детьми строение стебля, форму и окраску листьев, цветов, рассказывать о специфических особенностях ухода за ним, что не всегда можно осуществить в процессе урока. Многолетняя практика убеждает в эффективности проведения во внеурочное время цикла наблюдений для формирования познавательного интереса к природе. Каждый отдельный цикл – это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или школьного участка. Каждое наблюдение имеет свою цель и определенное (несхожее с другими) содержание. В комплексе наблюдений одного цикла у школьников формируются разносторонние и систематизированные знания о растениях или животных. В ходе наблюдений детям ставятся вопросы, которые стимулируют возникновение поисковой деятельности, например: 1. Почему цветок назван мать-и-мачехой? 2. Где можно увидеть божью коровку? 3. Как рыбки дышат? И т.д. При использовании наблюдений необходимы: (по М.Д. Большаковой) Компактное проведение. Одно наблюдение должно следовать за другим без больших разрывов во времени. В этом случае содержание каждого следующего наблюдения, «наслаиваясь» на предыдущие, укрепляет (уточняет и дополняет) единую систему знаний об объекте. Преобладание визуального источника знаний над словесным. Дети должны получать информацию при непосредственном рассматривании ими объекта. Вопросы и очень короткие пояснения побуждают их называть увиденное. Отсюда вытекает следующее требование: в каждом конкретном наблюдении должно одновременно участвовать столько детей, сколько может расположиться вокруг объекта (аквариума, клетки с птицей и т. п.), чтобы беспрепятственно его рассматривать. В отдельных случаях, когда наблюдение проводится на прогулке, в нем может участвовать весь класс. Охват наблюдениями всех детей. Каждое конкретное наблюдение, если его проводить по подгруппам, повторяется несколько раз. Опора на биологические особенности, видовую специфику животных и растений. Для запланированных наблюдений необходимо специально создавать условия. Например, черепаха активна, если ее тело разогрето (рефлектором, солнцем),– можно наблюдать процесс ее питания, способы передвижения. Большую роль в развитии познавательного интереса имеет работа с художественной литературой (природоведческой сказкой, поэзией), которая включает чтение сказок, беседы, просмотр кукольной театрализации. «Сказка, рассказ, стихотворение, рисунок позволяет ребенку обобщить свои наблюдения в природе, получить реалистическое представление о ней, одновременно сопереживая живому. Чередование эмоционально окрашенных наблюдений с системой научных знаний, с чтением художественной литературы об увиденном, формирует у детей единство реального и гуманного видения живой природы» [Молодова 1987]. К сожалению, в современной художественной литературе для детей младшего школьного возраста немного произведений, которые могли бы лечь в основу содержания такой работы. Примером природоведческих сказок могут служить «Старик и сова», «На полянке» В. Бианки. Однако творчески работающему педагогу под силу самому сочинить природоведческую сказку, соединив в ней знания о природе, которые он передает детям, с образной формой их преподнесения. Присутствие в таких сказках, как и во всей работе по экологическому воспитанию, гуманного отношения к живой природе, постоянных сказочных персонажей, олицетворяющих примеры достойного и недостойного поведения в природе (Гном Добриш, девочка Природинка, Гном Глупыш с приятелями Топталкиным, Рвалкиным, Беззаботкиным и Боялкиной), позволяет ребенку четче осознать свое отношение к природе через идентификацию с положительным персонажем. Показ сказки средствами кукольного театра разворачивает описанную в ней ситуацию, делает ее понятной и эмоционально близкой для детей. Для реализации программных задач и программного содержания экологического воспитания требуется подбор разнообразных форм учебного взаимодействия учащихся с учителем и объектами природы: эксперимент, экскурсии, театрализованная природоведческая сказка, проектное исследование. Эксперимент Так, наблюдая прорастание лука, можно поставить луковицу в банку с водой (для наблюдения и за развитием корневой системы), в течение месяца (1 раз неделю – через 7 дней) зарисовывать изменения, происходящие с луковицей. Опыты направлены на то, чтобы ребята сами могли организовать наблюдения, узнавали, искали причины явления, самостоятельно добивались результатов, чтобы они почувствовали радость открытий, а это важная предпосылка для развития наблюдательности. Для удобства изображения детям предлагают использовать трафареты банки и луковицы, а детям остается только дорисовать самостоятельно наблюдаемые части: корни и зеленые стрелки. Таким образом, разнообразное содержание занятий, средства, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на формирование познавательного интереса детей к природе. Экскурсии Экскурсии в природу бывают: вводными (по изучаемой теме); текущими (в системе занятий по экологии); обобщающими (систематизирующими). На вводных экскурсиях дети получают общие представления об объектах и явлениях окружающего мира. Примером вводной экскурсии может быть экскурсия по теме «Весенние изменения в природе». Текущие экскурсии предполагают знакомство с конкретными объектами или явлениями в самой природе. Например, экскурсия по теме «Обитатели водоема». Обобщающие экскурсии проводятся как завершающие изучаемую тему и предполагающие конкретизацию, систематизацию экологических представлений детей. Примером может служить экскурсия по теме «Осенние подарки». Разновидностью экскурсий в природу являются целевые прогулки в природу. Такие прогулки могут проводиться как на территории образовательного учреждения, так и с выходом в природу. Целевые прогулки позволяют в игровой форме организовать наблюдения детей за тем или иным объектом природы. Такие прогулки как, «В гости к березке», «К древнему валуну», «На бабочкину лужайку», «К птичьей столовой» и т.п. способствуют чувственному восприятию детьми мира природы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|