Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные модели социальной работы

В настоящее время вполне определенно обозна­чились три доминирующих по степени влияния на теорию соци­альной работы научные дисциплины: психология (за рубежом еще и психотерапия) социология и педагогика. Соответственно, это определяет различные теоретические подходы к социальной ра­боте, которые разделяются на психолого-ориентированные, социолого-ориентированные и комплексно-ориентированные.

1. Основу психолого-ориентированных теорийсоставляет позна­ние закономерностей, психологического развития и статуса чело­века в обществе. Особенности этих теорий связаны с признанием огромной роли прошлогоопыта индивида,уходящего корнями в детство и юность, воздействие которого обычно не вполне осознается людьми. Эта идея выражается понятием «предметные связи», или «связи жизненного опыта», составляющими основу психодинамической теории. Важно подчеркнуть, что практически все модификации теории социальной работы этого вида описывают воздействие прошлого опыта на оформление сти­ля поведения человека, уровень его адаптации к окружающей сре­де, соотносясь с психоаналитической теорией 3. Фрейда, но не со­единяясь с ней.

Целостность человека в этой связи видится, во-первых, в его традиционной опоре на свой жизненный опыт, а также в том, как успешно, гармонично он преодолевает конфликт своего прошлого опыта с настоящим, решением текущих проблем. Объектом познания в данном случае для социального работника является клиент, имеющий проблемы. Изучение воздействия прошлого опыта чело­века на его современное состояние, анализ противоречия этого опыта реалиям сегодняшнего дня нередко позволяют добиваться известных успехов.

В данном контексте можно говорить о том, что психолого-ориентированные теории обусловливает и некоторую стратегию дейст­вий специалиста как субъекта социальной работы. От этого зависит выбор им технологий помощи клиенту, характера общения с ним, методов экспертизы его состояния и социального положения.

Одной из весьма распространенных пси­холого-ориентированных теорий социальной работы является бихевиористская теория (бихевиорально-когнитивная). На ее основе существенно из­менились представления о целостности человека и его роли как субъекта социальной работы.

Основной идеей данной разновидности теоретического видения социальной работы является утверждение о том, что поведение человека определяется в его существенных чертах воздействием окружающей среды, которая контролирует его посредством раз­личного рода стимулов («пси­хология поведения»).

Целостность видения человека здесь определяется в значитель­ной мере осмыслением его способности адекватно реагировать на одни и те же стимулы, сохраняя устойчивость поведения в изменя­ющейся ситуации. В этой связи в бихевиористской теории, применяемой в соответствующих мо­делях социальной работы очень важен общий набор принципов, получивший название «социальное обучение».

Психологическое содержание действий здесь сводится к следу­ющему: большинство людей приобретают опыт, воспринимая и осмысливая получаемые впечатления, копируя поведение друг друга. Иначе говоря, человек руководствуясь наблюдаемыми образцами поведения, моделирует и окружающий мир, и собственные дейст­вия. Основу социального обучения такого типа составляет процесс подражания, копирования культурных стандартов образа жизни, культуры поведения. В этой связи целостность человека как объекта познания в теории и практике социальной работы может быть по­стигнута как система культурных образцов, которым подражает личность.

 

С другой стороны, специалист как субъект социальной работы так­же может быть представлен как подражающий образцам поведения социальных работников, которые реализуют какую-либо модель ока­зания помощи нуждающимся. Иначе говоря, социальный работник может быть включен в социальное обучение, в соответствии с ко­торым станет моделировать свое поведение. При этом он как субъект социальной помощи обязан учитывать психологию поведения, сти­мулы – реакции своих клиентов. Все это в единстве представляет субъектность социального работника по-бихевиористски со всеми ее достоинствами и недостатками.

В последние три десятилетия в западной теоретической тради­ции сформировалась как относительно самостоятельная ветвь гума­нистическая теория социальной работы, которую нередко называют экзистенциально-гуманистической. Данное направление в теории социальной работы сформировалась под влиянием К. Роджерса, А. Маслоу, развивших гуманистическую психологию, А. Камю, Ж.-П. Сартра, В. Франкла, работавших над экзистенци­альной проблематикой в философии и психологии, Ф. Перла, под­держивавшего традиции гештальт-терапии.

Основные положения гуманистической теории социальной ра­боты исходят из понимания человека как целостной личности, на­ходящейся в постоянном взаимодействии со своим окружением. Эта целостность обеспечивается утверждением веры в человека как выс­шую ценность, высшее существо, способное воспринимать и кон­струировать мир, принимать решения и формировать свои жизнен­ные стратегии, изменяться под влиянием обстоятельств. Гуманис­тический подход к теоретическому оформлению знаний о социаль­ной работе исходит из необходимости для нормального существо­вания человека самостоятельно думать и действовать, возможности свободы, обеспечения гуманных отношений, выбора, конст­руктивного сотрудничества. Только на этой основе могут пробуж­даться самодвижущие силы развития личности, формироваться лич­ностная индивидуальная и социальная субъективность. При этом огромная роль отводится представлениям человека о самом себе, «Я – концепции», центральным звеном которой является понятие «самоценности». На этой же основе выстраивается и стратегия действий специалиста уже как субъекта социальной работы. Обычно внимание акцентируется на партнерских отношениях клиента и социального работника, а в качестве приоритетной рассматривается самопомощь нуждающихся, их активная роль в решении своих проблем.

2. Социолого-ориентированные теории социальной работы сводятся к познанию закономерностей со­циального развития и структурирования общества, взаимодействия его социальных институтов.

Известно, что становление социолого-ориентированных моде­лей теории социальной работы испытало на себе влияние класси­ческого позитивизма (О. Кант, Дж. Милль, Т. Спенсер), трактовав­шего социологию как «социальную физику». В этой связи любой социальной теории классический позитивизм пы­тался противопоставить методы наблюдения, сравнительный историко-социологический метод анализа общественных процессов, ма­тематические методы. Характерными чертами позитивизма (особенно раннего, социо­логического) были натурализм (требование жизни, согласующейся с законами природы, развитие естественных побуждений), эволюционизм (биологическое и психическое единство человечества), феноменализм (исследование объектов, их восприятие и познание). Моделью научного познания здесь являлись биология, анатомия и физиология человека, отчасти – механика.

Позитивизм в социоло­гии и теории социальной работы установил наличие неизмен­ных законов функционирования и развития общества и человека, которые рассматривались как часть или продолжение природных процессов. В этой связи специалист по социальной работе ори­ентируется на учет естественных потребностей воспроизводства индивидуально-личностной и социальной жизни, объективных за­кономерностей эволюции человека и общества. Существенное зна­чение придается решению конкретных задач социальной помощи.

Заметное влияние на развитие теории социальной работы ока­зал социологический функционализм, использующий структурно-функциональный анализ и системное социологическое знание. В этой связи социальная работа рассматривается, во-пер­вых, как часть более широкой социальной системы, где она вы­полняет свою роль, ряд функций, влияние которых обеспечивает целостность и жизнестойкость общества. Во-вторых, сама социальная работа представляется как система деятельности ряда учреждений, совокупность социальных действий, идей, общественных связей и отношений, социальный институт, имеющий не только разнооб­разные связи с обществом, но и свою внутреннюю относительно самостоятельную логику развития. В-третьих, деятельность соци­ального работника представляется в виде совокупности функций, взаимосвязанных ролей, как система, имеющая характерную внут­реннюю структуру. В-четвертых, клиент, нуждающийся в помощи, также рассматривается функционально, в системе его функций как психобиосоциального существа, удовлетворяющего свои потреб­ности поддержания жизнеобеспечения и деятельности.

Среди социально-ориентированных теорий социальной работы в XX в. выделяется марксистская социологическая теория. Принципиальное значение здесь имеет ориентация на изучение условий коллективного бытия людей, коллективистс­ких ориентаций личности.

В рамках социолого-ориентированных теорий выделяются также идеи системной социологии. За рубежом наиболее активно и широко идеи системной социологии в тео­рии социальной работы стали применяться в 70–80-е гг. XX в. Глав­ным аргументом целесообразности такого подхода было утвержде­ние, что жизнь людей зависит от различных окружающих ее систем. При этом человек представляется и исследуется как часть общест­ва, большой системы, в свою очередь, являясь малой системой, состоя­щей из подсистем (кровообращения, нервной системы, системы пищеварения и др.), а также клеток, состоящих из атомов, вклю­чающих еще более мелкие частицы. Кроме того для человека харак­терны системы тех или иных взглядов, умений и навыков, связей со средой обитания. Целостное видение человека и общества, ори­ентирующее на понимание самостоятельного значения системного осмысления проблем человека и как объекта познания, и как субъек­та социального действия, включая социальную работу как деятель­ность, определяет значимость этой теории.

Также в рамках социолого-ориентированных теорий выделяются культурологические идеи (П. Сорокин). Человек рассматривается на основе этих идей как неотъемлемая часть той культурной среды, социокультурной традиции, которая обусловливает его развитие и характерные для него проблемы. Региональный, поселенческий, национально-культурный контекст жизни человека приобретает здесь весьма существенное значение.

3. Комплексно-ориентированные теории социальной работы подразумевают целостное видение социальных проблем человека, содействие в их реализации с учетом имеющихся у клиента индивидуально-психологических характеристик, способностей, личност-ных резервов, а также психологических характеристик окружающей его среды. Здесь один из вариантов рассмотрения человека в его целостности в окружающем его мире – виталистский подход, опирающийся на формирующуюся социологическую концепцию жизненных сил че­ловека. Целостность осмысления проблем человека в виталистской теории социальной работы обеспечивается, прежде всего, тем, что она учитывает характер взаимодействия жизненных сил и жизненного пространства бытия человека, вос­производства и совершенствования его деятельности как психобио­социального существа. При этом жизненные силы человека харак­теризуются как единство индивидуальной и социальной субъект­ности личности во всех сферах, как совокупность биофизиологи­ческих, психических и социальных возможностей индивида, peaлизуемых в условиях конкретных социальных отношений.

К комплексно-ориентированным относят также теории: социально-педагогическую, когнитивную, ролевую.

 

Каждая из трех групп представленных выше теорий определяет конкретные модели социальной работы.

1. На основе психолого-ориентированных теорий выделяются психолого-ориентированные модели социальной работы, которые связаны с возможностью оптимизировать собственные усилия клиента по изменению ситуации, возникшей на личностном или социальном уровнях. К таким моделям относятся следующие:

Ø психодинамическая модель основана на психодинамическом направлении теории социальной работы (3. Фрейд, Э. Берн и др.). Основные понятия этой теории связаны с психоанализом, они заложили принципы индивидуальной социальной работы (кейсуорк): индивидуализация клиента, оценка возникшей проблемы, ее диагностика, использование терапевтических технологий помощи;

Ø экзистенциальная модель связана с экзистенциальными и феноме­нологическими подходами в психологии. При анализе поведения клиента важно учитывать, как он воспринимает и интерпрет­ирует свои представления об окружающем мире, как оценивает свой социальный статус. В рамках данной модели большое внимание уделяется рассмотрению специфики поведения клиента в первичных по отношению к нему группах. Учитывая личностные установки, имеющиеся у клиента по поводу своего представления о себе и окружающем его мире, социальный работник более точно составляет понимание причин личностного дискомфорта. Данная модель оправдала себя в работе с этническими группами и другими категориями социального риска («недооцененные группы»), при разрешении конфликта, возник­шего при несовпадении личностных реконструкций внешнего мира с новым социальным окружением. Важной при этом явля­ется работа по изменению смысла жизни клиента;

Ø гуманистическая модель определяется принципами гумани­стической психологии (В. Франкл, К. Роджерс, А. Маслоу и др.). Социальная работа в этой модели проявляется в стремлении со­циальных работников помочь клиентам на основе самопознания и самоактуализации. Ведущая технология данной модели – тех­нология «активного слушания» (эмпатия, партнерский стиль от­ношений). Существенная черта этой модели социальной рабо­ты – не директивный подход к решению проблем клиента. Эффективность данной модели связана во многом с личностны­ми чертами самого социального работника (искреннее сочув­ствие, умение выстроить собственную технологию). В современ­ных условиях данная модель социальной работы приобретает все большее влияние.

Все модели данной группы связаны с оказанием индивидуаль­ной помощи клиенту с позиций его личностных проблем, что требует от социального работника серьезной психологической подготовки.

2. В рамках социолого-ориентированных теорий выделяются модели, тесно связанные с социологическими концепциями. Социология лежит в основе тех теорий социальной работы, которые ориентированы на струк­турную социальную работу, связанную с оптимизацией деятель­ности учреждений социальной сферы, обеспечивающих соци­альную защиту различным социальным группам нуждающихся, а также ориентированы на повышение эффективности социальной политики в обществе. На основе теории системной социологии социальный ра­ботник выявляет факторы окружения клиента, фиксирует нали­чие воздействия на клиента других людей, а также влияние различных социальных факторов. Наиболее эффективно теория системной социологии используется в организации социального обслуживания, а также с целью разработки концепций социальной защиты на­селения. Среди основных современных социолого-ориентированных моде­лей выделяют «модели жизни» экологической теории, социаль­но-радикальную модель, марксистскую модель.

Ø «Модели жизни» экологической теории представляют собой одну из концепций взаимодействия психологической и социаль­ной систем и являются сравнительно новой теорией осмысления социальной практики. Проблематика данных теорий связана с пограничными аспектами теории социальных систем и проблем социальной психологии (социальная адаптация, стрессы и т.п.). Деятельность социального работника в рамках данного подхода связа­на не только с общением с клиентом, но и с окружающей его сре­дой. Этот подход называется системно-экологическим. Проявля­ется в организации работы системы социального обслуживания и поддержки населения, особое место в нем уделяется проблеме взаимоотношений социального работника и клиента, которые рассматриваются в контексте теории социальных ролей. Данно­му роду моделей свойственна недостаточная технологическая и методическая разработанность.

Ø Социально-радикальная модель. В ее основе лежат положения движения за права человека (борьба с дискриминацией и т.п.). Данная модель проявляется как модель защиты и развития самосознания представителей различных социальных групп. Технология защиты и «наделения полномочиями» направлена на развитие социальных способностей клиентов различных групп угнетенных, отвергнутых, причем упор делается на учет влияния властных структур, классовой принадлежности (хотя не предполагает изме­нения самих угнетающих структур).

Ø Марксистская модель. Она основывается на понимании дея­тельности социального работника как силы, способствующей осуществлению совместных коллективных действий, направлен­ных на подъем самосознания и осуществления перемен в обществе: социальный работник как социальный «контролер», со­циальный «стабилизатор», социальный «адвокат», социальный «врач». Данная модель особенно эффективно развивается на структурном уровне.

Следует отметить, что, белорусская национальная модель организации со­циальной защиты тяготеет к социолого-ориентированной модели, основывающейся на признании особой роли со­циальной политики, создании условий, предпосылок эф­фективной социальной работы среди различных катего­рий нуждающихся, а также опору на структурные компо­ненты системы, оптимизацию деятельности учреждений и организаций социальной сферы и социальных работников.

Происходящие перемены в экономике, политике, духовной сфере, расширение пространства социальной за­щиты в Республике Беларусь, повлекли за собой существенные перемены в системе социальной защиты населения. Появились новые формы ра­боты с различными группами населения, стали развиваться негосударственные формы социальной помощи, обозначи­лась социальная направленность всей государственной по­литики, осуществляется принцип адресной помощи и т.п.

Современные концептуально-теоретические подходы к проблемам содержания социальной защиты населения обу­словливают соответствующие перемены в ее организации, управлении, и, прежде всего, в обеспечении системного подхода. Система современной социальной защиты включает: со­циальную защиту процесса формирования и развития лич­ности (начиная, естественно, с молодежи); социальную защиту среды формирования и развития личности; социаль­ную защиту прав человека, и в, первую очередь, молодо­го человека; целевую социальную защиту, перспективную и краткосрочную реализацию определенных социальных программ и т.д. Важно заметить, что каждое из этих на­правлений представляет собой достаточно сложный комп­лекс задач, мер, методик, и, конечно, действий социаль­ных структур на разных уровнях.

3. Усиливающиеся междисциплинарные и интегративные тенден­ции в практике и теории социальной работы актуализируют по­иск комплексныхмоделей социальной работы, которые основываются на комплексно-ориентированных теориях и позволя­ют подходить к решению социальных проблем многосторонне. Среди них выделяются: ролевая модель, социально-педагогическая модель, когнитивная модель, концепция жизненных сил.

Ø Ролевая модель построена на интеграции психологического и социологического знания (Я. Морено, Дж. Г. Мид). Логика обо­снования процесса социальной помощи базируется на психоло­гическом знании, прежде всего – понимании роли личности. В ролевой модели используется представление о личностных ролях: люди строят свое поведение в соответствии с моделями, схема­ми, воспроизводимыми индивидуально-личностным сознанием. Ролевая модель включает проблемы клиента, связанные с вопро­сами о том, как себя вести и развиваться с учетом прошлого опы­та, понимания значимости актуальных событий и процесса формирования представлений о собственной роли в жизни. Исполняя роли разного порядка (социальные, межличностные), человек может попасть в конфликт между ними. Здесь может быть актуальна помощь социального работника. Ролевая теория служит для социального работника одной из форм социального объяснения, а также средством социального обучения, коррекции поведения, повышения адаптивности клиента.

Наиболее распространенные технологии, используемые при работе с ролевой теорией, – это перемена ролей; групповая дискуссия (предметом которой, в частности, могут быть биография клиента, межличностные отношения в группе и т.д.); групповая поведенческая терапия, цель которой – освоение новых ролей в группе и с помощью группы, коррекция поведения клиента (в данном случае используются такие методики, как угасание, переобусловливание, моделирование, научение социальным навыкам, межличностным контактам); арт-терапия, цель которой – раскрытие клиентом своей роли перед группой, интерпретация ее, стимулирование активности клиента; методика «запрограммированных ролей» и др. Понятие «социальная роль» позволяет и более рельефно описать отношения «социальный работник – клиент».

Ролевая теория также имеет явно выраженную тенденцию к комплексности, что позволяет многим теоретикам и практикам относить такой подход к комплексно-ориентированным, связывая его с социально-психологической разновидностью комплексно-ориентированных теорий социальной работы.

Ø Социально-педагогическая модель особенно актуальна для России и Беларуси в силу традиционности рассмотрения вопросов социальной работы с педагогической точки зрения. Воспитание, являясь частью процесса социализации, осуществляется целенаправленно, при опосредованном или непосредственном участии социальных факторов разного уровня (макро-, мезо- и микро), под воздействием которых в отдельных случаях у личности могут сформироваться неадекватные данному обществу социальные качества, приводящие в последующем к разного рода социальным конфликтам. Поэтому процесс социализации в основном является институцио­нализированным, реализуется через систему определенных соци­альных институтов, призванных корректировать формирование со­циальных качеств личности в соответствии с общественно значи­мыми ценностями, ограничивать или активизировать воздействия каких-либо факторов либо нейтрализовать их.

Поэтому сферой социального воспитания становится не только образование, приобретение жизненного опыта учащимися, но и оказание им социально-педагогической помощи.

Социально-педагогическая модель может рассматриваться на уровне структурной и на уровне психосоциальной работы. Возможности реализации данной модели на структурном уров­не можно показать на примере исследования взаимоотношений школы и общества.

С точки зрения этого подхода система образования и воспита­ния есть средство внедрения новых технологических достижений, которые способны удовлетворять возникающие потребности лич­ности, группы, общества в целом. Современная школа выполняет те основные задачи, которые на других этапах развития общества выполнялись неформально, путем включения индивида в семью или общину и т.д. Школа выступает в роли первоначального меха­низма дифференциации общества, беря на себя задачу профессио­нальной подготовки.

Таким образом, именно школа начинает формировать соци­альный статус человека, помогая ему адаптироваться к жизни об­щества на разных уровнях и этапах его развития. В соответствии с этим реализуются такие функции социальной работы, как профи­лактическая, прогностическая, социального контроля.

С другой точки зрения школа рассматривается как социальный институт, являющийся фактором борьбы различных социальных групп за власть. Задача школы в этом случае – прежде всего фор­мирование таких ценностей, которые оправдывали бы действия, необходимые для поддержания существующей государственной системы. Школа яв­ляется важным элементом политической стабильности, узаконивания существующих в обществе различий. Таким образом, в этом случае реализуется, прежде всего, такая функция социальной работы, как социальный контроль.

С третьей точки зрения в современном обществе «хорошо соци­ализированный» в группе человек не обязан разделять точку зрения других ее участников, а его поведение может существенно отли­чаться от их поведения. Все люди живут, ориентируясь на опре­деленные правила (они решают, как изменить ритм работы, как провести свое свободное время, как себя вести в случае конфликта с администрацией и т.д.). Но некоторые люди «выпадают» из общих правил, не зная, как поступить в конкретной ситуации, не понимая, что она означает, что можно от нее ожидать и что можно себе позволить. Роль школы здесь заключается в том, чтобы такие «маргинальные группы» не возникали. В соответствии с этим школа способствует формированию свободно действующих, «автономных» социальных субъектов и в то же время развивает «струк­туру разумного приспособления», в пределах которой индивиды могут существо­вать, не вступая в конфликт с обществом.

В этом случае функциями социальной работы являются соци­ально-психологическая реабилитация индивида и оптимизация ме­ханизмов реализации его возможностей и потребностей.

Ø Когнитивная модель приобрела особую популярность в на­чале 1980-х гг. Один из главных принципов социальной работы данной модели – социальные услуги должны быть доступны всем нуждающимся в них. Основная форма реализации этой модели – консультирование. Для повышения эффективности и действенности консультирования социальному работнику важ­но знать особенности мышления клиента, имеющиеся у него ус­тановки и предубеждения, которые в конечном счете и обуслов­ливают его социальные действия по отношению и к себе, и к окружающим. Од­ной из методик в процессе консультирования клиента, разрабаты­ваемого на базе когнитивной модели, является объяснение, основу которого составляет рациональный контроль социального работ­ника за поведением клиента.

В когнитивной модели выявляются возможности регуляции социального поведения клиента путем обучения его «отрабатывать» механизмы своих поступков, адекватные социальным условиям или той конкретной социальной ситуации, в которой он оказался. Данная модель чаще всего используется в работе по месту жительства. Одна из наиболее актуальных проблем, решаемых в рамках данной модели, – это разрешение конфликтов средствами групповой дискуссии, самоанализа и т.п. В данной модели особенно эффективным представляется соединение аспектов когнитивной теории с гуманистическими теориями, что обусловлено одним из основополагающих принципов этой модели – стремлением к оптимизации деятельности клиентов в сфере управления собственной жизнью, формированием потребностей к такой деятельности.

Комплексный характер когнитивной модели социальной работы заключается в том. что она включает в себя и социологические, и психологические подхо­ды к организации социальной работы. Такое понимание этой моде­ли практики социальной работы во многом обусловлено тем, что адаптация понимается не только как индивидуально-личностная потребность, но и как имеющая социальные последствия: она ока­зывает влияние на социальную среду (как непосредственно на сре­ду обитания индивида, так и опосредованно на социальную реаль­ность в целом), изменяясь, в свою очередь, под ее воздействием посредством изменения личности.

Ø Витально-ориентированная модель (концепция жизненных сил). В ее основе находится понятие «жизненные силы» как способность человека к воспроизводству и осуществлению жизни в качестве биосоциального существа (реализация единства индивидуальной и социальной субъектности). Социальная работа представляет собой деятельность по оптимизации формирования, осуществле­ния и реабилитации жизненных сил человека. В данной модели пересекаются психолого-ориентированные и социолого-ориентированные теории социальной работы. То или иное теоретическое обоснование социальной работы оказывает влияние на определение предметной области, методы, принципы, содержание социальной работы, как в теоретическом, так и в практическом аспекте.

В рамках витально-ориентированной социальной работы существуют различные подходы к выделению организационных уровней социальной работы. Так, традиционный подход заключается в выделении трех основных уровней: патронажная работа – индивидуальная социальная ра­бота с отдельными клиентами и (или) их семьями; групповая со­циальная работа – работа с малыми группами; коммунальная социальная работа – работа с различными общностями, начиная от общины (коммунального уровня) и до всего общества в целом.

Другой подход к организации социальной работы заключает­ся в разделении ее на микро- и макроуровни. Он основан на раз­личии между усилиями, направленными на макросистемы (орга­низации, коммуны, общества) и микросистемы (индивиды, семьи, малые группы). На макроуровне социальная работа осуществляется в форме социального планирования, коммунальной организации и орга­низационного развития. Микроуровень реализуется через патро­нажную работу, семейную помощь и групповую терапию.

Еще один подход к выделению уровней состоит в разграничении социальной работы, направленной на восстановление нарушен­ного равновесия, функций (реабилитацию), и социальной рабо­ты, направленной на профилактику (превенцию) подобных от­клонений. Профилактика связана с необходимыми социальными изменениями, а реабилитация – с помощью индивидам в непо­средственно существующей ситуации.

Наконец, проблемный под­ход заключается в соотнесении организации социальной работы с особыми окружающими условиями или областями социальных проблем (социальная работа с душевнобольными, алкоголиками и т. п.).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...