Экономическая мысль возникла в глубокой древности, прошла длительный и сложный путь становления и развития. Вначале экономические знания формировались как отдельные элементы отдельной науки. Самостоятельное развитие экономика начала в эпоху зарождения капитализма. Ученые-экономисты различают множество этапов и направлений в этом развитии. Остановимся на некоторых вехах развития экономической теории (табл. 1).
Таблица 1 – Характеристика основных школ и направлений развития экономической теории
Школы, направления и их представители
Период формирования
Основные идеи
Меркантилизм – первая школа экономики.
Томас Мен
(1571-1641), англичанин
XVI-XVIII вв.
1. Главное богатство общества – это деньги (золото и серебро).
2. Источник богатства – сфера обращения (торговля и денежный оборот).
3. Богатство накапливается в результате внешней торговли, а потому исследовать надо только сферу обращения.
Школа физиократов (природа и власть). Франсуа Кенэ
(1694-1774), француз
XVIII в.
1. Истинным богатством нации выступает продукт, произведенный в сельском хозяйстве.
2. Первыми попытались вывести прирост богатства из процесса производства, а не обращения.
Английская классическая политэкономия. Уильям Петти
(1623-1687),
Адам Смит
(1723-1790),
Давид Рикардо (1772-1823), англичане
XVII-XIX вв.
1. Богатство нации создается в материальном производстве, а не сфере обращения.
2. Главный источник богатства – труд.
3. Политэкономика раскрыла значение труда как основы и меры ценности всех товаров.
4. Заложила основы трудовой теории стоимости.
Марксизм.
Карл Маркс
(1818-1883),
Фридрих Энгельс
()
С середины XIX в.
1. Разработаны теория стоимости и теория прибавочной стоимости.
2. Разрабатывались теория экономического цикла, теория доходов, теория заработной платы, теория простого и расширенного воспроизводства, теория земельной ренты.
1. Частнопредпринимательская рыночная система, способная к саморегулированию и поддержанию экономического равновесия.
2. Государство создает благоприятные условия для функционирования рыночной экономики
Кейнсианство.
Джон Кейнс
(1883-1946),
англичанин
С 1930-х гг.
1. Разработана теория спроса и предложения, а также равновесной цены.
2. Государство должно активно регулировать экономику, т.к. рынок не способен обеспечивать социально-экономическую стабильность общества.
3. Государство должно через бюджет и кредит регулировать экономику, устраняя кризисы, обеспечивая полную занятость и высокий рост производства.
4. Разработаны теория эффективного спроса и теория эффективного инвестирования
Неоклассическийсинтез.
Джон Хикс
(1904-1989),
Пол Самуэлсон
(1915),
американцы
С 1950-х гг.
1. В зависимости от развития экономики предлагается использовать либо кейнсианские рекомендации государственного регулирования, либо рецепты экономистов, стоящих на позициях ограничения государственного вмешательства в экономику.
2. Лучший регулятор – денежно-кредитные методы.
3. Рыночный механизм способен сам устанавливать равновесие между спросом и предложением, производством и потреблением.
Монетаризм.
Милтон Фридман
(1912),
американец
С 1970-х гг.
1. Выдвинул монетарную теорию национального дохода и новый вариант количественной теории денег.
2. Главный способ воздействия на экономику – государственное регулирование через эмиссию, кредитный процент, налоговые ставки, таможенные тарифы.
Изучив общественные характеристики основных направлений развития экономической теории, можно сделать вывод, что ни одна теория не может претендовать на абсолютную и вечную истинность. Каждая школа в той или иной мере страдает односторонностью и преувеличениями, т.к. выступает с позиции определенной социальной группы и определенного периода.
Экономическая мысль возникла в глубокой древности, прошла длительный и сложный путь становления и развития. Вначале экономические знания формировались как отдельные элементы отдельной науки. Самостоятельное развитие экономика начала в эпоху зарождения капитализма. Ученые-экономисты различают множество этапов и направлений в этом развитии. Остановимся на некоторых вехах развития экономической теории (табл. 1).
Таблица 1 – Характеристика основных школ и направлений развития экономической теории
Школы, направления и их представители
Период формирования
Основные идеи
Меркантилизм – первая школа экономики.
Томас Мен
(1571-1641), англичанин
XVI-XVIII вв.
1. Главное богатство общества – это деньги (золото и серебро).
2. Источник богатства – сфера обращения (торговля и денежный оборот).
3. Богатство накапливается в результате внешней торговли, а потому исследовать надо только сферу обращения.
Школа физиократов (природа и власть). Франсуа Кенэ
(1694-1774), француз
XVIII в.
1. Истинным богатством нации выступает продукт, произведенный в сельском хозяйстве.
2. Первыми попытались вывести прирост богатства из процесса производства, а не обращения.
Английская классическая политэкономия. Уильям Петти
(1623-1687),
Адам Смит
(1723-1790),
Давид Рикардо (1772-1823), англичане
XVII-XIX вв.
1. Богатство нации создается в материальном производстве, а не сфере обращения.
2. Главный источник богатства – труд.
3. Политэкономика раскрыла значение труда как основы и меры ценности всех товаров.
4. Заложила основы трудовой теории стоимости.
Марксизм.
Карл Маркс
(1818-1883),
Фридрих Энгельс
()
С середины XIX в.
1. Разработаны теория стоимости и теория прибавочной стоимости.
2. Разрабатывались теория экономического цикла, теория доходов, теория заработной платы, теория простого и расширенного воспроизводства, теория земельной ренты.
1. Частнопредпринимательская рыночная система, способная к саморегулированию и поддержанию экономического равновесия.
2. Государство создает благоприятные условия для функционирования рыночной экономики
Кейнсианство.
Джон Кейнс
(1883-1946),
англичанин
С 1930-х гг.
1. Разработана теория спроса и предложения, а также равновесной цены.
2. Государство должно активно регулировать экономику, т.к. рынок не способен обеспечивать социально-экономическую стабильность общества.
3. Государство должно через бюджет и кредит регулировать экономику, устраняя кризисы, обеспечивая полную занятость и высокий рост производства.
4. Разработаны теория эффективного спроса и теория эффективного инвестирования
Неоклассическийсинтез.
Джон Хикс
(1904-1989),
Пол Самуэлсон
(1915),
американцы
С 1950-х гг.
1. В зависимости от развития экономики предлагается использовать либо кейнсианские рекомендации государственного регулирования, либо рецепты экономистов, стоящих на позициях ограничения государственного вмешательства в экономику.
2. Лучший регулятор – денежно-кредитные методы.
3. Рыночный механизм способен сам устанавливать равновесие между спросом и предложением, производством и потреблением.
Монетаризм.
Милтон Фридман
(1912),
американец
С 1970-х гг.
1. Выдвинул монетарную теорию национального дохода и новый вариант количественной теории денег.
2. Главный способ воздействия на экономику – государственное регулирование через эмиссию, кредитный процент, налоговые ставки, таможенные тарифы.
Изучив общественные характеристики основных направлений развития экономической теории, можно сделать вывод, что ни одна теория не может претендовать на абсолютную и вечную истинность. Каждая школа в той или иной мере страдает односторонностью и преувеличениями, т.к. выступает с позиции определенной социальной группы и определенного периода.