Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Причины, обусловливающие необходимость этической регламентации профессионального поведения в социальной работе (Г.П. Медведева).

План.

1. Предмет, цели и задачи курса этики социальной работы. Причины, обусловливающие необходимость этической регламентации профессионального поведения в социальной работе.

2. Мораль и ее происхождение.

3. Развитие нравственного регулирования отношений между людьми в религиозных заповедях и светских кодексах.

4. Этика помощи нуждающимся людям в работах русских философов.

 

Литература

 

1. Антология социальной работы / Сост. М. В. Фирсов. – М., 1995.

2. Артемова О. Ю. Личность и социальные нормы в ранне-первобытной общине (по австралийским этнографическим данным). – М., 1987.

3. Бадя Л.В. Подвиг сострадания (из истории российского благотворения) // Российский журнал социальной работы. – 1995. – № 1.

4. Бакунин М. А. Избранные философские сочинения и письма. – М., 1987.

5. Беклешов Д. В. Манеры и поведение делового человека. – М., 1993.

6. Бербешкина 3. А. Этика социального работника // Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. – М., 1993.

7. Бердяев Н. Судьба России. – М., 1990.

8. Бодалев А. А. Психология общения. М. – Воронеж, 1996.

 


1. Предмет, цели и задачи курса этики социальной работы. Причины, обусловливающие необходимость этической регламентации профессионального поведения в социальной работе.

 

Профессиональная этика, как этика вообще, не разрабатывается, а вырабатывается постепенно в процессе повседневной совместной деятельности людей. Поэтому профессиональная этика может рассматриваться как разновидность общей морали, несущая в себе специфические черты, обусловленные видом и типом деятельности. Социальная работа, как особый вид профессиональной деятельности, обладает специфической, только ей присущей совокупностью идеалов и ценностей. Будучи специализированной деятельностью, социальная работа содержит в себе особые ситуации и противоречия, которые необходимо разрешать в самом процессе деятельности и которые нередко являются предметом этой деятельности. Это обстоятельство вызывает необходимость придерживаться в социальной работе особых, более жестких моральных принципов и норм. Этика в социальной работе не конечный продукт, а одна из неотъемлемых составляющих повседневной деятельности.
Труд специалиста в области социальной работы предполагает органическое единство его квалификации и особых духовных качеств, чувство высокой моральной ответственности, готовности безукоризненно исполнить свой профессиональный долг по защите прав человека. Важную роль в преодолении разрыва между концептуальными основами профессиональной этики и их реальным осуществлением в практической деятельности может сыграть система профессиональной подготовки социальных работников всех уровней. В связи с этим этика социальной работы, как учебная и научная дисциплина и одна из важнейших составляющих профессиональной деятельности, является основополагающей как при подготовке специалистов в области социальной работы, так и в их практической деятельности.
Этическое воспитание социального работника должно стать неотъемлемой частью его подготовки. Основные усилия при этом должны быть направлены на развитие этических навыков и нравственности специалиста. В целом обучение и воспитание социального работника должно иметь главной задачей не только изучение всех тонкостей теории и технологий профессиональной деятельности по оказанию необходимой помощи клиентам, формирования социальной политики, но и умения с точки зрения морали и нравственности управлять своими действиями, выбирать собственные ценности. Такой подход к образованию включает в себя как научные практические знания, так и этические и моральные ценности, на основе которых социальный работник выстраивает свою деятельность. Именно вследствие этого процесс обучения и воспитания социального работника неотделимы друг от друга. Усвоение обучающимися в процессе профессиональной подготовки этических норм и правил позволяет повысить качество теоретической и практической подготовки специалистов, а, следовательно, и эффективность самой социальной работы, ее социальную значимость, престиж и статус.

Предмет – этические основы социальной работы как специфического вида профессиональной деятельности.

Цель курса – осознать необходимость использования в профессиональной деятельности этических и правовых норм, регулирующих отношения человека к человеку, обществу, окружающей среде, и учитывать их при разработке социальных программ по защите интересов людей.

 

Задачи курса:

1. Способствовать формированию у студентов личностных ценностных ориентаций в области профессионального образования.

2. Развивать общественно значимые мотивы профессионального выбора.

3. Сформировать знания о профессиональных этических нормах и правилах.

4. Ознакомить студентов с отечественным и зарубежным кодексами социального работника.

 

Причины, обусловливающие необходимость этической регламентации профессионального поведения в социальной работе (Г.П. Медведева).

 

Состояние и тенденции развития современного общества определяют две характерные черты, значение которых трудно переоценить:

1. Деятельность государства приобретает в официальных документах все большую социальную направленность, т. е. при определении приоритетов развития все более и более учитываются потребности человека как высшей ценности общества, в соответствии с которыми строится государственная социальная политика. Неотъемлемой сферой деятельности любого цивилизованного общества становится создание и совершенствование эффективной системы социальной защиты, основной целью которой является оказание всесторонней разовой и/или постоянной помощи индивиду (группе), попавшему в трудную жизненную ситуацию, с целью обеспечения наиболее полной его самореализации.

2. У силивается стремление в обществе привнести критерий этической оценки в самые разнообразные отрасли профессиональной деятельности. Важнейшим является вопрос совершенствования взаимоотношений людей, связанных профессиональной деятельностью, – стремление строить деловые и межличностные отношения на конструктивной основе, умение регулировать профессиональное поведение в различных ситуациях. В связи с этим очень остро ставится вопрос о соотнесении деятельности профессионального социального работника с нормами этики.

Задача этической оценки деятельности социального работника не была столь насущной, когда социальная работа была благотворительностью, актом милосердия со стороны частных лиц или их объединений. В этот период – до Октябрьского переворота – благотворительная деятельность регламентировалась в нашей стране главным образом идеологией православия, являвшегося фактически официальной государственной идеологией, обычаями и традициями, сохраненными с глубокой древности, устремлениями самих благотворителей. Такие заповеди как «возлюби ближнего своего как самого себя», являлись достаточными для повседневного обихода.

Однако в настоящее время, когда социальная работа стала неотъемлемой частью жизнедеятельности государства и общества, когда социальные работники включены в политические, экономические и социальные структуры общества и общественные отношения, появилась потребность в том, чтобы этические нормативы деятельности в сфере социальной защиты населения были бы формализованы, так как, подобно всем социальным институтам, институт социальной защиты и социальной работы в конечном счете выполняет важнейшую для государства и общества задачу – задачу стабилизации и сохранения социума, поддержания и гармонизации существующих общественных отношений и обеспечения условий для его дальнейшего развития, – т. е., по сути дела, является одним из существенных факторов обеспечения стабильности и безопасности государства.

Опыт показывает, что необходимость в подобной этической регламентации профессионального поведения и деятельности возникает обычно в тех случаях, когда в соответствии со спецификой деятельности от представителей профессии требуется повышенная моральная ответственность, регламентируемая дополнительными, более жесткими нормами поведения, когда не действуют (или действуют слабо) внутренние этические императивы ее представителей.

Причины:

1. Общее падение духовности и нравственности в обществе, утрата положительных ценностных ориентаций не может не сказаться и на нравственном облике конкретных социальных работников как членов социума. В современных условиях развития общества, когда для одних людей на первом месте стоит стремление достигнуть личного успеха, обогатиться, используя для этого все возложенные средства, а для других – физическое выживание любой ценой, падение нравственности неизбежно, а моральное саморазрушение общества идет быстрее, чем становление «новых» гуманистических ценностей. Как показывает историческая практика, в такой период высокие этические нормы, усвоенные в процессе воспитания и социализации личности, закономерно и объективно отходят на второй план.

2. В условиях безработицы, низкого уровня оплаты труда работников бюджетных организаций (к которым относятся и социальные службы) в социальную работу порой приходят люди случайные, морально не готовые к данному виду деятельности, ставящие перед собой цель лишь пережить тяжелые для них времена, стремящиеся иметь хотя бы какую-нибудь работу и стабильный источник средств к существованию. Такие социальные работники, не имея соответствующей мотивации к труду, выполняют свои профессиональные обязанности лишь в меру внешней необходимости, не руководствуясь при этом соображениями гуманности своей миссии, внутренней потребностью помогать людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

3. Каждое государство шло к нынешнему состоянию социальной защиты своим путем, учитывая местные условия, потребности населения и возможности их удовлетворения. В связи с этим зарубежный опыт социальной работы не всегда возможно применить в условиях нашего общества, поэтому необходима разработка национальных этических кодексов социальных работников, соответствующих нашим конкретным условиям.

4. Социальная работа не может в полной мере разделить с государственными структурами, местными органами власти ту систему ценностей, которая ими исповедуется фактически. Например, интересы рыночной экономики, которая подчиняется закону извлечения наивысшей прибыли, что имеет последствием такие негативные явления, как безработица, обнищание значительной части населения, «не вписавшегося» в рынок и т. д. Социальная же работа призвана оказывать помощь всем, кто в ней нуждается, причем отдает предпочтение индивидам, не востребованным экономикой и не имеющим возможности самостоятельно решать свои проблемы.

5. Важна этическая ориентированность деятельности социального работника также для того, чтобы преодолеть возможное противоречие между целью данной деятельности и средствами ее достижения. Тезис «цель оправдывает средства» в социальной работе неприемлем.

6. В отличие от большинства других видов деятельности, социальная работа проводится не просто с людьми, а с людьми особыми, имеющими серьезные проблемы, связанные затруднениями в осуществлении жизнедеятельности. Для успешной работы от специалиста требуется не формальный подход, а умение понимать своего клиента и сопереживать ему, быть чутким и деликатным. Поэтому труд специалиста в области социальной работы предполагает орга ническое единство его квалификации и особых духовных качеств, чувство высокой моральной ответственности, готовности безукоризненно исполнить свой профессиональный долг по защите прав человека.

7. Социальная работа относится к видам профессиональной деятельности с высокой степенью индивидуализации труда. Это не значит, что социальный работник полностью предоставлен самому себе, неподконтролен и неподотчетен, но деятельность его чаще всего может быть проконтролирована только косвенно, поскольку осуществляется она один на один с клиентом. Это обстоятельство требует от социального работника особых навыков и строгого соблюдения этических норм и правил общения с клиентом и его социальным окружением.

Этические проблемы возникают во всех сферах деятельности социального работника: в проводимых исследованиях, в сфере практической деятельности по оказанию услуг, во взаимоотношениях с коллегами и с представителями «внешних» по отношению к системе социальной защиты учреждений и организаций, со спонсорами, в сфере разработки и формирования социальной политики, в преподавательской деятельности. Этические трудности принятия решений и деятельности обусловлены в основном тем, что специалист постоянно сталкивается с проблемами социально-экономического и политического неравенства, нарушениями на социальной справедливости. Его усилия принесут пользу только в том случае, если на всех уровнях своей работы он будет руководствоваться прежде всего этическими нормами и правилами.

 

2. Мораль и ее происхождение.

 

Мораль является одной из наиболее ранних форм общественного сознания и регуляторов человеческого поведения.

??? Мораль – это совокупность норм и принципов поведения человека по отношению к обществу (междисциплинарный словарь по педагогике). Особенность состоит в том, что мораль имеет безличностную форму («ничья»), в то же время выполнение моральных норм – внутренняя потребность человека, контролируемая обществом. Относительно происхождения морали существуют 2 точки зрения:

1. Мораль обусловлена необходимостью нравственной регламентации совместной деятельности людей как необходимого условия ее осуществления и сохранения стабильности социума (В.Г. Иванов, А.Ф. Шишкин).

2. Мораль как форма регулирования поведения индивида в сообществе себе подобных существовала до общественного разделения труда, когда человек вел стадный образ жизни, и служила необходимым условием выживания (М. Ефросимов).

Вторая т. зрения предпочтительнее и подтверждена историческими данными. Современной истории известно, что изначально предок современного человека был стадным существом и что первобытная орда вела кочевой образ жизни, постоянно передвигаясь с места на место в поисках пищи; причем основными способами ее добывания были собирательство и коллективная охота. Будучи физически относительно беззащитным, человек объективно нуждался в кооперировании своих усилий с другими людьми для успешной охоты или защиты от хищников. В те времена предок человека был жесток, а общество первобытных людей было обществом, где выживали сильнейшие. Многочисленные работы, посвященные предыстории человечества, говорят о том, что убийства детей (видимо, используемых в качестве пищи в голодные периоды) и отказ в помощи престарелым, больным и раненым членам орды были тогда в порядке вещей, повседневной практикой, поскольку для находящейся в постоянном движении орды медленно передвигающиеся в силу разных причин члены — не просто обуза, а угроза безопасности для всех, а значит и для каждого. Задержка в пути, передвижение со скоростью самых слабых и медлительных могли вызвать гибель всей орды от голода или в результате нападения таких же диких людей или животных. Поэтому Л. Крживинский называет первобытное общество-орду — «обществом без стариков» и «обществом сильных людей», имея в виду, что люди слабые погибали довольно быстро, не получая помощи и поддержки со стороны своих соплеменников. Происходил действующий в животном мире и распространявшийся в этот период истории на дикого человека естественный отбор, в результате которого выживали наиболее молодые, ловкие и сильные.Вместе с тем, исходя из того, что предок человека жил не в одиночку, мы можем сделать вывод, что и в этот начальный период истории человечества должны были существовать определенные регуляторы поведения индивида в сообществе себе подобных. Безусловно, полуживотное состояние человека делало неизбежным преобладание биологического начала над социальным, и именно этим обстоятельством определялась необходимость координировать действия внутри племени и жестко регламентировать поведение его членов. Правила и нормы жизни подразумевали безоговорочное подчинение слабых сильному, абсолютную власть вожака, решение всех спорных вопросов с позиции силы. Вместе с тем необходимость выживания диктовала утверждение и других норм: взаимопомощи при обороне и нападении, т.е. в экстремальных условиях, миролюбии внутри общины, пресечение немотивированных убийств и др.

Таким образом, уже в примитивном обществе должна была существовать система общих и универсальных норм и запретов, которые гарантировали бы безопасность существования, невозможность самоуничтожения человеческого сообщества «изнутри», а также соответствующая система санкций для нарушителей норм. У человека, более слабого, чем другие животные, не было выбора, не было альтернативы коллективному образу жизни. При отсутствии свободы воли трудно говорить о моральности или аморальности поведения, хотя некоторые виды поддержки и взаимопомощи в орде на инстинктивном уровне имели место как прообраз будущих моральных отношений. Но понятия «добро», «зло», «благо», в то время ничем не отличались от биологических ощущений (тепло, сытно, опасно).

 

 

3. Развитие нравственного регулирования отношений между людьми в религиозных заповедях и светских кодексах.

По мнению историков, относительная гуманизация и морализация отношений в обществе произошла после освоения человеком огня. Стал возможным оседлый образ жизни, появилась защита от животных, возможность делать запасы, боле удачна охота, создание орудий труда, снизилась заболеваемость и смертность, поэтому племя становилось более жизнеспособным. О том, что человеческая жизнь, сам человек в этот период уже становится наивысшей ценностью, пусть и не вполне осознаваемой объективно, косвенно говорит такой факт: самой великой и ценной жертвой духам (предков или природных предметов и явлений), культы которых в этот период уже существовали, считалась жертва человеческая, приносимая в особо ответственных, важных и значимых случаях, тогда как в повседневности можнобыло ограничиться принесением в жертву злаков, продуктов питания, животных, различных изделий. Причем на роль жертвы в самых различных человеческих сообществах, живших в различных уголках земного шара, выбирались наиболее молодые, сильные и красивые члены племени — самое ценное и лучшее, чем располагало племя.

Разделение труда привело к тому, что полезными для общества стали старики и дети (как хранители огня, как члены общины, обеспечивающие преемственность социального опыта в виде ЗУНов, традиций, обычаев, в том числе, морального характера). Это способствовало формированию представлений о важности взаимопомощи не только среди сильнейших членов племени, но и заботы о слабых, их содержании и поддержки. Фактически, это был урок «о пользе чужой жизни для удобства собственной». Относительная стабильность положения рода и моральные традиции привели к тому, что появились первые формы социальной помощи «чужаку» (прообраз благотворительности – кров и хлеб путнику, пришедшему с миром).

Однако в значительной степени нравственное регулирование отношений между людьми развивалось с появлением семьи и собственности. –??? – какспособ преодоления противоречия между личностью и обществом, между интересами собственников и сообщества в целом.

Первые наиболее общие и объективные с точки зрения потребностей совместного проживания и деятельности моральные принципы и нормы получили дельнейшее закрепление в религиозных заповедях, а потом и в светских законах.

Ветхий Завет. Требование делать добро, наказание за грехи и преступления (убийство Каином брата); стыдно быть жестоким, равнодушным, эгоистичным; запрещены самосуд, кровная месть, племенная вражда, которые могли стать массовыми и привести к уничтожению рода.

Исход. Пророк Моисей получает от Бога 10 заповедей, которые составляют основу совместного существования людей (цитата из Библии). Требование оказания помощи нуждающимся, но только «своим», с иноверцами следует поступать иначе: давать в долг, грабить, превращать в рабов и др. Национальный характер моральных норм.

Православие, как ветвь христианства, является наднациональной религией и не разделяет людей ни по каким признакам, кроме веры. Проповедует братские отношения, заботу друг о друге, миролюбие и др. Один из главных принципов: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон». В той или иной формулировке данный принцип встречается у всех народов, что говорит об универсальности и всеобщности нравственного закона. Этика христианства впоследствии становится идеологической основой русского государства (князь Владимир в 10 веке поручает церкви заботу о нуждающихся и определяет для этого средства – 1/10 доля от прибыли). Православная доктрина помощи ближнему основана на идее спасения души, обретения Царства Божия, а не необходимости выживания, что изменяет ее сущность. Человек стал главной ценностью в христианском учении о добре и зле.

«Поучение В. Мономаха» (1099 г.) – целостная система этических воззрений на поведение в обществе, семье. Идеи:

– проявлять заботу о нищих, слабых, сиротах, вдовах;

– защищать слабых от притеснения сильных;

– восстанавливать социальную справедливость;

– быть вежливым, приветливым ласковым;

– почтительно обращаться с иноземцами;

– быть верным данному слову и др.

(цитаты)

«Домострой» (16 век). Продолжается отстаивание основных моральных принципов и норм, изложенных ранее в православии и светских поучениях. Требование соблюдать все заповеди, подавать милостыню, уважать других и самого себя.

«Юности честное зерцало» (18 век). Правила этики и этикета, относящиеся к любой категории лиц. Важным считается «оказание почтения всякому человеку вообще», проявление нравственных качеств, выполнение долга, терпимость, прощение слабости и др.

 

(цитаты)

 

4. Этика помощи нуждающимся людям в работах русских философов.

Большинство российских философов были людьми верующими, поэтому они связывали свои этические понятия с православием. П.Я. Чаадаев. Идея обязательного совершения благодеяния, через которое нравственно совершенствуется сам благотворитель: «в том, что мы желаем для других, мы всегда учитываем собственное благо». Основа человеческого счастья – альтруистическое сознание и поведение: «Жить для других значит жить для себя. Вы хотите быть счастливыми? Так думайте как можно меньше о собственном благополучии, заботьтесь о чужом…». Человек, заботящийся только о себе, по мнению П.Я. Чаадаева, мертв.

Примечание: П.Я. Чаадаев не носил перстней, так как они напоминали ему рабство, «заколдованный круг, в котором тонет Россия».

 

 

Брянчанинов И. Осуждение рассеянного образа жизни. По его мнению, это не так безобидно – быть рассеянным. Такой человек чужд любви к ближнему, равнодушен, а значит и немилосерден, к тому же он легкомысленен.

 

Н.Г. Чернышевский. Идея о доброте как естественном состоянии человека: «это…предписывается рассудком, здравым смыслом. Если он полезен людям качествами своего организма, по своим душевным качествам, то он не может перестать делать пользу людям». Делать людям добро – обусловлено природой человека и закреплено историческим опытом поколений.

??? Но существует до сих пор другая точка зрения: человек рождается добрым или злым, и изменить его невозможно.

 

 

Н.К. Михайловский. Идея о человеке как высшей ценности общества. Поэтому общество обязано заботиться и служить человеку. Однако и человек призван служить обществу, совершенствуясь как личность и помогая совершенствоваться ближнему. Чем совершеннее каждый человек, тем выше общественный прогресс.

 

В.С. Соловьев. Идея: бессмертие невозможно без нравственного совершенствования личности. Человек выделился из животного мира благодаря стремлению не просто «жить по при роде», а жить как должно, сообразно совести, которая для человека играет роль закона. Трудность нравственного вопроса заключается в том, что устанавливаются лишь запреты на то, что делать не надо, и мало говорится о том, что должно. Во-вторых, исполнение нравственного закона требует от человека постоянной борьбы с самим собой, поскольку сознание долга еще не гарантирует его выполнения, а нравственности, воспринимаемой формально, явно недостаточно. В отличие от Чернышевского, В.С. Соловьев считает человека изначально греховным (в силу своей биологической, животной природы), однако обращение к Богу может помочь ему преодолеть себя. Человек может стать добрее и совершеннее, отрекаясь от собственной натуры и полагаясь на волю Божью. Это – подвиг, который личность должна совершить осознано. Вера в бога – это вера в добро, справедливость, которой не дают природа и разум.

 

 

Таким образом, этические воззрения древних славян, труды православных богословов и светских философов практически не противоречили друг другу. Для духовной этики главное – неукоснительное соблюдение заповедей как долга перед Богом и для спасения собственной души. Светские авторы поддерживают эту идею (жить для других значит жить для себя), но в их взглядах более четко прослеживается мысль о ценности человека как личности, имеющей право на счастье, свободу поступков и выполняющей долг прежде всего перед собой.

Традиции христианской этики, развиваемые в течение столетий и распространяемые просветителями, находили отклики в самых различных слоях населения и оказали огромное влияние на этические и философские труды светских ученых и литераторов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...