Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Недостатки модели в условиях рыночной конкуренции

СУТЬ СТРАТЕГИИ ПРЕДЛАГАЕМОЙ МОДЕЛЬЮ БЕРТРАНА

Точка пересечения кривых на уровне себестоимости в модели называется Парадокс Бертрана – ситуация, когда два конкурента не могут сменить цену в любом направлении и работают в нулевую прибыль. Если продолжать искусственно снижать стоимость товаров обе фирмы будут нести убытки. Если одна из фирм повысит свою ценовую политику, она теряет весь спрос и теряет рынок, оставляя вторую фирму работать в условиях полной монополии, которая установит высокую равновесную цену спросу и предложению. В этой модели она называется монопольная цена. На рисунке она обозначена пересечением пунктирных линий на уровне 150$. Таким образом, модель Бертрана наглядным примером показывает нам, что существует только одна цена, которую может устанавливать рынок. Поэтому в дуополии двум предприятиям следует работать кооперативно, установив одинаковые цены на уровне наилучшего спроса, чтобы избежать «парадокса». Данная теория достаточно справедливая, хотя на практике проявились определенные недостатки.

 

 

 

НЕДОСТАТКИ МОДЕЛИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Первый недостаток практически выявлен с появлением новых участников рынка в условиях динамической конкуренции. Замечено что с каждым новым участником монопольная цена модели Бертрана смещается в точку парадокса. Вторым недостатком считается несимметричность уровня себестоимости конкурирующих предприятий. Фирмы с более низкими уровнями себестоимости продукции (например, при внедрении высоких технологий в процесс производства), могли устанавливать свои ценники ниже точки парадокса других фирм. Таким образом, с помощью применения инноваций в производстве и демпинговой цены предприятия получали весь спрос рынка. Данное явление формулируется как «Предельное ценообразование». Третий фактор не предусмотрен моделью – ограничение в производственных мощностях. Некоторые фирмы не имеют возможности удовлетворить спрос целого рынка. Так же возможен вариант обратного смещения точки монопольной цены в сторону возрастания. Такое явление может спровоцировать желание получать большую прибыль за большую цену. В недостатках выявлена простота модели, которая имеет существенное количество допусков, что в свою очередь отдаляет ее от совершенства.

Равновесие Бертрана описывает ситуацию на рынке, при которой в условиях дуополии фирмы конкурируют за цену товара при данном объеме выпуска каждой фирмы. Стабильность равновесия достигается тогда, когда цена оказывается равной предельным издержкам, т.е. достигается конкурентное равновесие.

 

26. Конкуренция на рынке, на котором доминирующая фирма является ценовым лидером (модель Форхаймера).

Модель доминирующей фирмы Форхаймера основана на анализе рыночной структуры, в которой имеется одна достаточно крупная (доминирующая) фирма, обладающая стратегическими преимуществами над конкурентами. Цены, устанавливаемые доминирующей фирмой, являются ориентирами для всех остальных (конкурентных) фирм при выборе объемов производства, по этой причине данную модель также называют моделью ценового лидерства. В качестве стратегических преимуществ доминирующей фирмы могут выступать:

- преимущество в издержках производства: использование более эффективных технологий, реализация эффекта масштаба за счет больших объемов производства;

- лучшее качество и потребительские свойства продукции;

- влияние на рынок через действие картельных соглашений.

В модели Форхаймера действуют следующие основные предпосылки:

1) доминирующая фирма обладает полной информацией о рыночном спросе;

2) доминирующая фирма обладает полной информацией о функции совокупного предложения фирм-конкурентов;

3) доминирующая фирма имеет преимущество в издержках;

4) фирмы-конкуренты определяют объемы производства исходя из цены, установленной доминирующей фирмой, предполагая ее неизменной.

Таким образом, фирмы-конкуренты действуют как фирмы на совершенно конкурентном рынке и производят такой объем продукции, при котором их предельные издержки равняются цене, установленной доминирующей фирмой: РL = МСF(q). Доминирующая фирма, зная функцию рыночного спроса QD и функцию совокупного предложения конкурентов QS, определяет остаточный спрос на свою продукцию: QLD = QD – QS, что позволяет ей оценить функцию предельной выручки (дохода) MRL(q) и найти максимизирующий прибыль объем производства (qL*) исходя из условия MRL(q) = MCL(q).

 

27. Повторяющиеся игры. Стратегия «возвращения к равновесию по Нэшу».

Равнове́сие Нэ́ша — ключевое понятие теории игр. Так называется набор стратегий в игре для двух и более игроков, в котором ни один участник не может увеличить выигрыш, изменив свою стратегию, если другие участники своих стратегий не меняют.


Такая совокупность стратегий, выбранных участниками, и их выигрыши называются равновесием Нэша[1].


Названо в честь Джона Нэша. n лиц в нормальной форме, где S — набор чистых стратегий, а H — набор выигрышей. Когда каждый игрок
выбирает стратегию
в профиле стратегий
игрок i получает выигрыш
Заметьте, что выигрыш зависит от всего профиля стратегий: не только от стратегии
, выбранной самим игроком i, но и от чужих стратегий
, то есть всех стратегий
при
. Профиль стратегий является равновесием по Нэшу, если изменение своей стратегии с на не выгодно ни одному игроку, то есть для любого

Игра может иметь равновесие Нэша в чистых стратегиях или в смешанных (то есть при выборе чистой стратегии стохастически с фиксированной частотой). Нэш доказал, что если разрешить смешанные стратегии, тогда в каждой игре n игроков будет хотя бы одно равновесие Нэша.

Примеры

 

В отрасли имеются две фирмы № 1 и № 2. Каждая из фирм может установить два уровня цен: «высокие» и «низкие». Если обе фирмы выберут высокие цены, то каждая будет иметь прибыль по 3 млн. Если обе выберут низкие, то каждая получит по 2 млн. Однако, если одна выберет высокие, а другая низкие, то вторая получит 4 млн, а первая только 1. Наиболее выигрышный в сумме вариант — одновременный выбор высоких цен (сумма = 6 млн). Однако это состояние нестабильно из-за возможности относительного выигрыша, которая открывается перед фирмой, отступившей от этой стратегии. Поэтому обе компании с наибольшей вероятностью выберут низкие цены. Хотя этот вариант и не дает максимального суммарного выигрыша (сумма=4 млн.), он исключает относительный выигрыш конкурента, который тот мог бы получить за счет отступления от взаимно-оптимальной стратегии. Такая ситуация и называется «равновесием по Нэшу»[2].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...