Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Распределение обязанностей




 

Большая семья в Поморье носила в целом патриархальный характер, то есть по нормам семейного права, мужская половина семьи имела преимущество при решении всех основных вопросов, связанных с хозяйственной деятельностью и многими бытовыми сторонами жизни: например, распределение работ, выбор места промысла, брак детей и т.д. Главой семьи считался отец женатых братьев - старшой, после одряхления или смерти главой становился старший брат. В некоторых местностях старшой приобретал действительно большую власть, распоряжаясь даже специфически женскими домашними делами и регулируя поведение взрослых детей: приготовление пищи, распорядок дня, гуляния сыновей и дочерей.

В поморской семье у каждого свои обязанности. Отец полностью отвечает за корабельные дела. Мать до этих дел не касается. За то время, что отец остается на берегу, кроме корабельных дел он обязан выполнить «мужскую работу» - отремонтировать дом, подсобные помещения, загоны для скота, огородить выпасы, запасти дров на целый год, отремонтировать снасти, закупить необходимые для семьи товары. Дел очень много. Даже когда перед Рождеством к берегу подходят огромные косяки наваги, на подледный лов выходят в основном подростки, поморские «жонки», старики.

Очень четко, даже жесткое распределение обязанностей позволяло избегать возникновение в семье двоевластия и неизбежных при этом раздоров. Корабельное дело - это обязанность, домашние заботы - это обязанность, никто ими не должен особо гордиться, попрекать друг друга тем, что он делает что-то, что недоступно другому члену семьи. Муж и жена, две половинки единого целого, органично дополняющие одна другую и в полном объеме отвечающие за свою часть семейной работы.

Недостойных людей, замеченных в неблаговидных поступках, не брали на промысел, они оставались на берегу и со временем теряли статус помора, а больных, неполноценных девушек отправляли в монастыри. Таким образом, поморские рода проходили своеобразную генетическую и морально-этическую селекцию, что повышало их шансы на выживание в суровых условиях Севера.

Большинство поморских семей были многодетными. Поморские дети были здоровыми и сильными. Возможно, это было связано с особенностями трудового ритма промышленников. Современные медики советуют, чтобы с большей степенью вероятности зачать здорового и сильного ребенка, мужчине рекомендуется полное воздержание в течение 3-4 месяцев, нахождения, по возможности, подальше от городов и населенных пунктов, в экологически чистой местности, проводя время где-нибудь в горах или в тайге (в экспедиции, походе, на охоте). Можно утверждать, что за время промысла организм помора был хорошо подготовлен к зачатию здорового ребенка, ведь на промысле помор питался в основном свежей морской рыбой и мясом. В то время, когда крестьянин центральной России все лето работал на барщине, на покосах, на уборке хлебов, на самых тяжелых работах, получая в качестве дополнительного приварка пожелтевшее прошлогоднее сало. Затем осенью - пора деревенских свадеб.

Поморки нередко владели не только женскими ремеслами (уход за скотиной, ткачеством, стряпней и т.д.), но, как правило, занимались и традиционно мужскими работами. Многие «жонки» не хуже мужчин управлялись с парусами, владели основами навигации, занимались рыбной ловлей на тонях, знали грамоту и даже самостоятельно вели торговые дела. Всему этому поморские девочки учились у своих родителей.

В свою очередь поморские мужчины не хуже женщин справлялись с традиционными женскими обязанностями. Например, все поморы умели печь хлеб и шаньги, жарить мясо и, конечно же, варить, солить, коптить и вялить рыбу. Без этих навыков на промыслах было бы не обойтись. Кроме того, каждый помор мог сшить непромокаемые кожаные сапоги-бахилы, совик или непромокаемые морские штаны - «буксы».

До середины прошлого века любой поморский промышленник мог связать шерстяную рубаху - «бузурунку» и рукавицы - «вареги». Причем мужчины, в отличие от женщин, вязали не двумя спицами, а одной длинной и плоской иглой «грянкой» (сегодня это искусство вязания полностью утрачено, и даже специалисты не могут воспроизвести способ такого вязания).


Труд в семье

 

Поморская семья свое благосостояние обеспечивала непрерывным тяжелым трудом. «С малолетства приучены, шесть лет исполнилось - помогай отцу, он учил конопляное прядено ткать, сеть вязать». Не шутя каждодневный урок отец дает, сполнил, там на улку бежать забавляться можно. С малых лет девочки шили и ухаживали за младшими детьми. В начале игра, а к десяти годам девочка уже получала задание: на веретене напряди, а потом и ткать половики научись. Мальчику вручали маленький топорик и какой-нибудь инструмент, чтобы мастерить учился. И не отдельным операциям, не скучному однообразию поделок, а ремеслу. Поэтому поморские дети умели делать то, что могли взрослые. Трудовой принцип проходил красной нитью через все воспитание. Образ жизни поморской семьи был образовательным и воспитательным пространством, в котором из поколения в поколение формировались, передавались, сохранялись и развивались традиции и обычаи. Особая сила влияния этих традиций и норм состояла в том, что ребенок с самого раннего детства осваивал их незаметно для самого себя, естественно и просто.

У всех поморов был развит общий интерес к делу, которое их кормило, поэтому в мужской общине подростки и молодежь проходили неизбежные промысловые стадии - от зуйков до кормщика, набирались практического морского и житейского опыта, обучались промысловому языку, обрядам, обычаям. В мужскую общину мальчики вступали в возрасте 8-9 лет - в качестве зуйков, юнг, прибрежных ловцов, получая определенный пай, т.е. внося долю в бюджет и хозяйство семьи.

Зуйками называют в Поморье мальчиков, идущих на Мурман в услужение - обед готовить, посуду мыть, рыболовные снасти сушить.

На промысле зуйки в море выходят редко, их обязанности на берегу заключались в следующем: хлеб испечь, кашу или уху сварить, разбирать снасти после лова, за чистотой следить и "стол обхаживать". "Стол обхаживать надо тоже умеючи. Со стен сажа, а без чистой, хотя бы холщевой скатерти помор за стол не сядет. Пока из-за стола не встали, нельзя из чашек, мисок лить в поганое. Ужасно, если хлебная крошка упала на пол, ее скорей с поклоном поднимут".

Таким образом, ребенок с детства видел уважительное отношение к хлебу, он на опыте познавал, что хлеб для него главная пища, без него не прожить. Он понимал, сколько труда положено, чтобы вырастить, обработать зерно и испечь хлеб. Тяготы хлебороба, по мнению поморов, равняются с тяготами рыбака, а их-то он на море познал с детства.

Девичьи трудовые названия - нянька, пестунья, казачиха - говорят о широко развитых в Поморье семейных обязанностях старших сестер 4-5 лет и институте наемного труда девочек 8-12 лет для домашних, полевых и иных работ. Девочек постепенно подключали ко всем женским видам труда. В этот период происходило формирование и обучение будущей невесты-жены-матери. Первый и, пожалуй, самый важный момент этого процесса-сбор приданого. По существу приданое начинала копить мать с рождения дочери. Называлось это "нагнетать сундук": потихоньку откладывались отрезы на кофты, сарафаны, платки, полотенца и т.д. С 8 лет девочки начинали принимать активное участие в приготовлении собственного приданого.

Ознакомление с трудом взрослых и совместная деятельность со взрослыми нацеливала подростков на освоение основных видов традиционных трудовых занятий. Они передавались и усваивались в процессе непосредственного общения взрослого и ребенка путем подражания наглядному образцу.

 


7. Практическое задание

 

Поморские пословицы о хлебе:

Хлеба крохи не оброни, святой труд в ней.

Поработаешь, и хлебушко тебе слаще.

Без хлеба на работе не потянешь.

Рыбак даром хлеба не ест.

Для всех хлеб дан одинакий, а робит всяк по своему; есть такие людишки, которые норовят поживиться из-за чужой спины.

Хлеб на столе, так и стол-перестол, а хлеба ни куска, так и стол доска.

Без хлеба сыту не бывать.

Во время промысла нельзя отвлекаться:

«Собери умы свои и направи в путь. Горе, когда для домашних печалей ум морехода вспять зрит».

Среди поморов широко были распространены пословицы:

Трудовой человек всему цену знает.

Труд да правда вместе живут.

Помор дом строит всей семьей да обществом.

Любая стройка без соседей не обходится.

Дело делай, а правды не забывай.

Не верь словам, верь делам.

Отрывок из поморской песни о большой семье:

«Уж как отдали младу на 17 году,

Выбрали семейку немаленькую,

Что немалую семейку -невеличенькую:

Только свекор да свекрова,

Да четыре деверька,

Две золовушки - белы лебедушки,

Да две тетушки - стары бабушки»


Заключение

 

Образ жизни поморской семьи был образовательным и воспитательным пространством, в котором из поколения в поколение формировались, передавались, сохранялись и развивались традиции и обычаи. Эта микросреда способствовала как стихийному и целенаправленному формированию личности помора. Особая сила влияния этих традиций и норм состояла в том, что ребенок с самого раннего детства осваивал их незаметно для самого себя, намного раньше, чем начинал понимать их содержание и смысл. Одной из главных особенностей Поморья было то, что вплоть до начала XX века здесь традиционно сохранялась «большая» семья.

Большая семья состояла из нескольких семей женатых братьев, живших с родителями и их холостыми детьми под одной крышей. Широкое распространение большой семьи в Поморье было обусловлено как сохранением пережиточных патриархально-родовых форм общежития русского сельского населения, так и спецификой северного промыслового хозяйства, которое несравнимо удобнее было вести большим, спаянным сознанием своего единства коллективом. Это обеспечивало сравнительно высокий уровень производительности труда, достигаемый за счет централизации средств производства и многочисленности людей.

Поморская семья - это основа социального устройства на российском севере. Очевидно, поэтому поморская земля на протяжении столетий рождала свободомыслящих, крепких духом, неустрашимых людей, способных сохранять свои личностные качества в любых жизненных обстоятельствах.


Список используемых источников

 

1.  Белов В. Жизненный круг / В. Белов // Белов В. Повседневная жизнь Русского Севера. - М.: Молодая гвардия, 2000. - 122 - 156 с.

2. Буторина Т.С. Поморская семья - основа народной педагогики / Т.С. Буторина, С.С. Щекина. - Архангельск: АО ИППК, 1999. - 101 с.

.   Буторина Т.С. Поморская семья: (Цикл бесед с для работы с родителями с учетом региональных особенностей воспитательной среды) / Т.С. Буторина, С.С. Щекина. - Архангельск: 1998. - 96 с.

.   Гемп К.П. Сказ о Беломорье. Словарь поморских речений. М.: Наука, - 2004. - 637с.

5. Щекина С.С. Образ жизни поморской семьи XVIII - XIX веков как воспитательная среда / С.С. Щекина // Педагогическая культура Европейского севера: сб. науч. тр. - Архангельск: Изд. ПГУ, 1998. - 16с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...