Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Электронное правительство в России

Основные термины

Под термином «e-government» — электронное государство или электронное правительство — принято понимать систему государственного управления, основанную на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны с использованием современных информационных технологий и призванную существенно повысить эффективность государственного управления и снизить издержки социальных коммуникаций для каждого члена общества. Основная цель создания электронного правительства — предоставление информации и оказание определенного набора государственных услуг гражданам, предпринимателям и государственным чиновникам, при этом личное взаимодействие между государством и потребителями минимизировано.

Среди основных направлений функционирования электронного правительства можно выделить следующие виды взаимодействия:

  • между государством и гражданами (Government-to-Citizen);
  • между государством и бизнесом (Government-to-Business);
  • между различными ветвями государственной власти (Government-to-Government);
  • между государством и государственными служащими (Government-to-Employees).

Следует подчеркнуть, что электронное правительство не является дополнением или аналогом традиционного правительства, а лишь определяет новый способ взаимодействия чиновников с гражданами в целях повышения эффективности предоставления государственных услуг. Создание электронного правительства предполагает построение системы общественного управления, реализующей решение масштабных задач, связанных с управлением документами и процессами их обработки.

Различные категории потребителей объединяет единое стремление получить более эффективные средства доступа к информации с тем, чтобы уменьшить стоимость транзакций, сделать взаимодействие с государственными органами более простым, быстрым и комфортным. При этом акцент делается не только на технологической стороне вопроса, но и на изменении всей системы государственного управления, ее внутренней структуры и взаимоотношений с бизнесом и с гражданами.

Мировой опыт

Организация объединенных наций регулярно публикует аналитические обзоры о практике внедрения и использования электронного правительства в различных странах мира. На основе показателей развитости веб-услуг электронного правительства, телекоммуникационной инфраструктуры и степени готовности населения к подобным нововведениям рассчитывается специальный индекс «E-government readiness» — Индекс готовности к использованию электронного правительства. Последнее такое исследование было опубликовано в 2008 году и охватило 192 государства. В первую тройку стран, которые наиболее успешно применяют современную практику государственного управления, вошли Швеция, Дания и Норвегия. А в 2010 году, по мнению международных экспертов, электронное правительство наиболее эффективно функционировало в Сингапуре и Эстонии.

Среди наиболее эффективных моделей электронного правительства можно отметить систему «OPEN», внедренную в столице Республики Корея Сеуле еще в прошлом столетии. По оценкам специалистов, в результате реализации этой программы коррупция среди чиновников в столице Республики Корея уменьшилась почти в шесть раз. Об эффективности системы свидетельствует и ее международное признание. В частности, правительство Сеула совместно с ООН разработало специальное учебное пособие по работе с системой «OPEN», которое было рекомендовано для распространения в других странах — членах ООН. В целом меры южнокорейского правительства по противодействию коррупции, включая внедрение системы электронного правительства на муниципальном уровне, оказывают позитивное воздействие на международный имидж страны. Об этом, в частности, свидетельствует улучшение общего индекса восприятия коррупции для Республики Корея, по которому с 2000 по 2010 годы страна переместилась с 50 на 39 место среди 180 обследованных стран.

Можно ожидать, что уже в ближайшем будущем во многих странах электронное правительство и система «одного окна» станут более доступными и эффективными. Это связано и с бурным развитием социальных сетей. Подобные технологии существенно расширяют возможности политической коммуникации и позволяют достичь новых форм интеграции между правительством, бизнесом и гражданами. Применение современных технологий и обеспечение прозрачности деятельности органов государственной власти через размещение информации в сетях общего пользования (Интернет) во многих странах мира становятся составной частью организационно-методического ресурса административной реформы и важным инструментом противодействия коррупции.

Электронное правительство в России

Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства на период до 2010 года была утверждена постановлением Правительства РФ от 16 августа 2007 г. в качестве дополнения к Федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002–2010 гг.)». Предполагалось, что реализация мероприятий программы позволит уменьшить административную нагрузку на население и организации, повысит скорость и качество предоставляемых государственных услуг, что в свою очередь положительно отразится на общем уровне доверия населения к государству. Однако по прошествии четырех лет эксперты констатировали отсутствие практически значимых результатов в ее реализации. В 2002–2005 годах в рамках ФЦП «Электронная Россия» было выполнено всего лишь 2,5 % от общего объема запланированных проектов информатизации органов власти. Объем финансирования программы из федерального бюджета в этот период не превышал 25 % от предусмотренной суммы. В последующие годы в ФЦП неоднократно вносились существенные изменения. Министерство связи и массовых коммуникаций РФ оценило возможность продления сроков действия программы на 2011–2012 годы и предложило считать это нецелесообразным.

Итак, электронное правительство в России планировалось создавать в два этапа.

12008 год — разработка и утверждение необходимых правовых и технических документов и регламентов.

22009–2010 годы — практическое внедрение системы в министерствах и ведомствах.

По расчетам Мининформсвязи России, социально-экономическая и бюджетная эффективность реализации концепции в период 2007–2010 годов могла составить примерно 74 млрд руб. Однако указанные сроки не были соблюдены, в результате в сентябре 2009 года в программу «Электронная Россия» было внесено очередное изменение. В ее новой редакции были определены мероприятия, цели и показатели результативности, направленные на построение инфраструктуры электронного правительства России и реализацию Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства.

Инфраструктуру электронного правительства планировалось строить на унифицированной технологической платформе путем объединения на единой телекоммуникационной основе его функциональных элементов:

  • информационных систем федеральных органов исполнительной власти;
  • информационных систем субъектов РФ;
  • информационных систем органов местного самоуправления;
  • элементов инфраструктуры общественного доступа — центров доступа в общественных приемных;
  • библиотек и ФГУП «Почта России»;
  • ведомственных и региональных центров телефонного обслуживания;
  • сайтов государственных органов в сети Интернет;
  • региональных многофункциональных центров оказания услуг.

Кроме оказания услуг для граждан и организаций и создания инфраструктуры электронного правительства предполагалось построение информационно-аналитических систем для повышения эффективности государственного управления, мониторинга социально-экономического развития, управления ходом реализации приоритетных национальных проектов. Создание такой системы, получившей название Государственная автоматизированная система «Управление», призвано было решить задачу совершенствования управления в России в рамках проведения административной реформы.

В новой редакции программы «Электронная Россия» предусматривалась реализация мероприятий по следующим основным направлениям совершенствования системы государственного управления:

  • формирование системы стандартов и рекомендаций в сфере использования ИКТ в государственном управлении;
  • обеспечение эффективного межведомственного информационного взаимодействия на основе ИКТ и интеграция государственных информационных систем;
  • обеспечение эффективности взаимодействия органов государственной власти с населением и хозяйствующими субъектами на основе ИКТ;
  • внедрение информационных систем управления деятельностью органов государственной власти;
  • создание информационных систем органов государственной власти, обеспечивающих деятельность Президента РФ, Правительства РФ, а также Федерального Собрания РФ;
  • создание типовых программно-технических решений поддержки деятельности органов государственной власти;
  • повышение уровня квалификации, профессиональной подготовки работников органов государственной власти в сфере использования ИКТ.

Оператором создания инфраструктуры электронного правительства в 2009 году была утверждена компания «Ростелеком». В рамках создания инфраструктуры электронного правительства в 2010 году было подписано постановление Правительства РФ, определяющее срок запуска единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Главная функция этой системы — налаживание обмена между ведомствами информацией, необходимой для оказания государственных услуг населению. Документ обязывает ведомства соблюдать сроки перехода на предоставление государственных услуг в электронном виде. К системе должны будут подключиться не только федеральные, но и региональные системы межведомственного электронного взаимодействия.

Перспективы

Можно констатировать, что в настоящее время в России созданы концептуальные основы электронного правительства, происходит массовое внедрение ИКТ в деятельность государственных и муниципальных органов власти. Однако в целом Россия пока значительно отстает от многих стран мира. Согласно аналитическому обзору ООН (2008 год) о готовности стран к внедрению электронного правительства среди 192 стран, охваченных обзором, Россия занимала 60 место. В предыдущем обзоре (2005 год) она находилась на более престижном 50 месте. По отдельному показателю участия граждан в управлении государством Россия занимала 98 место вместе с Республикой Беларусь, Руандой и Узбекистаном.

По состоянию на конец 2010 года система электронного правительства внедрена и наиболее успешно функционирует в Республике Татарстан и Свердловской области. Ведется работа по внедрению аналогичных систем еще в нескольких регионах России.

Анализ реализации концепции создания в России электронного правительства показал, что основной акцент делается на построении единой информационной инфраструктуры государственного управления, стандартизации программного обеспечения и информационного регулирования, при этом не реформируются сами взаимоотношения власти, бизнеса и населения. Кроме того, практически не учитываются преобразования, проводимые в рамках административной реформы. В то же время при проведении административной реформы ощущается недостаток механизмов достижения заявленных целей и решения поставленных задач.

В этой связи внедрение электронного правительства должно рассматриваться не только как механизм совершенствования государственного управления, но и как составная часть проведения административной реформы. Методология электронного правительства, став содержательной частью административной реформы, могла бы способствовать созданию более компактной системы исполнительной власти, что позволило бы разработать и эффективно использовать механизмы защиты прав гражданина и законных интересов предпринимателей. Для успешной реализации проекта электронного правительства необходим переход от ведомственной ориентации деятельности государства к ориентации на удовлетворение нужд и потребностей граждан.

Эффективное использование современных возможностей информационно-коммуникационных технологий позволяет постепенно перейти от концепции электронного правительства (e-government) к концепции электронного управления (e-governance). Практическое внедрение технологий электронного правительства потребует преобразования самих органов государственного управления, поскольку существующие в настоящее время в них технологии власти и управления не смогут реализовать новые функции. Кроме того, потребуется формирование нового мышления и стиля работы чиновников во всей государственной бюрократической машине сверху донизу. Если в основе концепции электронного правительства лежат понятия открытости правительственной информации и предоставление публичных услуг онлайн, то новое мышление и новый стиль управления должны базироваться на таких понятиях, как сотрудничество, взаимодействие, участие и координация.

Для России электронное правительство должно стать необходимым компонентом эффективного управления. Внедрение технологий электронного правительства позволит:

  • повысить прозрачность подготовки и принятия решений, законодательных актов;
  • сократить бюрократический аппарат и соответственно затраты на его содержание;
  • значительно упростить все необходимые государственные процедуры для граждан и бизнеса при предоставлении государственных услуг, что заметно уменьшит возможность коррупционных действий;
  • повысить уровень эффективности государственного управления и, как следствие, международный имидж государства.

Кроме того, внедрение электронного правительства может внести определенный вклад и в увеличение темпов роста экономики. По оценкам специалистов, повышение эффективности государственного управления может дать до 2 % темпов прироста ВВП.

В октябре 2010 года Правительство РФ утвердило государственную программу «Информационное общество (2011–2020 гг.)». Основная цель программы — повышение качества жизни граждан и улучшение условий развития бизнеса. Программа состоит из следующих разделов:

  • электронное государство. Повышение эффективности государственного управления;
  • развитие российского рынка ИКТ и российских технологий;
  • обеспечение перехода к цифровой экономике;
  • преодоление цифрового неравенства и создание базовой инфраструктуры информационного общества;
  • обеспечение безопасности в информационном обществе;
  • развитие цифрового контента. Перевод контента в электронный вид.

Расходы федерального бюджета на «Информационное общество» оцениваются в 123,1 млрд руб. ежегодно. Из них на внутренние проекты будет тратиться по 3,1 млрд руб. в год. Средства субъектов Федерации, которые будут выделяться на программу, составят около 50 млрд руб. в год. Кроме того, в построении «информационного общества» активно будет участвовать бизнес: разработчики программы рассчитывают, что внебюджетные расходы ежегодно будут составлять 200 млрд руб. По мнению разработчиков программы, ее успешная реализация позволит России к 2020 году войти в первую десятку стран мира по индексу развития информационных технологий и в двадцатку стран по рейтингу развития электронного правительства и сетевого общества.

 

Минкомсвязь задумало реорганизацию электронного правительства. Министерство предлагает передать часть работ по эксклюзивному контракту "Ростелекома" "Почте России" и НИИ "Восходу". В перспективе оператор может полностью лишиться проекта, считают участники рынка.

 

В прошлый четверг глава Минкомсвязи Николай Никифоров провел заседание подкомиссии по использованию IT при предоставлении государственных и муниципальных услуг. По словам одного из участников заседания, министр выдвинул предложение по разделению работ по эксплуатации электронного правительства между несколькими подрядчикам. В частности, эксплуатацию единого портала государственных услуг предложено передать "Почте России", эксплуатацию системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) и всех систем, входящих в нее,— НИИ "Восход", а "Ростелекому" оставить обслуживание серверов и каналов связи. Источник в одном из федеральных ведомств подтвердил "Ъ", что такое предложение обсуждалось на заседании подкомиссии.

В Минкомсвязи и "Ростелекоме" отказались от комментариев. В секретариате НИИ "Восход" не ответили на звонки "Ъ". На "Почте России", на базе отделений которой развернуты пункты доступа к государственным и муниципальным услугам, не в курсе ситуации.

В этом году Минкомсвязь заключило с "Ростелекомом" контракт на обслуживание электронного правительства на четыре месяца на сумму 1 млрд руб. По словам главы департамента развития электронного правительства Минкомсвязи Алексея Козырева, сейчас ведутся переговоры с "Ростелекомом" о продлении текущего контракта до конца года без изменения суммы. Параллельно ведомство ведет аудит электронного правительства с целью изучить нагрузку системы и оптимизировать стоимость обслуживания, добавляет собеседник "Ъ".

Электронное правительство развивается с начала 2000-х годов, но реально проекты заработали в 2009 году, когда его оператором стал "Ростелеком". В марте 2012 года правительство продлило полномочия "Ростелекома" как единственного исполнителя работ по проекту до 2014 года. Доход компании от электронного правительства в 2012 году составил порядка 4 млрд руб. По расчетам "Ростелекома", в 2017 году IT-услуги рамках проекта "Электронное правительство" принесут 20 млрд руб.

Как пояснил "Ъ" источник, знакомый с проектом "Электронное правительство", Минкомсвязь несколько месяцев пытается перехватить у "Ростелекома" контроль над электронным правительством. По его словам, в начале года у министерства была идея, чтобы передать эти работы к подведомственному Минкомсвязи НИИ "Восход". Научно-исследовательский институт обслуживает государственные информационные системы "Выборы", "Правосудие", "Законотворчество", а также систему изготовления, оформления и контроля паспортов нового поколения. А до начала 2009 года НИИ "Восход" занимался развитием электронного правительства, но Дмитрий Медведев назвал эти работы "химерой".

Чтобы лишить "Ростелеком" статуса единственного исполнителя работ по электронному правительству, нужна виза президента России, рассказывает собеседник "Ъ". Если это случится, то Минкомсвязь как главный распорядитель бюджетных средств по электронному правительству должно будет провести конкурс, в котором будут участвовать многие игроки рынка, в том числе "Ростелеком", а победа НИИ "Восход" в конкурсе будет неочевидна. Поэтому Минкомсвязь, по словам собеседника "Ъ", прорабатывает вопрос по передаче функции главного распорядителя бюджетных средств НИИ "Восход". Это позволит не проводить конкурс, если НИИ снова станет оператором электронного правительства, объясняет он. "В конечном счете "Ростелеком" лишится этого контракта целиком",— считает собеседник "Ъ". В Минкомсвязи это не комментируют.

По данным бывшего заместителя министра связи, а ныне главы Фонда информационной демократии Ильи Массуха, между "Ростелекомом" и Минкомсвязью были заключены два контракта на обслуживание электронного правительства на общую сумму 1,7 млрд руб. У "Ростелекома" также были региональные контракты на сумму более 2 млрд руб., но с этого года Минкомсвязь решило оплачивать эти контракты за счет федерального бюджета. Однако на текущий момент Минкомсвязь не договорилось о финансировании с Минфином, поэтому появились идеи о разделении электронного правительства, объясняет господин Массух.

Между тем в регионах уже говорят об экономии, которая появляется со снятием монополии "Ростелекома" на электронное правительство. По старым правилам вся работа по внедрению региональной системы межведомственного электронного взаимодействия могла обойтись Ульяновской области почти в 1 млрд руб., теперь это будет стоить не более 100 млн руб., считает и. о. министра по развитию информационных технологий и электронной демократии Ярослав Егоров.

 

Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. № Пр-212 утверждена Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации.

Указанная стратегия представляет собой документ, который закрепляет цель, принципы и основные направления государственной политики в области использования и развития информационных и телекоммуникационных технологий (далее – ИКТ), науки, образования и культуры для продвижения страны на пути к информационному обществу.

Одним из основных направлений реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации является повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг, в том числе за счет создания электронного правительства. Формирование электронного правительства в Российской Федерации стало возможным благодаря широкому распространению информационно-коммуникационных технологий в социально-экономической сфере и органах государственной власти.

Так, по уровню распространения персональных компьютеров среди населения и доступности сети Интернет Россия стремительно сокращает отставание от развитых стран. Повышается уровень компьютерной грамотности. Высокими темпами развивается электронный бизнес и электронная коммерция. ИКТ все шире используются в повседневной жизни, в медицине, здравоохранении, образовании и науке.

Практически завершен этап оснащения органов государственной власти современной вычислительной техникой и создания соответствующей информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры обеспечения их деятельности. Практически все органы государственной власти поддерживают ведомственные сайты в сети Интернет и размещают на них общую информацию о своей деятельности. В рамках реализации административной реформы ведется описание функций и процессов государственного управления, реализуются отдельные проекты по реорганизации и оптимизации административных процессов в отдельных ведомствах.

Вместе с тем, до 2009 года результаты внедрения ИКТ в органах государственной власти в настоящее время носили преимущественно внутриведомственный характер, что не позволяло значительно улучшить межведомственное взаимодействие и повысить качество государственных услуг, предоставляемых гражданам.

Многие федеральные органы государственной власти не имеют комплексных программ внедрения ИКТ и совершенствования на их основе своей деятельности, что приводит к несистемным расходам. Основная доля бюджетных расходов приходится на приобретение и установку компьютерного и сетевого оборудования, что в целом свидетельствует о недостаточном уровне развития и использования прикладных информационных систем, а также доминировании технологического подхода к решению задач информатизации.

Инфраструктура, обеспечивающая взаимодействие органов государственной власти между собой, а также с организациями и гражданами в рамках предоставления государственных услуг, находится в процессе формирования.

Общий уровень профессиональной подготовки работников органов государственной власти по владению современными ИКТ также остается недостаточным, что является особенно критичным в связи с внедрением в деятельность органов государственной власти все более сложных и комплексных решений.

Сложившаяся ситуация не позволяет обеспечить новый уровень качества государственного управления и оказания услуг организациям и гражданам на основе ИКТ и значительно снижает эффективность расходования бюджетных средств на создание и развитие государственных информационных систем.

Формирование электронного правительства требует проведения скоординированных организационно-технологических мероприятий и согласованных действий органов государственной власти в рамках единой государственной политики.

В 2010 г. распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р «О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)» утверждена государственная программа Российской федерации«Информационное общество (2011-2010 годы)».

Целью государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» является получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий за счет обеспечения равного доступа к информационным ресурсам, развития цифрового контента, применения инновационных технологий, радикального повышения эффективности государственного управления при обеспечении безопасности в информационном обществе.

Основные задачи на 2011-2014 годы в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)»:

  • повышение качества жизни граждан и улучшение условий развития бизнеса в информационном обществе;
  • построение электронного правительства и повышение эффективности государственного управления;
  • развитие российского рынка информационных и телекоммуникационных технологий, обеспечение перехода к экономике, осуществляемой с помощью информационных технологий;
  • преодоление высокого уровня различия в использовании информационных технологий регионами, различными слоями общества и создание базовой инфраструктуры информационного общества, в том числе:
  • обеспечение безопасности в информационном обществе;
  • развитие цифрового контента и сохранение культурного наследия.

 

Основные мероприятия Минэкономразвития России на 2011-2014 годы в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)»:

  • Обеспечение перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде;
  • Обеспечение открытости информации о деятельности органов государственной власти и доступности государственных информационных ресурсов для граждан и организаций;
  • Методическое и организационное обеспечение создания единой системы справочников и классификаторов, используемых в государственных и муниципальных информационных системах;
  • Мониторинг перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде в Российской Федерации и оценка деятельности органов государственной власти по переводу услуг;
  • Проведение мониторинга качества реализации Программы и экспертизы мероприятий Программы;
  • Создание и развитие информационных систем поддержки малого и среднего предпринимательства;
  • Оптимизация порядка исполнения государственных функций и услуг для целей перевода в электронный вид;
  • Развитие системы электронного взаимодействия и обмена информацией в рамках производства по делам о банкротстве;
  • Создание инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации;
  • Создание условий для повышения прозрачности и эффективности взаимодействия государства и хозяйствующих субъектов в сфере государственных закупок с помощью внедрения средств информационных технологий.

 





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.