Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В чем заключается основная идея когнитивного подхода к творчеству? Основные представители этого подхода.




Когнитивная теория творчества Дж. Келли рассматривает творчество как альтернативу банальному. Не используя термин «творчество», Келли между тем разработал оригинальную теорию творчества и творческой личности, впервые описав альтернативное гипотетическое мышление. Для Келли человек – это исследователь, ученый, который эффективно, творчески взаимодействует с миром, интерпретируя мир, перерабатывая информацию, прогнозируя события. Жизнь человека – это исследование, постоянное выдвижение гипотез о реальности, с помощью которых он пытается предвидеть и контролировать события. Картина мира гипотетична, и люди формулируют гипотезы, проверяют их, т.е. осуществляют те же умственные действия, что и ученые в ходе научного поиска. Жизнь – это творческий исследовательский процесс.

В чем заключается основная идея концепции Я.А. Пономарева?

В отечественной психологии наиболее целостную концепцию творчества как психического процесса предложил Я.А. Пономарев (1988). Он разработал структурно-уровневую модель центрального звена психологического механизма творчества. Изучая умственное развитие детей и решение задач взрослыми, Пономарев пришел к выводу, что результаты опытов дают право схематически изобразить центральное звено психологического интеллекта в виде двух проникающих одна в другую сфер.

Внешние границы этих сфер можно представить как абстрактные пределы (асимптоты) мышления. Снизу таким пределом окажется интуитивное мышление. Сверху – логическое. Критерием творческого акта, по Пономареву, является уровневый переход – потребность в новом знании складывается на высшем структурном уровне организации творческой деятельности; средства удовлетворения этой потребности складываются на низких структурных уровнях. Эти средства включаются в процесс, происходящий на высшем уровне, что приводит к возникновению нового способа взаимодействия субъекта с объектом и возникновению нового знания. Тем самым творческий продукт предполагает включение интуиции и не может быть получен на основе логического вывода.

Основой успеха решения творческих задач является способность действовать «в уме», определяемая высоким уровнем развития внутреннего плана действия.

С креативностью сопряжены два личностных качества, а именно – интенсивность поисковой мотивации и чувствительность к побочным образованиям, которые возникают при мыслительном процессе.

Я.А. Пономарев изучал вопросы, связанные со взаимоотношениями осознанного и неосознанного в мышлении. Он полагал, что любое предметное действие неоднородно. Существует два вида продуктов деятельности:

Прямой продукт - он осознаваем и получается в результате успешного, целенаправленного действия;

Побочный продукт – это результат, который не был предусмотрен в сознательной цели.

По Пономареву, «Творчество – не только феномен человеческой деятельности, но и поведение животных и свойство материи. Любой процесс развития можно рассматривать как творчество, что не следует отождествлять с творческой деятельностью».

Творческая деятельность, по его мнению, - всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые, по крайней мере, для субъекта деятельности, результаты.

В чем заключается основная идея ТРИЗ? Кто является основоположником ТРИЗ? В чем заключается основная идея фасилитирующих тренингов креативности? В чем отличие этого подхода от других эвристических тренингов?

ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. Автор ТРИЗ – Генрих Саулович Альтшуллер.

Основные функции ТРИЗ:

7) Решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов;

8) Прогнозирование развития технических систем (ТС) и получение перспективных решений;

9) Развитие качеств творческой личности.

Появление ТРИЗ было вызвано потребностью ускорить изобретательский процесс, исключив из него элементы случайности: внезапное и непредсказуемое озарение, слепой перебор и отбрасывание вариантов, зависимость от настроения. Кроме того, целью ТРИЗ является улучшение качества и увеличения уровня изобретений за счет использования различных методик снятия психологической инерции и усиления творческого воображения.

Когда техническая проблема встает перед изобретателем впервые, она обычно имеет расплывчатую формулировку и не содержит в себе указаний на пути решения. В ТРИЗ такая форма постановки задачи называется изобретательской ситуацией. Главный ее недостаток состоит в том, что перед инженером оказывается чересчур много путей и методов решения. Полный их перебор является трудоемкой и дорогой операцией, а выбор путей наудачу приводит к малоэффективному методу проб и ошибок. Поэтому первым шагом на пути к изобретению является переформулирование ситуации таким образом, чтобы уже сама формулировка отсекала бесперспективные и неэффективные пути решения.

Г. Альтшуллер предположил, что самое эффективное решение проблемы – такое, которое достигается само по себе, только за счет уже имеющихся ресурсов. Таким образом, он пришел к формулировке идеального конечного продукта (ИКР): «Некий элемент (Х-элемент) системы или окружающей среды сам устраняет вредное воздействие, сохраняя способность выполнять полезное воздействие».

Фасилитация – это развивающий образовательный метод. Его использование содействует тому, чтобы люди обменивались идеями, мнениями, критически анализировали стоящие перед ними задачи и определяли пути их реализации.

Фасилитация на сегодняшний день является одной из основных лидерских компетенций, в которой нуждаются организации на всех уровнях и в течение всего жизненного цикла. Современным лидерам приходится управлять постоянными изменениями. От них ждут эффективного сотрудничества, которое обеспечивает вовлеченность людей за счет стимулирования их активного участия и возможности взять на себя ответственность. Руководители могут соответствовать таким требованиям, только если они владеют основами фасилитации.

Сегодня фасилитацию воспринимают как важный навык, необходимый каждому, кто всерьез заинтересован в развитии своих способностей управлять другими.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...